Использование технологий в обучении русскому языку как иностранному (из опыта работы)
Выпуск:
ART 85513
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бимурзина
И.
В. Использование технологий в обучении русскому языку как иностранному (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2561–2565. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85513.htm.
Аннотация. В данной статье автором рассматриваются вопросы применения инновационных технологий в формировании коммуникативной компетенции в иноязычной среде при обучении русскому языку. Приводятся примеры фрагментов занятий по фильму «Россия от края до края» для студентов продвинутого этапа обучения и научно-популярные фильмы по животноводству для студентов направления «Продукты питания животного происхождения», а также фрагменты сценария деловой и ролевой игр.
Текст статьи
Бимурзина Ирина Владимировна,старший преподавателькафедры «Русский язык как иностранный» Международного института Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, г. Владивостокirinab63@mail.ru
Использование технологий в обучении русскому языку какиностранному (из опыта работы)
Аннотация. Вданной статье автором рассматриваются вопросы применения инновационных технологий в формировании коммуникативнойкомпетенциив иноязычной среде при обучении русскому языку. Приводятся примеры фрагментов занятий по фильму «Россия от края до края» для студентов продвинутого этапа обучения и научнопопулярные фильмы по животноводству для студентов направления «Продукты питания животного происхождения», а также фрагменты сценария деловой и ролевой игр.Ключевые слова:инновационные технологии; интерактивное обучение; мультимедийные средства обучения
Общеизвестно, что глобализация межкультурных контактов, интеграция русского языка в мировое сообщество существенным образом повлияли на задачи формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов, изучающих русский язык. Для изучения коммуникативных возможностей студентов необходимы поиски новых технологий обучений, активизировать речевую деятельность. Наше исследование посвящено внедрению в образовательный процесс РКИ мультимедийных, интерактивных методов и технологий обучения.Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов. Интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и его ученика. В основе концепции этой технологии предполагается понимание социального взаимодействия людей как в межличностной коммуникации, важнейшей особенностью которой признается способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению и соответственно интерпретировать ситуацию. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, при котором практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. В организованной среде (в интерактивной среде) они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они изучают, познают, делают, знают и думают.Применение мультимедийных и интерактивных технологий обучения русскому языку как иностранному делает практическое занятие привлекательным и,понастоящему,современным. Можно сделать вывод, что такая организация учебной деятельности играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции иностранных студентов, способствует развитию их речевых возможностей, развивает интерес к русскому языку и культуре. В качестве примера можно привести фрагменты уроков с использование мультимедийных и интерактивных технологий. Материалы занятий апробированы в учебных группах китайских студентов 20092012 годов.
Фрагмент практического занятия для студентов продвинутого этапа обучения.«Восточная Сибирь. Байкал» по фильму «Россия от края до края».1. Переведите слова и выражения. 2. Посмотрите презентацию материала о Сибири и оз. Байкал. Материалы презентации представлены в формате PowerPoint:10 слайдов с лексикограмматическим, лексическим и страноведческим материалом (региональный компонент).Фрагменты презентации.Слайд 7. Задание лексикограмматического характера.
Посмотрев фильм «Россия от края до края. Сибирь», ответьте на вопросы.
В каком месте Байкал не замерзает?
Как называется лес в Сибири?
Где находитсяПолюс холода?
Какая температура бывает на Полюсе холода?
Назовите крупные реки Сибири.
Почему муравья называют настоящим хозяином тайги?
Когда образовался Байкал? Как это произошло?Слайд 8. Грамматическое задание.
Посмотрите фрагмент фильма «Россия от края до края. Сибирь» и выпишите предложения с глаголами движения.Модель: Необъятна Россия, чтобы добраться из восточной части в западную, нужно ехать на поезде более семи суток.
Слайд 9.
Прочитайте интенции.Вы удивлены: Только одна река вытекает из Байкала. Вы разочарованы: Вода в Байкале настолько холодная, что в ней невозможно купаться.Вы возмущены: Изза беспечности людей многие животные исчезли с лица Земли. Вы опасаетесь: Мне кажется, что памятники истории могут исчезнуть.
3. Ролевая игра.Ваш друг из Китая хотел бы поехать на Байкал. Недавно вы прочитали в газете «Комсомольская правда» рекламу туристического агентства «Бюро путешествий».Прочитайте рекламный материал. Позвоните по указанному телефону и подробно расспросите об услугах этой фирмы.
Туристическая компания «Бюро путешествий»предлагает: выходные туры (суббота, воскресенье выезды по историческим местам); экскурсии по Иркутску; экскурсия «Байкал».Обращаться по телефону:(423)2678909
Программа телефонного разговора
1.Представьтесь (необязательно в русском речевом этикете, но может быть).2.Объясните цель своего звонка.3.Запросите информацию (основные вопросы по тексту объявления).4.Запросите разъяснение (дополнительные вопросы).5.Выразите благодарность.6.Попрощайтесь.
Фрагмент практического занятия по дисциплине «Профессиональный язык ».
1.Посмотрите фрагмент научнопопулярного фильма о животноводстве.2.Установите правильную последовательность расположения частей фильма. Свой ответ впишите в матрицу.
(А) Предками домашнего крупного рогатого скота был дикий бык.(Б) Бык был очень сильный, и лишь с его помощью можно было пахать землю для посевов.(В) В середине XIXвека археологи раскрыли многометровый слой земли и обнаружили развалины странного храма.(Г) Учёные до сих пор не установили, какой вид современных сельскохозяйственных животных был впервые приручен и одомашнен.(Д) Прирученные животные в неволе не давали потомства.(Е) На эволюцию животных из поколения в поколение большое влияние оказывали условия, создаваемые человеком.(Ж) Считается, что крупный рогатый скот был приручен сначала в азиатских странах. (З) Коров обожествляли древние персы, и индусы, и жители Крита, и племена африканцев, и древние греки.(И) В каменных гробах хранились набальзамированные трупы священных быков, живших со времен фараонов. (К) К началу одомашнивания крупного рогатого скота наш далекий предок приручил и содержал уже мелкий скот.
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.
3. Составьте план фильма. Расскажите содержание фильма, используя свой план.4. Беседа интервью по содержанию фрагмента фильма. У каждого участника беседы должно быть не менее 56 реплик. Примерное содержание вопросов: что Вы думаете об этом?
что Вы знаете об этом?
почему Вы так думаете?
приведите пример
ВашивыводыМодель: мы сейчас посмотрели фильм о том, как одомашнивали крупный рогатый скот. Что ты думаешь об этом?
Я думаю это очень интересно. Я об этом много (ничего не…) знаю.
…
5. Ролевая играВы прочитали «бегущую строку» при просмотре телепередачи, из которой узнали, что появилась интересующая Вас вакансия в фермерском хозяйстве. Вы успели записать только номер телефона этого хозяйства (423) 290098. Позвоните по этому телефону и узнайте полную информацию о вакансии и о фермерском хозяйстве.
6.Ваш знакомый хочет получить работу на мясокомбинате во Владивостоке. На основе предложенной рекламной информации напишите письмо, в котором Вы рекомендуете ему вакансию в колбасный цех. Ваше письмо должно содержать информацию, достаточную для принятия решения.
Фрагмент деловой игры «Саммит АТЭС. Владивосток 78 сентября 2012».Ход игры Часть 1. Начало деловой игры Разделение участников на группы: оптимальный размер группы 35 человек. Участники игры занимают свои места Представление участников деловой игры
Часть 2. Деловая играТУР 1 Презентация творческих проектов на тему: «Итоги саммита АТЭС»Участники представляют свои проекты. Впредлагаемой модели должны быть отражены представления команды целях и задачах проведения саммита, странах участницах, экономических проблемах региона и пути их решения. Время для презентации не более 15минут. Вопросы экспертов командам по презентациям (уточняющие, дополняющие общее представление от презентации иее идеи не более 2вопросов ккаждому участнику).
Критерии оценки: 1) Аргументированность. 2) Содержательная наполненность инаучность. 3) Творческое иоригинальное воплощение идеи. 4) Эмоциональность, артистизм презентации.ТУР 2Домашнее заданиеТворческая имитация «Переговоры участников саммита» Задание представляет собой творческую домашнюю заготовку участников игры. Ситуации придумывают по своему усмотрению. Возможно использование таких творческих форм, как: плакат; презентация, иллюстрирующая выступление «глав делегаций»;сочинение или « послание человечеству» ит.п.
Время для презентации творческого задания не более 15минут. Вопросы экспертов (не более 2каждой команде). Объявление промежуточных итогов игры. Критерии оценки: аргументированность иточность соответствия образа модели семьи,представленной в1 туре;содержательная исмысловая наполненность;творческое иоригинальное воплощение ситуации; эмоциональность, артистизм презентации, выступления. Часть 3.Подведение итогов деловой игры Объявление решения экспертов. Приветствие победителей номинаций. Подведение итогов игры, выступление VIPгостей. Памятное художественное фотографирование всех участников игры.
Ссылки на источники1. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М., Фитоматис.,2008, с. 532. ПетроваН.С. Видеофильмы в практике преподавания РКИ и новые технологии // В кн.: Русский язык: Исторические судьбы и современность / Международный конгресс 13.0316.03.2001 года / Труды и материалы. М., 2001. 109 с.3.И.В. Бимурзина, О.М.Батраева. Мультимедийные уроки с использованием интерактивных методов обучения.Владивосток: Дальрыбвтуз,2013, с. 23 254. Бимурзина И.В. Профессиональный иностранный язык II:Русский язык как иностранныйв профессиональном аспекте: учеб. пособие / И.В.Бимурзина. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2013. 157 с.
Использование технологий в обучении русскому языку какиностранному (из опыта работы)
Аннотация. Вданной статье автором рассматриваются вопросы применения инновационных технологий в формировании коммуникативнойкомпетенциив иноязычной среде при обучении русскому языку. Приводятся примеры фрагментов занятий по фильму «Россия от края до края» для студентов продвинутого этапа обучения и научнопопулярные фильмы по животноводству для студентов направления «Продукты питания животного происхождения», а также фрагменты сценария деловой и ролевой игр.Ключевые слова:инновационные технологии; интерактивное обучение; мультимедийные средства обучения
Общеизвестно, что глобализация межкультурных контактов, интеграция русского языка в мировое сообщество существенным образом повлияли на задачи формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов, изучающих русский язык. Для изучения коммуникативных возможностей студентов необходимы поиски новых технологий обучений, активизировать речевую деятельность. Наше исследование посвящено внедрению в образовательный процесс РКИ мультимедийных, интерактивных методов и технологий обучения.Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов. Интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и его ученика. В основе концепции этой технологии предполагается понимание социального взаимодействия людей как в межличностной коммуникации, важнейшей особенностью которой признается способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению и соответственно интерпретировать ситуацию. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, при котором практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. В организованной среде (в интерактивной среде) они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они изучают, познают, делают, знают и думают.Применение мультимедийных и интерактивных технологий обучения русскому языку как иностранному делает практическое занятие привлекательным и,понастоящему,современным. Можно сделать вывод, что такая организация учебной деятельности играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции иностранных студентов, способствует развитию их речевых возможностей, развивает интерес к русскому языку и культуре. В качестве примера можно привести фрагменты уроков с использование мультимедийных и интерактивных технологий. Материалы занятий апробированы в учебных группах китайских студентов 20092012 годов.
Фрагмент практического занятия для студентов продвинутого этапа обучения.«Восточная Сибирь. Байкал» по фильму «Россия от края до края».1. Переведите слова и выражения. 2. Посмотрите презентацию материала о Сибири и оз. Байкал. Материалы презентации представлены в формате PowerPoint:10 слайдов с лексикограмматическим, лексическим и страноведческим материалом (региональный компонент).Фрагменты презентации.Слайд 7. Задание лексикограмматического характера.
Посмотрев фильм «Россия от края до края. Сибирь», ответьте на вопросы.
В каком месте Байкал не замерзает?
Как называется лес в Сибири?
Где находитсяПолюс холода?
Какая температура бывает на Полюсе холода?
Назовите крупные реки Сибири.
Почему муравья называют настоящим хозяином тайги?
Когда образовался Байкал? Как это произошло?Слайд 8. Грамматическое задание.
Посмотрите фрагмент фильма «Россия от края до края. Сибирь» и выпишите предложения с глаголами движения.Модель: Необъятна Россия, чтобы добраться из восточной части в западную, нужно ехать на поезде более семи суток.
Слайд 9.
Прочитайте интенции.Вы удивлены: Только одна река вытекает из Байкала. Вы разочарованы: Вода в Байкале настолько холодная, что в ней невозможно купаться.Вы возмущены: Изза беспечности людей многие животные исчезли с лица Земли. Вы опасаетесь: Мне кажется, что памятники истории могут исчезнуть.
3. Ролевая игра.Ваш друг из Китая хотел бы поехать на Байкал. Недавно вы прочитали в газете «Комсомольская правда» рекламу туристического агентства «Бюро путешествий».Прочитайте рекламный материал. Позвоните по указанному телефону и подробно расспросите об услугах этой фирмы.
Туристическая компания «Бюро путешествий»предлагает: выходные туры (суббота, воскресенье выезды по историческим местам); экскурсии по Иркутску; экскурсия «Байкал».Обращаться по телефону:(423)2678909
Программа телефонного разговора
1.Представьтесь (необязательно в русском речевом этикете, но может быть).2.Объясните цель своего звонка.3.Запросите информацию (основные вопросы по тексту объявления).4.Запросите разъяснение (дополнительные вопросы).5.Выразите благодарность.6.Попрощайтесь.
Фрагмент практического занятия по дисциплине «Профессиональный язык ».
1.Посмотрите фрагмент научнопопулярного фильма о животноводстве.2.Установите правильную последовательность расположения частей фильма. Свой ответ впишите в матрицу.
(А) Предками домашнего крупного рогатого скота был дикий бык.(Б) Бык был очень сильный, и лишь с его помощью можно было пахать землю для посевов.(В) В середине XIXвека археологи раскрыли многометровый слой земли и обнаружили развалины странного храма.(Г) Учёные до сих пор не установили, какой вид современных сельскохозяйственных животных был впервые приручен и одомашнен.(Д) Прирученные животные в неволе не давали потомства.(Е) На эволюцию животных из поколения в поколение большое влияние оказывали условия, создаваемые человеком.(Ж) Считается, что крупный рогатый скот был приручен сначала в азиатских странах. (З) Коров обожествляли древние персы, и индусы, и жители Крита, и племена африканцев, и древние греки.(И) В каменных гробах хранились набальзамированные трупы священных быков, живших со времен фараонов. (К) К началу одомашнивания крупного рогатого скота наш далекий предок приручил и содержал уже мелкий скот.
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.
3. Составьте план фильма. Расскажите содержание фильма, используя свой план.4. Беседа интервью по содержанию фрагмента фильма. У каждого участника беседы должно быть не менее 56 реплик. Примерное содержание вопросов: что Вы думаете об этом?
что Вы знаете об этом?
почему Вы так думаете?
приведите пример
ВашивыводыМодель: мы сейчас посмотрели фильм о том, как одомашнивали крупный рогатый скот. Что ты думаешь об этом?
Я думаю это очень интересно. Я об этом много (ничего не…) знаю.
…
5. Ролевая играВы прочитали «бегущую строку» при просмотре телепередачи, из которой узнали, что появилась интересующая Вас вакансия в фермерском хозяйстве. Вы успели записать только номер телефона этого хозяйства (423) 290098. Позвоните по этому телефону и узнайте полную информацию о вакансии и о фермерском хозяйстве.
6.Ваш знакомый хочет получить работу на мясокомбинате во Владивостоке. На основе предложенной рекламной информации напишите письмо, в котором Вы рекомендуете ему вакансию в колбасный цех. Ваше письмо должно содержать информацию, достаточную для принятия решения.
Фрагмент деловой игры «Саммит АТЭС. Владивосток 78 сентября 2012».Ход игры Часть 1. Начало деловой игры Разделение участников на группы: оптимальный размер группы 35 человек. Участники игры занимают свои места Представление участников деловой игры
Часть 2. Деловая играТУР 1 Презентация творческих проектов на тему: «Итоги саммита АТЭС»Участники представляют свои проекты. Впредлагаемой модели должны быть отражены представления команды целях и задачах проведения саммита, странах участницах, экономических проблемах региона и пути их решения. Время для презентации не более 15минут. Вопросы экспертов командам по презентациям (уточняющие, дополняющие общее представление от презентации иее идеи не более 2вопросов ккаждому участнику).
Критерии оценки: 1) Аргументированность. 2) Содержательная наполненность инаучность. 3) Творческое иоригинальное воплощение идеи. 4) Эмоциональность, артистизм презентации.ТУР 2Домашнее заданиеТворческая имитация «Переговоры участников саммита» Задание представляет собой творческую домашнюю заготовку участников игры. Ситуации придумывают по своему усмотрению. Возможно использование таких творческих форм, как: плакат; презентация, иллюстрирующая выступление «глав делегаций»;сочинение или « послание человечеству» ит.п.
Время для презентации творческого задания не более 15минут. Вопросы экспертов (не более 2каждой команде). Объявление промежуточных итогов игры. Критерии оценки: аргументированность иточность соответствия образа модели семьи,представленной в1 туре;содержательная исмысловая наполненность;творческое иоригинальное воплощение ситуации; эмоциональность, артистизм презентации, выступления. Часть 3.Подведение итогов деловой игры Объявление решения экспертов. Приветствие победителей номинаций. Подведение итогов игры, выступление VIPгостей. Памятное художественное фотографирование всех участников игры.
Ссылки на источники1. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М., Фитоматис.,2008, с. 532. ПетроваН.С. Видеофильмы в практике преподавания РКИ и новые технологии // В кн.: Русский язык: Исторические судьбы и современность / Международный конгресс 13.0316.03.2001 года / Труды и материалы. М., 2001. 109 с.3.И.В. Бимурзина, О.М.Батраева. Мультимедийные уроки с использованием интерактивных методов обучения.Владивосток: Дальрыбвтуз,2013, с. 23 254. Бимурзина И.В. Профессиональный иностранный язык II:Русский язык как иностранныйв профессиональном аспекте: учеб. пособие / И.В.Бимурзина. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2013. 157 с.