Сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте ФГОС
Выпуск:
ART 85425
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мусс
Г.
Н. Сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2121–2125. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85425.htm.
Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот анализ осуществляется с опорой на идею о преемственности, связанной с процессами поступательного движения в природе, обществе и мышлении. Вопрос изучения проблемы преемственности в педагогике в основном сводится к выяснению и уточнению связей между отдельными звеньями в системе образования (дошкольная образовательная организация – начальная школа, начальная – основная школа, основная – средняя школа, общеобразовательная организация – вуз, организация среднего профессионального образования - организация высшего профессионального образования). Статья демонстрирует связь качественно различных, как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям, уровней образования, объединенных сущностью личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Специфику личностных достижений составляют знания, система убеждений, отношения и мотивы действий и соответствующих чувств, устойчивые формы деятельности и опыта поведения. В статье выражена авторская позиция в определении феномена «личностные достижения»: целостная, локальная, неизолированная, динамичная система чувств, оценок, отношений, мотивов деятельности, идеалов и ценностей, норм поведения человека.
Ключевые слова:
младший школьник, преемственность, дошкольник, личностные достижения, педагогические условия преемственности в формулировке планируемых результатов освоения ооп
Похожие статьи
Текст статьи
Мусс Галина Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета Дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургgnmuss@ya.ru
Сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте ФГОС
Аннотация.В статье представлен сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот анализ осуществляется с опорой на идею о преемственности, связанной с процессами поступательного движения в природе, обществе и мышлении. Вопрос изучения проблемы преемственности в педагогике, в основном, сводится к выяснению и уточнению связей между отдельными звеньями в системе образования (дошкольная образовательная организация –начальная школа, начальная –основная школа, основная –средняя школа, общеобразовательная организация –вуз, организация среднего профессионального образования организация высшего профессионального образования). Статья демонстрирует связь качественно различных, как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям, уровней образования, объединенных сущностью личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Специфику личностных достижений составляют знания, система убеждений, отношения и мотивы действий и соответствующих чувств, устойчивые формы деятельности и опыта поведения. В статье выражена авторская позиция в определении феномена «личностные достижения»: целостная, локальная, неизолированная, динамичная система чувств, оценок, отношений, мотивов деятельности, идеалов и ценностей, норм поведения человека.Ключевые слова:преемственность, дошкольник, младший школьник, личностные достижения; педагогические условия преемственности в формулировке планируемых результатов освоения ООП
Проблема преемственности двух ступеней образования дошкольной и начальной является, с одной стороны, классической для любой общественной системы, характерной для разных исторических периодов развития социума, а с другой –специфичной в контексте современного научного знания. Этот вопрос рассматривается философами, социологами, педагогами, общественными деятелями (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Б. Г. Гершунский, В. Т.Кудрявцев, А. М. Минасян, Г. И. Исаенко, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, А. П. Сманцер и др.) с разнообразных позиций, отражающих такие аспекты и трактовки преемственности, как:продолжение нового в старом путем преобразования количественных изменений в качественные; «размещение» в старом иного содержания и обеспечение его развития;постепенность переходаот старых качеств к новым;сохранение ранних форм явлений и процессов в последующих;включение в новое тех элементов прошлого, которые остаются актуальными в иных условиях и могут способствовать развитию элементов старого;надстраивание над предыдущим нового;перспективность и ретроспективность связей между явлениями и процессами;вытеснение, неполная замена старого;объединение структур;связь между этапами развития какоголибо феномена;непрерывное совершенствование объектов, субъектов, их качеств, явлений и процессов и пр.Вопрос изучения проблемы преемственности в педагогике, по большей части сводится к дифференциации и содержательному описанию связей между отдельными звеньями системы общегообразования(дошкольная образовательная организация –начальная школа, начальная–основная школа, основная –средняя школа, общеобразовательная организация –вуз, организация среднего профессионального образования –организациявысшего профессионального образования). Однако считается, что наиболее остро проблема преемственности звучит и мало решается на стыке двух уровней образования: дошкольного иначальной школы[2]. Исходя из позиций материалистической диалектики методологической основы отечественной науки преемственность связывается с процессами поступательного движения в природе, обществе и мышлении. Они заключаются в том, что некая высокая форма развития процесса, явления или сформированностиобъекта, будучи связана с низшей, не отменяет ее, а включает всебя [5; с.276]. В этом ключе могут быть рассмотрены любые педагогические явления, процессы, феномены, в ряду которых –личностные достижения детей.Анализ проблем, связанных с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольных образовательных организациях и начальной школе, показывает недостаток практических умений педагогов в области развития личностных достижений детей, недостаточное владение исследовательскими навыками, трудности в реализации деятельностного подхода. Актуальность изучения личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена тем, что обеспечение реализации стратегических программ общественного развития, позволяющих в максимальной степени учитывать как собственно социальное, так ичеловеческое изменение, не всегда связано с учетом личностных особенностей и интересов конкретного индивида.Для учебновоспитательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важнейшей проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев. Исходя из этого, содержание воспитания на всех ступенях образования должно носить характер преемственности. Так, ключевые идеи Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,содержанияПрограммы воспитания и обучения в детском саду (2010), а также федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) в аспекте содержания личностных достижений дошкольников и младших школьников достаточно согласованы.До появления Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования считалось, что «сегодня дошкольное образование замерлов ожидании ФГОС, таких же по структуре, как и ФГОС для начального, основного, полного общего образования»[6, с.5]. Это подразумевает единые требования к структуре основной образовательной программы, условиям её реализации,результатам освоения. Его утверждение показало, что «введение стандарта дошкольного образования открывает новые перспективы учёта интересов, потребностей и мотивов каждого ребенка» [1, с.8].Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате ее освоения. В начальной школе они представляют собой систему целей образования, имеющих спецификацииобобщенных личностно ориентированных. Эти цели могут подвергаться дальнейшемууточнениюи конкретизациив целяхопределения и выявления элементов, подлежащих формированию и оценке [4].На основе анализа нормативных документов, психологопедагогической литературы, передового и собственного педагогического опыта, дадим сравнительную характеристику некоторых личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста.Личностными достижениями дошкольника являются элементарные представления о себе, в том числе гендерные; о семье, ее традициях, обычаях, о ее роли воспитании подрастающего поколения; о природе, ее значении в жизни человека; об обществе и государстве, их устройстве, ценностях культуры и т.д. У детей младшего школьного возраста –это ценностное отношение к старшим поколениям не только семьи, но и вообще; представления о национальных традициях, нормах морали; понимание и адекватное исполнение таких социальных ролей, как друг, член семьи, ученик и пр.; знание о правах и обязанностях гражданина, представления о государстве; ценностное отношение к «большой» и «малой» Родине и пр.Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразумевает их физическую развитость, соблюдение некоторых, самых простых, принципов здорового образа жизни, ребенок должен чувствовать потребность в свободной активности и пр. Освоение младшими школьниками основной общеобразовательной программы начального образования предполагает формирование у них ценностного отношения к здоровью, понятий, суждений и умозаключенийо связи разных типов здоровья человека (психическое, социальное, физическое), приобретение опыта деятельности по сохранения своего здоровья, представлений о значении спортивных занятий для всех сфер жизнедеятельности человека и т.д.Ребенок дошкольного возраста по истечении нахождения в детском саду должен овладеть навыками самообслуживания; понимать роль и место труда в жизни общества и человека; готов проявить самостоятельность в повседневной жизни, в разных видах детской деятельности. У младшего школьника по окончании соответствующей ступени образования должно появиться позитивное устойчивое отношение к учебе, труду, креативность в них; представления о представителях разнообразных профессий; овладение навыками сотрудничества с одноклассниками, педагогами, родителями; опыт включения в простые виды социально значимой деятельности и т.п.Личностными достижениями дошкольника также является его познавательная активность, интерес ко всему новому, неизведанному во всех сферах жизнедеятельности; общение со сверстниками и старшими; успешное освоение первой и второй сигнальных систем. У младшего школьника –это активность в учебновоспитательном процессе; участие в социальной и межкультурной коммуникации; владение не просто вербальными и невербальными средствами, а культурой общения и культурой речи; диалогичность, умение находить компромисс, обосновывать собственное мнение и т.п.Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает умение адекватно откликается на эмоции близких людей и друзей, сочувствие героям доступных этому возрасту литературных произведений; соблюдение правил поведения в детском саду, на улице, в общественных местах. У младшего школьника должно появиться неравнодушие к неприятностям, бедам других людей, сопереживание им; готовность к негативному отношению к неодобряемым в обществе поступкам; умение рефлексировать собственное поведение; представления о моральных нормах и правилах поведения; уважительное отношение к представителям других религий, национальностей, рас, к старшим и младшим и т.д. Дошкольник активно проявляет эмоции по отношению к различным формам творческой деятельности, произведениям декоративноприкладного, изобразительного искусства, музыке, литературе, хореографии, театру и т.п.; в меру сил участвует в разнообразных видах творческой деятельности; видит красоту природы. Ученик начальных классов ценит прекрасное не только в окружающем мире, но и в других людях, их поведении, поступках; участвует в соответствующих возрасту видах народного творчества, поддерживает этнокультурные традиции; знаком с культурой, искусством народов России; имеет опыт устойчивого эмоциональноценностного отношения к разным видам искусства. Ребенок дошкольного возраста на пороге перехода в начальную школу способенк решению разного рода интеллектуальных задач; вариативно применяет знания и способы деятельности в новых ситуациях; способен презентовать собственный замысел и воплотить его в жизнь в соответствующих возрасту видах деятельности; работает в соответствии с алгоритмом. Будущий ученик основной школы освоил универсальные способы действий, такие как наблюдение за объектами окружающей действительности, фиксирование изменений, сними происходящих; использование простейших инструментов и приборов в учебных и бытовых целях; овладение способами поиска, обработки, хранения, передачи зрительной, слуховой, графической и других видов информации; организации работы в учебной группе; формулировки и выполнении учебных заданий и т.п. Ребенкудошкольнику знакомо эмоциональнонравственное отношение к природе; сформирована система экологических представлений. У младшего школьника в наличии имеются не только знания, но и небольшой опыт сохранения окружающей среды посредством участия в экологических акциях. Этими критериями определяется выдвигаемый перед подрастающим поколением идеал человека. Дошкольники при переходе в младший школьный возраст, а последние –в подростковый находятся в критическом периоде их развития, когда разрушается привычное отношение к миру, людям и себе, иначинает складываться новое. Они наиболее чутко улавливают колебания в критериях оценки «идеального человека», постоянно резонируют с изменениями в требованиях общества.Таким образом, описанное выше демонстрирует связь качественно различных, как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям, уровней образования. При этом сущность личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется тремя взаимосвязанными сторонами:знаниями, системой убеждений,отношениями и мотивами действий и соответствующих чувств,устойчивыми формами деятельности и опыта поведения.Выразим авторскую позицию в определении феномена «личностные достижения»: целостная, локальная, неизолированная, динамичная система чувств, оценок, отношений, мотивов деятельности, идеалов и ценностей, норм поведения человека (в контексте нашей статьи –дошкольника или младшего школьника).Процесс «приобретения» личностных достижений в этих, так же как и в других возрастах, сложен и длителен. Он включает в себя:
объективные условия (общественные отношения, принципы, нормы, правила), составляющие те требования, которые предъявляются обществом к личности каждого ученика;
субъективные условия (знания, взгляды, убеждения, потребности, интересы, привычки), ставшие личным достоянием ребенка.В этой связи в качестве важнейших педагогических условий преемственности в формулировке планируемых результатов освоения субъектами обучения и воспитания основной образовательной программы мы выделяем:влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурноисторического контекста, в котором живет дошкольник и младший школьник;реализацию комплекса нормативноправовых, организационнометодических, управленческих, информационнопросветительских мероприятий по совершенствованию системы непрерывного образования;единство, связь, согласованность всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания) на каждой ступени образования –вдетском саду и начальной школе; формирование у детей личностных качеств, необходимых для вхождения в общество на ступени начальной и, соответственно, основной школы, для овладения там новыми видами деятельности;конструирование комплексных программ дошкольного и начального общего образования.На наш взгляд, эти условия обеспечивают включение в новое тех элементов прошлого, которые остаются актуальными, а так же непрерывное совершенствование субъектов обучения и воспитания, педагогических явлений и процессов в контексте меняющегося социума. Преемственность в содержании личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста –это феномен, который раскрывает связь между данными ступенями образования, обеспечивая сохранение тех или иных элементов целого, как системы.Отметим, что проведенный анализ сущности личностных достижений дошкольников и младших школьников носит несколько фрагментарный характер, однако позволяет проследить преемственность их содержательных аспектов, способов трактовкии условий достижения.
Ссылки на источники1.Зебзеева, В. А., Фонда, М. А. ФГОС дошкольного образования: о разных условиях, но равных возможностях детства / В. А Зебзеева, М. А. Фонда // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 52. С. 79.2.Кудрявцев, В. Т. Развивающее образование: преемственность дошкольной и начальной ступней / В. Т. Кудрявцев. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_11/v11_kudrjavcev.htm3.Русакова, Т. Г. Формирование духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Т.Г. Русакова // Педагогическое образование в России, 2009. №2. –Екатеринбург, 2009. С 126138.4.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] / Режим доступа: минобрнауки.рф/документы9225.Философский словарь. М.: Политиздат, 2001. 6.Чиндилова, О. В. Готово ли дошкольное образование к решению задач ФГОС? / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 12. С.36.
Сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте ФГОС
Аннотация.В статье представлен сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот анализ осуществляется с опорой на идею о преемственности, связанной с процессами поступательного движения в природе, обществе и мышлении. Вопрос изучения проблемы преемственности в педагогике, в основном, сводится к выяснению и уточнению связей между отдельными звеньями в системе образования (дошкольная образовательная организация –начальная школа, начальная –основная школа, основная –средняя школа, общеобразовательная организация –вуз, организация среднего профессионального образования организация высшего профессионального образования). Статья демонстрирует связь качественно различных, как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям, уровней образования, объединенных сущностью личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Специфику личностных достижений составляют знания, система убеждений, отношения и мотивы действий и соответствующих чувств, устойчивые формы деятельности и опыта поведения. В статье выражена авторская позиция в определении феномена «личностные достижения»: целостная, локальная, неизолированная, динамичная система чувств, оценок, отношений, мотивов деятельности, идеалов и ценностей, норм поведения человека.Ключевые слова:преемственность, дошкольник, младший школьник, личностные достижения; педагогические условия преемственности в формулировке планируемых результатов освоения ООП
Проблема преемственности двух ступеней образования дошкольной и начальной является, с одной стороны, классической для любой общественной системы, характерной для разных исторических периодов развития социума, а с другой –специфичной в контексте современного научного знания. Этот вопрос рассматривается философами, социологами, педагогами, общественными деятелями (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Б. Г. Гершунский, В. Т.Кудрявцев, А. М. Минасян, Г. И. Исаенко, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, А. П. Сманцер и др.) с разнообразных позиций, отражающих такие аспекты и трактовки преемственности, как:продолжение нового в старом путем преобразования количественных изменений в качественные; «размещение» в старом иного содержания и обеспечение его развития;постепенность переходаот старых качеств к новым;сохранение ранних форм явлений и процессов в последующих;включение в новое тех элементов прошлого, которые остаются актуальными в иных условиях и могут способствовать развитию элементов старого;надстраивание над предыдущим нового;перспективность и ретроспективность связей между явлениями и процессами;вытеснение, неполная замена старого;объединение структур;связь между этапами развития какоголибо феномена;непрерывное совершенствование объектов, субъектов, их качеств, явлений и процессов и пр.Вопрос изучения проблемы преемственности в педагогике, по большей части сводится к дифференциации и содержательному описанию связей между отдельными звеньями системы общегообразования(дошкольная образовательная организация –начальная школа, начальная–основная школа, основная –средняя школа, общеобразовательная организация –вуз, организация среднего профессионального образования –организациявысшего профессионального образования). Однако считается, что наиболее остро проблема преемственности звучит и мало решается на стыке двух уровней образования: дошкольного иначальной школы[2]. Исходя из позиций материалистической диалектики методологической основы отечественной науки преемственность связывается с процессами поступательного движения в природе, обществе и мышлении. Они заключаются в том, что некая высокая форма развития процесса, явления или сформированностиобъекта, будучи связана с низшей, не отменяет ее, а включает всебя [5; с.276]. В этом ключе могут быть рассмотрены любые педагогические явления, процессы, феномены, в ряду которых –личностные достижения детей.Анализ проблем, связанных с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольных образовательных организациях и начальной школе, показывает недостаток практических умений педагогов в области развития личностных достижений детей, недостаточное владение исследовательскими навыками, трудности в реализации деятельностного подхода. Актуальность изучения личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена тем, что обеспечение реализации стратегических программ общественного развития, позволяющих в максимальной степени учитывать как собственно социальное, так ичеловеческое изменение, не всегда связано с учетом личностных особенностей и интересов конкретного индивида.Для учебновоспитательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важнейшей проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев. Исходя из этого, содержание воспитания на всех ступенях образования должно носить характер преемственности. Так, ключевые идеи Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,содержанияПрограммы воспитания и обучения в детском саду (2010), а также федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) в аспекте содержания личностных достижений дошкольников и младших школьников достаточно согласованы.До появления Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования считалось, что «сегодня дошкольное образование замерлов ожидании ФГОС, таких же по структуре, как и ФГОС для начального, основного, полного общего образования»[6, с.5]. Это подразумевает единые требования к структуре основной образовательной программы, условиям её реализации,результатам освоения. Его утверждение показало, что «введение стандарта дошкольного образования открывает новые перспективы учёта интересов, потребностей и мотивов каждого ребенка» [1, с.8].Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате ее освоения. В начальной школе они представляют собой систему целей образования, имеющих спецификацииобобщенных личностно ориентированных. Эти цели могут подвергаться дальнейшемууточнениюи конкретизациив целяхопределения и выявления элементов, подлежащих формированию и оценке [4].На основе анализа нормативных документов, психологопедагогической литературы, передового и собственного педагогического опыта, дадим сравнительную характеристику некоторых личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста.Личностными достижениями дошкольника являются элементарные представления о себе, в том числе гендерные; о семье, ее традициях, обычаях, о ее роли воспитании подрастающего поколения; о природе, ее значении в жизни человека; об обществе и государстве, их устройстве, ценностях культуры и т.д. У детей младшего школьного возраста –это ценностное отношение к старшим поколениям не только семьи, но и вообще; представления о национальных традициях, нормах морали; понимание и адекватное исполнение таких социальных ролей, как друг, член семьи, ученик и пр.; знание о правах и обязанностях гражданина, представления о государстве; ценностное отношение к «большой» и «малой» Родине и пр.Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразумевает их физическую развитость, соблюдение некоторых, самых простых, принципов здорового образа жизни, ребенок должен чувствовать потребность в свободной активности и пр. Освоение младшими школьниками основной общеобразовательной программы начального образования предполагает формирование у них ценностного отношения к здоровью, понятий, суждений и умозаключенийо связи разных типов здоровья человека (психическое, социальное, физическое), приобретение опыта деятельности по сохранения своего здоровья, представлений о значении спортивных занятий для всех сфер жизнедеятельности человека и т.д.Ребенок дошкольного возраста по истечении нахождения в детском саду должен овладеть навыками самообслуживания; понимать роль и место труда в жизни общества и человека; готов проявить самостоятельность в повседневной жизни, в разных видах детской деятельности. У младшего школьника по окончании соответствующей ступени образования должно появиться позитивное устойчивое отношение к учебе, труду, креативность в них; представления о представителях разнообразных профессий; овладение навыками сотрудничества с одноклассниками, педагогами, родителями; опыт включения в простые виды социально значимой деятельности и т.п.Личностными достижениями дошкольника также является его познавательная активность, интерес ко всему новому, неизведанному во всех сферах жизнедеятельности; общение со сверстниками и старшими; успешное освоение первой и второй сигнальных систем. У младшего школьника –это активность в учебновоспитательном процессе; участие в социальной и межкультурной коммуникации; владение не просто вербальными и невербальными средствами, а культурой общения и культурой речи; диалогичность, умение находить компромисс, обосновывать собственное мнение и т.п.Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает умение адекватно откликается на эмоции близких людей и друзей, сочувствие героям доступных этому возрасту литературных произведений; соблюдение правил поведения в детском саду, на улице, в общественных местах. У младшего школьника должно появиться неравнодушие к неприятностям, бедам других людей, сопереживание им; готовность к негативному отношению к неодобряемым в обществе поступкам; умение рефлексировать собственное поведение; представления о моральных нормах и правилах поведения; уважительное отношение к представителям других религий, национальностей, рас, к старшим и младшим и т.д. Дошкольник активно проявляет эмоции по отношению к различным формам творческой деятельности, произведениям декоративноприкладного, изобразительного искусства, музыке, литературе, хореографии, театру и т.п.; в меру сил участвует в разнообразных видах творческой деятельности; видит красоту природы. Ученик начальных классов ценит прекрасное не только в окружающем мире, но и в других людях, их поведении, поступках; участвует в соответствующих возрасту видах народного творчества, поддерживает этнокультурные традиции; знаком с культурой, искусством народов России; имеет опыт устойчивого эмоциональноценностного отношения к разным видам искусства. Ребенок дошкольного возраста на пороге перехода в начальную школу способенк решению разного рода интеллектуальных задач; вариативно применяет знания и способы деятельности в новых ситуациях; способен презентовать собственный замысел и воплотить его в жизнь в соответствующих возрасту видах деятельности; работает в соответствии с алгоритмом. Будущий ученик основной школы освоил универсальные способы действий, такие как наблюдение за объектами окружающей действительности, фиксирование изменений, сними происходящих; использование простейших инструментов и приборов в учебных и бытовых целях; овладение способами поиска, обработки, хранения, передачи зрительной, слуховой, графической и других видов информации; организации работы в учебной группе; формулировки и выполнении учебных заданий и т.п. Ребенкудошкольнику знакомо эмоциональнонравственное отношение к природе; сформирована система экологических представлений. У младшего школьника в наличии имеются не только знания, но и небольшой опыт сохранения окружающей среды посредством участия в экологических акциях. Этими критериями определяется выдвигаемый перед подрастающим поколением идеал человека. Дошкольники при переходе в младший школьный возраст, а последние –в подростковый находятся в критическом периоде их развития, когда разрушается привычное отношение к миру, людям и себе, иначинает складываться новое. Они наиболее чутко улавливают колебания в критериях оценки «идеального человека», постоянно резонируют с изменениями в требованиях общества.Таким образом, описанное выше демонстрирует связь качественно различных, как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям, уровней образования. При этом сущность личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется тремя взаимосвязанными сторонами:знаниями, системой убеждений,отношениями и мотивами действий и соответствующих чувств,устойчивыми формами деятельности и опыта поведения.Выразим авторскую позицию в определении феномена «личностные достижения»: целостная, локальная, неизолированная, динамичная система чувств, оценок, отношений, мотивов деятельности, идеалов и ценностей, норм поведения человека (в контексте нашей статьи –дошкольника или младшего школьника).Процесс «приобретения» личностных достижений в этих, так же как и в других возрастах, сложен и длителен. Он включает в себя:
объективные условия (общественные отношения, принципы, нормы, правила), составляющие те требования, которые предъявляются обществом к личности каждого ученика;
субъективные условия (знания, взгляды, убеждения, потребности, интересы, привычки), ставшие личным достоянием ребенка.В этой связи в качестве важнейших педагогических условий преемственности в формулировке планируемых результатов освоения субъектами обучения и воспитания основной образовательной программы мы выделяем:влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурноисторического контекста, в котором живет дошкольник и младший школьник;реализацию комплекса нормативноправовых, организационнометодических, управленческих, информационнопросветительских мероприятий по совершенствованию системы непрерывного образования;единство, связь, согласованность всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания) на каждой ступени образования –вдетском саду и начальной школе; формирование у детей личностных качеств, необходимых для вхождения в общество на ступени начальной и, соответственно, основной школы, для овладения там новыми видами деятельности;конструирование комплексных программ дошкольного и начального общего образования.На наш взгляд, эти условия обеспечивают включение в новое тех элементов прошлого, которые остаются актуальными, а так же непрерывное совершенствование субъектов обучения и воспитания, педагогических явлений и процессов в контексте меняющегося социума. Преемственность в содержании личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста –это феномен, который раскрывает связь между данными ступенями образования, обеспечивая сохранение тех или иных элементов целого, как системы.Отметим, что проведенный анализ сущности личностных достижений дошкольников и младших школьников носит несколько фрагментарный характер, однако позволяет проследить преемственность их содержательных аспектов, способов трактовкии условий достижения.
Ссылки на источники1.Зебзеева, В. А., Фонда, М. А. ФГОС дошкольного образования: о разных условиях, но равных возможностях детства / В. А Зебзеева, М. А. Фонда // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 52. С. 79.2.Кудрявцев, В. Т. Развивающее образование: преемственность дошкольной и начальной ступней / В. Т. Кудрявцев. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_11/v11_kudrjavcev.htm3.Русакова, Т. Г. Формирование духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Т.Г. Русакова // Педагогическое образование в России, 2009. №2. –Екатеринбург, 2009. С 126138.4.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] / Режим доступа: минобрнауки.рф/документы9225.Философский словарь. М.: Политиздат, 2001. 6.Чиндилова, О. В. Готово ли дошкольное образование к решению задач ФГОС? / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 12. С.36.