Обучение второклассников решению задач с использованием материала о профессиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пчелина Н. С. Обучение второклассников решению задач с использованием материала о профессиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2846–2850. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85570.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения второклассников решению задач. Автор предлагает блок математических задач с материалом о профессиях, которые могут быть использованы на уроках математики в начальной школе для обучения второклассников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пчелина Надежда Сергеевна, студент педагогического факультета, профиля «Начальное образование» ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров honey_94@bk.ru

Обучение второклассников решениюзадач

с использованием материала о профессиях

Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения второклассников решениюзадач. Автор предлагает блок математических задачс материалом о профессиях, которые могут быть использованы на уроках математики в начальной школе для обучения второклассников. Ключевые слова: педагогика, математика, второклассники, профессии, обучение решению задач.

Проблема эффективногообучения решению задач на уроках математики в начальной школе выдвигается на первый план по нескольким причинам:1) если не проработать раздел «Текстовые задачи» в начальной школе, то в среднем звене могут возникнуть трудности в обучении более трудным видам задач, впонимании передаваемой задачей информации и зависимостях в условии;2) решение задач на начальном этапе жизни школьника облегчает осознание жизненных позиций и имеет опережающий характер в решении жизненных вопросов[2].В связи с этим предполагаем, что задачи, в которых будет использоваться интересный материал, например,о профессиях, вызовет у школьников интерес к разбору и решению задач, к тому же позволит своевременно получить набор сведений о разных родах деятельности.

Изучением профессий на протяжении долгого времени занималисьЕ.А.Климов иДж. Л. Голланд, П. Романов, Елена ЯрскаяСмирнова и др. Названия профессий встречаютсяна уроках литературного чтения и окружающего мира[3]. Науроках математики, через задачи мы получаем достаточно много информации, которая пригодится нам в жизни[2]. Однако с профессиями на уроках математики мы сталкиваемся крайне редко[10]. Интересно посмотреть на возможность использования на уроках математики материала о профессиях в арифметических задачах.Методисты М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, Т.Е.Демидова, А.П.Тонких и другие рассматривают разныеспособы обучения детей решению задач[11]. Однако задачи, предлагаемые в учебниках авторов Л.Г.Петерсон, М.И.Моро, В.Н.Рудницкой, С.В.Степановой, С.И.Волковойне содержатпримеров наполнения содержания задач материалом, связанным с профессиями[15]. Прежде чем использовать материал о профессиях в задачах, необходимо провести выборку для второго класса среди множества существующих на данный момент профессий.

В связи с изменением экономической ситуации в стране постепенно меняется подход к выбору профессии. Профессия (от лат. «рrоfitее» объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.Один и тот же вид занятий может быть определен разными авторами какпрофессия или непрофессия, в зависимости от того, какие критерии выбираются в качестве основания классификации. Например, С. Флекснер полагал наиболее важными атрибутами профессии следующие признаки: вовлеченность в интеллектуальную деятельность, предполагающую индивидуальную ответственность; привлечение науки и обучения в практических целях; применение знаний посредством технологий, передаваемых черезобразование; самоорганизация; альтруистическаямотивация; наличие профессионального самосознания[16].

Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, или применяемыми орудиями. Многие профессии подразделяются на специальности: врачтерапевт, врачхирург и т.д[9]. Перечень известных на данный момент профессий велик. Следует отметить, что одни виды профессий заменяются, другие вовсе не нужны в связи с появлением современных технологий [7].Существует несколько классификаций профессий, среди них:I Авторская классификация Дж. Л. ГолландаДж. Л. Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности[11]. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды [1].Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды:1. Реалистический(пример: конструктор, инженер.)2. Исследовательский(пример: исследователь, лаборант.)3. Артистический(пример: кинокритик, режиссер, актер.)4. Социальный(пример: социальный педагог, учитель.)5.Предпринимательский(пример: адвокат, судья,заведующий.)6. Конвенциональный(пример: бухгалтер, работа с архивами, библиотекарь.)II Международная стандартная классификация профессийСуществует с 1968 г. [10]. Включает в себя следующие блоки профессий:1.Высшие государственные служащие, руководители и законодателиВ данный раздел добавлены профессии, предусматривающие высокий уровень ответственности за подчиняющиеся им организации и структурные подразделения, отвечающие за порядок и полноценное жизнеобеспечение людей. 2.Профессионалы;Здесь профессии, предусматривающие высокий уровень узкоспециальных знаний в разных областях. Для них необходимы: 1) диплом о высшем образовании, соответствующем уровню специалиста; 2) диплом о высшем образовании с присуждением ученой степени магистра; 3) диплом о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук; 4) аттестат об утверждении в ученом звании: 3.СпециалистыЭтот раздел включает профессии, требующие знаний в одной или болееотраслях естественных, технических или гуманитарных наук. Сюда разделу относятся профессии, которым соответствует квалификация по диплому или другому документу.4.Технические служащиеПрофессиональные задания связаны с выполнением секретарских обязанностей, работой на пишущих машинках или других конторских машинах, записями и обработкой данных или обслуживанием клиентов (почта,денежное обращение, выдача справок).

5.Работники торговли;Сюда относят профессии, требующие знаний о предоставлении услуг или торговли в магазинах и на рынках. Большая часть профессий этого раздела требует полного общего среднего и профессионального образования или полного общего среднего образования и профессиональной подготовки на производстве.6.Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыборазведения и рыболовства;Эти профессии требуют знаний, необходимых для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, рыборазведения и рыбного промысла. Задачи: выращивание урожая, разведение животных или охота, ловля или разведение рыбы, охрана и эксплуатация лесов. 7.Квалифицированные работникиК этому разделу относят профессии, связанные с добычей полезных ископаемых, строительством или изготовлением различной продукции. 8.Операторы Сюда относят профессии, требующие знаний, необходимых для эксплуатации и надзора за работой оборудования или машин, в том числе автоматизированных.Профессиональные задания: разработка полезных ископаемых или наблюдение за их добычей, ведение рабочего процесса и производство продукции на оборудовании или машинах.9.Простейшие профессии Необходимо выполнение простых заданий с применением ручных инструментов, иногда с большими физическими усилиями. Продажа товаров на улице, хранение и охрана имущества и выполнение низкоквалифицированных работ[5].Изучив разные виды классификаций, определили, что существует рядпрофессий, актуальных для общества[6], которые интересны и доступны школьникам во втором классе, это: швея, иллюстратор, каменщик, сантехник, архитектор, художник, ветеринар, лаборант, археолог, географ, медицинская сестра, журналист, стюардесса,библиотекарь, курьер, метеорологсиноптик, стоматолог, парикмахер, кондитер, фотограф, артист, композитор, флорист, дизайнер.Располагая списком профессий, мы можем включать их в математические текстовые задачи, которые будут способствовать процессу обучениярешению задач второклассников. Для самостоятельного составления текстовой задачи необходимо знать особенности ее структуры. Во втором классе продолжают изучаться составные задачи[12]. Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других[8]. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательномуих решению[14]. Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия[13].Из беседыс учителем начальных классов в экспериментальном классебыло выяснено, что определенные трудности в процессе работы над задачами есть: невнимательностьпри прочтениивынуждает тратить время на дополнительное чтение, недостаточно хорошие результаты в контрольныхработах. По результатам наблюдения за процессом обучения решения задач было выявлено, что в классе преобладает:

отрицательное отношение к процессу решения задач;безразличие к разбору задачи и решению большего количества задач;понимание исходных данных и искомых величин.На следующем этапе исследования двум вторым классам было предложено прорешать в качестве контрольной работы по три задачи. Учителем были выставлены оценки за данную работу, нами проведен анализ оцененных работ. Диагностика показала, что уровень обученности второклассников решению задач в одном классе средний, во втором –ниже среднего. Количество справившихся со всеми задачами в одном классе –25%, не справившихся с одной задачей –45%, не справившихся с двумя задачами –24%, нерешивших ни одной задачи –6% учащихся. Во втором классе результаты следующие: со всеми задачами справилось –12%, не справившихся с одной задачей –30%, не справившихся с двумя задачами –38%, нерешивших ни одной задачи –20% учащихся.На формирующем этапе исследования была поставлена цель: организовать условия обучения второклассников решению задач с использованием материалао профессиях.Для формирующего этапа экспериментальной работы мы предложили разработанные задачи для уроков математики в экспериментальном классе.Примеры задач, предложенных второклассникам, представлены в Приложении 1.На первоначальном этапе формирующего этапа исследования выяснено, что задачи нашли у детей положительный эмоциональный отклик, обсуждение задачи проходит активно, оживленно, дети интересуются тем, с какойследующей профессией они познакомятся. На основании вышеизложенного, мы можем предложить рекомендации по организации обучения решению задач, способствующих знакомству младших школьников с профессиями.Проведение классных часов с применением наглядных пособий, экскурсий и выставок не только повлияют на культуру школьников, обогатят их знаниями о разных видах деятельности,но и позволят повысить эффективность проведения процесса обучения решению задач,что иявляется целью данной работы. Выделенные нами рекомендации составляют два блока (рекомендации, направленные на знакомство школьников с профессиями; рекомендации по знакомству младших школьников с профессиями при обучении решению задач), которые взаимосвязаны между собой.

Первый блок. Рекомендации, направленные на знакомство школьников с профессиями. 1) Начать необходимо с семьи: рассматривать фотографии и рассказывать ребенку про профессию каждого члена семьи, сходить в гости, подарить и побеседовать с тетей, дядей (бабушкой, дедушкой) об их профессиях, или собрать всех у себя. Особенно хорошо будет, если они придут в своей рабочей форме, принесут чтото из рабочих аксессуаров, в процессе можнозагадывать загадки. 2) Использовать детское пособие с картинками, где ребенок мог бы рассмотреть соответствующие профессиямуниформы, инструменты, рабочие места. Это поможетзапомнить новые слова, если ребенок будет иметь зрительный образ каждой профессии в отдельности. 3) Когда ребенок имеет представление о профессиях можно закреплять и расширять знания с помощью стихов и загадок.Придумайте предложения с описание функций той или иной работы. Например: «Я несу тяжелую сумку писем и газет, кто я?».Можно не описывать, а изображать действия («пантомимы»). Можноразыграть ролевые ситуации. В этом деле не обойтись без аксессуаров в одежде. Обратитесь вновь к иллюстрациям: сшейте, нарисуйте, найдите среди домашних вещей чтото наиболее важное из отличительных предметов. Так можно поиграть в повара, строителя, швею, учителя, продавца, милиционера. 4) Интересно будет распечатать (нарисовать) картинки и вклеить лица членов семьи. Все это еще раз поможет закрепить полученные знания.Второй блок. Рекомендации по знакомству младших школьников с профессиями при обучении решению задач.

В качество основной рекомендации предлагаем проводить уроки математики с применением следующих приемов:1) «Привести» на урок математики в начальной школе персонажа, который имеет ту или иную профессию или помочь выбрать ему ее в ходе урока. 2) В процессе урока помогать персонажу справляться с его работой при условии выполнения заданий, предложенных учителем. 3) Указывать на интересные факты по время прохождения заданий. Объяснять особенности профессии, почему должны поступить так и не иначе.

4) Могут быть приведены задания, которые бы помогли узнать отличительные знаки профессий: ножницы у парикмахера, градусник у врача, указка у учителя, пожарная машина у пожарного, собака у кинолога, все это можно представить в задании типа следующего типа: решите примеры и соедините точки по возрастанию полученных ответов. В результате получается рисунок с определенным значком. Задание типа: соотнесите буквы и цифры с помощью предоставляемого ключа–поможет разгадать загаданное слово.Задание типа: разместите в порядке возрастания/убывания –цифры, и соотнесите с предлагаемыми буквами, не только поможет собрать необходимое слово, но и разовьет внимание.

5)Наиболее интересным предложением является использование задач на уроке математики для знакомства с профессиями. Предлагаемый ряд задач, составленных для каждого класса в соответствии с методическими основами их составления, хорошее дополнение задачам из учебника.Приложение 1Задачи, предлагаемые для знакомства младших школьников с профессиями во втором классе

1. Швея

Швея в ателье приняла 12 заказов. Необходимо подшить 9 брюк, амеховых изделий на 4 меньше, чембрюк. Остается починить некоторое количество джинсовых изделий. Сколько джинсовых изделий починит швея?2. ФотографУ фотографа в студии было оформлено6 выставок. Однажды он убрал 2 портретные выставки и несколько пейзажных. Сколько пейзажных выставок убрал фотограф, если в студии осталась 1 фотовыставка?3. Дизайнер Дизайнер мебели разработал макет двух журнальных столиков и столько же макетов письменных столиков. Когда дизайнер разработал еще несколько макетов парт, всего макетов оказалось 9. Сколько макетов парт разработал дизайнер?4. ХудожникХудожник на выставку представил 19 картин. 3 натюрморта, 5 портретов. Остальные картины представлены в батальном жанре. Сколько картин батального жанра выставил на публику художник?5. КомпозиторКомпозитор в первый год своего творчества написал 9 сюит, во второй вальсов на 4 больше, чем сюит, а в третий маршей на 3 больше, чем вальсов.Сколько маршей написал композитор за третий год?6. АрхеологАрхеолог раскопал 7 старинных монет, на 4 больше предмета посуды, чем монет, и на 5 больше предметов, чем предметов посуды. Сколько предметов одеждыраскопал археолог?7. СтюардессаСтюардесса на борту самолета рассказывает пассажирам план эвакуации: В течение минуты она говорила: «в случае экстренной ситуации наденьте на лицо кислородные маски», затем на 1 минуту дольше, чем про маски, рассказывала, как пользоваться спасательным жилетом, и на 2 минуты дольше, чем про спасательные жилеты, рассказывала о местах аварийных выходов. Какое время стюардесса объясняла местоположениеаварийных выходов?8. ПарикмахерК парикмахеру заранее записываются на стрижку и укладку. Трое записались на стрижку, двое на укладку, осталось 5 свободных мест. Сколько всего человек мог бы принять парикмахер на укладку и стрижку?9. Стоматолог

К стоматологу обратился пациент, у которого несколько больных зубов. Стоматолог уже вылечил 2 зуба с левой стороны и один с правой стороны внизу. Осталось вылечить еще 2 зуба вверху. Со сколькими больными зубами обратился пациент к стоматологу? 10. Медицинская сестраМедсестра сделала 20 уколов витаминов и болеутоляющих. На сколько больше медсестра сделала витаминов, если болеутоляющих она сделала 5?

Ссылки на источники 1. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий / Т. Л. Александрова // Социологические исследования. 2000. №8. С.11—17. 2. Аргинская И.И Математика в системе общего развития / И. И. Аргинская // Журнал «Начальная школа». 2000.

№ 04. –С. 12173.Бантова, М. А. Методика преподавания в начальных классах [Текст]: / М. А. Бантова, Г. А. Бельтюкова. М.: Просвещение. –1984.–335с.4.Бантова, М.А. Решение текстовых арифметических задач /М.А.Бантова // Журнал «Начальная школа». 1989.№1011. –С.125.Большая советская энциклопедия :в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. —3е изд. —М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. 6.Бякова Н.В Представление первоклассников о профессиях / Н. В. Бякова // Журнал «Начальная школа», 2009.

№ 06. С. 28–307.Дараган А.В Профессии наших пап (классный час во 2м классе) / А. В. Дараган // Журнал «Начальная школа». 2009.

№ 03.С. 40–418.Демидова, Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач [Текст]: / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких. –М.: Академия. –2002. 464 с.9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.–С. 46. 10.Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса 4х летней начальной школы. М.: «Просвещение», 1989. –47 с.11.

Житомирский В. Шеврин Л. Математическая азбука. М.: Педагогика, 1991.200с.12.Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] / Н. Б. Истомина. –М.: Академия, 2001.–288 с.13.Матвеева Н.А Решение текстовой задачи: этапы и приемы работы / Н.А. Матвеева // Журнал «Начальная школа», 2009.№ 02. С. 50–5514.

Моро, М. И. Методика обучения математике в 13 классах [Текст]: / М. И. Моро, А. М. Пышкало. –М.: Просвещение. –1978. –336 с.15. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. –184с. 16.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко –Изд. 19е –РостовнаДону: Феникс, 2008. –671 с.