Основные аспекты личностно-профессионального саморазвития студента в образовательной системе вуза на современном этапе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чебышева Н. В., Матвиюк В. М. Основные аспекты личностно-профессионального саморазвития студента в образовательной системе вуза на современном этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 606–610. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96028.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам личностно-профессионального саморазвития студента в образовательной системе вуза на современном этапе, в ней рассматриваются теоретические основы саморазвития личности студента вуза и развитие его профессионально значимых личностных качеств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чернухина Наталья Васильевна,кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала Федерального бюджетного государственного образовательногоучреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецкnat.cher@list.ru

Матвиюк Виталий Михайлович,преподаватель СПО филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк vitmatviyuk@mail.ru

Основные аспектыличностнопрофессиональногосаморазвитиястудента

в образовательной системе вузана современном этапе

Аннотация.Статья посвященаактуальным вопросам личностнопрофессионального саморазвития студента в образовательной системе вуза на современном этапе, в ней рассматриваются теоретические основы саморазвития личности студента вузаи развитие егопрофессионально значимых личностных качеств.Ключевые слова: самовоспитание, саморазвитие, воспитание, личностные качества, внутренняясвобода личности.

Ориентация на личность в процессе обучения жизненно важна в контексте совершенствования личности. Для того чтобы сделать это формирование эффективным, вопервых, необходимо осознавать то, как выглядит текущее представление данной личности о понятийном пространстве внутренней свободы, и иметь некоторое представление о том, каким образом это представление возникло –с точки зрения самой личности. Для того чтобы изменить представление у личности о комплексе личностных качеств, способствующих развитию внутренней свободы, нужно понять причины, по которым личность имеет данное представление, и что личность может сделать для того, чтобы по собственному желанию изменить это представление. Для этого необходимо применение следующих методов:демонстрация личности основных факторов формирования личностных качеств, способствующих развитию у нее внутренней свободы; помощь в формировании личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию унего внутренней свободы посредством создания моделируемых психологопедагогических условий. Каждое из этих действий требует от преподавателя способность видеть процесс формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы, с точки зрения другой личности и способность помочь ей устранить негативные факторы, способные отрицательно влиять на формирование данного качества[1]. Но,в то же время,невозможно изменить чьето «видение мира»,можно указать на то, что оно ложно, и дать совет о том, как его надо исправить. Подобное обесценивание взглядов личности контрпродуктивно. Невозможно заставить личность изменить мнение, просто настаивая на том, что она не права. Для нее, ее видение не является ложным. Таким образом, осуществить формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы посредством личностноцентрированного подхода можнотолько с согласия самой личности –исходя из понимания точки зрения личности в настоящем времени, и способности изменить ее. Образовательный процесс сегодняшнего дня, направленный на формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы,предполагает каждому студенту усвоить современную методологию творчества, формирует системное мышление, позволяет не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку. А это создает предпосылки реализации себя в познании, в учебной деятельности, а впоследствии –в профессиональной творческой деятельности. Саморазвитие –это сложный и длительный процесс. В философии, в рамках материалистической диалектики, саморазвитие может быть изображено в виде расширяющейся спирали, которая выстраивается на основе действий законов диалектики —«отрицания отрицания», «единства и борьбы противоположностей», «сочетания эволюционного и революционного путей развития» и др., что связано с представлением о развитии, результатом которого является прогресс. В профессиональной подготовке будущего специалиста должна превалировать идея адаптивности, способности репродуцировать известные науке и практике методы, приемы, формы обучения, чтобы наиболееуспешно развивать способности, изучать традиционную деятельность особым образом, в частности понимая и конструируя, сообразно своему растущему профессиональному кредо.Важное место в данном вопросе занимают современные методы и формы освоения материала основанные на применении современных информационных и инфокоммуникационных технологий [2, 3].Теоретические основы саморазвития личности студента вуза –это те знания, которые могут служить основой и побудительной силой личностнопрофессионального становления будущего специалиста, но получить эти знания студенту сложно изза отсутствия источников и ограниченности времени. Таким источником (плохим или хорошим) чаще всего и становится вузовский педагог в условиях общения: образовательного, официального и межличностного, неформального. Поэтому источником формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы, является совместная деятельность педагога и студента[4]. И источником, и образцом! Педагогическая ответственность любого преподавателя вуза, когда сама жизнь ставит его в условия не просто добросовестного выполнения своих функций, а «проживания» со студентами сложных моментов их личностнопрофессионального становления, стремления к формированию личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы. Сущность саморазвития заключается в принципиальном превалировании, в целенаправленном использовании личностью собственной внутренней энергиив общем процессе ее вызревания. Как отмечают многие исследователи,саморазвитие личности наиболее полно можно рассмотреть через смену саморегуляции личности –движение от саморегуляции гомеостатической (адаптивной), определяемой силой внешних регуляторов (традиций, моральных норм, права, требования учебной программы и пр.) к регуляции сознательной, целенаправленной, определяемой внутренними регуляторами –совестью, долгом, ответственностью, внутренней свободой и другими высокими чувствами и теми нормами нравственности, которые личность приняла как ценности и специально развивала у себя как принципы своего поведения и отношения к миру и к самой себе. Такой подход к пониманию саморазвития личности как совершенствования ею саморегуляции в деятельности, поведении, самочувствии с цельюдостижения способности самоуправления, выражения полноты своей субъектности (сначала с большой, а затем все с меньшей долей участия наставников) «в снятом виде» содержит в себе все предшествующие подходы, поскольку смена саморегуляции не происходит сама по себе и изолированно от целостного процесса развития личности, а осуществляется вместе с ним, в нем, посредством его и, в известной мере, для него же, знаменуя новый виток саморазвития и новый способ, более совершенный и эффективный, включения во взаимодействие с действительностью –сознательной, целенаправленной саморегуляцией. Речь идет не о замене внешних регуляторов внутренними, не о вытеснении одних другими, а о диалектике их становления. Продуктивность личностнопрофессионального саморазвитиябудущего специалиста в вузовский период в значительной мере зависит от ряда предпосылок от предшествующего сравнительно высокого уровня общекультурного развития, от глубины самопознания, от сформированности«внутренней свободы личности». Ведущими факторами саморазвития личности в условиях вуза выступают:содержание образования;сам процесс организации образования (методика обучения, одновременно пробуждающая активное самопознание, стимулирующая самообразование, личностное саморазвитие); деловое и межличностное общение «студент —студент», «студент—группа», «студент —преподаватель» и др.Ставя во главу угла подготовки будущего специалиста принцип развития и саморазвития (вместо принципа «накопления знаний, умений и навыков»), современное высшее образование должно повернуть на службу этой идее не только содержание образования, но также и методы (способы взаимодействия вузовских педагогов со студентами во имя обретения последними не только знаний, умений, навыков, но и формирования «образа «Я» в соответствии с социальноличностным предназначением, восхождения к потребности и способности соответствующего самодостраивания). Именно поэтому в вузовском обучении неуклонно возрастает роль не просто «активных методов усвоения материала», а принципиально меняется «ключ» обучения: методы проведения учебных занятий всех видов (лекции, семинары, практикумы, педагогическая практика и пр.) нацеливаются на формирование «вопросов» к специалистам, к научной литературе, к ученым, интенсивной востребованности новых знаний и опыта, на развитие «спроса» на все то, что рождает и обогащает профессионализм, а также на формирование готовности эти знания отыскивать, выстраивать в систему, личностно значимое, собственное знаниеубеждение. При этом студенты увидят смыслсобственной работы и в процессе изучения материала одновременно станут овладевать «технологической стороной» процесса собственного обучения, станут подлинными субъектами образовательной деятельности –личностями, обладающими личностными качествами, обеспечивающие возможность развития внутренней свободы.Важнымшагом развития профессионально значимых личностных качеств должно быть изменение стиля межличностного общения в вузе. Создание атмосферы особого сообщества «посвященных», атмосферы, в которой могут развиваться только свободные и страстные, толерантные и терпеливые специалисты.Преподавателям вуза необходимо сделать принципы образования и воспитания основой собственного педагогического кредо, основанного на гуманных принципах: видеть в студентесамоценную и уникальную личность, считать главной точкой опоры в педагогической деятельности человеческое достоинство; осознавать потенциальные возможности студента, помогать его самоактуализации; демонстрировать доверие к обучающемуся с самого начала ина всем протяжении взаимодействия с ним; поддерживать и развивать индивидуальное и групповое целеполагание, восхождение к большей выраженности субъектности –своей и студента; признавать и уважать внутреннюю мотивацию (основу внутренней свободы) поведения и деятельности обучающихся, исходить из нее в организации образовательной деятельности.Осмысление и принятие названных принципов педагогической деятельности влечет за собой личностные преобразования преподавателя, то есть изменение ценностей, мотиваций, установок, способностей, опыта общения, отношений, деятельности, поведения и т. д. Это не может произойти в одночасье, это задача на достаточно длительный период самоизменения, саморазвития, и в ее решении требуется психологическая поддержка. В результате педагогической деятельности, основанной на этих принципах, произойдет формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы, как одного их главных профессиональных свойств личности.Существенную рольв обновлении атмосферы вуза способно сыграть также укрепление и обогащение неформального общения, как между организациями извне. И в эту область важно внести организованность. Необходимосоздавать и укреплять традиции, которые в последние годы были утрачены. Здесь нужна целостная инфраструктура связей между вузами региона, органами образования, разными типами образовательных учреждений, в том числе и дополнительного образования, с общественными организациями, центрами культуры, театрами, музеями, библиотеками; с яркими личностями города и региона; с выдающимися педагогамипрофессионалами и т. д. Это даст приращение пространства для проявления профессиональной активности будущих специалистов, придаст большую актуальность их образованию и самореализации[5, 6].Серьезным шагом к системному обновлению вузовского образования должно стать усиление внимания к личностному росту преподавателей вуза, чтобы все ключевые педагогические позиции в вузе заняли педагогигуманисты, естественно, содержательные, яркие, самореализующиеся и саморазвивающиеся личности, способные показать студентам свое глубокое уважение к человеку, к культуре, увлеченность своим профессиональным делом, а также предстать как интересные ученые, осуществляющие актуальные исследования,способные увлечь ими своих студентов[7].Смысл образования в XXI веке, согласно мнению многих исследователей, заключается в том, чтобы воспитать человека с личным суверенитетом, внутренне свободного и творчески активного, способного непрерывно самоопределяться прежде всего по целям своей деятельности и по личностнопрофессиональным ценностям, «устремленного быть», самоосуществиться в социальном сотворчестве, сущностно влиять на общественное возрождение, осознанно его прогнозировать и осуществлять. И дляэтого образование должно по своему содержанию и организации быть обращенным к «внутренним сферам» человека, к самоосознанию, ответственному самопреобразованию, то есть «перерождение самого себя». Но для этого важно определять перспективы своего самопродвижения к положительным результатам, использовать собственные интеллектуальные, эмоциональные, духовнонравственные резервы для профессионального и личностного совершенствования.Как показывает анализ работ современных авторов занимающихся вопросами повышения эффективности системы образования, целью образовательного процесса в вузе является развитие, формирование, становление активной, творческой личности студента как субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности. В этой связи самовоспитание в процессе воспитания личности выполняет особую роль. Воспитание понимается как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения[8, 9]. Зная природу и психологическую структуру развиваемого интегративного качества «внутренняя свобода», можно успешно использовать воспитательные возможности различных учебных предметов и условия вуза в целом. В вузе формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы достигается выработкой у студента правильного представления о данном интегративном понятии; осознанием студентом потребности в самосовершенствовании личностных качеств, способствующих развитию у него внутренней свободы и способов достижения этого; осознанием студентом того, что источник активности находится в нем самом; проявление студентом активности в различных видах деятельности; способностью студента самостоятельно ставить перед собой задачи, формулировать и творчески решать эти задачи и отвечать за их решение. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что преподавателям вуза необходимо сделать принципы образования и воспитания основой собственного педагогического кредо, основанного на гуманных принципах. Осмысление и принятие названных принципов педагогической деятельности влечет за собой личностные преобразования педагога, то есть изменение ценностей, мотиваций, установок, способностей, опыта общения, отношений, деятельности, поведения и т. д. Это не может произойти в одночасье, это задача на достаточно длительный период самоизменения, саморазвития, и в ее решении требуется психологическая поддержка. В результате педагогической деятельности, основанной на гуманистических принципах, произойдет формирование личностных качеств будущих специалистов, способствующих развитию у них внутренней свободы как интегративного свойства личности.

Ссылки на источники1.Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 17411745.2.Матвиюк В.М. Проблемы информатизации математического образования в СПО//В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития.Материалы II Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 101103. 3.Сердюк А.В., Матвиюк В.М. Основные проблемы и перспективы развития информационного общества на современном этапе//В сборнике: Первые шаги в науку: Современные проблемы и перспективы развития.Материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар, 2013. С. 205207.4.Сердюк И.И. Условия формирования личности. // Синергетика образования. 2014. № 9. С. 4954.5.Чернухина Н.В. Факторы формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Кубанский государственный университет. Краснодар, 2007. 6.Чернухина Н.В. Факторы формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Кубанский государственный университет. Краснодар, 2007. 7.Дегтярева Е.А. Личностные и профессиональные характеристики современного преподавателя высшей школы. Глобальный научный потенциал. 2013. № 9 (30). С. 1012.8.Чернухина Н.В. Самовоспитание как процесс и результат воспитания в образовательнойсистеме современного вуза // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 23212325. 9.Молчанова Е.В. К вопросу об оценке качества образования высшей школы // материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты», Тихорецк: филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Тихорецке, 20 марта 2015г. с.8688.