Теоретические основы воспитательной работы сотрудников МВД России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шхагапсоева М. Х. Теоретические основы воспитательной работы сотрудников МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2616–2620. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85524.htm.
Аннотация. Статья посвящена теоретическим вопросам проведения воспитательной работы среди сотрудников МВД. Обосновывается необходимость проведения работы по гражданско-правовому воспитанию индивидов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шхагапсоева Мариана Хасановна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин, СКИ(ф) КрУ МВД РФ,г.Нальчикmarianash@yandex.ru

Теоретические основы воспитательной работысотрудников МВД России

Аннотация. Статья посвящена теоретическим вопросам проведения воспитательной работы среди сотрудников МВД. Обосновывается необходимость проведения работы по гражданскоправовому воспитанию индивидов.Ключевые слова: гражданственность, воспитание, индивид, социум, мотивационная сфера.

Гражданскоправовое воспитание гражданина приоритетное политическое направление государства воспитания гражданина с четкой гражданской позицией и правовой культурой является условием построения демократического общества.Понятие ©воспитаниеª раскрывается в педагогической науке как:

процесс развития нравственных качеств личности;

состояние культурного развития человека;

совокупность влияний на развивающегося человека.Ни один ©наборª значений не характеризует полно такое многомерное явление каквоспитание, и такое множество интерпретации воспитания связываетсяс тем, что зачастую в формулировках не характеризуются незначения, а, скорее всего, возможные смыслы воспитания.Существует мнение, считатьсоциализирующую функцию воспитания главной характеристикой воспитания, т.к. ©важнее согласование и принятие норм, законов, традиций общежития в социуме для достижения уровня культурности, интеллигентности. Если нормы и законы в социуме будут нарушаться, то тогда невозможно свободное существование индивида и целостное функционирование общества.Таким образом, современное понимание сущности воспитания позволяет говорить о воспитании как, о многомерном явлении.Вместе с тем, многие авторы затрудняются выделить в категории ©воспитаниеª универсальную сущность, которая являлась инвариантной частью целостного воспитательного процесса.Современные воспитательные концепции представлены в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Битинаса, Е.В. Бондаревской, В.Г. Бочаровой, О.С. Газмана, И.В. Иванова, В.А. Караковского, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Л.И. Новиковой, Н.А.Селивановой, Н.Е. Щурковой и др.Организация гражданскоправовой деятельности в условиях повышения квалификации сотрудников МВД в качестве слушателей мы видим в рамках целостного воспитательного процесса, как в учебной и воспитательной деятельности.Гражданскоправовую деятельность мы рассматриваем в русле целостного воспитательного процесса, наряду как с формированием (или актуализацией) гражданскоправовых знаний, с развитием ценностного мотивационной сферы личности, слушателя института повышения квалификации МВД. Поэтому мы категорически не разделяем гражданскоправовое воспитание и гражданскоправовую деятельность. Скорее всего, мы раскрываем гражданскоправовую деятельность сотрудника МВД как практическая реализация такого направления воспитания, которое делает необходимым развитие когнитивных возможностей сотрудника МВД при повышении его профессиональной подготовки, а также моделирование возможных связей, ситуации взаимодействия с гражданским обществом, которое мы можем характеризовать как контекстное взаимодействие. В этой связи гражданскоправовое воспитание слушателей института повышения квалификации, сотрудников МВД, обретают ©реалистичные смыслыª в условиях гражданскоправовой их деятельности. Контекстное взаимодействие сотрудников МВД предполагает поиск новых механизмов взаимодействия сотрудников МВД и других правоохранительных органов с гражданскими институтами в ситуации гуманизации и демократизации российского общества.

Очевидно, воспитание гражданина с четкой гражданской позицией и правовой культурой является условием построения демократического российского общества. В таком случае понятия ©права и обязанности гражданинаª, ©гражданский долгª, ©патриотизмª это ключевые слова, содержание которых составляет суть гражданскоправового воспитания. Но, как известно, направленность гражданскоправового воспитания, формы и методы, способы взаимодействия субъектов воспитательного пространства определяются системой ценностей в обществе и идеологией государства. При этом правовая культура рассматривается частью гражданской культуры личности как гражданина.Таким образом, ключевые категории ©права и обязанностиª, ©демократияª, ©свободаª, ©гражданская ответственностьª, ©гражданский долгª, ©патриотизмª являются нравственными универсальными характеристиками личности, как гражданина и являются определенными критериями качества воспитания в условиях непрерывного образования.Гражданскоправовое воспитание осуществляется в рамках современной парадигмы, в рамках которой реализуются различные модели воспитания, детерминируемых общей культурной, политической ситуацией в обществе.На этом основании к рассмотрению сущности гражданскоправового воспитания применимы общие подходы теории воспитания. Воспитание это процесс, который обеспечивает становление личности как субъекта государства, обладающего системой актуальных социально значимых личностных качеств, поведенческих моделей, системы ценностных отношений и мировоззренческих позиции. В этой связи она и реализуется в контексте правового поля образовательного пространства.Проблемы воспитания как социокультурного, педагогического феномена в новых реалиях исследуются в работах В.Г. Бочаровой, О.С. Газмана, И.В. Иванова, В.А. Караковского, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Г.Н. Филонова, В.А. Сластенина, Н.А. Селивановой, Н.Е. Щурковой и др.Отмечая вклад этих исследователей в разработку концептуальных положений современного воспитания, на основе аналитического обзора данной проблемы, мы выделяем те аспекты и положения, которые в большей степени влияют на создание модели контекстного взаимодействия в процессе гражданскоправовой деятельности сотрудников МВД.Как показывает эволюция общественных отношений, становления государств сопровождалось поиском новых подходов к воспитанию нового поколения в духе любви к Родине и тех нравственных постулатов, на которых строится государственная и общественная жизнь.Как известно, идеология государства возникла в ответ на осознании необходимости провозглашения системы ценностных смыслов, освоение которых личностью приводит общество к консолидации.В педагогических исследованиях формирование гражданской позиции, как правило, сводилось к нравственному воспитанию или к общим вопросам воспитания. Смысловое наполнение ключевой категории ©гражданская позицияª составляет правовая и нравственная культура. Вместе с тем известно, гражданская позиция обусловлена уровнем развития общественного сознания личности и является одним изважных показателей гражданской зрелости.В своих исследованиях многие ученые выделяют такую интегративную характеристику личности гражданина гражданственность ‬наличие у человека социально ‬значимых нравственных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих ответственность за прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам. Гражданственность‬нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.Гражданственностьподразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего, гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.Признание ©гражданскоправого воспитанияª как одного из направления целостного воспитательного процесса приводит к пониманию того, что оно сохраняет традиционные структурные элементы: цели, задачи, содержание, методы и формы, ожидаемый результат, с одной стороны, но с другой стороны, происходит более узкая детализация: формулируются цели гражданскоправового воспитания, обосновывается содержательный ресурс в русле той или иной концепций, технологические решения для достижения результативности в условиях средовой организации.

Ссылки на источники1.Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография/ Н.М. Борытко/ науч. ред. Н.К.Сергеев.‬Волгоград: Перемена, 2000.‬225с2.Воспитание: научные дискуссии и исследования: сб. науч. тр. по материалам науч. конф.дискуссии / под ред. Е.В. Титовой. ‬СПб., 2005. ‬197с.3.Шхагапсоева,М.Х. Средовая организация гражданскоправового воспитания старших школьников:дис. канд. пед наук. /Майкоп, 2013, 190с.4.Сысоева, Ф.М. Педагогическая проблема реализации социальной политики в региональном поликультурном пространстве: дис. … канд. пед. наук /‬Ставрополь, 2005,156с.5.Шхагапсоева, М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму//Теория и практика общественного развития‬2014, Вып. 14,с. 121124.6.

Дадова, З.И. Профилактика экстремизма в молодежной среде на примере КБР//Теория и практика общественного развития ‬2014, Вып. 14, с. 124127.7.Дадова, З.И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением// Социально ‬гуманитарный вестник ЮГА России‬2013, Вып. 11, с. 4952.8.Маздогова, З.З.Организация работы по отбору кандидатов на службу в ОВД и проблемы комплектования в современных условиях/ /Теория и практика общественного развития ‬2014, Вып. 17,с. 7780.9.Шхагапсоева, М.Х. Взаимодействие сотрудников МВД на основе гражданскоправовой деятельности в системе повышения квалификации//Теория и практика общественного развития ‬2014, Вып. 17, с. 8083.10.

Маздогова, З.З.Организация работы кадровых подразделений ОВД по вопросам прохождения 11.. Бозиев, А.Т. Социализация молодёжи как фактор формирования антиэкстремистских взглядов // Пробелы в российском законодательстве. 2014. Вып. 3.12.. Бозиев, А.Т. Особенности распространения идей экстремизма (на примере КБР) // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции 2627 ноября 2014г. ‬Махачкала, aleph. 2014. С.8691.13.

Манукян, А.Р. Пути и средства повышения эффективностии совершенствования функционирования образовательных учреждений МВД России/ А.Р. Манукян/Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2012.144с.14.Манукян, А. Р. Международный опыт политико правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму//Бизнес в законе ‬2014, Вып. 12, с.255.