Влияние профессиональной направленности при изучении химических дисциплин на формирование молодого специалиста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коношина С. Н. Влияние профессиональной направленности при изучении химических дисциплин на формирование молодого специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2631–2635. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85527.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены цели и задачи формирования профессиональной направленности высшего образования. Изучены предпосылки формирования предметов профессиональной направленности. Приведены примеры проведения занятий, формирующих профессиональную составляющую при изучении предметов естественнонаучного цикла.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коношина Светлана Николаевна,

кандидатсельскохозяйственных наук, доценткафедры химииФГБОУ ВПО “Орловский государственный аграрный университет”,г. Орел, РФ.кonoshina2011@yandex.ru

Влияние профессиональнойнаправленностипри изучении химических дисциплиннаформированиемолодого специалиста

Аннотация. В статье рассмотрены цели и задачи формирования профессиональной направленности высшего образования.Изучены предпосылки формирования предметов профессиональной направленности. Приведены примеры проведения занятий, формирующихпрофессиональную составляющую при изучении предметов естественнонаучного цикла.Ключевые слова: профессиональная направленность, высшее образование, химические дисциплины.

В современной высшей школе значительно повышаются требования к качеству профессиональной подготовки специалистов, изменяются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, особенно обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг.Выбор профессии является одним изглавных решений человекавжизни. Правильный выбор профессии определяет его дальнейшую, определяет успешностьв профессиональной деятельности и в жизни. Правильный профессиональный выбор во многом зависит от наличия у человека способностей и склонностей ктому или иному роду деятельности.Профессия,выбранная в разрез профессиональной направленности личности человека,негативно влияет на его здоровье, учащаются физиологические и психологические проблемы, а при удачном выборе профессии повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе [1].

Для формирования профессиональной направленностинеобходимо определить все мотивы предпочтения профессии. Предпочтение той или иной профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какимилибо внешними атрибутами профессии[2].

При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, еёсоответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения [3].

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. К 1516 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.

В помощь индивидуально сформированным мотивамчеловека может придтиобщество, помогая молодому человеку правильно оценить свои личностные качества и сориентироваться в предпочтении профессиональной деятельности. Это могут бытьтестирование для определения профессиональных предпочтений, занятия дополнительного образования (школьные кружки, секции), профильные классы, среднее профессиональное образование.В настоящее время сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом.Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников школ не исключает возможности ее формирования в период учебы вВУЗе. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности. Дальнейшим шагом профессионализации является формирование в процессе обучения деятельностносмысловогоединства совпадения ценностносмыслового (формирование жизненных смыслов) и предметнодейственного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности[4].Агропромышленный комплекс важнейшая сфера российской экономики, представляет собой сложную систему, включающую живые и неживые объекты, функционирующую в результате воздействия разнообразных факторов. Современный этап аграрной реформы предъявляет особые требования к кадровой политике, обусловленной необходимостью выхода из сложившейся системной кризисной ситуации. Высокая значимость отрасли определила актуальность разработки национального проекта «Развитие АПК», Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы, нацеливающих на обеспечение аграрной сферы высококвалифицированными, социально мобильными специалистами, формирующими развитие АПК.[5].Проблема качества кадров в АПК страны стоит очень остро. За последние годычисло специалистов с высшим образованием сократилось. Лишь 67,5% руководителей и 53,4% специалистов сельскохозяйственных организаций имеют высшее профессиональное образование. По обеспеченности специалистами высшей квалификации аграрная сфера отстает от промышленности на 24%. Только на каждом втором сельскохозяйственном предприятии работает квалифицированный специалист. Выражают желание работать в АПК лишь около 36% от общего числа выпускников аграрных вузов. [5].В процессе профессионального становления будущих специалистов аграрной сферы обостряется основное противоречие современного высшего образования между объективной потребностью агропромышленного комплекса в конкурентоспособном специалисте, обладающим высоким уровнем социальнопрофессиональной компетентности, и отсутствием разработанных методических основ и информационнотехнологического обеспечения профессиональной подготовки студентов аграрного вуза.

Поэтому, при изучении блока естественнонаучныхдисциплин, к которым относятся и химические дисциплины, с целью дифференциации и индивидуализации обучениястудентов различных направлений подготовки, за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса необходимо более полно учитыватьбудущие профессиональные интересыи намерения. Для формирования профессиональной направленности предмета необходимо учитывать следующие основные цели:

любая профессиональная составляющая предмета должна быть основана на ФГОСсоответствующего направления подготовки;при изучении учебной дисциплины необходимо придерживатьсяформированияопределенныхкомпетенций для данного направления подготовки;

обеспечить углубленное изучение отдельных тем и разделов программы, необходимых для реализации профессиональной компетенции;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения студентов с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Начальным звеном осуществления профессиональной направленности являются профильные школы или классы в общеобразовательных школах.Это основная форма, однако,перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. В ФГБОУ ВПО «Орловский государственный агарный университет» преподавателями кафедры химииразрабатываютсяметодические пособия и брошюры, направленные на активизацию познавательной деятельности старшеклассников. На основании этого проводятся занятия в профильных классахсредних школи занятиях научных кружков.[6].Существуют различные способы реализации профессионального обученияв вузе.1)Возможна такая организация обучения, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется студентам возможность осваивать интересное и важное для каждого из нихвсодержаниидругих предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений.

Профессиональная подготовка может быть не ориентирована в целом на конкретныеспециальностиили направления подготовки, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов дает возможность студентам в полной мере реализовывать свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные курсы. 2)Во второй моделиорганизация профильного обучения студентов осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательныхи материальных ресурсов не только образовательных, но и иных учреждений.

Этот вариант связан с объединением образовательных учрежденийипрофильных предприятий в "ресурсный центр», которыйбудет обладать достаточным материальным и кадровым потенциалом.В этом случае образовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых образовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себяпрофильное предприятие.

Необходимым условием формирования образовательного пространства, способствующего стимулированию мотивации обучения студента, является внедрение курсов по выбору. Они должны носить краткосрочный характер, являться своего рода учебными модулями, позволяющими в той или иной мере углубить изучение отдельных вопросов, затрагивающих область получаемой специальности.

Так, студентам направления подготовки “Техносферная безопасность” помимо основного курса химиипредложено изучениедвух курсов по выбору –“Химические процессы в технике” и “Химия в сельском хозяйстве”.Для каждого составленучебнометодический комплекс,включающий различные виды аудиторныхи внеаудиторных занятий, позволяющий раскрывать химизм процессов, протекающих в агросфере итехнике.Разнообразные активные формы обучения, способы контроля и формысамостоятельной работы позволяютмаксимально реализовать себя в профессиональном развитии каждому студенту.[6].Так, использование в учебном процессе обученияделовой игры«Коррозияметаллов»позволяет ассоциировать себя как инженера специалиста вобластиконструкционных материалов, химикалаборанта, инженера по технике безопасности или иной области профессиональной деятельности.Нельзя забывать и о профессиональной подготовке и в ходе основных аудиторных занятий. На лекционных занятиях по органической химии для студентов направления подготовки «продукты питания животного происхождения» проводится конференциина тему “Органические кислоты в пищевой промышленности”.

Для различных специальностейи направлений подготовки разрабатываются лабораторные работыс учетом разработки и приобретений навыков и умений будущего специалиста. Например,для студентов инженерных направлений подготовкилабораторная работа по теме “Вода. Физические и химические свойства воды”рассматриваются не только химические, но итакиетехнологических свойствакак жесткость, устранение жесткости, умягчение воды и т.д., для агрономических специальностей акцентделается на такие показатели как определение кислотности, содержания различных элементови свойства воды.Одним из путей решения профессиональной подготовки будущего специалиста является и его работа в научных студенческих кружках, что позволяет конкретизироватьи вынести наиболее интересующие вопросы за рамками образовательной программы.

На кафедре работают несколько научныхстуденческих кружков.

Например, при изучении дисциплины “Биохимия”, студенты направлений подготовки «Зоотехния» и «Ветеринария» назанятиях научного студенческого кружка “Клиническая биохимия»учатся применять полученные теоретическиезнания по биохимическому составу биологических жидкостей (крови, мочи)для анализа физиологического состояния животных.Основная задачавысшего образования: подготовка квалифицированного специалиста, соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного в сфере своей деятельности, способногок эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.Решение этих задач невозможно без формирования и развития профессиональной направленности при изучении общеобразовательных дисциплин, являющихся начальным звеном в изучении различныхспециальных предметов.

Ссылкинаисточники1.Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. М.: Академический проект, 2007. 336 с.2.Взаимосвязь профессиональной направленности и смысложизненных ориентаций студентовпсихологов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=606316[дата обращения:20.04.2015].3.Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. М.: Аспект пресс, 2008. 95 с. 4.

Профессиональная направленность личности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4152[дата обращения 20.04.2015].5.Погонышева,Д. А. Оптимизационное моделирование профессиональной подготовки студентов аграрного вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.Москва, Типография МПГУ, 2010.

41с.6.Коношина, С.Н. Профессиональная направленность химических дисциплин//Материалы Международного учебнометодического семинара «Инновационные технологии преподавания химии в аграрных высших и средних профессиональных образовательных учреждениях», 1618 февраля 2009 года, г. Орёл.Орёл, 2009.с.8287