Выявление потребительских предпочтений при выборе растительного масла на примере г. Омска

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобровская Е. В. Выявление потребительских предпочтений при выборе растительного масла на примере г. Омска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1656–1660. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85332.htm.
Аннотация. В работе представлены данные о тенденциях развития российского рынка растительного масла. Рассмотрены основные производители растительного масла в России, факторы, влияющие на выбор растительного масла потребителями г. Омска. Проанализированы результаты опроса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бобровская Елена Владимировна,Кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Омского государственного аграрного университета им.П.А.Столыпина, г.Омскbobrowskayaelena@mail.ru

Выявление потребительских предпочтений при выборе растительного масла на примере г.Омска

Аннотация.В работе представлены данные о тенденциях развития российского рынка растительного масла. Рассмотрены основные производители растительного масла в России. Рассмотрены факторы, влияющие на выбор растительного масла потребителями г.Омска. Проанализированы результаты опроса. Ключевые слова:рынок растительного масла, опрос, результаты анкетирования, факторы, влияющие на выбор потребителя.

Растительное масло является одним из видов пищевых жиров. В мировом производстве для получения растительных масел используют семена подсолнечника, сои, льна, рапса, арахиса, горчицы, мякоть плодов кокосовых и масличных пальм, орехов и др.Растительное масло относится к продуктам первой необходимости, т.к. традиционно применяется домашними хозяйствами для приготовления блюд. К тому же растительные масла широко используются в таких отраслях как кондитерская, молочная, хлебопекарная, применяются при изготовлении майонеза и маргарина. ВРоссии к основным возделываемым масличным культурам относится подсолнечник, на долю которого приходится более 70% производимого растительного масла.В России состав подсолнечного масла определяется техническим регламентом ГОСТ Р 524652005[1]. Органолептические показатели должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.Таблица 1. Органолептические показатели подсолнечного масла

Наименование показателяХарактеристика подсолнечного масларафинированногонерафинированногодезодорированного

недезодорированногоВысшийсортПервый сортДля промышленной переработкиПремиумВысший сортПервый сортПрозрачностьПрозрачное без осадка

Допускается легкое помутнение или «сетка» над осадкомне нормируетсяЗапах и вкусБез запаха, обезличенныйвкусСвойственные подсолнечному маслу, без посторонних запаха и привкусаПодсолнечное масло в зависимости от обработки, уровня значений показателей качества и назначения подразделяют на марки в соответствии с таблицей 2.





Таблица 2.Подразделение подсолнечного масла на марки

Марка подсолнечного маслаНазначениеРафинированное дезодорированное «Премиум»Для непосредственного употребления в пищу и производства продуктов детского и диетического питанияРафинированное дезозорированное «Высший сорт»Для непосредственного употребления в пищу и производства пищевых продуктов

Рафинированное дезодорированное «Первый сорт»Рафинированное недезодорированное

Для производства пищевых продуктов (только прессовое масло) и промышленной переработкиНерафинированное «Высший сорт»Для непосредственного употребления в пищу и производства пищевых продуктов и промышленной переработкиНерафинированное «Первый сорт»Нерафинированное для промышленной переработкиДля промышленной переработки

По жирнокислотному составу в подсолнечном масле преобладает линолевая кислота (48,377,0%), олеиновая кислота составляет от 14 до 39,4%, пальмитиновая от 5,0 до 7,6%.Эти жирные кислоты относятся к незаменимым, не синтезируемым в организме компонентам, потребность в которых может быть удовлетворена только за счет пищи. В зависимости от соотношения этих кислот растительные масла условно делятся на следующие группы:

линолевоолеиновая группа (подсолнечное, хлопковое, арахисовое, кукурузное);

линолеволиноленовая группа (соевое);

олеопальмитиновая группа (оливковое, пальмовое);

лауриновая группа (кокосовое, пальмоядровое);

эруковая группа (рапсовое, горчичное).Содержание фосфорсодержащих веществ, токоферола, восков, влаги, летучих веществ, перекисного числа, а также сорт зависят от способа отжима, экстракции и последующей обработки масла[2].

Потребительская ценность подсолнечного масла определяется высокой энергетической ценностью, содержанием ненасыщенных жирных кислот, витаминов А, Е и других ценных компонентов для питания человека. Подсолнечное и другие виды растительных масел широко используются в диетическом питании, их включают в свой рацион потребители, которые заботятся о своем здоровье. В настоящее время в связи с распространением здорового образа жизни потребители все чаще используют в своем рационе растительное масло.В мае 2014 года маркетинговое агентство DISCOVERYReseartchGroupзавершило исследование российского рынка растительного масла. По результатам исследования объем рынка растительного масла в 2013 г. составил более 3 млн.т. в натуральном выражении. Темп роста объема рынка находился на уровне 5%. Самым крупным сегментом рынка является подсолнечное масло, его доля составляет 85%. Доля соевого масла составила 9%. В России в 2013 году наблюдается сокращение объемов производства по некоторым группам, например, нерафинированному подсолнечному маслу.

На мировом рынке растительного масла наблюдается тенденция к увеличению объемов производства. Основными потребителями являются Индия и Китай, на долю России приходится всего 1,2%[3].

Абсолютными лидерами по производству растительного масла являются Южный и Приволжский федеральные округа –73,2%. Основная часть соевого масла производится Дальневосточным федеральным округом. По структуре произведенного растительного масла лидирует подсолнечное –86,8%, на долю соевого масла приходится 7,9%, рапсового –4,8%

Самым крупным переработчиком является агропромышленная компания «Юг Руси», рыночная доля которой в сегменте сырого подсолнечного масла составляет 23,2%,на втором месте холдинг «Солнечные продукты» 12,4%, на долю компании «Астон»приходится 7,1%[4].

Одним из первых брендов растительного масла в России является «Олейна», ассортимент включает в себя: подсолнечное масло, кукурузное масло, подсолнечное масло Микс с оливковым маслом, подсолнечное масло, обогащенное витаминами А, Е, D,F. Торговые марки «Олейна» и «Идеал» принадлежат американской компании BungeLtd. С 2009 г. подсолнечное масло под этим торговыми марками выпускается в России. Владелец брендов «Золотая семечка», «Злато», «Аведовъ» агропромышленная компания «Юг Руси». В состав группы входит более 20 предприятий Ростовской, Волгоградской областей и Краснодарского края. Торговая марка «Слобода» принадлежит компании «ЭФКО» и производится в Белгородской области. Под этой маркой выпускаются рафинированное дезодорированное подсолнечное масло различной фасовки, а также майонезы.В Омской области в 2014 году был введен в действие маслоэкстракционный завод «ПродэксОмск», входящий в состав агропромышленной компании «Юг Сибири». Мощность предприятия составляет до 145 тыс.тонн перерабатываемого масличного сырья, это позволит производить более 53 тыс.тонн масла и 55 тыс.тонн шрота в год. ООО «Юг Сибири» эксклюзивный дистрибьютор крупнейших маслоэкстракционных заводов, расположенных на территории Сибири: ООО «АгроСибРаздолье», ЗАО «Бийский маслоэкстракционный завод», ООО «ПродэксОмск».По данным 2014 года компания «Юг Сибири» заняло четвертую позицию среди крупнейших федеральных производителей. Компания производит подсолнечное масло бутилированное, салатные масла под торговой маркой «Янтарь Алтай»: кедровое, облепиховое, тыквенное и льняное, рапсовоемасло, соевое масло, шрот (подсолнечный, соевый и рапсовый) и топливные брикеты из лузги подсолнечника. В ближайшей перспективе компании –дальнейшее расширение рынков сбыта и увеличение доли рынка. В настоящее время продукция предприятия экспортируется в Китай[5]. Потребление растительного маслав РФ в 2011 г составило 13,4 кг на душу населения, в 2012 году –13,5 кг, в 2013 году –13,7 кг[6].С целью выявления потребительских предпочтений при выборе растительного масла был проведен опрос потребителей, проживающих в Центральном административном округегорода Омска.В качестве орудия исследования выбрана анкета. Анкета представляет собой ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы.Чтобы определить какое количество людей необходимо опросить используем формулу вероятностной выборки: n=; n–объём выборки;N–численность генеральной совокупности;t–коэффициент доверия (t=2); Δ–предельная ошибка выборки;σ2–дисперсия (σmax=0,25);Если N=271400, тоn= =400человекСтруктура выборки респондентов представлена в таблице 2.Таблица 3

Структура выборки респондентов

Признак группировкиКатегорияДоля, %Полженский58мужской42Возраст20301531403841503151601461702Среднемесячный доход

на человека, руб.До 30001330006000466001100003210001150007Свыше 150002Семейное положениеХолост/не замужем28Женат/замужем72Количество членов семьи, чел.110217335426512Социальный статусРабочий30Учащийся10Служащий37Предприниматель8Пенсионер15

В опросе приняли участие 58% женщин и 42% мужчин. Преобладание женщин объясняется тем, что они чаще всего совершают покупки продуктов питания.Семейное положение у большинства опрашиваемыхженат/замужем –72%.Анализ респондентов по возрасту показал, что основная часть потребителей (69%) –этолюди от 30 до 50 лет. Также в опросе приняли участие люди пенсионного возраста, которые употребляют данный продукт в пищу. Следует отметить, что у большинства респондентов, принявших участие в опросе, количество членов семьи составляет от 3 до 4 человек (61%). Если говорить о доходах, то у большей части респондентов среднемесячный доход на одного человека составляет от 3000 до 6000 рублей (46%), от 6001 до 10000 рублей у 32% опрошенных.Респонденты по роду занятий представляли разные группы населения: рабочие, служащие, учащиеся, предприниматели, пенсионеры.При ответе на вопрос: «Подсолнечное масло какой торговой марки вы покупаете чаще всего?» результаты распределились следующим образом: 60% опрошенных предпочитают подсолнечное масло торговой марки «Золотая семечка», 18% выбирают «Олейну», 12% масло под торговой маркой «Слобода», 7% отдали предпочтение торговой марке «Злато», 3% выбрали другого производителя.Основная часть опрошенных предпочитает рафинированное подсолнечное масло –52%. На вопрос: «Как часто вы покупаете подсолнечное масло?» большинство респондентов (53%) приобретают данный продукт раз в месяц, 30% несколько раз в год, 17% один раз в неделю.На вопрос «Какие факторы влияют на выбор вами подсолнечного масла?» получены следующие ответы:наименьшее количество опрошенных –10 % обращают внимание на красочность упаковки, 15% интересует объем упаковки, 30% ориентируются на торговую марку, большинство опрошенных (45%) обращают внимание на цену продукта.Большинство опрошенных потребителей (87%)предпочитают покупать однуторговую марку подсолнечного масла. Остальные 13% покупают подсолнечное масло разных производителей.В отношении объема упаковки большинство респондентов (59%) предпочитает приобретать упаковку в 1 литр. В тоже время, семьи, имеющие детей, приобретают экономичные упаковки по 5 литров.При ответе на вопрос «Для чего вы используете подсолнечное масло?» ответы распределились так: большинство опрошенных (81%) использует растительное масло для жарки и заправки салатов, оставшиеся респонденты используют масло также и для выпечки. Наиболее приемлемой ценой за 1 л подсолнечного масла для 69% респондентов является цена от 50 до 60 рублей. 16 % предпочитают цену от 40 до 50 рублей (эту часть составляют люди пенсионного возраста). Для 15% опрошенных цена большого значения не имеет, они ориентируются на торговую марку продукта.В отношении вопроса «Влияет ли на ваш выбор реклама?», большинство респондентов (82%) ответили отрицательно. Это связано с тем, что реклама данного вида продукта в средствах массовой информации встречается достаточно редко, т.к. подсолнечное масло является продуктом повседневного спроса и постоянно востребовано на рынке. В результате проведенного опроса можно сделать следующие выводы:1. Основная часть потребителей (60%) предпочитаетподсолнечное масло торговой марки «Золотая семечка», 18% выбирают «Олейну», 12% масло под торговой маркой «Слобода», 7% отдали предпочтение торговой марке «Злато», 3% выбрали другого производителя.2. Основная часть опрошенных предпочитает рафинированное подсолнечное масло –52%. Большинство респондентов (53%) приобретают данный продукт раз в месяц, 30% несколько раз в год, 17% один раз в неделю.3. Наименьшее количество опрошенных –10 % обращают внимание на красочность упаковки, 15% интересует объем упаковки, 30% ориентируются на торговую марку, большинство опрошенных (45%) обращают внимание на цену продукта. Большинство опрошенных потребителей (87%) предпочитают покупать одну торговую марку подсолнечного масла. Остальные 13% покупают подсолнечное масло разных производителей.4. В отношении объема упаковки большинство респондентов (59%) предпочитает приобретать упаковку в 1 литр. В тоже время, семьи, имеющие детей, приобретают экономичные упаковки и по 5 литров.5. В отношении использования данного продукта большинство опрошенных (81%) использует растительное масло для жарки и заправки салатов, оставшиеся респонденты используют масло также и для выпечки. 6. Наиболее приемлемой ценой за 1 л подсолнечного масла для 69% респондентов является цена от 50 до 60 рублей. 16 % предпочитают цену от 40 до 50 рублей (эту часть составляют люди пенсионного возраста). Для 15% опрашиваемых цена большого значения не имеет, они ориентируются на торговую марку продукта.Практически все домохозяйства являются потребителями растительного масла и таким образом рост продаж возможен за счет увеличения частоты потребления. В этих условиях для продвижения своей продукции предприятиям следует изменить тематику рекламы. Объективным фактором, который в дальнейшем может способствовать развитию рынка растительного масла, является стремление к здоровому образу жизни. В рекламе нуждаются новинки масложировой промышленности, которые выпускаются в виде масла для салатов и производятся из так называемых нетрадиционных масличных культур, которыми у нас являются соя, рапс, горчица, масло кедровых орехов, тыквенное масло, льняное, кунжутное и т.д. Каждый вид растительного масла обладает своим уникальным химическим составом и набором полезных веществ, поэтому важно использовать принцип разнообразия в питании и употреблять в пищу различные растительные масла.Для расширения доли рынка и повышения продаж в этом сегменте предприятиям необходимо более широко информировать население об особенностях состава и использования этих новинок.В настоящее время эксперты прогнозируют конкуренцию за рынки сырья. Скорее всего, дефицит сырья приведет к тому, что с рынка уйдет часть малых и средних производителей, и охват рынка крупными производителями будет увеличиваться.С другой стороны, крупные торговые сети склонны создавать собственные торговые марки продукта, которые реализуются по более низкой цене. Таким образом, ценовая конкуренция также имеет место на рынке данного продукта.

Ссылки на источники1.Информационносправочная онлайн система Технорма.ru: URL: http://www.texnorma.ru [Дата обращения 01.04.2015] 2.Кондрашова Е.А. Товароведение продовольственных товаров: учеб.пособие /Е.А.Кодрашова, Н.В.Коник, Т.А.Пешкова.М.: АльфаМ: ИнфраМ, 2007.416 с.3.Прессрелиз рынка растительного масла в России URL: http://www.drgroup.ru[01.04.2015]4.Вишняков А. Обзор рынка растительного масла URL: http://www.riskovik.com[Дата обращения 01.04.2015]5.ООО «Юг Сибири» URL:http://www.ugsibiti.com[Дата обращения 01.04.2015]6.Федеральная служба государственной статистики URL:http://www.gks.ru[Дата обращения 01.04.2015]