Пути формирования бесконфликтного взаимодействия учителя и ученика
Выпуск:
ART 85418
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смольникова
Я.
Е. Пути формирования бесконфликтного взаимодействия учителя и ученика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2086–2090. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85418.htm.
Аннотация. Цель учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это обстоятельство является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный социальный институт. Наиболее глубоко конфликты изучаются двумя направлениями: социологическим и психологическим. Психологический подход акцентирует свое внимание на исследовании личности, формировании мотивов и формировании личностных конфликтов. Рассматривается проблема конфликтов в направлении «личность – общество». Анализ педагогических конфликтов показал, что проблема конфликтного взаимодействия в системе «учитель – ученик» лежит в плоскости социально-психологического подхода к нему. Педагогу важно научиться найти выход из назревающего конфликта.
Ключевые слова:
конфликт, проявления конфликта, формы конфликтных отношений, способы разрешения конфликта
Текст статьи
Смольникова Яна Евгеньевна,студентка гр. 29ПО114 (профиль начальное образование), Институт психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»yanka0605@mail.ru
Пути формированиябесконфликтного взаимодействия учителяи ученика
Аннотация.Целью учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются поразному. Это обстоятельство является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный социальный институт.Наиболее глубоко конфликты изучаются двумя направлениями: социологическим и психологическим. Психологический подходакцентирует свое внимание на исследовании личности, формировании мотивови формировании личностных конфликтов. Рассматривается проблема конфликтов в направлении «личностьобщество».Анализ педагогических конфликтов показал, что проблема конфликтного взаимодействия в системе «учительученик» лежит в плоскости социальнопсихологического подхода к нему. Педагогу важно научиться найти выход из назревающего конфликта. Ключевые слова:конфликт, проявления конфликта, формы конфликтных отношений, способы разрешения конфликта.
Педагогическое разрешение конфликта это конструктивный,созидающий, обогащающий субъектов выход из ситуации противостояния интересов воспитанников и педагога. Из педагогического конфликта партнеры выходят, приобретя новый опыт взаимоотношений и новые формы поведения. Суть конфликта всегда в противоречии между духовными мирами непохожих, неповторимых личностей (или групп личностей) Эти противоречия неизбежны и неустранимы. В столкновении двух мировоззрений, жизненных позиций, взглядов, мнений происходит взаимное влияние, а значит, и взаимное обогащение. Разумеется, возникшее противоречие плодотворно лишь при условии правильного разрешения его.Бессмысленно и вредно пропагандировать бесконфликтность педагогического общения; конфликт в своем конструктивном разрешении продвигает развитие взаимоотношений людей. С этой точки зрения, видится необходимость и полезность конфликтов. Их не следует гасить, ликвидировать, устранять, надо их видеть, наблюдать, разрешать и даже создавать, вернее, содействовать зарождению и развитию конфликта, так чтобы разрешение конфликта былоступенькой в развитии отношений, на которую поднимается воспитанник. Первейшим условием педагогического разрешения конфликта является умение педагога увидеть конфликт, заметить его становление, правильно классифицировать его, определить сущностные противоречия. Именно неумение обнаружить зачатки конфликта, зафиксировать его первые проявления ставят педагога в сложнейшую ситуацию потом, когда конфликт достигает наивысшей формы[1].Первые проявления конфликта недовольство. Это степень неосознанных противоречий и дисгармоничности интересов воспитанников и педагога или коллектива и руководителя. Проявляется недовольство в резких репликах, ворчании, обиженных интонациях, эмоциональныхнегативных всплесках, жалобах. Если не обращать внимания на данные неприятные характеристики поведения, то недовольство перерастает в следующий вид конфликта в разногласие или в его детский вариант несогласие. Дети обычно не вслушиваются в педагогические доводы, любое суждение заведомо отбрасывается как ложное, часто высмеивается даже серьезный и сильный аргумент и с радостью встречается малейшая оплошность педагога. Он сам себя поставил в такое положение, проигнорировав первичные показатели нарастающего конфликта, объясняя недовольство обучающихся их дурной воспитанностью.Неразрешенные разногласия становятся основой для возникновения противодействий со стороны воспитанников. Конфликт принимает конфронтационный вид, начинается борьба интересов, амбиций, характеров. Разрешить конфликт на этой стадии очень трудно, а главное невозможно без разрешения отношений. Неподчинение, открытый вызов воспитанников больно ранят педагога, но и он, в свою очередь, прибегает к резким воздействиям, обращается к административному давлению, пытается сломать упрямую силу воспитанников. Обе стороны обычно выглядят не лучшим образом, опускаясь на ступень ниже в своем личностном достоинстве.Вражда в форме ссоры, скандала, разрыва и агрессивных выпадов друг против друга крайнее выражение развивающегося конфликта. К нему приходит неразрешаемое противоречие, на которое вовремя не обращал внимания педагог или загонял это противоречие внутрь, не желая прилагать усилий для поисков способа разрешения. Безобидное «Мне не нравится» игнорировалось, более определенное «Я так инесчитаю» отметалось, отчаянное «Не хочу!» устранялось и «Буду делать назло!» воспринималось как упрямая и вредная сила, нуждающаяся в подавлении, таков путь педагога к разрыву взаимоотношений с воспитанниками.Очень часто именно данное положение и называют конфликтом, говоря об искусстве «бесконфликтного воспитания». Добавим и следующее.Наряду с такой крайней формой конфликтных отношений, существуют «пустые конфликты», возникающие не по причине противоречия духовных миров личностей, а по причине недоразумения, чаще всего психологического, когда субъект не учитывает данного состояния, в каком находится другой субъект. Скажем, если попытаться резко перевести человека из одного психологического пространства в другое, то рождается «пустой конфликт». Его разрешение не обогащает никого, лишь создает излишнее напряжение и требует от партнеров дополнительной энергии. При уважении к партнеру (будь это один человек или группа людей) «пустые конфликты» редки. Одним изспособов разрешения «пустого конфликта» является готовность и способность говорить с человеком в логике заданной им ситуации это значит сохранить его психологическое пространство на некоторое время. Это означает возможность перевода его в другие качественные отношения[2].Прямые осуждения и резкие запреты неэффективны и бесперспективны, потому что разрушают взаимоотношения, порождают пустые конфликты, которые, в свою очередь, хотя и разрешаются в итоге, однако не являются развитием для партнеров. Вот эти пустее конфликты и следует избегать, оставляя право за конфликтами содержательными как столкновение двух воззрений, мнений, отношений, опытов двух духовных миров.Конфликт как столкновение двух разных личностных миров становится в своем правильном разрешении развитием отношений людей или коллектива. Разрешенное противоречие обогащает обе стороны. Поэтому не избегать следует конфликтов и не гасить их, а разрешать.Чем слабее напряженность отношений в конфликте, тем легче разрешить его. Способы просты идоступны, не требуется чрезвычайных фантастических методов, если конфликт замечен в его зарождении. И наоборот: чем сильнее конфликтное поле психологического напряжения, тем сложнее справиться с разрешением конфликта, отыскав хитроумную форму выхода из трудного положения.Вряд ли возможно описать для отдельного конфликта соответственную этому виду совокупность методов. Разрешение конфликта дело творческое: необходимо учесть и проанализировать множество компонентов сложившейся ситуации. Предписать выбор нельзя. Педагог всякий раз ищет индивидуальное решение.
Перечислим некоторые способы выхода из конфликта, обладающие педагогической продуктивностью[3].Нежность по отношению к партнеру во время конфликта значительно снижает напряженность ситуации, уменьшает агрессивность, сопровождающую обычно конфликт.Например, если педагог в ответ на раздраженный тон и резкие слова по поводу большой загруженностью студентами его предметом скажет: «Когда вы сердитесь, я вас особенно люблю! конфликт почти уже разрешен.Столь же эффективно действует способ апелляции во время конфликта к достоинствам партнера по конфликту: подчеркнуть ум и способность к быстрой ориентации в сложной обстановке, отметить доброту и совестливость, констатировать способность к всестороннему пониманию вопроса, выделить преимущество перед другими людьми в области жизненного опыта, знаний или своеобразия характера. Такой шаг производит сильное смягчающее воздействие и содействует нахождению наиболее верного решения в создавшейся коллизии.При назревании конфликтаочень хорошо обратиться к партнеру с просьбой об услуге. Такая просьба подчеркивает значительность партнера, дает ему ощущение особенности и это снижает напряженность растущего взаимного недовольства. Д.Карнеги в своей книгеприводит интересный пример из жизни Франклина, который смог перевести врага своего в сторонника посредством записки с просьбой одолжить книгу[4].Когда педагог, сохраняя высокий этический уровень, обращается к ученику со словами: «Будь добра…» или «Будьте так любезны…», или «Пожалуйста, если тебя это не затруднит…»,то напряжение противостояния падает. Теперь обе стороны в состоянии спокойно разрешать возникшую проблему.Чрезвычайной силой разрешения конфликта обладает шутка, юмор. Смех разряжает обстановку и очищает картину вопроса от налета психологических субъективных переживаний. Веселого остроумного педагога всегда отличает ненатуженность его работы, он как будто все делает легко и просто, ему все удается чуть легче, по сравнению с коллегами, не умеющими пошутить.Вот эпизод из студенческой жизни. Воспитанники «взбунтовались» на занятии, восприняв большое по объему задание как ограничение их свободы. «Не хотимделать!» высказались они единодушно. Педагог же в ответ, улыбнувшись, сказал: «Ваша забастовка не санкционирована. Я не могу ее принять, поскольку вы не предупредили о ее поведении за месяц и, тем самым, не получили санкций…». Воспитанники в ответ с широкой улыбкой: «Мы же не знали, что нам сегодня захочется бастовать…». И согласились выполнить необходимое задание.Компромисс форма разрешений глубинных конфликтов, когда уровень развития воспитанника не позволяет ему ни принять социальные нормы, ни исполнить их, ни понять их личностный смысл. Педагог идет на компромисс сознательно, отступая во имя развития личности воспитанника и этой уступкой подчеркивая его личностную свободу, его достоинство. Компромисс это всегда выраженное уважение воспитаннику.Такие высказывания, как «Не хочу», «не буду», «не нравится» педагогу следует брать во внимание, так как в них сосредоточеноволеизъявление внутренней позиции, «я» воспитанника. Это «я» нельзя подавлять, уничтожать, принижать. Но в «не хочу» содержится и показатель какойто ошибки педагога, поэтому, не зная пока, в чем он ошибается, педагог соглашается на уступку: «Ладно! Давайте тогда сделаем иначе…».Компромисс устраняет необходимость обращаться к психологически более сложным способам разрешения конфликта, таким, как анализ создавшихся взаимоотношений и временное расставание. Предотвращает компромисс и принуждение как подавление сопротивляющейся воли воспитанника. Педагог, не боящийся идти на компромисс в общении с воспитанниками, чаще всего не разбирает сложившиеся взаимоотношения с учащимися. И наоборот: нет конца разбирательству конфликтов там, где педагоги невладеют компромиссом. Тонкий педагог иногда использует компромисс и в том случае, когда назревает «пустой конфликт».Путь компромисса более сложный, чем бескомпромиссный путь. Он требует от педагога психологического зоркого внимания, этической чуткости, даже актерского мастерства. Но он интересен профессионально, потому что позволяет видеть изменения личности, ее рост и развитие в процессе организуемой деятельности. Компромисс открывает поле деятельности для воспитанника, в то время как бескомпромиссность педагога приводит к дезактивации воспитанника.Богатыми возможностями обладает и неожиданная реакция педагога на выявившийся конфликт. Установка воспитанника в таком случае на сопротивление, на борьбу, на противостояние теряет свой смысл, а сам воспитанникпопадает в состояние растерянности и облегчения. Напряжение падает, теперь ситуацию нетрудно завершить. Воспитанник чаще всего идет на согласие с педагогом, так как предмет конфликта теряет свою значимость. Неожиданная реакция на поведение воспитанника акцентирует внимание на отношения, выдвигает на передний план разворачивающейся ситуации содержательность личности. Ее своеобразие и отодвигает на задний план несогласие с этой личностью.Оригинальность педагога, нетривиальность его поведения, умение охватывать всю сцену разыгрывающихся взаимоотношений, гуманное отношение к детям, дающее ему силы прощать их, все это естественно рождает необычность ответного педагогического поведения. И тут очень опасны советы, когда и как поступить: рассмеяться или опечалиться, похвалить или подхватить логику поступка воспитанника, разыграть удивление, наивное добродушное доверие и преувеличенную заботу о состоянии воспитанника или же интерпретировать выходку воспитанника как проявление его высоких достоинств.Если педагог вконфликтной ситуации теряется, не находит выхода, то очень хорошим способом является отсроченное воздействие, когда разрешение коллизии откладывается на какоето вполне определенное время. Этот прием распространен ввоспитательной практике, но не доработан. Например, педагог говорит: «Мы еще вернемся к этому…» но не очерчивает границы временного периода. Обычно такого рода неопределенная отсроченность оставляет конфликт неразрешенным, тем самым усугубляя противоречие.При затруднении не исключен и способ«третейского суда» обращения к третьему лицу, авторитетному как для педагога, так и для воспитанников. Этот способ не может быть использован часто, а когда к нему обращаются, то желательно, чтобы третье лицо не занимало высокого административного поста (например, «директор»). Таким лицом может стать старшеклассник или группа старшеклассников, иногда именуемым Советом справедливых, но может быть и ктото из родителей. Нельзя классифицировать такое обращение как бессилие педагога и, чтобы избежать такого толкования, необходимо хорошо продумать инструментовку обращения к третейскому суду.Момент рождения и развертывания конфликта весьма важен для педагога, организующего воспитательный процесс. Он знаменует развитие воспитанников. А момент разрешения конфликта это составная часть самого воспитательного процесса, ибо это разрешение вовлекает всех без исключения воспитанников в альтернативные отношения,диалог,и воспитанники в этой альтернативе производят свободный выбор или совершают поступок, воплощающий произведенный выбор[5].Участие в конфликте и даже зрительская позиция по отношению к конфликту содействуют формированию самостоятельности и убежденности как личностных качеств. Вот почему необходимо иногда специально создавать конфликты, а вернее. стимулировать конфликты для интенсивного развития какихто сторон личности. Конфликты надо уметь вызывать, «подстегивать» ход их развития, обнажать суть, оформлять как крайний выбор каждого воспитанника.Ни в коем случае не нужно давать рекомендаций и инструкций по разрешению конфликтов, поскольку конфликты всегда уникальны и неповторимы. Поэтому бессмысленно проводить какиелибо ролевые игры с целью нахождения «верного решения». Конфликт неповторим и невоспроизводим. Необходимо лишь владеть педагогу всей палитрой способов, чтобы этот арсенал использовать творчески в каждой конкретной ситуации, и развить способность«видеть»конфликтную ситуацию, уметь ее анализировать.Данные умения развиваютсякак в непосредственной воспитательной практике, наблюдая за детьми, разрешая вспыхнувшие конфликты, участвуя в коллективном обсуждении педагогов конфликтных проблем, так и в специальноорганизованном психологопедагогическом тренинге,который помогает в овладении профессиональными компетенциями. Чрезвычайно важно для воспитания личности, чтобы педагог оценивал глубину конфликта, обнаружил противоречия, касающиеся мировоззренческих отношений, затрагивающих социальную позицию растущей личности, и противоречия, проистекающие из личностных симпатий или антипатий, различия вкусов, мнений, манер и стиля поведения. Исходя из этих оценок направляется поиск на способ разрешения конфликта.Таким образом, поведение в конфликтной ситуации является одним из критериев профессиональной компетенции учителя, а сама конфликтная ситуация конструктивной направленности выполняет положительную функцию помогает раскрывать личностные качества как учителя, так и обучающегося, предоставляя им возможность выходить на более высокий уровень взаимоотношений.Во взаимоотношениях «учитель ученик» предполагается учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому.
Ссылки на источники1. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.Тюмень.ТОИПКПК, 1992. 88с.2. Фокеева С.Н. Формирование готовности к личностноориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже/Дисс. на соиск. уч. степ. канд. педагог. наук / Тюмень, 2000. 231с.3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?, М. АСТ. 2004. 240 с.4. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.М.: Прогресс, 1989.246с.5. Фугелова Т.А. Реализация метода диалоговой вовлеченности в процессе преподавания дисциплин психологопедагогического цикла//В мире научных открытий. 2013.№11.12(47). С. 7281.
Пути формированиябесконфликтного взаимодействия учителяи ученика
Аннотация.Целью учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются поразному. Это обстоятельство является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный социальный институт.Наиболее глубоко конфликты изучаются двумя направлениями: социологическим и психологическим. Психологический подходакцентирует свое внимание на исследовании личности, формировании мотивови формировании личностных конфликтов. Рассматривается проблема конфликтов в направлении «личностьобщество».Анализ педагогических конфликтов показал, что проблема конфликтного взаимодействия в системе «учительученик» лежит в плоскости социальнопсихологического подхода к нему. Педагогу важно научиться найти выход из назревающего конфликта. Ключевые слова:конфликт, проявления конфликта, формы конфликтных отношений, способы разрешения конфликта.
Педагогическое разрешение конфликта это конструктивный,созидающий, обогащающий субъектов выход из ситуации противостояния интересов воспитанников и педагога. Из педагогического конфликта партнеры выходят, приобретя новый опыт взаимоотношений и новые формы поведения. Суть конфликта всегда в противоречии между духовными мирами непохожих, неповторимых личностей (или групп личностей) Эти противоречия неизбежны и неустранимы. В столкновении двух мировоззрений, жизненных позиций, взглядов, мнений происходит взаимное влияние, а значит, и взаимное обогащение. Разумеется, возникшее противоречие плодотворно лишь при условии правильного разрешения его.Бессмысленно и вредно пропагандировать бесконфликтность педагогического общения; конфликт в своем конструктивном разрешении продвигает развитие взаимоотношений людей. С этой точки зрения, видится необходимость и полезность конфликтов. Их не следует гасить, ликвидировать, устранять, надо их видеть, наблюдать, разрешать и даже создавать, вернее, содействовать зарождению и развитию конфликта, так чтобы разрешение конфликта былоступенькой в развитии отношений, на которую поднимается воспитанник. Первейшим условием педагогического разрешения конфликта является умение педагога увидеть конфликт, заметить его становление, правильно классифицировать его, определить сущностные противоречия. Именно неумение обнаружить зачатки конфликта, зафиксировать его первые проявления ставят педагога в сложнейшую ситуацию потом, когда конфликт достигает наивысшей формы[1].Первые проявления конфликта недовольство. Это степень неосознанных противоречий и дисгармоничности интересов воспитанников и педагога или коллектива и руководителя. Проявляется недовольство в резких репликах, ворчании, обиженных интонациях, эмоциональныхнегативных всплесках, жалобах. Если не обращать внимания на данные неприятные характеристики поведения, то недовольство перерастает в следующий вид конфликта в разногласие или в его детский вариант несогласие. Дети обычно не вслушиваются в педагогические доводы, любое суждение заведомо отбрасывается как ложное, часто высмеивается даже серьезный и сильный аргумент и с радостью встречается малейшая оплошность педагога. Он сам себя поставил в такое положение, проигнорировав первичные показатели нарастающего конфликта, объясняя недовольство обучающихся их дурной воспитанностью.Неразрешенные разногласия становятся основой для возникновения противодействий со стороны воспитанников. Конфликт принимает конфронтационный вид, начинается борьба интересов, амбиций, характеров. Разрешить конфликт на этой стадии очень трудно, а главное невозможно без разрешения отношений. Неподчинение, открытый вызов воспитанников больно ранят педагога, но и он, в свою очередь, прибегает к резким воздействиям, обращается к административному давлению, пытается сломать упрямую силу воспитанников. Обе стороны обычно выглядят не лучшим образом, опускаясь на ступень ниже в своем личностном достоинстве.Вражда в форме ссоры, скандала, разрыва и агрессивных выпадов друг против друга крайнее выражение развивающегося конфликта. К нему приходит неразрешаемое противоречие, на которое вовремя не обращал внимания педагог или загонял это противоречие внутрь, не желая прилагать усилий для поисков способа разрешения. Безобидное «Мне не нравится» игнорировалось, более определенное «Я так инесчитаю» отметалось, отчаянное «Не хочу!» устранялось и «Буду делать назло!» воспринималось как упрямая и вредная сила, нуждающаяся в подавлении, таков путь педагога к разрыву взаимоотношений с воспитанниками.Очень часто именно данное положение и называют конфликтом, говоря об искусстве «бесконфликтного воспитания». Добавим и следующее.Наряду с такой крайней формой конфликтных отношений, существуют «пустые конфликты», возникающие не по причине противоречия духовных миров личностей, а по причине недоразумения, чаще всего психологического, когда субъект не учитывает данного состояния, в каком находится другой субъект. Скажем, если попытаться резко перевести человека из одного психологического пространства в другое, то рождается «пустой конфликт». Его разрешение не обогащает никого, лишь создает излишнее напряжение и требует от партнеров дополнительной энергии. При уважении к партнеру (будь это один человек или группа людей) «пустые конфликты» редки. Одним изспособов разрешения «пустого конфликта» является готовность и способность говорить с человеком в логике заданной им ситуации это значит сохранить его психологическое пространство на некоторое время. Это означает возможность перевода его в другие качественные отношения[2].Прямые осуждения и резкие запреты неэффективны и бесперспективны, потому что разрушают взаимоотношения, порождают пустые конфликты, которые, в свою очередь, хотя и разрешаются в итоге, однако не являются развитием для партнеров. Вот эти пустее конфликты и следует избегать, оставляя право за конфликтами содержательными как столкновение двух воззрений, мнений, отношений, опытов двух духовных миров.Конфликт как столкновение двух разных личностных миров становится в своем правильном разрешении развитием отношений людей или коллектива. Разрешенное противоречие обогащает обе стороны. Поэтому не избегать следует конфликтов и не гасить их, а разрешать.Чем слабее напряженность отношений в конфликте, тем легче разрешить его. Способы просты идоступны, не требуется чрезвычайных фантастических методов, если конфликт замечен в его зарождении. И наоборот: чем сильнее конфликтное поле психологического напряжения, тем сложнее справиться с разрешением конфликта, отыскав хитроумную форму выхода из трудного положения.Вряд ли возможно описать для отдельного конфликта соответственную этому виду совокупность методов. Разрешение конфликта дело творческое: необходимо учесть и проанализировать множество компонентов сложившейся ситуации. Предписать выбор нельзя. Педагог всякий раз ищет индивидуальное решение.
Перечислим некоторые способы выхода из конфликта, обладающие педагогической продуктивностью[3].Нежность по отношению к партнеру во время конфликта значительно снижает напряженность ситуации, уменьшает агрессивность, сопровождающую обычно конфликт.Например, если педагог в ответ на раздраженный тон и резкие слова по поводу большой загруженностью студентами его предметом скажет: «Когда вы сердитесь, я вас особенно люблю! конфликт почти уже разрешен.Столь же эффективно действует способ апелляции во время конфликта к достоинствам партнера по конфликту: подчеркнуть ум и способность к быстрой ориентации в сложной обстановке, отметить доброту и совестливость, констатировать способность к всестороннему пониманию вопроса, выделить преимущество перед другими людьми в области жизненного опыта, знаний или своеобразия характера. Такой шаг производит сильное смягчающее воздействие и содействует нахождению наиболее верного решения в создавшейся коллизии.При назревании конфликтаочень хорошо обратиться к партнеру с просьбой об услуге. Такая просьба подчеркивает значительность партнера, дает ему ощущение особенности и это снижает напряженность растущего взаимного недовольства. Д.Карнеги в своей книгеприводит интересный пример из жизни Франклина, который смог перевести врага своего в сторонника посредством записки с просьбой одолжить книгу[4].Когда педагог, сохраняя высокий этический уровень, обращается к ученику со словами: «Будь добра…» или «Будьте так любезны…», или «Пожалуйста, если тебя это не затруднит…»,то напряжение противостояния падает. Теперь обе стороны в состоянии спокойно разрешать возникшую проблему.Чрезвычайной силой разрешения конфликта обладает шутка, юмор. Смех разряжает обстановку и очищает картину вопроса от налета психологических субъективных переживаний. Веселого остроумного педагога всегда отличает ненатуженность его работы, он как будто все делает легко и просто, ему все удается чуть легче, по сравнению с коллегами, не умеющими пошутить.Вот эпизод из студенческой жизни. Воспитанники «взбунтовались» на занятии, восприняв большое по объему задание как ограничение их свободы. «Не хотимделать!» высказались они единодушно. Педагог же в ответ, улыбнувшись, сказал: «Ваша забастовка не санкционирована. Я не могу ее принять, поскольку вы не предупредили о ее поведении за месяц и, тем самым, не получили санкций…». Воспитанники в ответ с широкой улыбкой: «Мы же не знали, что нам сегодня захочется бастовать…». И согласились выполнить необходимое задание.Компромисс форма разрешений глубинных конфликтов, когда уровень развития воспитанника не позволяет ему ни принять социальные нормы, ни исполнить их, ни понять их личностный смысл. Педагог идет на компромисс сознательно, отступая во имя развития личности воспитанника и этой уступкой подчеркивая его личностную свободу, его достоинство. Компромисс это всегда выраженное уважение воспитаннику.Такие высказывания, как «Не хочу», «не буду», «не нравится» педагогу следует брать во внимание, так как в них сосредоточеноволеизъявление внутренней позиции, «я» воспитанника. Это «я» нельзя подавлять, уничтожать, принижать. Но в «не хочу» содержится и показатель какойто ошибки педагога, поэтому, не зная пока, в чем он ошибается, педагог соглашается на уступку: «Ладно! Давайте тогда сделаем иначе…».Компромисс устраняет необходимость обращаться к психологически более сложным способам разрешения конфликта, таким, как анализ создавшихся взаимоотношений и временное расставание. Предотвращает компромисс и принуждение как подавление сопротивляющейся воли воспитанника. Педагог, не боящийся идти на компромисс в общении с воспитанниками, чаще всего не разбирает сложившиеся взаимоотношения с учащимися. И наоборот: нет конца разбирательству конфликтов там, где педагоги невладеют компромиссом. Тонкий педагог иногда использует компромисс и в том случае, когда назревает «пустой конфликт».Путь компромисса более сложный, чем бескомпромиссный путь. Он требует от педагога психологического зоркого внимания, этической чуткости, даже актерского мастерства. Но он интересен профессионально, потому что позволяет видеть изменения личности, ее рост и развитие в процессе организуемой деятельности. Компромисс открывает поле деятельности для воспитанника, в то время как бескомпромиссность педагога приводит к дезактивации воспитанника.Богатыми возможностями обладает и неожиданная реакция педагога на выявившийся конфликт. Установка воспитанника в таком случае на сопротивление, на борьбу, на противостояние теряет свой смысл, а сам воспитанникпопадает в состояние растерянности и облегчения. Напряжение падает, теперь ситуацию нетрудно завершить. Воспитанник чаще всего идет на согласие с педагогом, так как предмет конфликта теряет свою значимость. Неожиданная реакция на поведение воспитанника акцентирует внимание на отношения, выдвигает на передний план разворачивающейся ситуации содержательность личности. Ее своеобразие и отодвигает на задний план несогласие с этой личностью.Оригинальность педагога, нетривиальность его поведения, умение охватывать всю сцену разыгрывающихся взаимоотношений, гуманное отношение к детям, дающее ему силы прощать их, все это естественно рождает необычность ответного педагогического поведения. И тут очень опасны советы, когда и как поступить: рассмеяться или опечалиться, похвалить или подхватить логику поступка воспитанника, разыграть удивление, наивное добродушное доверие и преувеличенную заботу о состоянии воспитанника или же интерпретировать выходку воспитанника как проявление его высоких достоинств.Если педагог вконфликтной ситуации теряется, не находит выхода, то очень хорошим способом является отсроченное воздействие, когда разрешение коллизии откладывается на какоето вполне определенное время. Этот прием распространен ввоспитательной практике, но не доработан. Например, педагог говорит: «Мы еще вернемся к этому…» но не очерчивает границы временного периода. Обычно такого рода неопределенная отсроченность оставляет конфликт неразрешенным, тем самым усугубляя противоречие.При затруднении не исключен и способ«третейского суда» обращения к третьему лицу, авторитетному как для педагога, так и для воспитанников. Этот способ не может быть использован часто, а когда к нему обращаются, то желательно, чтобы третье лицо не занимало высокого административного поста (например, «директор»). Таким лицом может стать старшеклассник или группа старшеклассников, иногда именуемым Советом справедливых, но может быть и ктото из родителей. Нельзя классифицировать такое обращение как бессилие педагога и, чтобы избежать такого толкования, необходимо хорошо продумать инструментовку обращения к третейскому суду.Момент рождения и развертывания конфликта весьма важен для педагога, организующего воспитательный процесс. Он знаменует развитие воспитанников. А момент разрешения конфликта это составная часть самого воспитательного процесса, ибо это разрешение вовлекает всех без исключения воспитанников в альтернативные отношения,диалог,и воспитанники в этой альтернативе производят свободный выбор или совершают поступок, воплощающий произведенный выбор[5].Участие в конфликте и даже зрительская позиция по отношению к конфликту содействуют формированию самостоятельности и убежденности как личностных качеств. Вот почему необходимо иногда специально создавать конфликты, а вернее. стимулировать конфликты для интенсивного развития какихто сторон личности. Конфликты надо уметь вызывать, «подстегивать» ход их развития, обнажать суть, оформлять как крайний выбор каждого воспитанника.Ни в коем случае не нужно давать рекомендаций и инструкций по разрешению конфликтов, поскольку конфликты всегда уникальны и неповторимы. Поэтому бессмысленно проводить какиелибо ролевые игры с целью нахождения «верного решения». Конфликт неповторим и невоспроизводим. Необходимо лишь владеть педагогу всей палитрой способов, чтобы этот арсенал использовать творчески в каждой конкретной ситуации, и развить способность«видеть»конфликтную ситуацию, уметь ее анализировать.Данные умения развиваютсякак в непосредственной воспитательной практике, наблюдая за детьми, разрешая вспыхнувшие конфликты, участвуя в коллективном обсуждении педагогов конфликтных проблем, так и в специальноорганизованном психологопедагогическом тренинге,который помогает в овладении профессиональными компетенциями. Чрезвычайно важно для воспитания личности, чтобы педагог оценивал глубину конфликта, обнаружил противоречия, касающиеся мировоззренческих отношений, затрагивающих социальную позицию растущей личности, и противоречия, проистекающие из личностных симпатий или антипатий, различия вкусов, мнений, манер и стиля поведения. Исходя из этих оценок направляется поиск на способ разрешения конфликта.Таким образом, поведение в конфликтной ситуации является одним из критериев профессиональной компетенции учителя, а сама конфликтная ситуация конструктивной направленности выполняет положительную функцию помогает раскрывать личностные качества как учителя, так и обучающегося, предоставляя им возможность выходить на более высокий уровень взаимоотношений.Во взаимоотношениях «учитель ученик» предполагается учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому.
Ссылки на источники1. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.Тюмень.ТОИПКПК, 1992. 88с.2. Фокеева С.Н. Формирование готовности к личностноориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже/Дисс. на соиск. уч. степ. канд. педагог. наук / Тюмень, 2000. 231с.3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?, М. АСТ. 2004. 240 с.4. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.М.: Прогресс, 1989.246с.5. Фугелова Т.А. Реализация метода диалоговой вовлеченности в процессе преподавания дисциплин психологопедагогического цикла//В мире научных открытий. 2013.№11.12(47). С. 7281.