Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Выпуск:
ART 85441
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саркисян
Т.
А. Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2201–2205. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85441.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрен один из инновационных методов: технология развития критического мышления, который направлен на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Особое внимание уделяется структуре урока и приёмам данной технологии.
Ключевые слова:
современный подход к обучению, технология развития критического мышления, структура урока, приёмы технологии развития критического мышления
Текст статьи
Саркисян Татьяна Альбертовна,Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №120» г. Барнаулfenix.290@mail.ru
Использование технологии развития критического мышления
на уроках в начальной школе
Аннотация.В данной статье рассмотрен один из инновационных методов: технология развития критического мышления, который направленна развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Особое внимание уделяется структуре урока и приёмам данной технологии. Ключевые слова:современный подход к обучению, технология развития критического мышления, структура урока, приёмы технологии развития критического мышления.
В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностноориентированной развивающей модели. Принципиальнымотличием
современного
подходаявляетсяориентациястандартовнарезультатыосвоенияосновныхобразовательных
программ.Подрезультатамипонимаютсянетолькопредметныезнания,ноиуменияприменятьэтизнаниявпрактическойдеятельности.Однойизосновныхцелейобразованияявляетсяразвитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.Работая с детьми, я находилась в поиске таких
приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление –значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиями принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого —то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, чтоесть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.В процессе реализации ФГОС НОО возникают вопросы:
Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся
УУД?
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить?
Обучение на курсах по теме «Технология развития критического мышления» помогла мне ответить на многие вопросы.Немного истории. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» –возникла в Америке в 80е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90х годов и подругому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка и т. д. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе. Критическое мышлениеэто один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнемвосприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В педагогике –это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.Критическое мышление имеет 5 характеристик.1.Критическое мышление –это мышление самостоятельное2.Критическое мышление –это мышление обобщённое 3.Критическое мышление –это мышление проблемное и оценочное 4.Критическое мышление –это мышление аргументированное5.Критическое мышление есть мышление социальное
Критическое мышление –это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения. Элементы критического мышления включают в себя следующие умения и навыки: применение знаний для принятия решений и решения задач; рефлексивную постановку вопросов; предоставление разумных и обоснованных аргументов; исследования. Критическое мышление –способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления –одна из актуальнейших задач современного обучения.Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по такой схеме: вызовосмыслениерефлексия.Первая стадия –вызов (побуждение),когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения: «Кластер», « Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», « Верные и неверные суждения».На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке. Вторая стадия –осмысление (поиск ответов),поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если чтото не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяют собственную позицию. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц ( сводная, таблицасинтез), «инсерт» –чтение текста с пометками, «Знаю –хочу, узнатьузнал», вопросительные слова, «Толстый и тонкий вопросы», «Ромашка Блума», « Рыбий скелет» или «Фишбоун».Третья стадия –размышление (рефлексия). Она необходимадля того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения. Приёмы этого этапа: эссе, РАФТ, синквейн, хокку, бортовой журнал, двухчастный дневник, « Шесть шляп мышления».Технология развития критического мышления предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления этого этапа работы, а также включает способы организации индивидуальной работы, и её сочетания с парной и групповой работой. Практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Конечно, всех интересует, в чём причина этого. В недостаточно высоком уровне развития мышления и прежде всего критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.Описание некоторых приёмов технологии критического мышления: "Корзина идей" Цели приёма:Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс
Время выполнения: 78 минут1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально. 2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления,наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. 3 этап. 24 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие –не повторять то, что уже было сказано другими. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
«Дерево предсказаний» Цель:формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.
1 этап
учитель предлагаетучащимся высказать предположения (предсказания)по какойлибо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).2 этап
учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Надоске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где:ствол дерева –тема, ветви –предположения, которые ведутся по двум основным направлениям –«возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья –обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.3 этап
после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить,оправдались ли предположения детей.
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
«Инсерт»Инсерт –самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. I–interactive –«интерактивный» N–noting –«отмечая» S –system –«системы»E–effective –«эффективное»R
reading –«чтение» T–thinking –«размышление»Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» –уже знал; «+» –новое; « –» –думал иначе; «?» –не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?».Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки: «V»поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете.«+»поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.« –»поставьте « –» (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете.
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробныесведения по данному вопросу.«Чтение с остановками»
Остановки в тексте своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?» 4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые красным. 5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн. Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст. 2 стадия осмысление . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. 3 стадия рефлексия . Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Шесть лепестков –шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какието факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, помоему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно –как принуждение к оправданию. В других случаях –направлены на установление причинноследственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему чтото хорошо, а чтото плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всехвозрастов (начиная с первого класса) понимают значение всехтипов вопросов (то есть могут привести свои примеры).«Шесть шляп мышления»
Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа какихлибо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.). Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии –определение направлений для дальнейшего развития…Белая шляпа Белая шляпа –мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чьюто субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и –объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Красная шляпа Это –эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа Это –творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Синяя шляпа Это –философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой –походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй –вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними –последнее слово. Ценность данной технологиии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес,побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
Ссылки на источники1.Дэвид Клаустер. Что такое критическое мышление? \\Интернетжурнал. Русский язык. –Издательский дом «Первое сентября». №29. 20022.ЗаирБек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. –М.: Просвещение, 2004. –236 с. 3.Критическое мышление. \\Глоссарий. –Единое окно доступа к образовательным ресурсам4.Фёдоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза.М.:Издво МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.С.5356.
Использование технологии развития критического мышления
на уроках в начальной школе
Аннотация.В данной статье рассмотрен один из инновационных методов: технология развития критического мышления, который направленна развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Особое внимание уделяется структуре урока и приёмам данной технологии. Ключевые слова:современный подход к обучению, технология развития критического мышления, структура урока, приёмы технологии развития критического мышления.
В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностноориентированной развивающей модели. Принципиальнымотличием
современного
подходаявляетсяориентациястандартовнарезультатыосвоенияосновныхобразовательных
программ.Подрезультатамипонимаютсянетолькопредметныезнания,ноиуменияприменятьэтизнаниявпрактическойдеятельности.Однойизосновныхцелейобразованияявляетсяразвитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.Работая с детьми, я находилась в поиске таких
приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление –значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиями принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого —то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, чтоесть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.В процессе реализации ФГОС НОО возникают вопросы:
Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся
УУД?
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить?
Обучение на курсах по теме «Технология развития критического мышления» помогла мне ответить на многие вопросы.Немного истории. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» –возникла в Америке в 80е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90х годов и подругому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка и т. д. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе. Критическое мышлениеэто один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнемвосприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В педагогике –это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.Критическое мышление имеет 5 характеристик.1.Критическое мышление –это мышление самостоятельное2.Критическое мышление –это мышление обобщённое 3.Критическое мышление –это мышление проблемное и оценочное 4.Критическое мышление –это мышление аргументированное5.Критическое мышление есть мышление социальное
Критическое мышление –это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения. Элементы критического мышления включают в себя следующие умения и навыки: применение знаний для принятия решений и решения задач; рефлексивную постановку вопросов; предоставление разумных и обоснованных аргументов; исследования. Критическое мышление –способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления –одна из актуальнейших задач современного обучения.Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по такой схеме: вызовосмыслениерефлексия.Первая стадия –вызов (побуждение),когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения: «Кластер», « Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», « Верные и неверные суждения».На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке. Вторая стадия –осмысление (поиск ответов),поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если чтото не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяют собственную позицию. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц ( сводная, таблицасинтез), «инсерт» –чтение текста с пометками, «Знаю –хочу, узнатьузнал», вопросительные слова, «Толстый и тонкий вопросы», «Ромашка Блума», « Рыбий скелет» или «Фишбоун».Третья стадия –размышление (рефлексия). Она необходимадля того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения. Приёмы этого этапа: эссе, РАФТ, синквейн, хокку, бортовой журнал, двухчастный дневник, « Шесть шляп мышления».Технология развития критического мышления предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления этого этапа работы, а также включает способы организации индивидуальной работы, и её сочетания с парной и групповой работой. Практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Конечно, всех интересует, в чём причина этого. В недостаточно высоком уровне развития мышления и прежде всего критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.Описание некоторых приёмов технологии критического мышления: "Корзина идей" Цели приёма:Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс
Время выполнения: 78 минут1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально. 2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления,наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. 3 этап. 24 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие –не повторять то, что уже было сказано другими. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
«Дерево предсказаний» Цель:формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.
1 этап
учитель предлагаетучащимся высказать предположения (предсказания)по какойлибо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).2 этап
учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Надоске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где:ствол дерева –тема, ветви –предположения, которые ведутся по двум основным направлениям –«возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья –обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.3 этап
после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить,оправдались ли предположения детей.
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
«Инсерт»Инсерт –самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. I–interactive –«интерактивный» N–noting –«отмечая» S –system –«системы»E–effective –«эффективное»R
reading –«чтение» T–thinking –«размышление»Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» –уже знал; «+» –новое; « –» –думал иначе; «?» –не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?».Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки: «V»поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете.«+»поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.« –»поставьте « –» (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете.
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробныесведения по данному вопросу.«Чтение с остановками»
Остановки в тексте своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?» 4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые красным. 5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн. Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст. 2 стадия осмысление . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. 3 стадия рефлексия . Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Шесть лепестков –шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какието факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, помоему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно –как принуждение к оправданию. В других случаях –направлены на установление причинноследственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему чтото хорошо, а чтото плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всехвозрастов (начиная с первого класса) понимают значение всехтипов вопросов (то есть могут привести свои примеры).«Шесть шляп мышления»
Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа какихлибо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.). Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии –определение направлений для дальнейшего развития…Белая шляпа Белая шляпа –мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чьюто субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и –объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Красная шляпа Это –эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа Это –творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Синяя шляпа Это –философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой –походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй –вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними –последнее слово. Ценность данной технологиии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес,побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
Ссылки на источники1.Дэвид Клаустер. Что такое критическое мышление? \\Интернетжурнал. Русский язык. –Издательский дом «Первое сентября». №29. 20022.ЗаирБек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. –М.: Просвещение, 2004. –236 с. 3.Критическое мышление. \\Глоссарий. –Единое окно доступа к образовательным ресурсам4.Фёдоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза.М.:Издво МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.С.5356.