Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности
Выпуск:
ART 85464
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ольховская
Е.
Б.,
Сапегина
Т.
А. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2316–2320. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85464.htm.
Аннотация. В статье проанализированы причины возникновения девиантного поведения, обоснована актуальность формирования готовности к профилактике девиантного поведения студентов. Авторы статьи предлагают использовать физкультурно-спортивную деятельность (на примере спортивных игр) как средство предупреждения девиантного поведения, успешно формирующее рефлексию, эмоциональную устойчивость, коммуникативность. В ходе исследования доказана эффективность спортивных игр в профилактике девиантного поведения.
Ключевые слова:
рефлексия, коммуникативность, девиантное поведение, эмоциональная устойчивость, спортивные игры
Текст статьи
Сапегина Татьяна Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургt.sapegina54@yandex.ru
Ольховская Елена Борисовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургzotmfk@yandex.ru
Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурноспортивной деятельности
Аннотация.В статье проанализированы причины возникновения девиантного поведения, обоснована актуальность формирования готовности к профилактике девиантного поведениястудентов. Авторы статьи предлагают использовать физкультурноспортивную деятельность (на примере спортивных игр) как средство предупреждения девиантного поведения, успешно формирующее рефлексию, эмоциональную устойчивость, коммуникативность. В ходе исследования доказана эффективность спортивных игр в профилактике девиантного поведения.Ключевые слова:девиантное поведение, спортивные игры, рефлексия, эмоциональная устойчивость, коммуникативность.
Проблема девиантного поведения изучается давно, а в современном обществе она становится все более актуальной. С развитием информационных технологийпоявились особые взаимодействия человека с окружающим его обществом, что становитсяпричиной девиантного поведения некоторой части молодежи.Девиантное поведение –это отличные от социальных норм поведения, такие действия, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным и правовым нормам[1].Источником для понимания такого поведения является понятие социальной нормы, которая понимается как предел или мера допустимого в поведении или деятельности людей в обществе.В настоящее время мы часто встречаемся с девиантным поведением студентов. Одной из основных причин такого поведения на наш взгляд является повальное увлечение компьютерными играми, что влечет за собой потерю нравственных ориентиров, не совсем правильное представление о поведении в обществе, но самым главным, по нашему мнению, являетсяотсутствие нормального человеческого общения.Человек существо разумное, поэтому в основе его социального бытия лежит человеческое общение. Общение –это взаимодействие людей, позволяющее им обмениваться информацией, которая может быть как познавательного,так и оценочного характера. В основном, общение и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции, поэтому выделим три основные стороны общения –коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны[2].Общение играет огромную роль в формировании личности. Только в процессе общения опыт, накопленный веками, передается нынешнему поколению. Только в процессе общения передаются и усваиваются необходимые умения и навыки, формируется мировоззрение, моральные качества, жизненная позиция. На основании этого складывается характер человека. Полная изоляция человека от общения приводит к утрате человеческих качеств, социальных свойств личности.Межличностное общение является необходимым условием существования человека, без него невозможно полноценное формирование не только психических функций, свойств личности, но и общества в целом.Мы, как преподаватели физического воспитания, большую часть образовательного процесса проводим в общении со студентами, когда студент является активным субъектом образовательного процесса. Общение происходит на более тесном уровне и у нас есть возможность наблюдать за развитием и формированием черт личности и характера студентов, определять их сильные и слабые стороны. Деятельность и общение во время занятий по физическому воспитанию следует рассматривать как две взаимосвязанные стороны единого процесса. Таким образом, особое значениев профилактике девиантного поведенияпридается развитию коммуникативности, т.к. потребность в общении, эмоциональном контакте является наиболее важной для человека, для его социализации в обществе, для его адаптации в новых условиях, какими являются для студентов учебная среда. Одной из причин, которая может способствовать возникновению девиантного поведения студентов, снижению эффективности адаптационных процессов, является низкая физическая и психологическая подготовка. Студенты неспособны переносить увеличение учебных и эмоциональных нагрузок, что приводит к быстрой утомляемости и возникновению различных заболеваний.Анализ медицинских карт студентов позволил выявить, что чаще всего болеют простуднымии хроническимизаболеваниями студенты первого курса. Новая обстановка, новые друзья, новые учебные программы –все это сказывается на психологическом состоянии студентов. Учебный процесс должен быть направлен на создание комфортного психологического климата, на формирование навыков межличностного общения. Нам кажется, что на занятиях по физической культуре, есть возможность создать тот микроклимат, который способствует установлению положительных межличностных связей со своими сверстниками, научить их бесконфликтному поведению, дать каждой личности проявить себя с лучшей стороны. Рассматривая физическое состояние студентов, обратимся к исследованию, которое было проведено А.Э. Буровым, откуда следует, чтобольшинство учащихся с признаками девиантного поведения имеют низкую динамику восстановления, это свидетельствует о недостаточной степени функционирования адаптационных механизмов сердечнососудистой и дыхательной системы [3].У них менее развиты физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость. Все это следствие малой двигательной активности, так как большую часть времени студенты проводят за компьютером. Даже общение у них сводится в основном к переписке smsсообщениями.На занятиях по физическому воспитанию мы, учитывая адаптационные возможности и образовательный потенциал физической культуры, стараемся не только оптимизировать функциональные возможности организма, повышать уровень физической подготовленности студентов, но и содействовать развитию психических функций, и формированию социально значимых качеств обучающихся.Наиболее эффективным средством физического воспитания в профилактике девиантного поведения, на наш взгляд, являютсяспортивные игры. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии студентов как средство психологической подготовки к будущим жизненным и профессиональным ситуациям. Игра является прообразом реальной жизни, где воспроизводится естественное поведение человека. Во время игры возможно прогнозировать характер межличностных взаимодействий, возможно оценивать партнеров при поиске наиболее целесообразного продолжения взаимодействия, все это создает предпосылки для успешного формирования адекватной оценки возникающих ситуаций.Организационнопедагогические условия занятий по спортивным играм позволяют успешно формировать все компоненты общения. Коммуникативная сторона общения связана с информационным процессом.Интерактивная сторона помогает выстраиватьобщую стратегию поведения, взаимодействие общающихся сторон.Перцептивная сторона общения помогает участникам общения формировать образ другого человека по его поведению, психологическим и физиологическим характеристикам.
Анализ психологопедагогической и специальной спортивной литературы позволили нам рассмотреть спортивные игры с позиций деятельностной теории и личностно ориентированного профессионального образования. В рамках данных концепций они должны стать не только способом укрепления здоровья и повышения психофизической подготовленности, но средством формирования социально и профессионально значимых качеств, а также средством профилактики девиантного поведения. При этом образовательный процесс по физической культуре должен быть организован как спортивноигровая педагогическая технология. По мнению Э.Ф.Зеера, «педагогическая технология» –набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата. Масштабы создания новой технологии могут быть разными: от урока или системы уроков до крупномасштабной акции пересмотра методической системы обучения, содержания обучения, учебного процесса [4].Широкое распространение в профессиональном образовании получили личностно ориентированные игровые технологии: дидактические, деловые, ролевые игры. Как указывает В.П.Беспалько, «игровая педагогическая технология» обеспечивает единство эмоционального и рационального в процессе обучения. При ее реализации студент ставится в ситуацию выбора, в которой он вынужден проявлять свои профессионально и социально значимые качества [5].Мы определили «спортивноигровую педагогическую технологию» как технологию, разработанную на основе спортивных игр и представляющую совокупность средств, методов и форм организации субъектобъектсубъектной целенаправленной физкультурноспортивной деятельности студентов по саморазвитию личности, обеспечивающую гарантированность прогнозируемого результата в образовательном процессе по физической культуре. В рамках нашей проблемы «спортивноигроваяпедагогическаятехнология»должна прогнозируемо гарантировать профилактику девиантного поведения студентов первого курса.Мы рассматривали спортивные игры не только как средство развития и совершенствования физических качеств и функциональных систем организма студентов, но и как средство формированияинтегральных качеств личности будущих специалистов: рефлексии, эмоциональнойустойчивостикоммуникативности[6].Наличие хорошо сформированных данных качеств, способность проявлять их в повседневной жизни в профессиональнообразовательной деятельности будут способствовать профилактике девиантного поведения студентовво время адаптации к профессиональнообразовательной среде вуза(1 курс) и в период кризиса профессионального выбора(3 курс) [7].
Ежегодный опрос первокурсников, проводимый кафедрой физического воспитания Российского государственного профессиональнопедагогического университета, показывает, что более 65% студентов при выборе спортивного отделения отдают свое предпочтение спортивным играм. В процессе нашего исследования формирование активной стратегии поведения осуществлялось спортивными играми на дополнительных секционных занятиях.Для выявления эффективности влияния дополнительных занятий спортивными играми на формирование рефлексии, эмоциональной устойчивости и коммуникативности быласозданагруппастудентов «Спортивные игры» (п=49), в учебный процесс которойвключены дополнительные занятия в спортивных секциях (баскетбол или настольный теннис).Для оценки уровня сформированности рефлексии, эмоциональной устойчивости и коммуникативности была создана группа экспертов, в которую вошли преподаватели вузов по дисциплинам физическая культура, педагогика, психология, а также специалисты в игровых видах спорта. Эксперты использовали следующие методы: беседа, текущее наблюдение, метод тестовых ситуаций, экспликация, опрос, анализ результатов спортивноигровой деятельности, тестирование. В нашем исследовании в основу оценки уровня сформированности исследуемых качеств положена традиционная модель, применяемая в современной педагогике при оценивании знаний, умений и навыков обучаемых (табл. 1).Таблица 1 Оценка уровней сформированности качеств личности
Уровень сформированностиХарактеристика уровняБаллыКогнитивныйзнание, узнавание1Репродуктивныйвоспроизведение, имитация, повторение, описание2Трансфертныйсознательное применение при решении частных, узких задач, частичная интериоризация3Креативныйсознательное применение влюбых ситуациях, полная интериоризация4
По четырех балльной шкале в специально разработанном бланке фиксировалось проявление следующих качеств:Рефлексия: умение анализировать собственные действия; умение анализировать действиясоперника; умение планировать свои действия с учетом возможностей соперника, его сильных ислабых сторон; умение изменять план действий всоответствии сситуацией; адекватная самооценка.Эмоциональная устойчивость: выдержка; эмоциональная устойчивость вусловиях утомления; эмоциональная устойчивость при воздействии сбивающих факторов; эмоциональная устойчивость впреодолении трудностей.Коммуникативность: общительность; способность признавать сильные стороны другогочеловека; способность понимать эмоциональное состояние другогочеловека; умение обеспечить положительную эмоциональную связьв общении; умение мотивировать других на деятельность.Результаты исследования. Мониторинг формирования рефлексии, эмоциональной устойчивости и коммуникативности в группе «Спортивные игры» осуществлялся с1го по 8й семестр. Контрольные точки мониторинга выбраны в соответствии с этапами профессионального становления студентов [8]. Результаты опытнопоисковой работы представлены в табл.2.
Полученные данные обрабатывались и анализировались с помощью математической статистики с выяснением основных статистических параметров: средней арифметической величины (М); ошибки средней арифметической величины (m); достоверность различий (р), которая определялась с использованием tкритерия Стьюдента.
Таблица 2Сформированность рефлексии, эмоциональной устойчивости и коммуникативности на разных этапах обучения
СПВКНачальный этапОсновной этапЗаключительный этапРн, оРн, зM ± mРефлексия
1,91±0,192,99±0,293,61±0,300,0010,001Коммуникативность
2,20±0,142,21±0,193,02±0,270,050,01Эмоциональная устойчивость2,48±0,203,29±0,303,82±0,330,050,001Примечание:Рн, о–достоверность различий между оценкой на начальном иосновном этапах; Рн, з–достоверность различий между оценкой на начальном изаключительном этапах.
Анализ полученных данных показывает, что в конце начального этапа обучения (3й семестр) уровень изучаемых качеств соответствует репродуктивному уровню: студенты могут воспроизводить качество,повторять его на внешнем уровне, имитировать, могут подробно дать описательную характеристику данного качества. В конце основного этапа профессионального становления (6йсеместр) уровень сформированности изменился незначительно. На заключительном этапе обучения (8йсеместр) экспертная комиссия зарегистрировала самый высокий уровень сформированности рефлексии, эмциональной устойчивости и коммуникативности, который соответствует трансфертному уровню: студенты используют их при решении задач, могут сознательно применять в спортивноигровых ситуациях, т.е. происходит интериоризация исследуемых качеств. По сравнению с начальным этапом обучения уровень сформированности изучаемых качеств достоверно улучшился. Выводы: Полученные результаты убедительно показали, что спортивные игры как средство дополнительного образования в сфере физического воспитания студентов успешно формируют рефлексию, эмоциональную устойчивость, коммуникативность (до трансфертногоуровня) Наличие у будущих специалистов данных качеств позволит эффективно осуществлять профилактику девиантного поведения как в повседневной, так и профессиональнй жизнедеятельности. Механизмом, способствующим формированию данных качеств, является совокупность психофизических особенностей вспортивных играх [6]:яркая выраженность элементов соперничества и эмоциональности в игровых действиях; изменчивость условий ведения борьбы; высокие требования к творческой инициативе; обязательное проявление конкурентоспособности и мобильности.Главным впрофилактике девиантного поведения, по нашему мнению, является установка на здоровый образ жизни. Поэтому студентам необходима разносторонняя физическая подготовка, что является не только фундаментом повышенной работоспособности, но и снижением негативного эмоционального напряжения, повышением адаптационных возможностей организма к стрессовым ситуациям, увеличением положительных эмоций.
В высшей школе физическая культура является базовой областью образования. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого возможно разностороннее развитие личности, а также может быть решающим фактором предупреждения и преодолениядевиантного поведения. Вовлечение молодых людей в спортивную деятельность дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни.
Ссылки на источники1.ВысокихО.А., СеменоваЮ.А., БелецкаяЕ.А. Девиантное поведение студенческой молодежи и методы его изучения // Сборник конференций НИЦ Социосфера. –2013. –№ 25. –С. 3538.2.СапегинаТ.А. Формирование педагогической коммуникации у студентов педагогических вузов // Сборник международной конференции «Социальная мобильность в XXI веке» / под ред. Г.М.Романцева, В.А. Копнова. –Екатеринбург, 2014. –С. 260264.3.БуровА.Э. Профессиональная физическая культура в непрерывном образовании учащейся молодежи с признаками девиантного поведения: дис. доктор пед. наук. –М., 2012. –333 с.4. ЗеерЭ.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. –Екатеринбург, 2011. –345 с.5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. –М.: Педагогика, 1989. –144 с.6. Антонова Е.А. Формирование эмоциональной устойчивости студентов через межличностное взаимодействие в процессе занятия командными спортивными играми // Вестник орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. –2014. –№ 3 (38). –С. 167169.7.ОльховскаяЕ.Б., СапегинаТ.А. Кризисы профессионального выбора студентов: причины возникновения, пути выхода // Сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы»». –Красноярск, 2015. –С. 3742.8.Ольховская Е.Б. Оптимизация профессиональной подготовки студентов средствами физкультурноспортивной деятельности // Сборник международной конференции «Социальная мобильностьв XXI веке» / под ред. Г.М.Романцева, В.А. Копнова. –Екатеринбург, 2014. –С. 129133.
Ольховская Елена Борисовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургzotmfk@yandex.ru
Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурноспортивной деятельности
Аннотация.В статье проанализированы причины возникновения девиантного поведения, обоснована актуальность формирования готовности к профилактике девиантного поведениястудентов. Авторы статьи предлагают использовать физкультурноспортивную деятельность (на примере спортивных игр) как средство предупреждения девиантного поведения, успешно формирующее рефлексию, эмоциональную устойчивость, коммуникативность. В ходе исследования доказана эффективность спортивных игр в профилактике девиантного поведения.Ключевые слова:девиантное поведение, спортивные игры, рефлексия, эмоциональная устойчивость, коммуникативность.
Проблема девиантного поведения изучается давно, а в современном обществе она становится все более актуальной. С развитием информационных технологийпоявились особые взаимодействия человека с окружающим его обществом, что становитсяпричиной девиантного поведения некоторой части молодежи.Девиантное поведение –это отличные от социальных норм поведения, такие действия, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным и правовым нормам[1].Источником для понимания такого поведения является понятие социальной нормы, которая понимается как предел или мера допустимого в поведении или деятельности людей в обществе.В настоящее время мы часто встречаемся с девиантным поведением студентов. Одной из основных причин такого поведения на наш взгляд является повальное увлечение компьютерными играми, что влечет за собой потерю нравственных ориентиров, не совсем правильное представление о поведении в обществе, но самым главным, по нашему мнению, являетсяотсутствие нормального человеческого общения.Человек существо разумное, поэтому в основе его социального бытия лежит человеческое общение. Общение –это взаимодействие людей, позволяющее им обмениваться информацией, которая может быть как познавательного,так и оценочного характера. В основном, общение и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции, поэтому выделим три основные стороны общения –коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны[2].Общение играет огромную роль в формировании личности. Только в процессе общения опыт, накопленный веками, передается нынешнему поколению. Только в процессе общения передаются и усваиваются необходимые умения и навыки, формируется мировоззрение, моральные качества, жизненная позиция. На основании этого складывается характер человека. Полная изоляция человека от общения приводит к утрате человеческих качеств, социальных свойств личности.Межличностное общение является необходимым условием существования человека, без него невозможно полноценное формирование не только психических функций, свойств личности, но и общества в целом.Мы, как преподаватели физического воспитания, большую часть образовательного процесса проводим в общении со студентами, когда студент является активным субъектом образовательного процесса. Общение происходит на более тесном уровне и у нас есть возможность наблюдать за развитием и формированием черт личности и характера студентов, определять их сильные и слабые стороны. Деятельность и общение во время занятий по физическому воспитанию следует рассматривать как две взаимосвязанные стороны единого процесса. Таким образом, особое значениев профилактике девиантного поведенияпридается развитию коммуникативности, т.к. потребность в общении, эмоциональном контакте является наиболее важной для человека, для его социализации в обществе, для его адаптации в новых условиях, какими являются для студентов учебная среда. Одной из причин, которая может способствовать возникновению девиантного поведения студентов, снижению эффективности адаптационных процессов, является низкая физическая и психологическая подготовка. Студенты неспособны переносить увеличение учебных и эмоциональных нагрузок, что приводит к быстрой утомляемости и возникновению различных заболеваний.Анализ медицинских карт студентов позволил выявить, что чаще всего болеют простуднымии хроническимизаболеваниями студенты первого курса. Новая обстановка, новые друзья, новые учебные программы –все это сказывается на психологическом состоянии студентов. Учебный процесс должен быть направлен на создание комфортного психологического климата, на формирование навыков межличностного общения. Нам кажется, что на занятиях по физической культуре, есть возможность создать тот микроклимат, который способствует установлению положительных межличностных связей со своими сверстниками, научить их бесконфликтному поведению, дать каждой личности проявить себя с лучшей стороны. Рассматривая физическое состояние студентов, обратимся к исследованию, которое было проведено А.Э. Буровым, откуда следует, чтобольшинство учащихся с признаками девиантного поведения имеют низкую динамику восстановления, это свидетельствует о недостаточной степени функционирования адаптационных механизмов сердечнососудистой и дыхательной системы [3].У них менее развиты физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость. Все это следствие малой двигательной активности, так как большую часть времени студенты проводят за компьютером. Даже общение у них сводится в основном к переписке smsсообщениями.На занятиях по физическому воспитанию мы, учитывая адаптационные возможности и образовательный потенциал физической культуры, стараемся не только оптимизировать функциональные возможности организма, повышать уровень физической подготовленности студентов, но и содействовать развитию психических функций, и формированию социально значимых качеств обучающихся.Наиболее эффективным средством физического воспитания в профилактике девиантного поведения, на наш взгляд, являютсяспортивные игры. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии студентов как средство психологической подготовки к будущим жизненным и профессиональным ситуациям. Игра является прообразом реальной жизни, где воспроизводится естественное поведение человека. Во время игры возможно прогнозировать характер межличностных взаимодействий, возможно оценивать партнеров при поиске наиболее целесообразного продолжения взаимодействия, все это создает предпосылки для успешного формирования адекватной оценки возникающих ситуаций.Организационнопедагогические условия занятий по спортивным играм позволяют успешно формировать все компоненты общения. Коммуникативная сторона общения связана с информационным процессом.Интерактивная сторона помогает выстраиватьобщую стратегию поведения, взаимодействие общающихся сторон.Перцептивная сторона общения помогает участникам общения формировать образ другого человека по его поведению, психологическим и физиологическим характеристикам.
Анализ психологопедагогической и специальной спортивной литературы позволили нам рассмотреть спортивные игры с позиций деятельностной теории и личностно ориентированного профессионального образования. В рамках данных концепций они должны стать не только способом укрепления здоровья и повышения психофизической подготовленности, но средством формирования социально и профессионально значимых качеств, а также средством профилактики девиантного поведения. При этом образовательный процесс по физической культуре должен быть организован как спортивноигровая педагогическая технология. По мнению Э.Ф.Зеера, «педагогическая технология» –набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата. Масштабы создания новой технологии могут быть разными: от урока или системы уроков до крупномасштабной акции пересмотра методической системы обучения, содержания обучения, учебного процесса [4].Широкое распространение в профессиональном образовании получили личностно ориентированные игровые технологии: дидактические, деловые, ролевые игры. Как указывает В.П.Беспалько, «игровая педагогическая технология» обеспечивает единство эмоционального и рационального в процессе обучения. При ее реализации студент ставится в ситуацию выбора, в которой он вынужден проявлять свои профессионально и социально значимые качества [5].Мы определили «спортивноигровую педагогическую технологию» как технологию, разработанную на основе спортивных игр и представляющую совокупность средств, методов и форм организации субъектобъектсубъектной целенаправленной физкультурноспортивной деятельности студентов по саморазвитию личности, обеспечивающую гарантированность прогнозируемого результата в образовательном процессе по физической культуре. В рамках нашей проблемы «спортивноигроваяпедагогическаятехнология»должна прогнозируемо гарантировать профилактику девиантного поведения студентов первого курса.Мы рассматривали спортивные игры не только как средство развития и совершенствования физических качеств и функциональных систем организма студентов, но и как средство формированияинтегральных качеств личности будущих специалистов: рефлексии, эмоциональнойустойчивостикоммуникативности[6].Наличие хорошо сформированных данных качеств, способность проявлять их в повседневной жизни в профессиональнообразовательной деятельности будут способствовать профилактике девиантного поведения студентовво время адаптации к профессиональнообразовательной среде вуза(1 курс) и в период кризиса профессионального выбора(3 курс) [7].
Ежегодный опрос первокурсников, проводимый кафедрой физического воспитания Российского государственного профессиональнопедагогического университета, показывает, что более 65% студентов при выборе спортивного отделения отдают свое предпочтение спортивным играм. В процессе нашего исследования формирование активной стратегии поведения осуществлялось спортивными играми на дополнительных секционных занятиях.Для выявления эффективности влияния дополнительных занятий спортивными играми на формирование рефлексии, эмоциональной устойчивости и коммуникативности быласозданагруппастудентов «Спортивные игры» (п=49), в учебный процесс которойвключены дополнительные занятия в спортивных секциях (баскетбол или настольный теннис).Для оценки уровня сформированности рефлексии, эмоциональной устойчивости и коммуникативности была создана группа экспертов, в которую вошли преподаватели вузов по дисциплинам физическая культура, педагогика, психология, а также специалисты в игровых видах спорта. Эксперты использовали следующие методы: беседа, текущее наблюдение, метод тестовых ситуаций, экспликация, опрос, анализ результатов спортивноигровой деятельности, тестирование. В нашем исследовании в основу оценки уровня сформированности исследуемых качеств положена традиционная модель, применяемая в современной педагогике при оценивании знаний, умений и навыков обучаемых (табл. 1).Таблица 1 Оценка уровней сформированности качеств личности
Уровень сформированностиХарактеристика уровняБаллыКогнитивныйзнание, узнавание1Репродуктивныйвоспроизведение, имитация, повторение, описание2Трансфертныйсознательное применение при решении частных, узких задач, частичная интериоризация3Креативныйсознательное применение влюбых ситуациях, полная интериоризация4
По четырех балльной шкале в специально разработанном бланке фиксировалось проявление следующих качеств:Рефлексия: умение анализировать собственные действия; умение анализировать действиясоперника; умение планировать свои действия с учетом возможностей соперника, его сильных ислабых сторон; умение изменять план действий всоответствии сситуацией; адекватная самооценка.Эмоциональная устойчивость: выдержка; эмоциональная устойчивость вусловиях утомления; эмоциональная устойчивость при воздействии сбивающих факторов; эмоциональная устойчивость впреодолении трудностей.Коммуникативность: общительность; способность признавать сильные стороны другогочеловека; способность понимать эмоциональное состояние другогочеловека; умение обеспечить положительную эмоциональную связьв общении; умение мотивировать других на деятельность.Результаты исследования. Мониторинг формирования рефлексии, эмоциональной устойчивости и коммуникативности в группе «Спортивные игры» осуществлялся с1го по 8й семестр. Контрольные точки мониторинга выбраны в соответствии с этапами профессионального становления студентов [8]. Результаты опытнопоисковой работы представлены в табл.2.
Полученные данные обрабатывались и анализировались с помощью математической статистики с выяснением основных статистических параметров: средней арифметической величины (М); ошибки средней арифметической величины (m); достоверность различий (р), которая определялась с использованием tкритерия Стьюдента.
Таблица 2Сформированность рефлексии, эмоциональной устойчивости и коммуникативности на разных этапах обучения
СПВКНачальный этапОсновной этапЗаключительный этапРн, оРн, зM ± mРефлексия
1,91±0,192,99±0,293,61±0,300,0010,001Коммуникативность
2,20±0,142,21±0,193,02±0,270,050,01Эмоциональная устойчивость2,48±0,203,29±0,303,82±0,330,050,001Примечание:Рн, о–достоверность различий между оценкой на начальном иосновном этапах; Рн, з–достоверность различий между оценкой на начальном изаключительном этапах.
Анализ полученных данных показывает, что в конце начального этапа обучения (3й семестр) уровень изучаемых качеств соответствует репродуктивному уровню: студенты могут воспроизводить качество,повторять его на внешнем уровне, имитировать, могут подробно дать описательную характеристику данного качества. В конце основного этапа профессионального становления (6йсеместр) уровень сформированности изменился незначительно. На заключительном этапе обучения (8йсеместр) экспертная комиссия зарегистрировала самый высокий уровень сформированности рефлексии, эмциональной устойчивости и коммуникативности, который соответствует трансфертному уровню: студенты используют их при решении задач, могут сознательно применять в спортивноигровых ситуациях, т.е. происходит интериоризация исследуемых качеств. По сравнению с начальным этапом обучения уровень сформированности изучаемых качеств достоверно улучшился. Выводы: Полученные результаты убедительно показали, что спортивные игры как средство дополнительного образования в сфере физического воспитания студентов успешно формируют рефлексию, эмоциональную устойчивость, коммуникативность (до трансфертногоуровня) Наличие у будущих специалистов данных качеств позволит эффективно осуществлять профилактику девиантного поведения как в повседневной, так и профессиональнй жизнедеятельности. Механизмом, способствующим формированию данных качеств, является совокупность психофизических особенностей вспортивных играх [6]:яркая выраженность элементов соперничества и эмоциональности в игровых действиях; изменчивость условий ведения борьбы; высокие требования к творческой инициативе; обязательное проявление конкурентоспособности и мобильности.Главным впрофилактике девиантного поведения, по нашему мнению, является установка на здоровый образ жизни. Поэтому студентам необходима разносторонняя физическая подготовка, что является не только фундаментом повышенной работоспособности, но и снижением негативного эмоционального напряжения, повышением адаптационных возможностей организма к стрессовым ситуациям, увеличением положительных эмоций.
В высшей школе физическая культура является базовой областью образования. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого возможно разностороннее развитие личности, а также может быть решающим фактором предупреждения и преодолениядевиантного поведения. Вовлечение молодых людей в спортивную деятельность дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни.
Ссылки на источники1.ВысокихО.А., СеменоваЮ.А., БелецкаяЕ.А. Девиантное поведение студенческой молодежи и методы его изучения // Сборник конференций НИЦ Социосфера. –2013. –№ 25. –С. 3538.2.СапегинаТ.А. Формирование педагогической коммуникации у студентов педагогических вузов // Сборник международной конференции «Социальная мобильность в XXI веке» / под ред. Г.М.Романцева, В.А. Копнова. –Екатеринбург, 2014. –С. 260264.3.БуровА.Э. Профессиональная физическая культура в непрерывном образовании учащейся молодежи с признаками девиантного поведения: дис. доктор пед. наук. –М., 2012. –333 с.4. ЗеерЭ.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. –Екатеринбург, 2011. –345 с.5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. –М.: Педагогика, 1989. –144 с.6. Антонова Е.А. Формирование эмоциональной устойчивости студентов через межличностное взаимодействие в процессе занятия командными спортивными играми // Вестник орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. –2014. –№ 3 (38). –С. 167169.7.ОльховскаяЕ.Б., СапегинаТ.А. Кризисы профессионального выбора студентов: причины возникновения, пути выхода // Сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы»». –Красноярск, 2015. –С. 3742.8.Ольховская Е.Б. Оптимизация профессиональной подготовки студентов средствами физкультурноспортивной деятельности // Сборник международной конференции «Социальная мобильностьв XXI веке» / под ред. Г.М.Романцева, В.А. Копнова. –Екатеринбург, 2014. –С. 129133.