Самовоспитание как процесс и результат воспитания в образовательной системе современного вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернухина Н. В. Самовоспитание как процесс и результат воспитания в образовательной системе современного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2321–2325. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85465.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам самовоспитания студентов в учреждениях высшего профессионального образования. Автор подробно описывает и анализирует аспекты формирования личностных качеств будущего специалиста и дает рекомендации для правильного их формирования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чернухина Наталья Васильевна,кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала Федерального государственного бюджетного образовательногоучреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственныйуниверситет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкnat.cher@list.ru

Самовоспитание как процесс и результатвоспитания в образовательной системе современного вуза

Аннотация.Статья посвящена вопросам самовоспитания студентов в учреждениях высшего профессионального образования. Автор подробно описывает и анализирует аспекты формированияличностных качеств будущего специалистаи дает рекомендации для правильного их формирования.Ключевые слова: самовоспитание, социализация, воспитание, личностные качества.

Период обучения студента в вузе –это важнейший период социализации личности, которыйочень частов той или иной степени затрагивается многими исследователями в своих научных работах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. Социализация –это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта,социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации, это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы. Понятие «социализации»шире, чем понятие «воспитание». При социализации индивид играет активную роль, сам выбирает определенный идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, –широк и очерчивается неопределенно. Студенческий возраст характеризуется стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Таким образом, вузовское обучение является мощным фактором социализации личности студента, и этот процесс социализации идет в ходе самой жизнедеятельности студентов и преподавателей. Но встает вопрос, требуются ли целенаправленные воспитательные воздействия на студентов со стороны преподавателей и эффективны ли они?Ответ на этот вопрос зависит от того, что подразумевать под значением слова «воспитание». «Если его понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным» [10]. Цель образовательного процесса в вузе, по нашему мнению, является развитие, формирование, становление активной, творческой личности студентакак субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности. В этой связи воспитание,обеспечивающеевозможность формированияличностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы,выполняет особую роль.

Зная природу и психологическую структуру развиваемого интегративного качества «внутренняя свобода»,можно успешно использовать воспитательные возможности различных учебных предметов и условия вуза в целом. Началом формированияличностных качествобеспечивающих возможность развития внутренней свободы у студентов вуза являетсяосознание студентамизначимостиличностных качеств, обеспечивающих возможность развития внутреннейсвободы;определение основных признаков и характеристик, включаемых в характеристику данного личностного качества;усвоение и выработка положительного отношения к личностным качествам, уверенности в ихистинности;синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в устойчивое образование(формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы). В современном вузе формирование личностных качеств будущего специалиста способствующих развитию у неговнутренней свободы достигается: выработкой у студента правильного представления о данном интегративном понятии;осознанием студентом потребности в самосовершенствовании личностных качеств, способствующих развитию у него внутренней свободы и способов достижения этого;осознанием студентом того, что источник активности находится в нем самом; проявление студентом активности в различных видах деятельности;способностью студента самостоятельно ставить перед собой задачи, формулировать и творчески решать эти задачи и отвечать за их решение. Этапыформирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы в образовательной системе современного вузаможно представить ввиде следующей модели (рис.1).

Рис.1 Модель этапов формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы в образовательной системе вуза

Считаетсячто неправильносводить развитиетого или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями, тем более,если речь идето таком качестве, как внутренняя свобода. Нужны еще мобилизация мотивов, воздействие на отношение к действительности, учет противоречий в развитии личности студента. Способность студента самостоятельно ставить перед собой задачи, формулировать и творчески решать эти задачи и отвечать за их решениеПроявление студентомактивности в различных видах деятельности

Осознанием студентом того, что источник активности находится в нем самом

Осознанием студентом потребности в самосовершенствовании личностных качеств,

способствующих развитию у него внутренней свободы и способов достижения этогоВыработкой у студента правильного представления о интегративном понятии –

«внутренняя свобода»Например, нельзя не считаться с тем, что студенту, тем более первокурснику,присуще обостренное чувство собственного достоинства, категоричностьи однозначностьнравственных требований, оценок, своего поведения. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание брать все на веру, что создает излишнее недоверие к старшим, в том числе к преподавателям вуза. Однозначность оценокповедения окружающих,иногда необдуманный нигилизм как своеобразнаяформа утверждения личности, требуют гибкости в подходе к воспитанию молодежи.Конечный результат воспитания, направленного на формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы,достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся и приобретающих самое различное выражение воспитательных задач, встающих как перед преподавателями, так и перед студентами. Причем всегда важно определить ближайшие и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных качеств. Известно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств, которые необходимы человеку для развития его и как личности, и как профессионала.Школы и университеты, по мнениюЛ. Кольберга, должны помочь молодежи осознать необходимость развитияв себе качеств,которые нужны для выполнения в будущем функций и деятельности, способствующейобщественному прогрессу.При этом воспитание в учебных заведениях должно вестись в системе «ученическая, студенческая общность –коллектив воспитателей», «учитель –ученик», «ученик –ученик». Выход воспитания за пределы своих специфических программ и вторжение в проблемы иных потребностей общности негласно запрещается.П. Херст, Л. Кольберг, А. Харрис пошли несколько дальше и главную роль в нравственном воспитании отводят методу дискуссии на гипотетические моральные темы, проводимые в учебных заведениях как решающей форме освоения подрастающим поколением «языка морали» отличие добра от зла, понятие справедливости, свободы, истины, уважения человеческого достоинства и др.Отечественные специалисты В.В. Антонов, Л.П. Борщевский, П.П. Лопат, Ю.В. Фадеев, Г.И. Вяткина, А.С. Землякова, Ю.Н. Ветров, Е.А. Литвиненко, Л.В. Никонов, А.А. Вербицкий, Н.Г. Ахматова, A.M. Черныш и другие представители социологии высшей школы к началу застоя и перестройки интенсивно обосновывали теорию и методику деловых игр в курсах общественных наук в высшей школе, что было относительным углублением «теории дискуссий», обращением ее к управленческим методам. Но и эти методики стояли на позиции «гипотетизма» и всячески избегали обращения к реальным жизненным явлениям и фактам общности и общества. К сожалению, формирование общественного и индивидуального поведения вербальным способом невозможно. Необходим синтез мысли, слова и действия. Еще воспитатели древности знали –«Verba docent, exemple trahut» –«Слова учат, примеры увлекают». Дж. Дьюи утверждал: «Не учитель и учебник –источник знаний, а руки, глаза, уши, фактически все тело». Иными словами, чтобы воспитуемые имели поведение, соответствующее общественным идеалам, необходимо, чтобы воспитуемые имели приемлемые для этого межличностные отношения, складывающиеся целенаправленными усилиями воспитателя (воспитания) посредством организации определенной деятельности, т.е. самодеятельности с уяснением ее идейной и нравственной сути. В этом смысле возникает необходимость разработки специальногодидактикометодического комплекса –методики психологопедагогического сопровождения по формированию личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Ситуация свободного выборадолжна предполагатьварианты изучения содержания, разнообразие форм учебных занятий и контроля, методы, приемы обучения, которые создают образовательное пространство и представляют возможность выбрать наиболее личностнозначимые и существенные для студентав данный отрезок времени способы учебной работы; то есть ситуации, в которых могут быть реализованы способности и творческие возможности студента, его личностный опыт, которые помогают достичь наиболее высоких результатов учебной деятельности, профессиональной подготовки и развить самостоятельность, активность, инициативность, творчество.Становление личности происходит в процессе деятельности, вне деятельности личность не существует, именно деятельность преобразует личность, стимулируя развитие таких качеств как: саморазвитие, самосовершенствование, самообразованиеи самоконтроль, которые являются личностными качествамибудущего специалиста, способствующими развитиюу неговнутреннейсвободы.И только для такой личностивозможна успешная самореализация, и естественно в дальнейшем–профессионализм. Сегодня, специалист должен быть субъектом созидающей профессиональной деятельности, самостоятельным в решении производственных и собственных проблем,нести полную ответственность и за их решение, и за наиболее максимальную реализацию собственных потенциалов. Другое принципиальное требование к организации процесса воспитания, направленного на формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы,состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как полноценного и равноправного партнера любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе,так называемой педагогики сотрудничества, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении. Наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда преподаватель и студент вместе решают задачу, ответ на которую не знает ни тот, ни другой.Основная цель преподавателя –передать студенту знания и профессиональные умения, но и приобщить к культуре. А это возможно лишь в живом человеческом общении, в совместной деятельности студента и преподавателя.Главный прием воспитания, направленного на формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы –это принятие студентатаким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться у преподавателя контакт со студентом, что является единственным условием плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса.Главная задача преподавателя –раскрыть перед воспитуемым широкое поле ответственного выбора, которое часто не осознаетсясамим студентом изза его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая такие возможности у студентов, преподаватель высказывает свою точку зрения по отношению к тому или иному выбору. Однако, следует избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за студентом право на самостоятельное, ответственное принятие решения, направленное на максимальную реализацию собственных потенциалов. Другая важная задача воспитания в процессе совместной деятельности студента и преподавателя –помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального профессионального стиля деятельности. Для решения такой задачи преподавателю необходимо владеть некоторыми методиками психодиагностики и навыкамиих использования, а также вооружить студентов приемами профессионального самоощущения, самопознания ив итоге профессионального самоотношения. Важнейшее значение имеет знание психологических и психофизиологических особенностей студентов, определяемых их социальным статусом, возрастом и характером основной деятельности.Важно, чтобы отношение преподавателя к студенту было как к социально зрелой личности, это способствует творческому развитию личности. Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, –это собственно способность учиться. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее развить способность самостоятельного добывания знаний, основаннуюна творческом мышлении, но это возможно только при сформированном наборе личностных качеств, развивающих внутреннююсвободу.Часто у студентов может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этого эмоционального состояния на творческое решение сложной и значимой для студента задачи неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе.Выраженный и часто подчеркнутый рационализм в обращении преподавателей со студентаминегативно сказывается на развитии их эмоциональной сферы в целом. Без некоторой, пусть порой даже искусственно добавляемой, эмоциональной теплоты,эффективность работы преподавателя со студентами может сильно снизиться,даже если процесс преподавания протекает на высоком интеллектуальном уровне.Самая главная особенность юношеского возраста состоит восознании человеком своей индивидуальности, неповторимости,формировании личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы,в становлении самосознания,формировании «образа Я», включающем три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.Потребность в достиженииопределенных высоткак один из факторов, способствующих развитию внутренней свободы, если эта потребностьне находит своего удовлетворения в основной для студента учебной деятельности, закономерно смещается на другие сферы жизни –в спорт, бизнес, общественную деятельность, хобби или в сферу интимных отношений. Но человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения, в противном случае ему грозит болезнь или перемещение в криминальную жизнь. И здесь ответственна роль преподавателя –первого эксперта, дающего студенту «обратную связь» о результатах его учебной и исследовательской работы. Своими оценками он может неосторожно убить у студента всякую надежду и соответственно желание утверждаться на ниве науки и подтолкнуть его к выбору других сфер жизни для самоутверждения и удовлетворения потребности в достижениипоставленных целей.Таким образом, условием успешной воспитательной работы является создание благоприятных условий для самовоспитания человека путем раскрытия перед ним поля возможных ответственных выборов и их последствий, притом, что окончательное решение всегда должен принимать сам студент (воспитуемый). Важнейшим условием внимания студента к тому, что раскрывает перед ним преподаватель, выступает безусловное принятие студента преподавателем и признания за ним права на любой ответственный выбор без того, чтобы быть отвергнутым. Предъявляемые выше требования к личности будущего специалиста актуализируют проблему формирования личностных качеств, способствующих развитию у него внутренней свободы как показателя его подлинной зрелости, субъектности, способности ксозидающей продуктивной деятельности –учебной и производственной.Но, совершенствование себя –процесс далеко не простой. Необходимо, чтобы студент ясно понимал цель, представлял процесс в целом и отдельные его этапы, знал методы (приемы) самосовершенствования, самовоспитания и умел всю свою волю, чувства, мысли сконцентрировать на достижении цели и выполнении поставленных задач. Самовоспитание–это работа особая, потому что объектом усилий является сам человек. И результат работы –тоже сам человек, только в новом качественном состоянии. Но итог такой работы рассчитан не только на себя, а еще в большей мере –на окружающих людей, общество в целом. Педагогическая энциклопедия дает следующее толкование: «самовоспитание –систематическая и осознанная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих положительных качеств,и преодоление отрицательных»[11]. В силу сказанного –самовоспитание –это самостоятельная, целеустремленная, систематическая работа человека по формированию и развитию своих лучших, социально ценных свойств и освобождению отнедостатков, осуществляемая с целью максимальной самореализации (самосовершенствованию) и служения обществу. На данном этапе можно сделать утверждение, что формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы результат самовоспитания. Преподавателю в процессе совместной деятельности необходимо донести до студентов, что самовоспитание это не сведение всей работы над собойкподавлениюсвоих желаний,непревращение в сурового аскета, который избегает радостей жизни», давит своей «безупречностью» сверстников и потому непопулярен у них.Важногармонично сочетатьс необходимым самоограничением широкое духовное самообогащение, живое общение, уметь делать свою жизнь полнее,содержательнее. Между тем человека способно поднять, возвысить только его дело, конечно, если он включается в него в полную меру своих сил, возможностей и сознательно себя в этом деле воспитывает, а это возможно только при наличии внутренней свободы. Самовоспитание себя заставляет человека меняться внутренне.Но в тот же момент, самовоспитание –это процесс. Но основа всякого развития, движения противоречива. Этопротиворечие между тем, что у студентов есть, то есть какие качества сформированы, и тем, что от них требуется, а точнее, чего они хотят добиться. Важно, чтобы появилосьсильное желание, готовность, воспитать у самого себято качество, над которым нужно работать. Но для того, что бы студентосознал это, преподаватель должен грамотно доказатьзначимость этого качества и показать примерный путь, по которому нужно двигаться, что бы прийти к поставленной цели, в данном случае мы говорим о профессионально значимом качестве внутренней свободе. При этом задача преподавателя достаточно сложна,так как навязывать путь нельзя, аможно только создать условия для стремления личности к самоизменению.Это начало самовоспитания. Можно выделить следующие структурные компоненты самовоспитания (выявленные Куликовой Л.Н.),на примере формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Первый структурный элемент процесса самовоспитания, его исток–адекватная самооценка. Но самооценка складывается поразному. Одни удовлетворяются поверхностной самооценкой, образующейся стихийно. Другие стремятся сознательно углубить ее,спрашивают мнение о своих действиях и характере у сокурсников, иногда у взрослых, аналитически его принимают; некоторые самокритичны к собственному поведению, личностным, свойствам, отношениям,сопоставляют себя с другими реальными людьми и художественными образами и пр. В этом случае самооценка точнее. Кроме того, она более значима для личности, так какактивизирует самопознание, служит возрастанию духовных, нравственных потребностей, усиливает необходимостьв новых способностях, свойствах характера, способах самореализации. Сформированная адекватная самооценка личности, как и сам опыт ее формирования и постоянного уточнения –это первый шаг вверх по лестнице саморазвития и самовоспитания личности. Поэтому самооценка является исходным структурным элементом процесса формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитиюу него внутренней свободы.Второй структурный элемент процесса –потребность в самовоспитанииличностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Потребность в самовоспитаниивозникает на основе адекватной самооценки. Самое главное значение самооценки для самовоспитания заключается в том, что она выводит личность на осознание противоречия между уровнями развития ее качеств –между имеющимся и желаемым. Это несоответствие переживается человеком как дискомфорт, побуждая ликвидироватьего собственнымиусилиями, поднятьсядо нужного уровня развития. Иначе говоря, адекватная самооценка служит основой для появления потребности –самовоспитания.Поэтомуеслиу человека сформирована потребность в самовоспитании, то можно говорить о том, что он поднялся на новую ступеньку формированияличностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Третьим структурным элементом процесса самовоспитания является развитие мотивации работы над собой. Приэтом вперед выдвигаются мотивы личностные, дело в том, чтосамовоспитанием надо заниматься, чтобы добиться поставленнойцели, стать хорошим профессионалом в выбранном виде деятельности (что не возможно при наличии внутренней свободы).В сознании каждого из студентов все эти мотивы составляют сложную конструкцию, где одно подчиняется другому, причем их зависимость в разных ситуациях может меняться. И если будет сформирована вся совокупность этих мотивов и превалирующими станут мотивы личностные, то есть человек осознает «личностный смысл» самовоспитания, то можно говорить о том, что человек поднялся еще на одну ступеньку выше формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы, хотя работанад собой практически еще не началасьиидет лишь во «внутреннем плане» личности, в мыследеятельности.Следующий структурный элемент процесса самовоспитаниячеловека –определение цели. Известно,что цели первоначально ставятся простые, осознаваемые студентом как первостепенные, постепенно они углубляются помере развитиясамосознанияи последующих, успехов самовоспитания. Наметить цель работы над собой –значит выделитьглавные направления совершенствования себя. Это свидетельствует о новой,болеевысокойступеньке развития личности,ее готовности к самовоспитанию, направленному на формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы.Но для того, что бы все представленные компоненты работали,необходима педагогическая система действий ведущих к самовоспитанию личности –программа самовоспитания, направленная на формированиеличностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Прежде всего,этосодержательнаясторонаработы над собой, на что нужно студенту обратить внимание, чтобы сформировать личностные качества будущего специалиста, способствующие развитию у него внутренней свободы. Но это длительныйпроцесс, который со временем корректируется, уточняется. Чем шире поставлены задачи самовоспитания,теммногограннее будет программа.Следующий структурный элемент процесса самовоспитания человека –принятие решения. Это практически всегда есть волевой акт, потому чтоназад хода нет, это начало ежедневного самосозидания, так как в нем и самооценка, и сознание собственных потребностей, и мотивы, и цель самовоспитания, соотнесенные с программой, планом и правилами их осуществления.С этого момента включается еще один структурный элементсамовоспитания –применение методов самовоздействия. Все зависит от того, как студенты станут применять методы самовоспитания, то есть способы воздействия на себя с целью самосовершенствования. Участие личности в собственномразвитиивключает в себя, помнениюКуликовой Л.Н.,триосновныхкомпонента, и три слагаемых: осмысление себя и окружающего мира, способность к волевым действиям саморегуляции, потребность в развитии[12]. Соответственно существуют и три группы методов самовоздействия при самовоспитании: методы самопознания, методы самообладания, методы самостимулирования.К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ, самооценивание. При этом самопознание личности –это не просто «технические процедуры», исполняемые личностью в ее деятельности, а действия, ценность которых для саморазвития личности обусловливается уровнем культуры, мировоззрением, совпадением ее интересов с интересами общества. Это основа точной (адекватной) самооценки личности, то есть основа для формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы.Методы самопознания,хотя и важны сами по себе, но еще не обеспечивают продвижение личности в ее формировании личностных качеств будущего специалиста. Они способны к этому только в единстве с методами самообладания. К их числу чаще всего относят:самоубеждение, которое применяется в том случае, когда студенту необходимо подкрепление его позиции. Убеждение себя –это подбор аргументов в пользу принятого поведения, укрепление своей уверенности в его необходимости, полезности в том, что рано или поздно его признают,и с ним будут считаться. самоубеждение тесно связано с самокритикой. Студент, рассматривая доказательства необходимости стремления к внутренней свободе, не может не отметить свои недостатки, которые этой работе мешают, уже тем самым,укрепляясь в стремлениипобороть их, достичьцели в работе над собой. поведение, согласно принятымдля себя правилам и нормам,не может обойтись и без некоторого самопринуждения. Но тут важно помнить, что это непростозапрещение желаемого –в этом случае притягательность запрета усилится, а сила самопринуждения в его единстве с самоубеждениемисамокритикойсыграет положительную роль.действенным методом самовоспитания является самоконтроль. Самоконтроль –это тот «внутренний педагог», который ничего не пропустит, потому что все знает лучше самых близких людей, и поэтому, он так надежен. Человек с развитым самоконтролем всегда заметен среди других –особой собранностью, точностью в действиях, последовательностью и неотступностью в достижении целей. существенным среди методов самообладания является самоприказ. Применяется он наиболее успешно в особых условиях:студент уже убедил, себя,что надо поступать именно так, самокритично оценил свои слабые стороны, но начать действие, сделать первый шаг емутрудно. самовнушение также является серьезным методом самообладания. Это своего рода психологическая готовность к определенному поведению. Установка важна в формировании личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы –не только как ожидание желаемых качеств, но и как готовность их формировать, изменять себя[13, 14]. Важна и третья группа методов самовоспитания –методы самостимулирования: в работе над собой, как и вообще в формированииличности,быстрого результата не бывает. Поэтому и возникает потребность в таком методе, как самоободрение. в некоторых случаях, чтобы закрепитьприятное эмоциональное состояние от успеха в самовоспитании, можно и наградить себя, самопоощрениерождаетудовлетворение отдостигнутой победы, побуждает к новому движению вперед. самонаказание же сложнее применять, так как здесь очень важна его соразмерность проступку, справедливость, что определить непросто. Несправедливое наказание самого себя пагубно для самовоспитания, потому что это может ослабитьмотивацию –у человека пропадет интерес к работе над собой. Особенно нежелательно при самонаказании занижение ответственности за допущенные ошибки. В самонаказании так же важна мера. Следующийважныйструктурныйэлементсамовоспитания–мобилизация своей идейнонравственной воспитанностии эмоционально –волевойактивности.Мобилизовыватьидейнонравственныйпотенциал надо и тогда, когда применение приемов самовоздействиястановится настолько привычным, что превращается просто в «технику» самоограничения, в самоцель. Студент перестает задумываться, для чего он это делает,а воля его начинает постепенно трансформироваться в упрямство, самообладание дает повод для самолюбования, пренебрежительного отношения к другим, «непосвященным», не занимающимся работой над собой. А если еще при этом не сложатся отношения с сокурсниками, не поймут и не поддержат родители, то вектор самовоспитания легко может измениться. Студент станет формировать не те личностные качества,которые способствуют развитиювнутреннейсвободыличности, а совершенно другие. Следующий структурный элемент–итоговый самоконтроль, который помогает человеку оценить результаты своей работы в самовоспитании, в стремлении формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Чаще всего он принимает форму самоотчета. Завершающий структурный элемент процесса самовоспитания –формирование новой адекватной самооценки, то есть пристрастный самоанализ и признание того, что студентсмог измениться, став в итоге немного выше себя –такого, каким был до того, как начал упорную работу над собой. Тем самым пройден определенный этап развития, достигнут новый уровень, который станет точкой отсчета, при новом «витке» формированияличностных качеств, способствующих развитию у будущего специалиста внутреннейсвободы[13].Все названные структурные элементы процесса самовоспитания, в совокупности составляют единыйнепрерывныйпроцесс. Студенту, решившему всерьез начать самосовершенствование, необходимо знать и о том, что же именно может и должен он развивать у себя, каковы направления формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Основная задача преподавателяпри этомпоказать значимость каждого личностного качества, и создать условия для их успешного самовоспитанияу студентов в образовательной системесовременного вуза.

Ссылки на источники1.Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 17411745.2.Матвиюк В.М. Интерактивные формы обучения как важнейший компонент организации учебного процесса на современном этапе // В сборнике:Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития. Материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар, 2013. С. 138142.3.Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 30. –ART 14858. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14858.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.4.Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Социальные сети и их влияние на человека // В сборнике: Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе Материалы международной научнопрактической конференции. Саратов, 2014. С. 8386.5.Матвиюк В.М. Проблемы информатизации математического образования в СПО // В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития Материалы II Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 101102.6.Матвиюк В.М. Проблемы повышения квалификации преподавателей среднего профессионального образования в области применения компьютерных технологий // В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 107108.7.Матвиюк В.М. Использование интернеттехнологий в современном образовании // В сборнике: Социальноэкономическое развитие общества в контексте общезначимых проблем современности. 2011. С. 183184.8.Дегтярева Е.А. Модельподготовки преподавателей высшей школы к функционированию в инновационном образовательном пространстве вуза // Наука и бизнес: пути развития. 2014. №2(32). С.2831.9.Дегтярева Е.А. Системные и структурные изменения в современном высшем образовании в России//НаукаПарк. 2014. №3(23). С59.10.БулановаТопоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. РостовнаДону: Феникс, 2002. 544 с.11.Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. –М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993.12.Куликова Л.Н. Воспитать себя М.,: Просвещение. 1991г., 143 c.13.Чернухина Н.В. Факторы формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы: дис.. канд. педаг.наук. Краснодар, 2007. 246 с.14.Чернухина Н.В. Факторы формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кубанскийгосударственный университет. Краснодар, 2007.