Особенности социализации дошкольников, относящихся к разным социально-территориальным общностям городской и сельской местности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жигимонт С. Н. Особенности социализации дошкольников, относящихся к разным социально-территориальным общностям городской и сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1981–1985. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85397.htm.
Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей социализации дошкольников, относящихся к разным социально-территориальным общностям городской и сельской местности. Автором проанализированы особенности социализации детей в сельской местности, определяющей первичную адаптацию ребенка в социуме, его социализацию и саморазвитие формирующейся личности, доступность дошкольного образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жигимонт Светлана Николаевна,преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин, филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецкеzhigimontsv@bk.ru

Особенности социализации дошкольников, относящихся к разным социальнотерриториальным общностям городской и сельской местности

Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностей социализации дошкольников, относящихся к разным социальнотерриториальным общностям городской и сельской местности. Автором проанализированы особенности социализации детей в сельской местности, определяющей первичную адаптацию ребенка в социуме, его социализацию и саморазвитие формирующейся личности, доступность дошкольного образования.Ключевые слова:детские дошкольные учреждения, социализация, факторы, воздействующие на личность в городской и сельской местностях.

В системе образования, подведомственной министерству образования и науки Краснодарского края, в настоящее время действует 1450 дошкольных образовательных организаций. Численность обучающихся и воспитанников в дошкольных организациях составляет более 210тысячи человек.В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1180 (ред. от 31.03.2014) «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие образования»определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования оказывают демографические тенденции и процессы миграции.Следствием спада рождаемости и уменьшения численности обучающихся в 90е годы XXвека стало сокращение количества дошкольных организаций и численности обучающихся в общеобразовательных организациях.С 2000 года рост показателей рождаемости и нарастающая миграция обусловили рост численности детей, состоящих на учете для предоставления места в дошкольных образовательных организациях. В последние годы в крае остаются высокими как уровень рождаемости, так и уровень миграционных процессов. Существующая сеть детских садов не удовлетворяет потребности населения. В 2014 году на Кубани создано 23 тысячи мест в детских садах, при плане 19 тысяч. Край занял третье место в России среди регионов по количеству сданных дошкольных учреждений. Благодаря поддержке из краевого бюджета, в городе Краснодаре, актуальную очередь, для детей от 3 до 7 лет, удалось сократить с 14000 до 5800 дошкольников. В 2014 году край занял третье место в России (после Московской и Иркутской областей) по количеству построенных детских садов. Но этого недостаточно, чтобы полностью решить существующую проблему. Согласно дорожной карте, до конца 2015 года необходимо обеспечить местами в детских садах еще 22 тыс. детей.Согласно майским указам президента, проблему нехватки мест в детсадах региональные власти должны решить до 2016 года.Сегодня в крае очередь в детсады 150 тыс. детей от нуля до семи лет, в том числе 33 тыс. детей в возрасте от трех до семи лет. Из них более 23 тыс. –это дети, которые переехали за последние два года вместе со своими семьями в Краснодарский край. Краснодарский край является территорией с постоянно растущим количеством населения. Это процесс происходит за счёт увеличения рождаемости. Так в 2014 году появилось на свет 75 тысяч новорождённых, что на пять тысяч детей больше, чем в 2013 году. Сегодня мы видим и увеличение миграционных потоков в наш регион. В течение лета 2014года в край приехали более 42 тыс. беженцев изВосточной Украины, в том числе 13 тыс. детей. С 1 сентября 7 тыс. детей сели за парты в кубанских школах, по поручению губернатора их полностью обеспечили всем необходимым: комплектом бесплатных учебников, набором канцтоваров. Также летом с Восточной Украины приехали 6 тыс. дошкольников, тысяча из них получили места, но лишь в тех садах, где существовали свободные. Например, в небольших сельских поселках, куда семьи переехали, где садик на 100 мест и там есть дватри места свободных[1].Введение дополнительных мест за счет внутренних резервов детских садов, использование новых вариативных форм дошкольного образования, таких как группы кратковременного пребывания, семейные группы, не могут кардинально повлиять на доступность дошкольного образования. Развитие негосударственного сектора сдерживается высокими ставками арендной платы, а также их недоступностью до недавнего времени к бюджетному финансированию.Возникает также сложность с оснащением мебелью и технологическим оборудованием восстановленных дошкольных организаций, что задерживает эксплуатацию введенных мест.Существенное отставание темпов ввода новых мест провоцирует переуплотнение детских садов.Для изменения сложившейся ситуации необходимы радикальные меры, главным образом направленные на сокращение дефицита мест.В соответствии с целевыми показателями и критериями государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», доля детей, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей в 2014 году 69,2%, в 2015 году планируется увеличить этот показатель до 73,9%. Введение дополнительных мест в системе дошкольного образования в 2014 году 12,6, а в 2015 году 9,8 тысяч мест.По закону, дошкольное образование становится обязательным. На современном этапе развития российского образования реализуется новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором особое значение уделено созданию условий для эффективной реализации и освоения обучающимися учебной программы, с учетом различного темпа их развития и индивидуальных особенностей. Данный стандарт направлен на развитие личности ученика посредством усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Особая роль отводится равным возможностям в получении качественного образования. В стандарте утверждается принцип выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.), позволяя каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимая излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуя формированию положительных внутренних мотивов учения. В итоге педагогический процесс должен быть направлен на познавательное, социальное, общекультурное развитиеличности ученика с признанием и уважением прав и свобод личности ребенка, его достоинстваи интересов, с созданием максимально благоприятных условий дляразвития способностей и дарования детей независимо от того, в каком месте Российской федерации проживает и обучается ребенок. Особенности среды, в которой происходит первичная социализация ребенка, его дальнейшее обучение в дошкольном образовательном учреждении, в школе в городе, особенно в крупном, отличаются от сельской местности. Особенности социализации детей в сельской местности связаны с особенностями труда и быта их родителей. Различия в социальноэкономических, социальнопсихологических, культурных и природных условиях жизни города и станицы являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике. Детские дошкольные учреждения играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социального облика личности. Будучи социальными организациями в системе социального института образования и значимыми агентами социализации, они реализуют такие важные для социализации детей функции, как оздоровительную, воспитательную, образовательную и другие.Как правило, пять дней в неделю 58 часов ребенок находится в дошкольном учреждении. Эти временные характеристики определяют условия его формирования в детском возрасте, которые предназначены для развития базисных свойств личности.Дошкольные образовательные учреждения способствуют началу процесса самореализации личности, ее творческой активности, самостоятельности, инициативности уже на ранних этапах ее развития. Несформированность этих личностных качеств затрудняет адаптацию ребенка в социуме, тормозит процесс социализации и саморазвития формирующейся личности[2].Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них поразному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в содержание понятия «ментальность», так и в содержание понятия «образ жизни»(в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия: материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т.д.)[3]. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социальнопрофессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого станичникасоседа может становиться объектом оценки со стороны окружающих. Для села характерна «открытость»общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее»общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту. Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом играют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей[4]. Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина земли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве. Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры[5].Много лет в психологопедагогической литературе ведутся споры относительно того, стоит или не стоит готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу необходимости подготовки детей еще в дошкольные годы к освоению некоторых самых главных учебных умений служит все возрастающее число первоклассников, не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Дополнительная аргументация в пользу постепенного перевода детей к освоению учебной деятельности лежит в плоскости хорошо известной в психологии аксиомы о невозможности автоматического и независящего от усилий ребенка и его окружения освоения более сложной деятельности, в данном случае учебной. Эта проблема является комплексной, затрагивающей не только образовательную систему, но и здравоохранение, так как нервнопсихические перегрузки сказываются и на соматическом, и на психическомздоровье детей, которое, по мнению многих медиков, имеет тенденцию к ухудшению.Стоит заметить, что детский организм и психика ребенка обладают большим адаптационным ресурсом, опираясь на который можно создать адекватную систему подготовки дошкольников к обучению в школе. При этом следует учитывать, что возраст от 3 лет до 7 характеризуется высокой чувствительностью как к эмоциональному фону воспитания и обучения, так и к физическим нагрузкам, а также разнообразию среды и сенсомоторных действий. Необходимым условием организованной в детском саду системы формирования умений, позволяющим безболезненно переходить на учебную деятельность в начальной школе, следует считать игровую, а не классноурочную форму занятий, а также постоянный психологический контроль над возможной интеллектуальной перегрузкой детей старшего дошкольного возраста.

Целью занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста является коррекция индивидуально «отстающих»психических функций и процессов с опорой на способности и задатки ребенка. Только в последний год пребывания в детском саду, в подготовительной группе, возможна организованная форма классноурочных занятий с дошкольниками, которые должны быть «встроены»в привычный ребенку укладжизни и знакомое окружение. Главным требованием адекватной подготовки дошкольников к освоению начал учебной деятельности необходимо считать контроль утомления детей во время этих классноурочных занятий и сохранение интереса детей к ним. Все это возможно соблюсти в полной мере только в том случае, если овладение учебной деятельностью происходит в детском саду, а не в стенах школы, а также при наличии в дошкольном образовательном учреждении психологической службы, призванной следить за психоэмоциональным состоянием воспитанников и не допускать их переутомления.Родители, отдающие своих детей в дошкольные образовательные учреждения, не всегда имеют возможность выбрать детский сад, в котором работаетпсихологическая служба[6]. Обстоятельства складываются так, чтов стране возможность посещения консультаций и необходимых занятий у логопеда и/или психолога есть практически только у городских детей. Попрежнему существует проблема индивидуальнодифференцированного подхода в обучении учащихся, относящимся к разным социальнотерриториальным общностям городской и сельской местности.Только в последние 1015 лет психология и педагогика получили массу доказательств, подтверждающих значительное разнообразие путей вхождения ребенка в систему накопленных человечеством знаний и умений. Оказалось, что школьные программы, рассчитанные на «среднего»ученика, одним детям в школе не интересны, а другим те же уроки освоить просто не под силу. Самое неприятное, что произошло на глазах одного поколения, –это то, что число не способных освоить школьную программу во всех странах неуклонно увеличивается. Параллельная тенденция, резко усложняющая функционирование системы образования, в том числе школьной, связана с постоянным ростом знаний, которые необходимо освоить как можно раньше для того, чтобы успешно войти в современный социальный мирнезависимо от того, в каком месте Российской федерации проживает и обучается ребенок.

Эти и некоторые другие изменения в жизни современного общества сделали актуальной задачу дифференцированного обучения детей в системе школьного образования и постепенной подготовки дошкольников к освоению учебной деятельности. Организованный и высокопрофессиональный образовательный процесс в детских садах позволяет не только относительно успешно подготовить детей к переходу к школьной жизни, но и обеспечивает возможность выбора адекватной для ребенка школы. Намного сложнее обстоит дело, если по какимлибо причинам ребенок не посещал детский сад. В этом случае происходит сочетание неразвитых социальных навыков общения со сверстниками и участия в коллективнойдеятельности с отсутствием необходимых учебных умений. Кроме того, родители дошкольников, не посещающих детские сады, мало осведомлены о способностях и возможностях своих детей. В этой ситуации выбор школы происходит вслепую и часто очень неудачно, так как многие ориентируются на престижные школы, в которых уровень требований к интеллектуальной и физической подготовке детей очень высок.Выбор вариантов дошкольного и школьного обучения у сельских жителей ограничен возможностями сельского поселения.Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки, устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации, приводящих в дальнейшем к проблемам развитии и самоопределении [7].

Ссылки на источники1.В очередь, дети, в очередь. К 2016 году в ЮФО обещают решить проблему садиков Электронный ресурс http://fedpress.ru/news/society/reviews/1417621174vochereddetivocheredk2016goduvyufoobeshchayutreshitproblemusadikov2.Антонова О.В. Роль детских дошкольных учреждений в социализации детей в условиях трансформации общества. Электронный ресурс http://cheloveknauka.com/roldetskihdoshkolnyhuchrezhdeniyvsotsializatsiideteyvusloviyahtransformatsiiobschestva3.Ящук Н.Ю. Проблема социализации личности в образовательном процессе.В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития.Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 185187.4.Социальная педагогика Электронный ресурс http://www.redov.ru/pedagogika/socialnaja_pedagogika5.Концептуальные основы модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология». РостовнаДону, 19946.Сердюк И.И. Развитие математических способностей старших школьников средствами психологической службы: Монография / И.И. Сердюк. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2009. –161 с.7.

Жигимонт С.Н. Роль совершенствования механизмов самоуправления (саморегуляции) в профессиональном и личном самоопределении юношей и девушек. Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 30. –С. 1115. ART 14853. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14853.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 2014. № S30. С. 1115.