Исследование половой идентификации детей-сирот методом косвенного наблюдения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобкова Т. С. Исследование половой идентификации детей-сирот методом косвенного наблюдения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2501–2505. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85501.htm.
Аннотация. В статье рассматривается одна из немаловажных проблем развития личности депривированных детей – нарушения в полоролевой сфере, затрудняющие процесс адаптации и интеграции в социум в качестве полноправного члена. Автором объясняются не только причины данных нарушений, но и предлагается карта наблюдения, разработанная на основе метода косвенного наблюдения, позволяющая определить превалирование маскулинных или феминных качеств личности, паттернов поведения в соответствии с социальными стереотипами мужских и женских ролей. Метод косвенного наблюдения дает возможность сделать предположение о тенденции к сформированности половой идентичности социальных сирот.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бобкова Татьяна Степановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления, филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственныйэкономический университет», г.Сызраньtsbobkova@mail.ru

Исследование половой идентификации детейсирот методом косвенного наблюдения

Аннотация.В статье рассматривается одна из немаловажных проблем развития личности депривированных детей –нарушения в полоролевой сфере, затрудняющие процесс адаптации и интеграции в социум вкачестве полноправного члена. Автором объясняются не только причины данных нарушений, но и предлагается карта наблюдения, разработанная на основе метода косвенного наблюдения, позволяющая определить превалирование маскулинных или феминных качеств личности, паттернов поведения в соответствии с социальными стереотипами мужских и женских ролей. Метод косвенного наблюдения дает возможность сделать предположение о тенденции к сформированности половой идентичности социальных сирот.Ключевые слова:наблюдение, подростки, психодиагностика, детисироты, половая идентификация.

За последние десятилетия в современномобществе наблюдается тенденция ктрансформации ролевого репертуара, характеризующаясяявлениями маскулинизации женщин и феминизации мужчин, переориентацией ценностей и норм

поведения человека на свой пол. Изменение вектора традиционностивлечет за собойдеформациюбиогенетических закономерностей, связанных с половым диморфизмом. Нарушенияполовой идентичности влияют на естественныйпроцесс социализацииюношей и девушек и зачастую становятся причинойпсихосоциальнойдезадаптации. Развитие личности в условиях институционального воспитанияприводит к нарушению представлений ребенка о своей будущей половой, семейной роли, отсутствию знаний о полоролевом поведении, равнодушному отношению к своему внешнему виду.Социальнопедагогическая ситуация развития депривированного ребенка затрудняетформирование эталонов полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения 7.По результатам исследований отечественных ученых, занимающихся различными проблемамив развитии социальных сирот, можно заключить, что данная категория детей имеетсвои психологические особенности, отличающие их от детей из семьи.У социальных сирот наблюдаетсяотсутствиеадекватной модели поролевого поведения по женскому и мужскому типу, что зачастую нарушает процесс половой идентификации и сказывается на развитии «Я» концепции6;7. Специалисты службы постинтернатного сопровождениявыпускников детского дома подтверждают, что неправильно складывающиеся полоролевые представления являются одной из причинзначительныхтрудностейв создании собственной семьи и ее сохранениивоспитанниками 1. Дети, имеющие ранний неблагоприятный опыт семейного воспитания, часто повторяют судьбу своих родителей. Полоролевые изменения возможныу девочек при отсутствииили сокращению контактов, взаимоотношений с матерью, недостаточной материнской любви, отсутствииласки в детстве, которая приводитв дальнейшемк проявлению агрессии и черствости, нарушениюматеринского инстинкта 7.

Для воспитанников детских домов характерным является биполярность двух образовсемьи: с одной стороны повышенная ценность семьи,вследствие чего происходит идеализациясемейных взаимоотношений, образа семьянина; с другой стороны

недостаточный, порой негативный опыт жизни в ней,складывает отрицательный, конкретный образ какими не должны быть семейные взаимоотношения, какими качествами не должныобладать родители.Это способствует возникновениюконфликтнойсистемытребований,отрицательно влияетна формирование адекватных представлений о фемининности –маскулинности, ас прогностической точки зрения

искажениенормальногопроцессастановления половой идентичности 7. Вышеперечисленные проблемы детейсирот обостряются в подростковомвозрасте. Поэтому своевременная, правильно организованная психологопедагогическая помощь на основе результатов диагностики является не только основой, но и залогом успешного построения психокоррекционной и развивающей работы с воспитанниками.Для получения объективной информации об особенностях половой идентификации у подростков был применен рейтинг –метод оценивания по шкалам, который называют методом косвенного наблюдения, или методом компетентных судей3. В качестве компетентных судей выступали близкие взрослые родители из обычных и приемных семей, воспитатели детского дома, учителя школ. Нашей задачей ставилось узнать мнение любого близкого взрослого, хорошо знающего ребенка, поэтому мы ограничились количеством взрослых, соответствующих количеству подростков из обычных и приемных семей (один из родителей), и восемью педагогами из детского дома (воспитатели семейных групп, учителя). Суть метода заключается в том, что исследователь просит дать оценку явления, качеств личности человека, деятельность которого судья наблюдал в течение какогото времени.С этой целью нами была разработана карта наблюдений, состоящая из четырех фрагментов, фиксированных форм полоролевого поведения, проявлений мужских и женских качеств, сексуальнополовых предпочтений:

внешние признаки маскулинности/феминности(формальные символы): внешний облик, стиль одежды, тембр голоса соответствующий мужскому/ женскому образу (типу);

паттерны (признаки) полоролевого поведения (соответствие социальным стереотипам мужского/ женскогоповедения);

проявления личностных черт, относящихся к маскулинным/феминным;

дифференцированность психосексуальных ориентаций (проявление интереса, симпатии к противоположному полу, адекватное отношение к сверстникам своего пола).

Карта наблюдений разрабатывалась на основе анализа существующего в психологической литературе аналогичного инструментария.Картасхемапозволяет определить превалирование маскулинных/феминных качеств, паттернов поведения индивида в соответствии с социальными стереотипами мужских и женских ролей, направленность психосексуальной ориентации и сделать предположения о тенденции к сформированности половойидентичности. По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов, характерных особенностей личности подростка в соответствии с четырьмяпоказателями проявления мужественности и женственности: 1 не проявляется никогда, 2 иногда наблюдается, 3 наблюдается довольно часто (обычно), 4 наблюдается постоянно (всегда). Для качественной и количественной обработки полученных результатов мы использовали четыре балльную систему оценивания, хотя измерительные шкалы не в полной мере отражают характер особенностей половой идентификации, они позволяют увидеть тенденции в согласованности проявлений тех или иных показателей.В картесхеме представлены показатели (критерии), отражающие аспекты мужественности, женственности. Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет выраженность тех или иных черт(25баллов). Низкие показатели будут свидетельствовать о слабой сформированности (несформированности) половой идентичности. Высокие показатели (баланс маскулинности/феминности) свидетельствуют о преобладании андрогинности личности (от 25 до 40баллов).Статистический анализ результатов проводился с помощью методики так называемых относительных частот Смирнова. Вычисленные относительные частоты наличия признака помогли нам сделать ряд важных выводов,относительно превалирования маскулинных/феминных качествподростков, значимости составляющих половой идентификации и увидеть степень различия сформированности половой идентификацииу подростков с разной социальной ситуацией развития(чем цифровое значение доли ближе к единице, тем выше степень сформированности того или иного качества, показателя).При анализе результатов нами также учитывались гендерные различия.По мнению воспитателей детского дома, показателями сформированности половой идентификации воспитанниц является дифференцированность психосексуальных ориентаций, проявляющаяся в интересе, симпатии к противоположному полу и адекватном отношении к сверстникам своего пола(См. таб. 1). Представленность данной категории высокими рангами, возможно, связана с тем, что у воспитанниц детских домов сексуальная активность наступает достаточно рано по сравнению со сверстницами из обычных семей. Как правило, это сопровождается ранним началом половой жизни и беспорядочными кратковременными связями, которые начинаются в подростковом возрасте и обусловлены отсутствием межличностного барьера, распущенностью, низким уровнем моральнонравственных ценностей. Необходимо обратить внимание на факт постоянного нахождения, проживания в группе сверстников, так или иначе приходится выстраивать межличностные отношения 2].Также высокие ранги получили показатели проявления личностных качеств, относящихся к маскулинности/феминности. Среди личностных качеств определяющими оказались те, которые характеризуют маскулинный тип личности умение добиться своего, способность действовать в качестве лидера, активность участия в различных общественных мероприятиях, отстаивание своих интересов, проявление агрессивности вербального и невербального характера, грубость в выражениях, умение быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке, доминирование во взаимоотношениях со сверстниками. При этом они опрятны, аккуратны во всем, могут проявлять ласку. Достаточно высокий ранг занимает категория «Внешние признаки феминности», выражающаяся во внешнем облике, стиле одежды, тембре голоса соответствующего женскому типу, которая имеет одинаковые ранговыеместа практически у всех испытуемых, что соответствует возрастным особенностям, когда внешности уделяется достаточно пристальное внимание.Низкая представленность рангов «Паттерны полоролевого поведения», соответствующая социальным стереотипам женского поведения, говорит о том, что у воспитанниц недостаточно сформированы полоролевые нормативные ориентации и стереотипы поведения, занимающие важное место в подростковом возрасте, что может в дальнейшем привести к путанице ролей и соответственно к нарушению процесса половой социализации в целом.Для девочек из приемных семей категория «Адекватное отношение к сверстникам своего пола» занимает ведущую позицию среди показателей сформированности половой идентификации. Высокие ранги получили показатели проявления личностных качеств, относящихся к феминному типу личности умение сострадать, помочь, вежливость, проявление опрятности, аккуратности. Категория «Паттерны полоролевого поведения», соответствующая социальным стереотипам женского поведения, также занимает высокую позицию, как и у подростков из обычных семей, что говорит о сформированности полоролевой идентичности. Возможно, это связано с большими возможностями домашних девочек наблюдать за образцами поведения, как своего, так и противоположного пола4.Таблица 1.Результаты наблюдения по карте за проявлениями маскулинности/феминности у девочек

№ПризнакиСравнительные частоты

Детский дом

Обычные семьиПриемные семьиЧастота встречаемостирангЧастота встречаемостирангЧастота встречаемостиранг1Внешние признаки (формальные символы) феминности0,6340,8650,8842Внешние признаки (формальные символы) маскулинности0,26140,06170,12193Паттерны полоролевого поведения соответствуют социальным стереотипам женского поведения0,3120,9320,854Паттерны полоролевого поведения соответствуют социальным стереотипам мужского поведения0,25150,15160,2185Отстаивает свои интересы, проявляя агрессивность вербального и невербального характера0,6630,6110,45146Доминирует во взаимоотношениях со сверстниками0,5860,7780,6797Активно участвует в различных общественных мероприятиях0,7320,930,7778Способен(на) действовать в качестве лидера0,7320,7780,789Умеет добиться своего0,7610,59120,471310Умеет быстродействовать, ориентироваться в любой обстановке0,6340,73100,78611Проявляет грубость в выражениях0,6150,33150,351512Проявляет силу, смелость, ловкость0,5670,35140,331613Проявляет опрятность, аккуратность во всем0,6630,8650,8514Умение сострадать, помочь0,5390,8360,9315Вежливый0,5580,9710,93216Ласковый0,5860,9320, 67917Уступчивый0,45100,57130,61118Скромный, застенчивый0,29130,8840,31719Мягкость в высказываниях, не использует грубых выражений0,32110,7590,491220Склонность к проявлению чувств0,43120,870,631021Проявляет интерес, симпатии к противоположному полу0,7320,6110,631022Адекватное отношение к сверстникам своего пола0,7610,930,971Таким образом, девочки из детского дома более маскулинны в проявлении личностных качеств в отличие от девочек из обычных и приемных семей, которые проявляют как феминные, так и маскулинные качества личности, что свидетельствует о тенденции к андрогинности личности.В подростковом возрасте, как указывалось ранее, девочки находятся в поиске оптимальных для себя стилей и способов поведения и общения, их половая идентичность отличается неустойчивостью и подвижностью, что подтверждается различными исследованиями по сходной проблеме. Во внешности, манере поведения все девочки феминны, некоторые воспитанницы склонны придерживаться мужского стиляво внешности, возможно для утверждения собственной значимости в глазах окружающих, отстаивания личных позиций среди сверстников в непростой социальной ситуации.Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на величину разностей относительных частот (рис1.)

Рис1. Графическая иллюстрация результатов оценивания проявлений маскулинности/феминности у девочек по карте наблюдений

Как показывают количественные и графические данные, особенно большие расхождения у трех сравниваемыхгрупп девочек наблюдаются в оценке следующих признаков:1)между девочками из детского дома и из обычных семей внешние признаки феминности, паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам женского поведения, доминирование во взаимоотношениях со сверстниками, активное участие в различных общественных мероприятиях, умение добиться своего, умение быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке, грубость в выражениях, проявление силы, смелости, ловкости, опрятность, аккуратность во всем, умение сострадать, помочь,такие личностные характеристики как вежливая, ласковая, уступчивая, скромная, мягкость в высказываниях, склонность к проявлению чувств, проявление интереса, симпатии к противоположному полу, адекватное отношение к сверстницам;2)между девочками из детского дома и из приемных семей внешние признаки феминности, паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам женского поведения, отстаивание своих интересов, проявляя агрессивность вербального и невербального характера,умение добиться своего, умение быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке, грубость в выражениях, проявление силы, смелости, ловкости, опрятность, аккуратность во всем, умение сострадать, помочь, вежливая, уступчивая, мягкость в высказываниях, склонность к проявлению чувств, проявление интереса, симпатии к противоположному полу, адекватное отношение к сверстницам;3)между девочками из приемных и обычных семей отстаивание своих интересов, проявляя агрессивность вербального и невербального характера, доминирование во взаимоотношениях со сверстниками, активное участие в различных общественных мероприятиях,вличностных характеристиках как вежливая, скромная, проявление мягкости в высказываниях, склонность к проявлению чувств.Наблюдаются значительные различия признаков проявления маскулинности, феминности между воспитанницами детского дома и девочками из семей, т.е. половая идентификация девочекподростков с разной социальной ситуацией развития имеет отличительные особенности. Наименьшие расхождения во всех сравниваемых группах девочек наблюдаются в оценке взрослыми следующих признаков: внешние признаки маскулинности, паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам мужского поведения, способность действовать в качестве лидера. Это значит, что у девочек данные показатели наименее развиты.Рассмотрим результаты оценивания проявлений маскулинности и феминности у мальчиков взрослыми (родителями, воспитателями) по карте наблюдений, которые представлены в таблице2.При наблюдении воспитателями детского дома за проявлениями маскулинности/феминности у мальчиковотмечается выраженность агрессивности вербального и невербального характера в отстаивании своих позиций, грубость в выражениях, наличие симпатии и интереса к противоположному полу.Как отмечалось выше, воспитанники детских домов имеют более раннее сексуальное развитие по сравнению со сверстниками из семей, по разным причинам –условия воспитания, социальное окружение, негативное прошлое, случаи насилия в семье, отклонения в физическом и психическом развитии и т.д. 2].Воспитатели также считают внешние признаки: внешний вид, стиль одежды и т.д., немаловажными показателями сформированности половой идентификации, соответствующие мужскому образу. Показатели проявления личностных качеств, относящихся к феминности, занимают более высокие ранги по сравнению с маскулинными. Среди личностных качеств определяющими оказались –умение сострадать, помочь, ласковый, уступчивый, скромный, аккуратный, опрятный, чувствительный.Критерий «Паттерны полоролевого поведения», соответствующий социальным стереотипам мужского поведения, занимает последнее место среди выделенных нами четырех фрагментов. Это может говорить о низкой степени сформированности (несформированности) полоролевой идентичности воспитанников по разным причинам. Одним из детерминирующих факторов является отсутствие образцов мужского поведения и образцов взаимодействия противоположных полов, большое количество женщин (часто сменяющихся) ближайшего окружения, о чем упоминалось нами ранее. По мнению родителей из обычных и приемных семей, выраженными показателями сформированности половой идентификации подростков являются личностные качества, проявляющиеся как в маскулинности, так и в феминности, паттерны полоролевого поведения, которые соответствуют социальным стереотипам мужского поведения. Внешние признаки маскулинности в одежде, прическе, тембре голоса показательны для всех подростков, направленность психосексуальных ориентаций дифференцированна.



Таблица 2.Результаты по карте наблюдений запроявлениямимаскулинности/феминности у мальчиков

№ПризнакиСравнительные частотыДетский дом

Обычные семьиПриемные семьиЧастота встречаемостирангЧастота встречаемостирангЧастота встречаемостиранг1Внешние признаки (формальные символы) маскулинности0,7330,7550,862Внешние признаки (формальные символы) феминности 0,2170,14180,12183Паттерны полоролевого поведения соответствуют социальным стереотипам мужского поведения0,5390,7840,8834Паттерны полоролевого поведения соответствуют социальным стереотипам женского поведения0,27160,2170,22175Отстаивает свои интересы, проявляя агрессивность вербального и невербального характера0,8310,6980,7576Доминирует во взаимоотношениях со сверстниками0,43120,9210,7287Активно участвует в различных общественных мероприятиях0,38140,57120,52108Способен(на) действовать в качестве лидера0,48110,770,7289Умеет добиться своего0,31150,8130,31610Умеет быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке0,43120,6100,481311Проявляет грубость в выражениях0,740,5150,65912Проявляет силу, смелость, ловкость0,48110,8320,95113Проявляет опрятность, аккуратность во всем0,5100,52140,381414Умение сострадать, помочь0,6450,58110,92215Вежливый0,41130,8130,83516Ласковый0,6360,48160, 31617Уступчивый0,6170,55130,51118Скромный, застенчивый0,5880,55130,381419Мягкость в высказываниях, не использует грубых выражений0,41130,7590,341520Склонность к проявлению чувств0,5100,6290,481221Проявляет интерес, симпатии к противоположному полу0,820,7260,75722Адекватное отношение к сверстникам своего пола0,6360,8320,864

Таким образом, мальчики из детского дома более феминны в проявлении личностных качеств в отличие от подростков из обычных и приемных семей, которые проявляют как феминные, так и маскулинные качества личности, что свидетельствует о тенденции к андрогинности личности. Обратим вниманиена величину разностей относительных частот по результатам наблюдений взрослых (рис2.)

Рис2. Графическая иллюстрация результатов оценивания проявлений маскулинности/феминности у мальчиков по карте наблюдений

Как показывают количественные и графические данные, особенно большие расхождения у трех сравниваемых групп мальчиков наблюдаются в оценке следующих признаков:1) между мальчиками из детского дома и из обычных семей паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам мужского поведения, отстаивание своих интересов, проявляя агрессивность вербального и невербального характера, доминирование во взаимоотношениях со сверстниками, активное участие в различных общественных мероприятиях, способность действовать в качестве лидера, умение добиться своего, быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке, грубость в выражениях, проявление силы, смелости, ловкости, такие личностные характеристики каквежливый, ласковый, уступчивый, мягкость в высказываниях, склонность к проявлению чувств, адекватное отношение к сверстникамсвоего пола;2) между мальчиками из детского дома и из приемных семей паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам мужского поведения, доминирование во взаимоотношениях со сверстниками, активное участие в различных общественных мероприятиях, способность действовать в качестве лидера, проявление силы, смелости, ловкости, опрятность, аккуратность во всем, умение сострадать, помочь, вежливый, ласковый, скромный, мягкость высказываний, адекватное отношение к сверстникамсвоего пола;3) между мальчиками из приемных и обычных семей доминирование во взаимоотношениях со сверстниками, настойчивость, умение быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке, грубость в выражениях, проявление силы, смелости, ловкости, опрятность, аккуратность во всем, умение сострадать, помочь, скромность, проявление мягкости в высказываниях, склонность к проявлению чувств.Среди мальчиков подросткового возраста мы наблюдаем значительные различия признаков проявления маскулинности, феминности между воспитанниками детского дома и подростками из семей, т.е. половая идентификация мальчиков, также как и девочек с разной социальной ситуацией развития имеет отличительные особенности. Наименьшие расхождения во всех сравниваемых группах мальчиков прослеживаются в оценке взрослыми следующих признаков: внешние признаки маскулинностии феминности, паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам женского поведения,проявление интереса, симпатии к противоположному полу. Это значит, что у мальчиков данные показатели наименее развиты.На наш взгляд, направленность психосексуальных ориентаций подростков всех групп соответствует принятым нормам в обществе, т.е. носит адекватный характер при взаимодействии их друг с другом и противоположным полом, независимо от социальных условий воспитания и проживания.Расхождения встречаются в степени сформированности –у подростков из семей она выше, чем у детейсирот.Выделенные таким образом на основе оценок близких взрослых людей, родителей, воспитателей, педагогов,признаки проявления маскулинности/феминности, помогают определить отличительные особенности половой идентификации подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях, какие личностные качества, образцы поведения, обретают особую значимость в становлении половой идентичности подростков.

Ссылки на источники1.Бобкова Т.С., Виноградова Г.А. Роль приемной семьи в процессе становления полового самосознания подростков // Сибирский педагогический журнал. –Новосибирск: НПГУ, 2010. №2 –С. 228244.2.Бобкова Т.С. Особенности психодиагностической работы психолога детского дома//Вестник СевероКавказского гуманитарного института. –Ставрополь: СКГИ, 2013.№4.С. 245249.3.Бобкова Т.С. Характеристика составляющих половой идентификации подростков в разных социальнопедагогических ситуациях развития // Сибирский педагогический журнал. –Новосибирск: НПГУ, 2014. №2 –С. 228244.4.Виноградова Г.А., Бобкова Т.С. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –Вып. 2 –Самара: СНЦ РАН, 2010. Том 12. №3. –С. 386393.5.Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей.М.,1982. –190 с.6.Мухина В. С. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением// Под ред. В.С. Мухиной М., 1989. –246с. 7.Семья Г. В. Детисироты в России: экспертное обозрение // Информационный бюллетень «Реформа сиротских учреждений. Деинституализация: за и против» / М.: Агентство социальной информации, 2005. С. 87.