Применение проблемно-модельного тренинга в условиях педагогического проектирования
Выпуск:
ART 85324
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фоминых
М.
В. Применение проблемно-модельного тренинга в условиях педагогического проектирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1616–1620. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85324.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается потенциал проблемно-модельного тренинга в условиях педагогического проектирования в системе профессионально-педагогического образования, уточняется сущность проектирования в образовании.
Ключевые слова:
моделирование, проектирование, студент высшего учебного заведения, учебно-воспитательный процесс, проблемно-модельный тренинг
Текст статьи
Фоминых Мария Вячеславовнакандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ВПО РГППУ, г.Екатеринбургfominykh.maria12@yandex.ru
Применение проблемномодельного тренинга в условиях педагогического проектирования
Аннотация.В данной статье рассматривается потенциал проблемномодельного тренинга в условиях педагогического проектирования в системе профессиональнопедагогического образования, уточняется сущность проектирования в образовании.Ключевые слова:проектирование, студент высшего учебного заведения, учебновоспитательный процесс, проблемномодельный тренинг, моделирование
Прежде всего, стоит отметить, что термин ©проектированиеª заимствован педагогикой из технической области знания, где он означает создание опережающей проекции того, что затем будет материализовано.В литературе приводятся различные определений процесса проектирования. Одно из самых ранних принадлежит М.Азимову [10], который полагал, что процесс проектирования это принятие решений в условиях неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки. При этом, Шендрик И.Г. в качестве основных черт реализации проектировочного подхода во взаимодействии с действительностью выделяет следующие [10]:непосредственная связь с актуальными потребностями субъектов, участвующих в проектировании и существующим контекстом объективных условий реализации проектировочного процесса;непосредственная связь проектировочного процесса с необходимостью последовательно принятия субъектом ответственных решений;итерационный характер проектирования, проявляющийся в том, что в ходе приближения к удовлетворительному решению приходится многократно моделировать объект и принимать соответствующие решения;выраженная ориентация на научные знания, предполагающая постоянную опору на использование научных основ ипоиск необходимой научной информации;практикоориентированный характер, проявляющийся в целях и критериях завершенности проектирования, ориентированных на реализуемость объектов;интеллектуальный характер;информационный характер; готовность использовать оправдавшие на практике, но не нашедшие объяснение в науке схемы деятельности, конструкции, технологии практиковосприимчивость.Широкая сфера применения понятия ©проектированиеª приводит к тому, что отдельные его функции отождествляются с целостным процессом.Как отмечает Шендрик И.Г., в самом общем виде под проектированиемна сегодняшний день понимается организация процесса искусственного преобразования какоголибо объекта, процесса или явления, приводящего к качественному изменению ситуации. Самое существенное в этом определении это возможность любому желающему человеку сравнить и оценить то, что было до начала проектирования и то, что появилось нового после окончания этого процесса [10].Проектирование начинается с творческого акта целеполагания и одновременного моделирования широкого социокультурного контекста проекта, в котором поставленная цель проектирования проблематизируется относительно средств ее реализации. Результат проектирования это представление субъекта о такой деятельности, реализация которой приведет к желаемому будущему. Так, как выявляет Шендрик И.Г., проектирование образовательного пространства субъекта является деятельностью, обеспечивающей постановку и решение задач из зоны его ближайшего развития путем выбора для освоения необходимых для этого элементов культуры. Проектирование является деятельностью по выработке субъектом представлений о желаемом образе будущего, а также путей и средств его достижения, т.е. создание необходимых предпосылок для осуществления преобразующей деятельности, которая продвинет субъекта в обретении желаемой им жизни. Создание проекта сопровождается постановкой ряда вопросов, от правильности ответа на которые зависит его успех. Критерии правильности должны выходить за рамки проекта, т.е. быть той внешней опорой, основанием, благодаря которому замысел (представление о будущем) приобретает черты устойчивости и реализуемости. Таким образом, рассмотрение проблемномодельного тренинга как одной из форм педагогического проектирования представляется наиболее значимым.Тренинг в общепринятом понятии это интенсивная форма обучения, сочетающая краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за короткий промежуток времени (одинпять дней). Важно отметить, что классическая педагогическая триада (стадии обучения) ©знанияумениянавыкиª работает и здесь. Сначала человеку чтото объясняется (знания, информация), затем он тренируется, отрабатывает полученную модель (умения), затем закрепляет (переводит умение в навык). Вопрос только в том, чего в занятии больше: если 99% знаний, это лекция. Если 99% отработка умений и навыков, это тренинг. Но в любом случае все три компонента должны сохраниться, иначе в психике человека не закрепятся те модели, ради которых тренинг и затевался.Так, мы определим проблемномодельный тренинг как интенсивную форму обучения, при которой в короткий промежуток времени создаются проблемные ситуации и организуется деятельностьобучающихся по решению учебных и воспитательных проблем, обеспечиваяоптимальное сочетание их самостоятельности, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, обеспечивающий использование специализированных знаний в будущей профессиональной деятельности; планирования учебных проектов в условиях моделирования изучаемых явлений. Методическую систему воспитания и обучения студентов профессиональнопедагогического вузабазовым учебным дисциплинам определим как совокупность взаимосвязанных компонентов: профессионально значимых целей; содержания, в соответствии с квалификационными требованиями данной отрасли к подготовке педагога профессионального образования; средств, организационных форм и методов проблемномодельного обучения, формирующихся и развивающихся в смоделированной среде. Так, выделим ряд требований, при которых возможности проблемномодельного тренинга наиболее эффективны в условиях профессиональнопедагогического образования: в данном случае проблемномодельный тренинг должен быть:
интересным, т.е. не сводиться к формальному выполнению;
особо важное значение должно иметь формирование проблемы, основополагающего вопроса, можно сказать, что это центральное место. Проблема, выраженная в виде основополагающего вопроса должна иметь обобщенный характер, можно сказать, нести мировоззренческий, философский, онтологический смысл
свободным, т.е. обеспечивающей обучающемуся возможность реализоваться в ней, используя все свои способности;
особая роль должна отводится не только развитию производственнотехнологических и организационноуправленческих навыкам, но и навыкам методической работы.Так, потенциал проблемномодельного тренинга заключен в возможностях интеграции проблем индивидуального и коллективного обучения и воспитания; в организации деятельности, обеспечивающей оптимальное сочетание самостоятельности студентов в поисковой деятельности проблемного характера, обеспечивающей использование специализированных знаний в будущей профессиональной деятельности; а также умение убеждать других в своей правоте, отстаивать на деле свои взгляды, ставить цели и решать их[9]. Педагог профессионального образования это специалист интегрального профиля, объективно призванный обладать универсальносинтетическими знаниями и универсальнофункциональной деятельностью и, следовательно, обладать синтетической компетенцией объединять в своей деятельности данные различных сфер деятельности, порой далеко выходящие за рамки выполнения конкретных операций (Г.М. Романцев [12]). Педагог профессионального образования должен уметь не только обучать, но и владеть определенным видом профессиональной деятельности, а в необходимых случаяхосуществлять ее (Н.К. Чапаев [12]). При реализации деятельности педагога профессионального образования происходит не процесс простого усвоения ©предметаª, а процесс овладения специальностью. Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования) профессиональнопедагогического учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется его профессиональная деятельность. В данном процессе происходит целостное становление личности, ее образование, социализация,и профессионализация. Это порождает необходимость признания учебной профессиональной деятельности как необходимого звена целостной подготовки будущего педагога профессионального образования как разносторонней социально активной личности, человека с высокой духовнонравственной культурой. Так, роль проблемномодельного тренинга здесь представляется наиболее значимой.
В Российской Федерации основной путь получения профессиональнотехнического и профессиональнопедагогического образования в профессиональнопедагогических и профессиональнотехнических и профессиональнопедагогических учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Профессиональнопедагогическое образование подготовка преподавателей технических дисциплин и (или) мастеров производственного обучения. Подобные программы могут содержать и психологопедагогические дисциплины в том случае, если на обучение принимаются лица, имеющие квалификацию и опыт практической работы в области избранной технической специальности. Профессиональнопедагогическое высшее учебное заведение учебное заведение, целью которого является выпуск компетентного в своей области специалиста как всестороннее развитой личности; это учебное заведение, где обучение направлено на овладение человеком определенных навыков и знаний в сфере выбранной специальности. Выпускники профессиональнопедагогических вузов часто ©теряютсяª среди выпускников других высших учебных заведений, устраиваются на работу не по специальности, не могут найти подходящую работу. Национальная доктрина образования РФ обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования системы образования и повышения качества подготовки и уровня квалификации педагогических кадров. Поэтому систематическое совершенствование всего дела подготовки учителей и других работников учреждений образования является объективной необходимостью. Выдвигаемые жизнью принципиально новые задачи постоянно требуют пересмотра традиционного подхода к изменению содержания и методики подготовки учителей, осуществления их на подлиннонаучной основе. Компетентностиэто содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми. Они содержат основы современного научного знания, принципы и закономерности существования и развития множества предметов и явлений действительности. Компетенцииэто обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в их структуру деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационный и эмоциональноволевой компоненты. Важной составляющей компетенций является опыт интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью получили название ключевых: политические и социальныекомпетенции способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятияи общества, участвовать в функционировании гражданских институтов; межкультурныекомпетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;коммуникативнаякомпетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet; социальноинформационнаякомпетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ; персональнаякомпетенция готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Реализация компетентностного подхода связана с удовлетворением потребности человека в профессиональном образовании, обогащающем возможности его осуществления; формирование стратегий личностного и профессионального развития. Именно такой подход позволяет обеспечить конкурентоспособность специалистов [3; С.79]. Эффект достигается решением следующих задач:
мотивирование личностного и профессионального развития;
формирование профессиональной компетентности;
освоение социальнокоммуникативных, общепрофессиональных и специальных компетенций;
развитие метапрофессиональных качеств;
формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;
проектирование альтернативных сценариев своего профессионального будущего. Следует сделать вывод: если выпускник профессиональнопедагогического вуза будет всесторонне развитой личностью, будет способным общаться на иностранном языке (на принятом как международный английском ) с коллегами из других стран с целью передачи/приема опыта; будет уметь читать журналы/газеты и другую литературу на иностранном языке; будет готовым к постоянному повышению образовательного уровня, будет иметь потребность в актуализации и реализации своего личностногопотенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию, то ему не составит труда найти хорошую работу по специальности.
Ссылки на источники1.Анисов, А.М. Проблема истины и ценностей в историческом познании [Электронный ресурс] // Теоретический журнал Credo new, 2002, № 2. Режим доступа : http://www.credonew.ru/index.htmЗагл. с экрана.2. Быков, А.К. Методы активного социальнопсихологического обучения:Учебное пособие / А.К. Быков. М.: ТЦ Сфера, 2005. 160 с. 3. Гайфуллин В.Г. Формирование профессиональнопедагогических качеств будущего учителя на основе применения квалификационной характеристики. //Профессиональнопедагогическая направленность при подготовке учителя: Межвуз. сб. начн. тр. РостовнаДону, 1986, С. 7899.4. Гребенюк, О. С.. Общие основы педагогики : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Гребенюк,М. И. Рожков. М.: Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2003. 160 с.5. КларинМ.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта// Педагогика. 2000. №7. с. 15 19.6. Кохановский [и др.]. Философия и наука //Изд. 4е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007, 322с.7. Литвиненко М.В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения: Методическое пособие. М.: Издво МИИГАиК, 2006. 60 с.8. Немов Р.С. Психология Том 1,2,3 //©Владосª Москва 2001. С.5467; С 267298; С.445452.9.Махмутов, М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. 231с. 10. Методические рекомендации по курсу©Проектирование в образованииª для слушателей ФПК. /составитель Шендрик И.Г. Екатеринбург, 2010. 34с.12. Чапаев, Н.К. Tеоретикометодические основыпедагогической интеграции : дис. … докт. пед. наук : 13.00.01 / Н.К. Чапаев ; Уральский гос. проф.пед. унт. Екатеринбург, 1998 462 с. 13. Jonbenn B. ©Plays in Teachingª.OTR Press, London, 2007, 339p.
Применение проблемномодельного тренинга в условиях педагогического проектирования
Аннотация.В данной статье рассматривается потенциал проблемномодельного тренинга в условиях педагогического проектирования в системе профессиональнопедагогического образования, уточняется сущность проектирования в образовании.Ключевые слова:проектирование, студент высшего учебного заведения, учебновоспитательный процесс, проблемномодельный тренинг, моделирование
Прежде всего, стоит отметить, что термин ©проектированиеª заимствован педагогикой из технической области знания, где он означает создание опережающей проекции того, что затем будет материализовано.В литературе приводятся различные определений процесса проектирования. Одно из самых ранних принадлежит М.Азимову [10], который полагал, что процесс проектирования это принятие решений в условиях неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки. При этом, Шендрик И.Г. в качестве основных черт реализации проектировочного подхода во взаимодействии с действительностью выделяет следующие [10]:непосредственная связь с актуальными потребностями субъектов, участвующих в проектировании и существующим контекстом объективных условий реализации проектировочного процесса;непосредственная связь проектировочного процесса с необходимостью последовательно принятия субъектом ответственных решений;итерационный характер проектирования, проявляющийся в том, что в ходе приближения к удовлетворительному решению приходится многократно моделировать объект и принимать соответствующие решения;выраженная ориентация на научные знания, предполагающая постоянную опору на использование научных основ ипоиск необходимой научной информации;практикоориентированный характер, проявляющийся в целях и критериях завершенности проектирования, ориентированных на реализуемость объектов;интеллектуальный характер;информационный характер; готовность использовать оправдавшие на практике, но не нашедшие объяснение в науке схемы деятельности, конструкции, технологии практиковосприимчивость.Широкая сфера применения понятия ©проектированиеª приводит к тому, что отдельные его функции отождествляются с целостным процессом.Как отмечает Шендрик И.Г., в самом общем виде под проектированиемна сегодняшний день понимается организация процесса искусственного преобразования какоголибо объекта, процесса или явления, приводящего к качественному изменению ситуации. Самое существенное в этом определении это возможность любому желающему человеку сравнить и оценить то, что было до начала проектирования и то, что появилось нового после окончания этого процесса [10].Проектирование начинается с творческого акта целеполагания и одновременного моделирования широкого социокультурного контекста проекта, в котором поставленная цель проектирования проблематизируется относительно средств ее реализации. Результат проектирования это представление субъекта о такой деятельности, реализация которой приведет к желаемому будущему. Так, как выявляет Шендрик И.Г., проектирование образовательного пространства субъекта является деятельностью, обеспечивающей постановку и решение задач из зоны его ближайшего развития путем выбора для освоения необходимых для этого элементов культуры. Проектирование является деятельностью по выработке субъектом представлений о желаемом образе будущего, а также путей и средств его достижения, т.е. создание необходимых предпосылок для осуществления преобразующей деятельности, которая продвинет субъекта в обретении желаемой им жизни. Создание проекта сопровождается постановкой ряда вопросов, от правильности ответа на которые зависит его успех. Критерии правильности должны выходить за рамки проекта, т.е. быть той внешней опорой, основанием, благодаря которому замысел (представление о будущем) приобретает черты устойчивости и реализуемости. Таким образом, рассмотрение проблемномодельного тренинга как одной из форм педагогического проектирования представляется наиболее значимым.Тренинг в общепринятом понятии это интенсивная форма обучения, сочетающая краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за короткий промежуток времени (одинпять дней). Важно отметить, что классическая педагогическая триада (стадии обучения) ©знанияумениянавыкиª работает и здесь. Сначала человеку чтото объясняется (знания, информация), затем он тренируется, отрабатывает полученную модель (умения), затем закрепляет (переводит умение в навык). Вопрос только в том, чего в занятии больше: если 99% знаний, это лекция. Если 99% отработка умений и навыков, это тренинг. Но в любом случае все три компонента должны сохраниться, иначе в психике человека не закрепятся те модели, ради которых тренинг и затевался.Так, мы определим проблемномодельный тренинг как интенсивную форму обучения, при которой в короткий промежуток времени создаются проблемные ситуации и организуется деятельностьобучающихся по решению учебных и воспитательных проблем, обеспечиваяоптимальное сочетание их самостоятельности, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, обеспечивающий использование специализированных знаний в будущей профессиональной деятельности; планирования учебных проектов в условиях моделирования изучаемых явлений. Методическую систему воспитания и обучения студентов профессиональнопедагогического вузабазовым учебным дисциплинам определим как совокупность взаимосвязанных компонентов: профессионально значимых целей; содержания, в соответствии с квалификационными требованиями данной отрасли к подготовке педагога профессионального образования; средств, организационных форм и методов проблемномодельного обучения, формирующихся и развивающихся в смоделированной среде. Так, выделим ряд требований, при которых возможности проблемномодельного тренинга наиболее эффективны в условиях профессиональнопедагогического образования: в данном случае проблемномодельный тренинг должен быть:
интересным, т.е. не сводиться к формальному выполнению;
особо важное значение должно иметь формирование проблемы, основополагающего вопроса, можно сказать, что это центральное место. Проблема, выраженная в виде основополагающего вопроса должна иметь обобщенный характер, можно сказать, нести мировоззренческий, философский, онтологический смысл
свободным, т.е. обеспечивающей обучающемуся возможность реализоваться в ней, используя все свои способности;
особая роль должна отводится не только развитию производственнотехнологических и организационноуправленческих навыкам, но и навыкам методической работы.Так, потенциал проблемномодельного тренинга заключен в возможностях интеграции проблем индивидуального и коллективного обучения и воспитания; в организации деятельности, обеспечивающей оптимальное сочетание самостоятельности студентов в поисковой деятельности проблемного характера, обеспечивающей использование специализированных знаний в будущей профессиональной деятельности; а также умение убеждать других в своей правоте, отстаивать на деле свои взгляды, ставить цели и решать их[9]. Педагог профессионального образования это специалист интегрального профиля, объективно призванный обладать универсальносинтетическими знаниями и универсальнофункциональной деятельностью и, следовательно, обладать синтетической компетенцией объединять в своей деятельности данные различных сфер деятельности, порой далеко выходящие за рамки выполнения конкретных операций (Г.М. Романцев [12]). Педагог профессионального образования должен уметь не только обучать, но и владеть определенным видом профессиональной деятельности, а в необходимых случаяхосуществлять ее (Н.К. Чапаев [12]). При реализации деятельности педагога профессионального образования происходит не процесс простого усвоения ©предметаª, а процесс овладения специальностью. Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования) профессиональнопедагогического учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется его профессиональная деятельность. В данном процессе происходит целостное становление личности, ее образование, социализация,и профессионализация. Это порождает необходимость признания учебной профессиональной деятельности как необходимого звена целостной подготовки будущего педагога профессионального образования как разносторонней социально активной личности, человека с высокой духовнонравственной культурой. Так, роль проблемномодельного тренинга здесь представляется наиболее значимой.
В Российской Федерации основной путь получения профессиональнотехнического и профессиональнопедагогического образования в профессиональнопедагогических и профессиональнотехнических и профессиональнопедагогических учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Профессиональнопедагогическое образование подготовка преподавателей технических дисциплин и (или) мастеров производственного обучения. Подобные программы могут содержать и психологопедагогические дисциплины в том случае, если на обучение принимаются лица, имеющие квалификацию и опыт практической работы в области избранной технической специальности. Профессиональнопедагогическое высшее учебное заведение учебное заведение, целью которого является выпуск компетентного в своей области специалиста как всестороннее развитой личности; это учебное заведение, где обучение направлено на овладение человеком определенных навыков и знаний в сфере выбранной специальности. Выпускники профессиональнопедагогических вузов часто ©теряютсяª среди выпускников других высших учебных заведений, устраиваются на работу не по специальности, не могут найти подходящую работу. Национальная доктрина образования РФ обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования системы образования и повышения качества подготовки и уровня квалификации педагогических кадров. Поэтому систематическое совершенствование всего дела подготовки учителей и других работников учреждений образования является объективной необходимостью. Выдвигаемые жизнью принципиально новые задачи постоянно требуют пересмотра традиционного подхода к изменению содержания и методики подготовки учителей, осуществления их на подлиннонаучной основе. Компетентностиэто содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми. Они содержат основы современного научного знания, принципы и закономерности существования и развития множества предметов и явлений действительности. Компетенцииэто обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в их структуру деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационный и эмоциональноволевой компоненты. Важной составляющей компетенций является опыт интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью получили название ключевых: политические и социальныекомпетенции способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятияи общества, участвовать в функционировании гражданских институтов; межкультурныекомпетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;коммуникативнаякомпетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet; социальноинформационнаякомпетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ; персональнаякомпетенция готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Реализация компетентностного подхода связана с удовлетворением потребности человека в профессиональном образовании, обогащающем возможности его осуществления; формирование стратегий личностного и профессионального развития. Именно такой подход позволяет обеспечить конкурентоспособность специалистов [3; С.79]. Эффект достигается решением следующих задач:
мотивирование личностного и профессионального развития;
формирование профессиональной компетентности;
освоение социальнокоммуникативных, общепрофессиональных и специальных компетенций;
развитие метапрофессиональных качеств;
формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;
проектирование альтернативных сценариев своего профессионального будущего. Следует сделать вывод: если выпускник профессиональнопедагогического вуза будет всесторонне развитой личностью, будет способным общаться на иностранном языке (на принятом как международный английском ) с коллегами из других стран с целью передачи/приема опыта; будет уметь читать журналы/газеты и другую литературу на иностранном языке; будет готовым к постоянному повышению образовательного уровня, будет иметь потребность в актуализации и реализации своего личностногопотенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию, то ему не составит труда найти хорошую работу по специальности.
Ссылки на источники1.Анисов, А.М. Проблема истины и ценностей в историческом познании [Электронный ресурс] // Теоретический журнал Credo new, 2002, № 2. Режим доступа : http://www.credonew.ru/index.htmЗагл. с экрана.2. Быков, А.К. Методы активного социальнопсихологического обучения:Учебное пособие / А.К. Быков. М.: ТЦ Сфера, 2005. 160 с. 3. Гайфуллин В.Г. Формирование профессиональнопедагогических качеств будущего учителя на основе применения квалификационной характеристики. //Профессиональнопедагогическая направленность при подготовке учителя: Межвуз. сб. начн. тр. РостовнаДону, 1986, С. 7899.4. Гребенюк, О. С.. Общие основы педагогики : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Гребенюк,М. И. Рожков. М.: Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2003. 160 с.5. КларинМ.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта// Педагогика. 2000. №7. с. 15 19.6. Кохановский [и др.]. Философия и наука //Изд. 4е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007, 322с.7. Литвиненко М.В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения: Методическое пособие. М.: Издво МИИГАиК, 2006. 60 с.8. Немов Р.С. Психология Том 1,2,3 //©Владосª Москва 2001. С.5467; С 267298; С.445452.9.Махмутов, М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. 231с. 10. Методические рекомендации по курсу©Проектирование в образованииª для слушателей ФПК. /составитель Шендрик И.Г. Екатеринбург, 2010. 34с.12. Чапаев, Н.К. Tеоретикометодические основыпедагогической интеграции : дис. … докт. пед. наук : 13.00.01 / Н.К. Чапаев ; Уральский гос. проф.пед. унт. Екатеринбург, 1998 462 с. 13. Jonbenn B. ©Plays in Teachingª.OTR Press, London, 2007, 339p.