Развитие представлений о домашних животных у детей подготовительной группы посредством просмотра презентаций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Елсукова А. В. Развитие представлений о домашних животных у детей подготовительной группы посредством просмотра презентаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2686–2690. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85538.htm.
Аннотация. Данная статья определяет значимость использования презентаций с детьми старшего дошкольного возраста, раскрывает понятие «мультимедийная презентация». В статье рассмотрены условия подбора и разработки презентаций, при соблюдении которых развитие представлений о домашних животных у детей будет проходить успешнее. Также в статье рассмотрен разработанный комплекс работы с детьми подготовительной группы для развития у них представлений о домашних животных посредством презентаций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Елсукова Анна Васильевна,Студентка 4 курса Института педагогики и психологииФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» г. Кировanjakatastrofa@mail.ru

Развитие представлений о домашних животных у детей подготовительной группы посредствам просмотра презентаций

Аннотация.Данная статья определяет значимостьиспользованияпрезентацийс детьми старшего дошкольного возраста, раскрывает понятие «мультимедийная презентация». В статье рассмотрены условия подбора и разработки презентаций, при соблюдении которых, развитие представлений о домашних животных у детей будет проходить успешнее. Так же в статье рассмотрен разработанный комплекс работы с детьми подготовительной группы, для развития у них представлений о домашних животных посредствам презентаций.Ключевые слова:дети, домашние животные, презентация, старший дошкольный возраст.

В современном мире большое место отводится информационным технологиям, они захватили почти все сферы деятельности, образование не стало исключением.Поэтому мы решили рассмотреть проблему использования презентаций, как средства развития детей дошкольного возраста.Используя презентации, как средство формирования представлений о домашних животных следует особое внимание обращать на отбор материала для их создания. Мультимедийная презентация это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайдшоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.По мнению В. И.Колодинской презентация должна отвечать следующим требованиям:1. Соблюдение единого стиля оформления.2. Должны титульный и закрепляющий слайды3. Титульный слайд должен отражать тему презентации. На закрепляющем слайде указывается, откуда взяли информацию и иллюстративный материал (автор, год издания, и т.д.).4. Оформление слайдов:

шрифты для использования: Times New Roman, Arial. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации5. В титульном и завершающем слайде использование анимационных объектов не допускается.6. Наиболее важная информация должна находиться в центре экрана.7. Требования к информации: достоверность, полнота, использование современных источников информации, достаточность.8. Отсутствие грамматических и других ошибок.9. Желательно добавлять в мультимедийную презентацию звуковые фрагменты, мультипликацию, фрагменты фильмов для обеспечения эмоционального воздействия.10.Продолжительность презентация(слайдшоу)для детей 57 минут[4].Предполагаемый результат: усвоение программы по теме «Домашние животные», а именно:

дети усвоят знания об особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных;

научатся правильно называть животных и их детёнышей;

научатся правильно ухаживать и кормить животных;

узнают, какую пользу людям приносят домашние животные.Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании презентации. Поэтому О.Б. Богомолова, О.В. Волошина, Ю.М. Горвиц, С.С. Кравцов указывают на важность проведения беседы об увиденном. Это будет способствовать закреплению знаний, на основе которых у детей будут формироваться представление о домашних животных[1,4]. На основе требований к презентации В. И. Колодинской, мы разработали 8 презентаций (слайдшоу), направленных на формирование у детей представлений о домашних животных. Так презентация «Жизнь хомяка» рассказывает о среде обитания хомяков, их повадках, месте обитания и др. Все это не противоречит предъявленным требованиям к презентации. Презентации были выстроены во взаимосвязи между собой, от простого содержания к более сложному. Подобранные презентации были выстроены следующим образом:

«Собака»;

«Кошка»;

«Жизнь хомяка»;

«Морская свинка»;

«Шиншилла»;

«Волнистые попугаи»



«Канарейка»;

«Красноухая черепаха»;В формирующем эксперименте принимала участие экспериментальная группа, которую составили равное количество детей как высокого, так и среднего и низкого уровня, а именно 9 детей: Егор М., Саша Н., Варя Р., Адам Г., Соня Н., Егор П., Арсений С., Ярослав Р., Вика С.Формирующий эксперимент проводился в течение 4 недель, презентации показывались 2 раза в неделю, во второй половине дня, в свободное от регламентированной деятельности время. Показ презентаций сопровождался беседой с детьми по каждой презентации. Ребятам задавались вопросы как по тексту презентации, так и об их отношении к тем или иным животным и их поведению. Сначала детям была показана презентация «Собака», повествующая о повадках, особенностях и внешнем виде собак. Ребята с интересом рассматривали внешний вид, отмечая характерные особенности. Отвечая на вопросы, они начали вспоминать, кто видел собаку,что собаки охранят дом и помогают людям. Так Полина и Арсений. сказали, что у их друзей живут собаки. На вопрос «Чем питаются собаки?» Егор М. сказала, что « собаки любят мясо и косточки». Итак, данная презентация способствовала формированию у детей представлений о питании, образе жизни собак, о чем можно судить исходя из ответов детей на вопросы по презентации. Следующая презентация «Кошка»детям очень понравился, они с удовольствие смотрели, удивлялись, задавали и отвечали на вопросы. Сложностей не возникло, так как всем довольно хорошо известно это животное. В ходе просмотрапрезентацииа дети закрепили свои знания о кошке, узнали чем можно, а чем нельзя ее кормить, познакомились с некоторыми породами кошек и их внешним видом.После просмотра проводилась беседа, которая включала вопросы по презентации, по ее пониманию. На вопросы: «Как надо правильно ухаживать за кошкой?Чем ее надо кормить?» правильно ответили почти все дети. Только Ярослав затруднился с ответом и сказал, что давал бы кошкам сладкое.Следовательно, можно сказать, что презентация способствует закреплению имеющихся знаний у детей и приобретению новых.Далее была показана презентация «Жизнь хомяка, в которой рассказывалось о повадках, особенностях внешнего вида и питании хомяков. Ребята с большим интересом рассматривали иллюстрацию с изображением хомяков обращая особое внимание на его внешний вид. Дети слушали содержание презентации внимательно, а потом активно включились в обсуждение. Сначала был задан вопрос «может ли хомяк жить в лесу и почему?», на который все дети ответили верно, дали достаточно полные ответы, сказав, что хомяк погибнет в лесу, потому что за ним не будет ухода и ему будет нечего есть. Также не вызвал у детей затруднений вопрос «Как нужно правильно ухаживать за хомяком?», все ребята ответили, что нужно регулярно чистить клетку и кормить специальным кормом, Саша Ч, запомнила, чем нельзя кормить хомяков и перечислила. Таким образом, данная презентация способствует формированию у детей представлений о повадках, питании и особенностях хомяков.Еще одна презентация «Морская свинка» рассказывает о том, от куда появились морские свинки. Ребята очень заинтересовались иллюстрациями диких морских свинок. Детям особенно понравилась эта презентация, они активно включились в процесс обсуждения данной темы. Отвечая на вопрос «Чем нельзя кормить морских свинок?», дети все вместе начали вспоминать всевозможные продукты м перечислять их. Совместными усилиями был найден ответ на данный вопрос. А потом Алина С., отвечая на вопрос «Что напоминает морская свинка, на кого она похожа?», сказала, что морская свинка, если она белая похожа на снежный шарик, а Вадим сравнил ее с большим хомяком. Следовательно, презентация способствовала формированию представлений о морской свинке, дети научились ассоциировать ее с другими животными и предметами. Следующая презентация«Шиншила» повествующая о разведении шиншилл в неволе. Детям было интересно. Они с любопытством смотрели фрагменты видео о жизни шиншилл. Отвечая на вопрос «Почему шиншиллы занесены в Красную книгу?», дети отвечали верно. На вопрос «Сколько детенышей можетбыть у шиншиллы и как они выглядят? Не вызвал затруднения, Соня Н., Егор П., сказали, что детеныши маленькие, пушистые и почти сразу сами начинают есть. На вопрос «Как называются детеныши?» Ярослав ответил неверношиншилки, потому что иногда отвлекался во время просмотра презентации. Другие дети сразу же его поправили. Итак, данная презентация способствует формированию представлений о домашних питомцах у детей, а так же их пользе для человека. Далее была показана презентация «Волнистые попугаи» повествующая о жизни и особенностях этих птиц. Ребята познакомились с внешним видом волнистых попугаев, что вызвало у них самые яркие и положительные эмоции. Дети внимательно слушали рассказ о них, после чего активно включились в процесс обсуждения. Дети ответили на все вопросы по презентации. Так на вопрос «Какую пользу приносят попугаи?» Адам сказал, что если человеку скучно, то попугая можно научить говорить и он сможет разговаривать с человеком. На вопрос «Какие условия должны быть созданы для попугая?» все дети ответили верно, нужно, чтобы в клетке висело зеркальце, всегда был корм и вода. А Ульяна Т. запомнила, что будет лучше если оставлять попугая одного с включенным радио, тогда он быстрее заговорит. Следовательно, судя по ответам детей можно сказать, что данная презентация способствует формированию представлений у детей о домашних птицах и их пользе, приносимой человеку.Еще одна презентация «Канарейка» повествующая о красивых птицах с удивительным голосом. Дети с интересом просматривали презентацию и внимательно слушали. На вопрос «Почему канарейку назвали канарейкой?» все дети ответили правильно. На вопрос «Чем канарейка отличается от других птиц?» Слава и Нина, ответили, что канарейка очень яркая птица и красиво поет. На вопрос «Где нужно держать канарейку?» все дети ответили в клетке, и только Полина обратила внимание на то, что клетка должна быть просторной, потому что птичке будет уютнее. Итак, данная презентация способствует получению детей новых знаний о птицах и их образе жизни. Следующая презентация «Красноухая черепаха», в которой рассказывается о том, как черепахи долгое время могут находиться под водой, задерживая дыхания, хотя и дышат легкими. Дети с интересом смотрели фрагмент видео с участием маленькой красноухой черепашки. На вопрос «Чем питаются Черепахи?» Все дети ответили верно, Вика обратила внимание, на то что одним и тем же кормить черепашку нельзя, она может заболеть. На вопрос «Если выпустить черепашку в водоем, она сможет там жить?» все дети сказали, нет, она погибнет и только Соня сказала, что если выпустить черепаху в водоем в теплых странах, то наверно она будет жить, потому что там всегда теплая вода. Следовательно, презентация знакомит детей с особенностями жизни рептилий, что влияет на формирование представлений о домашних питомцах. Итак, проведение формирующего эксперимента в подготовительной группе МКДОУ детского сада №151 г.Кирова показало, что детям старшего дошкольного возраста интересна жизнь животных. Судя по ответам детей на вопросы по просмотренным презентациям, можно сказать, что им очень интересно узнавать новое о животных, они хотят узнавать новые интересные факты о домашних питомцах и заботиться о них.

Ссылки на источники1.Богомолова О.Б Искусство презентации. –М.: Просвещение,2010. –43 (Дата обращения 25.04.15)2.Золотова Е.И Знакомим дошкольников с миром животных. –М.: Просвещение, 1988.76 (Дата обращения 22.04.15)3.Рыжова Н. А. Уголок природы в детском саду. М.: Просвещение, 1989. –144 (Дата обращения 22.04.15)4.КолодинскаяВ.И Информатика и информационные технологии дошколятам. –М.: Просвещение, 2008.156 (Дата обращения 25.04.15)5.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. –М.: Академия, 2001. –64 (Дата обращения 25.04.15)6.Серебрякова В. М. Методикапреподавания природоведения. М: Просвещение, 1994. –84 (Дата обращения 23.04.15)