Содержание и способы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках математики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шелыгина О. Б. Содержание и способы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1466–1470. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85294.htm.
Аннотация. В статье поднимаются вопросы развития нравственного сознания ребенка, рассматриваются компоненты процесса нравственного воспитания (воспитание ума, воли и чувств), определены способы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе обучения математике.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шелыгина Ольга Борисовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образованияkaf_pmdno@vshu.kirov.ru

Содержание и способы духовнонравственного воспитания

младших школьников на уроках математики

Аннотация. В статье поднимаются вопросы развития нравственного сознания ребенка, рассматриваются компоненты процесса нравственного воспитания (воспитание ума, воли и чувств), определены способы духовнонравственного воспитания младших школьников в процессе обучения математике.Ключевые слова: нравственное сознание, духовнонравственное воспитание, воспитание младших школьников, обучение математике.

Духовнонравственное воспитание –это приоритетная задача начальной школы. Именно дети младшего школьного возрастаначинают осознавать ответственность перед людьми, думатьнад смыслом жизни и содержанием ценностей. В школе ребенок проводит большое количество времени. Деятельность учащегосяв школе, отношения с учителямии детьми, совместные переживания и рассуждения–все оказывает влияние на нравственное развитие ребенка. Школа становится главнейшим местомвоспитания. Но воспитание заключается не просто в выработке этикета, стереотипов поведения, но, главное, в развитии мотивов нравственного поведения. Однако мотивы поступков детей часто отличаются от мотивов взрослых, не всегда они контролируются сознанием, и на вопрос, почему ребенок поступил так, а не иначе, он ответить может далеко не всегда. Но уже в младшем школьномвозрасте ребенок может и должен регулировать поведение, оценивать свои действия и мотивы, предвидеть последствия деятельности и ориентироваться не на желание, а на более дальнюю нравственную цель. В основе нравственного воспитания личности –нравственное сознание, становление системыценностей, перевод абсолютных (объективных, общечеловеческих) ценностей в мировоззрение. Развитие нравственного сознания ребенка –обязательное условие нравственного и духовного становления. Нравственное сознание формируется в процессе воспитания ума, чувства и воли.Умственное воспитание заключается в образовании у человека нравственных понятий и убеждений. Именно от правильных убеждений и осознанного понимания сущности добра и зла можно совершатьистиннонравственные поступки. Нравственное убеждение характеризуется уверенностью в понимании должного отношения между людьми, основанного на понимании категорий добра, бескорыстия, взаимопомощи, милосердия. Однако только умственное развитие привело бы к дисгармонии личности.Можно знать нормы поведения, понимать «что хорошо, а что плохо», но ничего не делать и не чувствовать.Приобретение нравственных знаний, таким образом, является необходимым, но недостаточным условием нравственного становления.Именно благодаря чувствам приобретается первоначальное представлениеоб существующей реальности. Импульс от возникших чувств при восприятии чеголибосохраняется в бессознательной памяти. Это оказывает сильнейшее действие при восприятии явления вновь.Исследованиямидоказано, что именно в детском возрасте чувства играют наиболее значительную роль по сравнению с умом или волей. Главную роль чувств и эмоций в процессе воспитания признают ученые Л.И.Божович, Л.И.Рувинский, В.А.Сухомлинский, Е.А.Шовкомуд, М.Г.Яновская и др. Чувства частовозникают спонтанно, неосознанно. Однако чувственным восприятием в определенных случаях необходимо управлять. Это положение относится, прежде всего, к передаче существенных идей и понятий.Понятиялегче усваиваются человеком, если сознание поддерживается соответствующими чувствами, сопровождается «эмоциональным откликом». Особенно важно воспитать эмоциональную отзывчивость

способность сочувствовать и сопереживать живому существу. Однако сочувствие –это необходимое, но недостаточное условие для воспитания нравственности. Нравственное развитие происходит только при активной деятельности субъекта, поэтому для совершения поступков нужна сила воли.Нельзя назвать человека нравственным, если он сочувствует, но ничего не делает, чтобы изменить ситуацию. Для правильного принятия решения нужна сила воли, которая в сочетании с совестью, помогает осуществлять выбори поступать нравственно. Так, по Н.А.Бердяеву, путь совершенства –это волевой творческий акт [1]. И если человек не всегда может повлиять на свои чувства и мысли, то именно свободная воля делает человека ответственным засвои действия. Зло заключается, прежде всего, не в наличии каких либо мыслей и побуждений, а в отклике на них человеческой воли [2]. Именно способность к организации деятельности, поведения, межличностных отношений на основе принятых ценностей выступают одними из основных проявлений волевых качеств личности.В способности к действию воля незаменима, но лишь с опорой наусвоенные ценности и подкрепленная чувствами,она можетсовершать действительно высоконравственные поступки. Именно развитие ума, чувств и воли в единстве может способствовать нравственному становлению. Развитие нравственных качеств должно осуществляться на разных дисциплинах начальной школы. Однако, как показывает практика, данной проблеме уделяется внимание в основном во внеурочной деятельности и на уроках эстетического цикла: на литературном чтении, на музыке, на изобразительном искусстве. Иногда –на уроках окружающего мира. И очень редко –на уроках математики. Рассмотрим способы нравственного воспитания детей на уроках математики.Для формирования нравственного сознания можно:1.Составлять текстовые задачи соответствующего содержания. При этом важно обращать внимание на личностные качества людей (как поступали люди и почему, как воспитать в себе такие качества, можно ли было поступить подругому, как ты бы поступил в такой ситуации, что бы ты мог сделать сейчас?) При этом можно использовать 1)материал из истории. Например, «8сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Сколько дней жили люди в тяжелейших условиях, но при этом поддерживая друг друга и продолжая трудиться, если блокаду сняли только 27января 1944 года?», «Одним из решающих событий, положившем начало коренного перелома в Великой Отечественной войне, была Сталинградская битва (июль 1942 г.–февраль 1943 г.), в которой не жалея своих жизней русские солдаты одержали победу над 300000 группировкой немецкофашистских войск. Уже к середине ноября было уничтожено 1000вражеских танков. Сколько немецких самолетов «было потеряно», если их количество в 14раз больше, чем «потерянных» вражеских танков?», «Первые «сестры милосердия» в русской армии появились при обороне Севастополя от турецких войск в 1855 году. Сколько лет (до настоящего времени) «сестры милосердия» спасают жизни?» 2)краеведческий материал [3]. Например, «Вятский богатырь Павел Банников смог вытащить из болота телегу с 25 пудами зерна. Сколько килограммов зерна спас богатырь (1 пуд –примерно 16кг)?», «За 4 года во время Великой Отечественной войны Кировская область дала армии 4176 танков. Сколько танков собирали (в основном женщины и дети) ежегодно в Кировской области, если предположить, что производительность была одинаковая?»3)материал об известных людях России. Например, «В 1987 году по инициативе известного писателя А.А.Лиханова был создан Детский фонд. Сколько лет Детский фонд, который возглавляет Альберт Анатольевич, помогает детям?», «Известный маршал И.С.Конев был призван в армию в 18лет в 1916году. Сколько лет было Ивану Степановичу, когда он начал борьбу с немецкофашисткими захватчиками в начале Великой отечественной войны?», «Великий хирург Николай Иванович Пирогов, спасший десятки тысяч жизней в мирное время и на полях боев, поступил на медицинский факультет Московского университета совсем юным –в 14лет. А через 12 лет он был уже доктором наук, профессором. Сколько лет было Николаю Ивановичу, когда он стал профессором хирургии?»4)экологический материал [3]. Например, «На территории природного заповедника «Нургуш» обитает 11видов насекомых, 3 вида рыб, 1вид пресмыкающихся, 26 видов птиц и 6видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу. Скольковсего исчезающих животных обитает в этом заповеднике?», «Птицы, как и все животные, большие труженицы. Мы, люди, можем у них многому научится. Подумайте чему, решив задачу. Грач, который гнездится под Москвой, а зимовать улетает во Францию, преодолевает 3000 км, а полярная крачка, которая гнездится по берегам Северного Ледовитого океана, улетает зимовать к Антарктиде. Сколько километров приходится пролететь крачке, если ее путь в 10 раз больше пути грача?!» 5)материал о нравственных поступках людей. Например, «Маша очень любит свою маму и помогает ей. В понедельник Маша моет посуду, во вторник моет пол, в среду гладит белье, в четверг готовит ужин, в пятницу вытирает пыль, в субботу моет обувь, а в воскресенье отдыхает. Что будет делать Маша 20 числа, если месяц начался в пятницу?», «Вова гуляет со своей собакой с 1 июня. С каждым днем Вова увеличивает продолжительность прогулки на 2 минуты. Сколько минут должен будет гулять Вова со своей собакой 29 июня, если Вова ответственный, а первая прогулка была 10 минут?»2.Перед или после решения подобных задач провести беседу о содержании задачи.3.Привлекать детей к составлению подобных задач. Обращать внимание на задачи, где описываются нравственные поступки самих детей –это стимулирует их на нравственные действия (например, помочь родителям, подоброму отнестись к просьбам друзей или соседей, сделать подарки для ветеранов и т.п. и рассказать об этом одноклассникам, составив задачу).4.Составлять задания, используя потенциал русского фольклора.При этом можно использовать1)пословицы. Например, «Реши примеры и составь пословицу (каждому ответу соответствует слово). Объясни, что она означает, чему учит». 72:8 42:6 78:6 96:8 25:5 50:27 –земля, 13 –и, 25 –мила, 12 –в, 9 –своя, 5 –горсти.2)поговорки. Например, при работе с поговоркой «мал золотник да дорог» сначала обсудить значение поговорки (каждый человек, независимо от возраста, ценен), а потом предложить работу по ней: сосчитать количество слов и это число умножить на количество гласных.3)«путешествие по сказке», при котором обращается внимание детей, что сказочному герою нужна помощь, без нее он не справится. Например, в течение всего урока дети пытаются «спасти братца Иванушку от бабы Яги» и для этого выполняют ряд заданий.5.При выполнении математического задания расшифровывать (составлять) слово, означающее какуюнибудь нравственную ценность. Например, «Реши уравнения и составь слово (каждому корню уравнения соответствует буква). Объясни, что слово означает, приведи примеры».1)х:8=9 6) 27:у=9 2)х:6=2 7) у×5=453)9×у=63 8) х:4=364)36:х=6 9) у×7=285)8×у=64 10) х:8=4Р–9, О–6, И–4, Д–36, Л–7, М–72, Е–3, Е–32, И–12, С–8

«Разложи числа на разрядныеединицы, прочти слово, объясни, что оно означает и как связано с вашей жизнью».48, 37, 57, 99, 59, 32, 42, 98, 49, 97 десятки

ЕДИНИЦЫ

54397луие9сико8вмтд2ярен

6.Использовать ребусы, анаграммы, где возможнообсуждение разных ситуаций и их последствий.Например, УДАР+УДАРДРАКА

7.Разрабатывать дидактические игры, где можно мотивировать детей на нравственные поступкиНапример,1) игра «Маршрут».«Самолет должен лететь над городами в указанном порядке (например, от меньшего числа к большему). В маршруте порядковый номер каждого города зашифрован примером. Нужно решить правильно примеры и рассказать как двигался самолет».На доскевиситкарта с указанными городами и примерами

Архангельск Мурманск Москва42+16= 34+18= 22+19=

Киров Нижний Новгород Волгоград Пермь38+27= 14+66= 58+18= 35+25= Дети выполняют задание, а учитель обращает внимание на то«Какая у нас огромная, великая страна, ей можно гордиться, но для того, чтобы она и дальше процветала, нужно каждому из нас прилагать усилия. Подумайте, что вы можете сделать для свой страны и для своего города уже сейчас, не смотря на то, что вы пока вы ещемаленькие?»2) «Лото».Для того чтобы сделать лото, берется карточка, разбивается на прямоугольники. В них пишутся числа, которые являются значениями выражений, записанных на фишках.Например, карточка лото может иметь вид:

547460601112453035623

Открытка, на которой может быть изображена репродукция картинырусского художника, историческая личность, достопримечательность страны или города, явление природы и т.д., делится на такое количество частейпрямоугольников, сколько клеточек на карточке лото. На прямоугольники с чистой стороны записываютсясоответствующие выражения, после чего разрезаем. Очень важно, чтобы вырезанные прямоугольники (будущие фишки лото) и клеточки были равны между собой. В данном случае это будут следующие выражения:6х949:780:202х3012х577:796:85х990:351:178х769:3Если ученик выполнил все вычисления правильно, то он сможет собрать открытку, которая была первоначально разрезана.После чего учитель обязательно обращает внимание на получившееся изображение и комментирует его так, чтобы вызвать у детей гордость за свою страну и желание жить в этой стране достойным человеком.4)

Кроссворды.«Реши примеры, ответы запиши в кроссворд.1)+969 856

2) +18426 97963) 8723 54) 7602:6=

5) _43213 16149

2.



1.









3.

4.













5.



Выпиши цифры на пересечениях горизонтали и вертикали, расположи их в порядке возрастания –узнаешь год большой победы русских дружиннад ратью Мамая. Через 2 года, в ____ произойдет Куликовская битва».После выполнения задания учитель спрашивает, какими качествами должны обладать воины, защищающие свою страну, чтобы победить, как можно воспитать в себе такие качества.8.Использовать разные формы работы. А именно, при организации работы в группах говорить об умении выслушать каждого, о необходимости работать дружно, сообща. Учитель должен отметить вклад каждого. Таким образом, зная содержание духовнонравственного воспитания, можно использовать различные способы воспитания младших школьников на уроках математики.

Ссылки на источники1.Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / ред. –сост. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. –М.: Московский психологосоциальный институт, 1999. –312 с.2.О вере и нравственности по учению православной церкви. / Ред. коллегия митр.Филарет, В.Стойков, В.Цыпин. –М.: Издание Московской патриархии, 1991. –368с.3.Шелыгина О.Б., Бабкина ОН. Сборник задач с краеведческим материалом для начальной школы.–Киров: Издво ВятГГУ, 2011. –30 с.