Технологии Web 2.0 как способ обучения письменной речи на иностранном языке

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусарова Ю. В. Технологии Web 2.0 как способ обучения письменной речи на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2266–2270. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85454.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования у студентов высшей школы умений письменной речи посредством технологий Web 2.0, к которым можно отнести социальный сервис «Блоги», социальный сервис «Wiki» и сервис социальных закладок.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусарова Юлия Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет", г. Пензаgusarovauvg@yandex.ru

Технологии Web2.0как способ обученияписьменной речи на иностранном языке

Аннотация.В статье рассматривается проблема формирования у студентов высшей школы умений письменной речи посредством технологий Web2.0, к которым можно отнести социальный сервис «Блоги», социальный сервис «Wiki» и сервис социальных закладок.Ключевые слова:технологии Web2.0, письменная речь, иностранный язык, студенты высшей школы.

В настоящее время высшая школа вынуждена как никогда чутко реагировать на происходящие в обществе процессы и вносить изменения в существующую систему образования. Предпосылками к реформированию высшей школы является принятие Федерального закона № 232ФЗ (24 октября 2007г) о вхождении в Болонский процесс. Интернационализация образования и введение двухуровневой системы в высшей школе предполагает концептуально новые подходы к формированию содержания образования, к дидактическим методам и технологиям контроля качества и результативности обучения, новым способам организации и оптимизации самостоятельной работы студентов. С другой стороны, экономика сегодняшнего дня, основанная на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требует специалистов, компетентных в различных областях.Современные тенденции развития Интернета требуют пересмотра того, как человек учится и приобретает знания в новых социальноэкономических условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным средством социальной коммуникации. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Технологии Интернета Web2.0представляют собой некую платформу, поддерживающую определенную архитектуру взаимодействия, строящегося на принципах демократии. Web2.0 представляют собой качественно новый подход к построению образовательного процесса. Преимущество Web 2.0 заключается в возможности привлечения всех обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей. Web 2.0 способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывается студент, который становится более автономным с точки зрения управления учебным процессом и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками процесса обучения[3].

Термин «Web2.0»появился в 2004 г. благодаря Дейлу Дагерти [1]. В отличие от первого поколения сервисов, в которых существовала четкая граница между автором и читателем и, где требовались специальные технические знания, Web2.0 представляет собой не отдельное «место в интернете, а платформу социального взаимодействия» [7]. То есть данные технологии позволяют всем пользователям создавать, редактировать контент, обмениваться информацией, хранить ссылки и всевозможные файлы. Основной идеей создания Web2.0 является упрощениеметодов взаимодействия, что позволяет расширить и углубить общение и сотрудничество.Как известно, целью обучения иностранным языкамявляется развитие не только коммуникативных и социокультурных компетенций и приобщении обучающихся к иноязычной культуре илитературе, но и информационной компетенции, предполагающей умение ориентироваться в современном информационной среде, умение искать, отбирать и критически анализировать ресурсы Интернета, умение общаться с помощью современных средств коммуникации). Изменение организационных форм и методов обучения в данном случае основано на формировании умений самостоятельно извлекать знания, а также на необходимости развития критического мышления обучающегося. Появляются как новые формы учебной деятельности (слайдлекции, семинарские занятия, основанные на динамической презентации материала), так и новые типы заданий и упражнений: учебнотренинговые задания; слайдпрезентации; поисковые задания; специально ориентированные коммуникативные задания; вебпроекты. Что касается учебного взаимодействия, то оно не изменяется коренным образом, а скорее обогащается благодаря возникновению новых контуров общения, одним из которых является «преподаватель –ИКТ –ученик»[4]. Таким образом, основными характеристиками Веб 2.0, которые отличают его от классического Интернета, являются креативность, доступность, социальность, открытость, личностная ориентированность или идентичность.Что же такое технологии Web 2.0 наглядно представлено на схеме 1.

Анализ схемы 1 позволяет установить тот факт, что Web 2.0 представляют собой некую информационную платформу, на которой расположены различные Интернетресурсы, позволяющие разнообразить педагогический процесс обучения иностранным языкам. В последнее время ученых все чаще интересует проблема того, каким образом с помощью технологий Web 2.0можно развить уменияписьменной речина иностранном языке. Все чаще в учебнопедагогической литературе встречается такой термин как «ИКТкомпетенция» или компетенция в области информационнокоммуникационных технологий. Так, например, исследователь А.Л. Семенов под этим термином понимает новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком[3]. Педагог А.Г. Пекшеваопределяет информационную компетенцию как совокупность умений и навыков получения и обработки информации[2]. Методисты П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев рассматриваютИКТкомпетенцию как способность использовать широкий диапазон информационнокоммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку[5]. Общим у этих определений является то, что ИКТкомпетенция связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий. Вметодике под письменной речью понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. Письменная речь рассматривается как процесс выражения мыслей в графической форме.Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает в себя владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи[8]. Современное развитиенавыков письменнойречи предусматривает сформированность ИКТкомпетенции по следующим параметрам: умение работать с учебными Интернетресурсами;использовать социальный сервис «Блоги»; использовать социальный сервис «Wiki»; использовать сервис социальных закладок; умение пользоваться электронной почтой, чатом[6].Поэтому обратимся к рассмотрению наиболее часто используемых технологий Web 2.0 при обучении письменной речи на иностранном языке. Одним из ключевых сервисов общения в социальных сетях является блог или веблог. Веблог –это сервис, позволяющий вести личный дневник, записи в котором располагаются в обратной хронологической последовательности. Пользователи имеют возможность с помощью электронного журнала создать свой образ целостной личности с ее портретом, интересами, склонностями и привычками, они также могут выстраивать свою иерархию общения в отличие от обычного Интернетфорума: близкий друг, родственник, знакомый или ктото еще. В результате в социальных сетях выстраиваются так называемые круги круг друзей, круг коллег по цеху, круг одноклассников и т.д. Блог содержит в себе большой воспитательный и дидактический потенциал ипозволяет создавать свою библиотекусправочник. Вы можете сами создавать свой круг общения и администрировать процесс коммуникации, что достаточно важно при обсуждении какоголибо процесса. Джонсон А.предлагает использовать блоги для мониторинга самостоятельной работы обучающихся, что особенно эффективно при обучении письменной речи. Также имеется возможность ознакомления с иноязычными сайтами и общения с носителями языка; очень удобно использовать блоги в работе над групповыми проектами. Согласно исследованиям, блоги развивают критическое и творческое мышление. В процессе использования блога как инструмента организации учебного процесса обучающиеся развивают навыки поиска, анализа и критической оценки информации, работы с информационными потоками сети, работы в группе и самостоятельной работы, навыки аналитической работы, а также развивают коммуникативную компетенцию посредством активного участия в обсуждении различных тем.В профессиональноиноязычной подготовке распространены 3 типа блогов:«Блог преподавателя», «Блог группы»и «Блог ученика»[3]. К наиболее известным блокам, можно отнести, например, «Живой журнал» (http://www.livejournal.com/), «LiveInternet.ru» (http://www.liveinternet.ru/), «Diary.ru» (http://www.diary.ru/), «Blogger» (https://www.blogger.com/start), «Wordpress» (http://www.wordpress.com) и другие.Технология «Wiki» является одной из главных составляющих Web2.0, которая позволяет любому пользователю редактировать текст сайта –писать, изменять, удалять, добавлять ссылки и статьи (крупнейший и известнейший Wikiсайт — Wikipedia). «Wiki» характеризуется следующими признаками: возможность многократно править текст посредством самой Wikiсреды (сайта) без применения особых приспособлений; особый язык разметки, позволяющий легко и быстро размечать в тексте структурные элементы, форматирование, гиперссылки; проявление изменений сразу после их внесения; разделение содержимого на именованные страницы; множество авторов (некоторые вики могут править все посетители сайта) [10]. Преподаватели и обучающиеся могут создать свою страничку на «Wiki», инструменты для ее создания можно найти на сайте одной из Wikiсред: Pbworks (http://www.pbworks.com); Wetpaint (http://www.wetpaint.com); Wikispaces (http://wikispaces.com); JotSpot (http://www.jot.com). Любой студент, имеющий доступ к этому сайту, может не только оставить комментарии по поводу того или иного текста, но также внести свои изменения, чтото исправить, или даже удалить. Каждый студент может создавать новые страницы и редактировать существующие. В базе данных хранится полная информация о том, что изменилось на странице за последнее время; можно вернуться к старой версии, можно посмотреть, что изменил конкретный пользователь[6].Наиболее частое педагогическое применение «Wiki»–это использование для развития навыков письменной речи. В«Wiki»идеально выполняет функции инструмента для совершенствования письменной речи в силу того, что сайтом предоставляются дополнительные возможности для размышления, проверки, публикации и анализа самого творческого процесса на всех его этапах. Бен Лэм выделяет следующие преимущества использования технологий «Wiki» для развития навыков письменной речи:•стимулирует письменное выражение мыслей;•предоставляет малобюджетный и эффективный инструмент для коллективной работы;•способствует более внимательному отношению к тексту –дополнительной проверке, редактированию и отсылке к ранее выполненной работе;•делает акцент на письме как процессе, а не на создании конечного продукта;•позволяет учащимся найти читательскую аудиторию.Много полезной информации, посвященной применению технологии «Wiki» можно найти, например, в немецкоязычном блоге Ральфа Клётцке http://landeskunde.wordpress.com/ueberdafwikis/[9].Сервисы социальных закладок позволяют пользователям хранить коллекцию своих закладокссылок на вебстранице. Любой пользователь сети может находить ссылки на интересующие его темы, используя для поиска ключевые слова. При этом пользователи сервиса могут добавлять и удалять ссылки с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. В педагогической практике эти сервисы могут быть использованы для создания веблиографий учебных материалов, для индивидуального и коллективного хранения ссылок на учебные материалы, а также для развития у учащихся поисковой и исследовательской деятельности, продвижения учебных сайтов и ресурсов[4].Использованиетакихтехнологий Web2.0, как«Блог»,«Wiki» и сервисы социальных закладок при развитии навыков письменной речи позволяет научить учащихся пользоваться различными форматами текста, например,составлять резюме, запрос, личное письмо. При написании различных писем по средствам блогов, Wikiстраниц учащиеся учатся, как соблюдать сетевой этикет, т.е. быть вежливыми, уважать чужое мнение и т.д., работать сообща, а именно составлять истории по теме, описывать или обсуждать прочитанное, выполнять коллективные проекты, общаться с партнерами по переписке, использовать аббревиатуры, общаться в режиме реального времени, а также сообщать информацию о себе и составлять электронное портфолио. Все это происходит с интересом для учащихся и приводит к повышению мотивации в овладении иностранным языком. Таким образом, технологии Web 2.0 дают реальную возможность сформировать навыки и умения в письменной речи, которые позволят осуществить цель обучения письменной речи учащихся, а именно сформировать письменную коммуникативную компетенцию интересными и современными методами.

Ссылки на источники1. Коваленко Д.В., Толстова Е.П., Рюмина И.Б. Рекомендации по использованию ИКТ в программе курса повышения квалификации «Современные технологии в обучении английскому языку». –2007. 2. Пекшева А.Г. К вопросу о подборе технологии представления контента учебнометодическогокомплекса«Методикаобученияинформатикенапредпрофильномэтапе» //Информатизацияобразования–2008: Материалы Междунар. науч.практ. конф. СлавянскнаКубани, 2008. С. 100–103. 3. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: монография. –М.: Еврошкола, 2003. –406 с.4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новыхинформационнокоммуникативных Интернеттехнологий–Москва: Глоссапресс, 2010.5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики вобучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2–86. Титова, С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. М.: ИздвоМоск. унта, 2003. –267с.7. Lewis, A. Dealing with ComputerRelated Anxiety in the ProjectOriented CALL Classroom Text. / Lewis Alison, Atzert Stephan // Computer Assisted Language Learning. 2000. Vol.13, N 45. P.377395.8. http://www.computerra.ru/think/234344/9. http://landeskunde.wordpress.com/ubersicht/10. http://de.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:Hauptseite