Обучение второклассников решению задач с использованием материала о профессиях
Выпуск:
ART 85570
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пчелина
Н.
С. Обучение второклассников решению задач с использованием материала о профессиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2846–2850. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85570.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения второклассников решению задач. Автор предлагает блок математических задач с материалом о профессиях, которые могут быть использованы на уроках математики в начальной школе для обучения второклассников.
Текст статьи
Пчелина Надежда Сергеевна, студент педагогического факультета, профиля «Начальное образование» ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров honey_94@bk.ru
Обучение второклассников решениюзадач
с использованием материала о профессиях
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения второклассников решениюзадач. Автор предлагает блок математических задачс материалом о профессиях, которые могут быть использованы на уроках математики в начальной школе для обучения второклассников. Ключевые слова: педагогика, математика, второклассники, профессии, обучение решению задач.
Проблема эффективногообучения решению задач на уроках математики в начальной школе выдвигается на первый план по нескольким причинам:1) если не проработать раздел «Текстовые задачи» в начальной школе, то в среднем звене могут возникнуть трудности в обучении более трудным видам задач, впонимании передаваемой задачей информации и зависимостях в условии;2) решение задач на начальном этапе жизни школьника облегчает осознание жизненных позиций и имеет опережающий характер в решении жизненных вопросов[2].В связи с этим предполагаем, что задачи, в которых будет использоваться интересный материал, например,о профессиях, вызовет у школьников интерес к разбору и решению задач, к тому же позволит своевременно получить набор сведений о разных родах деятельности.
Изучением профессий на протяжении долгого времени занималисьЕ.А.Климов иДж. Л. Голланд, П. Романов, Елена ЯрскаяСмирнова и др. Названия профессий встречаютсяна уроках литературного чтения и окружающего мира[3]. Науроках математики, через задачи мы получаем достаточно много информации, которая пригодится нам в жизни[2]. Однако с профессиями на уроках математики мы сталкиваемся крайне редко[10]. Интересно посмотреть на возможность использования на уроках математики материала о профессиях в арифметических задачах.Методисты М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, Т.Е.Демидова, А.П.Тонких и другие рассматривают разныеспособы обучения детей решению задач[11]. Однако задачи, предлагаемые в учебниках авторов Л.Г.Петерсон, М.И.Моро, В.Н.Рудницкой, С.В.Степановой, С.И.Волковойне содержатпримеров наполнения содержания задач материалом, связанным с профессиями[15]. Прежде чем использовать материал о профессиях в задачах, необходимо провести выборку для второго класса среди множества существующих на данный момент профессий.
В связи с изменением экономической ситуации в стране постепенно меняется подход к выбору профессии. Профессия (от лат. «рrоfitее» объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.Один и тот же вид занятий может быть определен разными авторами какпрофессия или непрофессия, в зависимости от того, какие критерии выбираются в качестве основания классификации. Например, С. Флекснер полагал наиболее важными атрибутами профессии следующие признаки: вовлеченность в интеллектуальную деятельность, предполагающую индивидуальную ответственность; привлечение науки и обучения в практических целях; применение знаний посредством технологий, передаваемых черезобразование; самоорганизация; альтруистическаямотивация; наличие профессионального самосознания[16].
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, или применяемыми орудиями. Многие профессии подразделяются на специальности: врачтерапевт, врачхирург и т.д[9]. Перечень известных на данный момент профессий велик. Следует отметить, что одни виды профессий заменяются, другие вовсе не нужны в связи с появлением современных технологий [7].Существует несколько классификаций профессий, среди них:I Авторская классификация Дж. Л. ГолландаДж. Л. Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности[11]. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды [1].Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды:1. Реалистический(пример: конструктор, инженер.)2. Исследовательский(пример: исследователь, лаборант.)3. Артистический(пример: кинокритик, режиссер, актер.)4. Социальный(пример: социальный педагог, учитель.)5.Предпринимательский(пример: адвокат, судья,заведующий.)6. Конвенциональный(пример: бухгалтер, работа с архивами, библиотекарь.)II Международная стандартная классификация профессийСуществует с 1968 г. [10]. Включает в себя следующие блоки профессий:1.Высшие государственные служащие, руководители и законодателиВ данный раздел добавлены профессии, предусматривающие высокий уровень ответственности за подчиняющиеся им организации и структурные подразделения, отвечающие за порядок и полноценное жизнеобеспечение людей. 2.Профессионалы;Здесь профессии, предусматривающие высокий уровень узкоспециальных знаний в разных областях. Для них необходимы: 1) диплом о высшем образовании, соответствующем уровню специалиста; 2) диплом о высшем образовании с присуждением ученой степени магистра; 3) диплом о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук; 4) аттестат об утверждении в ученом звании: 3.СпециалистыЭтот раздел включает профессии, требующие знаний в одной или болееотраслях естественных, технических или гуманитарных наук. Сюда разделу относятся профессии, которым соответствует квалификация по диплому или другому документу.4.Технические служащиеПрофессиональные задания связаны с выполнением секретарских обязанностей, работой на пишущих машинках или других конторских машинах, записями и обработкой данных или обслуживанием клиентов (почта,денежное обращение, выдача справок).
5.Работники торговли;Сюда относят профессии, требующие знаний о предоставлении услуг или торговли в магазинах и на рынках. Большая часть профессий этого раздела требует полного общего среднего и профессионального образования или полного общего среднего образования и профессиональной подготовки на производстве.6.Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыборазведения и рыболовства;Эти профессии требуют знаний, необходимых для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, рыборазведения и рыбного промысла. Задачи: выращивание урожая, разведение животных или охота, ловля или разведение рыбы, охрана и эксплуатация лесов. 7.Квалифицированные работникиК этому разделу относят профессии, связанные с добычей полезных ископаемых, строительством или изготовлением различной продукции. 8.Операторы Сюда относят профессии, требующие знаний, необходимых для эксплуатации и надзора за работой оборудования или машин, в том числе автоматизированных.Профессиональные задания: разработка полезных ископаемых или наблюдение за их добычей, ведение рабочего процесса и производство продукции на оборудовании или машинах.9.Простейшие профессии Необходимо выполнение простых заданий с применением ручных инструментов, иногда с большими физическими усилиями. Продажа товаров на улице, хранение и охрана имущества и выполнение низкоквалифицированных работ[5].Изучив разные виды классификаций, определили, что существует рядпрофессий, актуальных для общества[6], которые интересны и доступны школьникам во втором классе, это: швея, иллюстратор, каменщик, сантехник, архитектор, художник, ветеринар, лаборант, археолог, географ, медицинская сестра, журналист, стюардесса,библиотекарь, курьер, метеорологсиноптик, стоматолог, парикмахер, кондитер, фотограф, артист, композитор, флорист, дизайнер.Располагая списком профессий, мы можем включать их в математические текстовые задачи, которые будут способствовать процессу обучениярешению задач второклассников. Для самостоятельного составления текстовой задачи необходимо знать особенности ее структуры. Во втором классе продолжают изучаться составные задачи[12]. Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других[8]. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательномуих решению[14]. Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия[13].Из беседыс учителем начальных классов в экспериментальном классебыло выяснено, что определенные трудности в процессе работы над задачами есть: невнимательностьпри прочтениивынуждает тратить время на дополнительное чтение, недостаточно хорошие результаты в контрольныхработах. По результатам наблюдения за процессом обучения решения задач было выявлено, что в классе преобладает:
отрицательное отношение к процессу решения задач;безразличие к разбору задачи и решению большего количества задач;понимание исходных данных и искомых величин.На следующем этапе исследования двум вторым классам было предложено прорешать в качестве контрольной работы по три задачи. Учителем были выставлены оценки за данную работу, нами проведен анализ оцененных работ. Диагностика показала, что уровень обученности второклассников решению задач в одном классе средний, во втором –ниже среднего. Количество справившихся со всеми задачами в одном классе –25%, не справившихся с одной задачей –45%, не справившихся с двумя задачами –24%, нерешивших ни одной задачи –6% учащихся. Во втором классе результаты следующие: со всеми задачами справилось –12%, не справившихся с одной задачей –30%, не справившихся с двумя задачами –38%, нерешивших ни одной задачи –20% учащихся.На формирующем этапе исследования была поставлена цель: организовать условия обучения второклассников решению задач с использованием материалао профессиях.Для формирующего этапа экспериментальной работы мы предложили разработанные задачи для уроков математики в экспериментальном классе.Примеры задач, предложенных второклассникам, представлены в Приложении 1.На первоначальном этапе формирующего этапа исследования выяснено, что задачи нашли у детей положительный эмоциональный отклик, обсуждение задачи проходит активно, оживленно, дети интересуются тем, с какойследующей профессией они познакомятся. На основании вышеизложенного, мы можем предложить рекомендации по организации обучения решению задач, способствующих знакомству младших школьников с профессиями.Проведение классных часов с применением наглядных пособий, экскурсий и выставок не только повлияют на культуру школьников, обогатят их знаниями о разных видах деятельности,но и позволят повысить эффективность проведения процесса обучения решению задач,что иявляется целью данной работы. Выделенные нами рекомендации составляют два блока (рекомендации, направленные на знакомство школьников с профессиями; рекомендации по знакомству младших школьников с профессиями при обучении решению задач), которые взаимосвязаны между собой.
Первый блок. Рекомендации, направленные на знакомство школьников с профессиями. 1) Начать необходимо с семьи: рассматривать фотографии и рассказывать ребенку про профессию каждого члена семьи, сходить в гости, подарить и побеседовать с тетей, дядей (бабушкой, дедушкой) об их профессиях, или собрать всех у себя. Особенно хорошо будет, если они придут в своей рабочей форме, принесут чтото из рабочих аксессуаров, в процессе можнозагадывать загадки. 2) Использовать детское пособие с картинками, где ребенок мог бы рассмотреть соответствующие профессиямуниформы, инструменты, рабочие места. Это поможетзапомнить новые слова, если ребенок будет иметь зрительный образ каждой профессии в отдельности. 3) Когда ребенок имеет представление о профессиях можно закреплять и расширять знания с помощью стихов и загадок.Придумайте предложения с описание функций той или иной работы. Например: «Я несу тяжелую сумку писем и газет, кто я?».Можно не описывать, а изображать действия («пантомимы»). Можноразыграть ролевые ситуации. В этом деле не обойтись без аксессуаров в одежде. Обратитесь вновь к иллюстрациям: сшейте, нарисуйте, найдите среди домашних вещей чтото наиболее важное из отличительных предметов. Так можно поиграть в повара, строителя, швею, учителя, продавца, милиционера. 4) Интересно будет распечатать (нарисовать) картинки и вклеить лица членов семьи. Все это еще раз поможет закрепить полученные знания.Второй блок. Рекомендации по знакомству младших школьников с профессиями при обучении решению задач.
В качество основной рекомендации предлагаем проводить уроки математики с применением следующих приемов:1) «Привести» на урок математики в начальной школе персонажа, который имеет ту или иную профессию или помочь выбрать ему ее в ходе урока. 2) В процессе урока помогать персонажу справляться с его работой при условии выполнения заданий, предложенных учителем. 3) Указывать на интересные факты по время прохождения заданий. Объяснять особенности профессии, почему должны поступить так и не иначе.
4) Могут быть приведены задания, которые бы помогли узнать отличительные знаки профессий: ножницы у парикмахера, градусник у врача, указка у учителя, пожарная машина у пожарного, собака у кинолога, все это можно представить в задании типа следующего типа: решите примеры и соедините точки по возрастанию полученных ответов. В результате получается рисунок с определенным значком. Задание типа: соотнесите буквы и цифры с помощью предоставляемого ключа–поможет разгадать загаданное слово.Задание типа: разместите в порядке возрастания/убывания –цифры, и соотнесите с предлагаемыми буквами, не только поможет собрать необходимое слово, но и разовьет внимание.
5)Наиболее интересным предложением является использование задач на уроке математики для знакомства с профессиями. Предлагаемый ряд задач, составленных для каждого класса в соответствии с методическими основами их составления, хорошее дополнение задачам из учебника.Приложение 1Задачи, предлагаемые для знакомства младших школьников с профессиями во втором классе
1. Швея
Швея в ателье приняла 12 заказов. Необходимо подшить 9 брюк, амеховых изделий на 4 меньше, чембрюк. Остается починить некоторое количество джинсовых изделий. Сколько джинсовых изделий починит швея?2. ФотографУ фотографа в студии было оформлено6 выставок. Однажды он убрал 2 портретные выставки и несколько пейзажных. Сколько пейзажных выставок убрал фотограф, если в студии осталась 1 фотовыставка?3. Дизайнер Дизайнер мебели разработал макет двух журнальных столиков и столько же макетов письменных столиков. Когда дизайнер разработал еще несколько макетов парт, всего макетов оказалось 9. Сколько макетов парт разработал дизайнер?4. ХудожникХудожник на выставку представил 19 картин. 3 натюрморта, 5 портретов. Остальные картины представлены в батальном жанре. Сколько картин батального жанра выставил на публику художник?5. КомпозиторКомпозитор в первый год своего творчества написал 9 сюит, во второй вальсов на 4 больше, чем сюит, а в третий маршей на 3 больше, чем вальсов.Сколько маршей написал композитор за третий год?6. АрхеологАрхеолог раскопал 7 старинных монет, на 4 больше предмета посуды, чем монет, и на 5 больше предметов, чем предметов посуды. Сколько предметов одеждыраскопал археолог?7. СтюардессаСтюардесса на борту самолета рассказывает пассажирам план эвакуации: В течение минуты она говорила: «в случае экстренной ситуации наденьте на лицо кислородные маски», затем на 1 минуту дольше, чем про маски, рассказывала, как пользоваться спасательным жилетом, и на 2 минуты дольше, чем про спасательные жилеты, рассказывала о местах аварийных выходов. Какое время стюардесса объясняла местоположениеаварийных выходов?8. ПарикмахерК парикмахеру заранее записываются на стрижку и укладку. Трое записались на стрижку, двое на укладку, осталось 5 свободных мест. Сколько всего человек мог бы принять парикмахер на укладку и стрижку?9. Стоматолог
К стоматологу обратился пациент, у которого несколько больных зубов. Стоматолог уже вылечил 2 зуба с левой стороны и один с правой стороны внизу. Осталось вылечить еще 2 зуба вверху. Со сколькими больными зубами обратился пациент к стоматологу? 10. Медицинская сестраМедсестра сделала 20 уколов витаминов и болеутоляющих. На сколько больше медсестра сделала витаминов, если болеутоляющих она сделала 5?
Ссылки на источники 1. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий / Т. Л. Александрова // Социологические исследования. 2000. №8. С.11—17. 2. Аргинская И.И Математика в системе общего развития / И. И. Аргинская // Журнал «Начальная школа». 2000.
№ 04. –С. 12173.Бантова, М. А. Методика преподавания в начальных классах [Текст]: / М. А. Бантова, Г. А. Бельтюкова. М.: Просвещение. –1984.–335с.4.Бантова, М.А. Решение текстовых арифметических задач /М.А.Бантова // Журнал «Начальная школа». 1989.№1011. –С.125.Большая советская энциклопедия :в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. —3е изд. —М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. 6.Бякова Н.В Представление первоклассников о профессиях / Н. В. Бякова // Журнал «Начальная школа», 2009.
№ 06. С. 28–307.Дараган А.В Профессии наших пап (классный час во 2м классе) / А. В. Дараган // Журнал «Начальная школа». 2009.
№ 03.С. 40–418.Демидова, Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач [Текст]: / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких. –М.: Академия. –2002. 464 с.9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.–С. 46. 10.Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса 4х летней начальной школы. М.: «Просвещение», 1989. –47 с.11.
Житомирский В. Шеврин Л. Математическая азбука. М.: Педагогика, 1991.200с.12.Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] / Н. Б. Истомина. –М.: Академия, 2001.–288 с.13.Матвеева Н.А Решение текстовой задачи: этапы и приемы работы / Н.А. Матвеева // Журнал «Начальная школа», 2009.№ 02. С. 50–5514.
Моро, М. И. Методика обучения математике в 13 классах [Текст]: / М. И. Моро, А. М. Пышкало. –М.: Просвещение. –1978. –336 с.15. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. –184с. 16.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко –Изд. 19е –РостовнаДону: Феникс, 2008. –671 с.
Обучение второклассников решениюзадач
с использованием материала о профессиях
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения второклассников решениюзадач. Автор предлагает блок математических задачс материалом о профессиях, которые могут быть использованы на уроках математики в начальной школе для обучения второклассников. Ключевые слова: педагогика, математика, второклассники, профессии, обучение решению задач.
Проблема эффективногообучения решению задач на уроках математики в начальной школе выдвигается на первый план по нескольким причинам:1) если не проработать раздел «Текстовые задачи» в начальной школе, то в среднем звене могут возникнуть трудности в обучении более трудным видам задач, впонимании передаваемой задачей информации и зависимостях в условии;2) решение задач на начальном этапе жизни школьника облегчает осознание жизненных позиций и имеет опережающий характер в решении жизненных вопросов[2].В связи с этим предполагаем, что задачи, в которых будет использоваться интересный материал, например,о профессиях, вызовет у школьников интерес к разбору и решению задач, к тому же позволит своевременно получить набор сведений о разных родах деятельности.
Изучением профессий на протяжении долгого времени занималисьЕ.А.Климов иДж. Л. Голланд, П. Романов, Елена ЯрскаяСмирнова и др. Названия профессий встречаютсяна уроках литературного чтения и окружающего мира[3]. Науроках математики, через задачи мы получаем достаточно много информации, которая пригодится нам в жизни[2]. Однако с профессиями на уроках математики мы сталкиваемся крайне редко[10]. Интересно посмотреть на возможность использования на уроках математики материала о профессиях в арифметических задачах.Методисты М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, Т.Е.Демидова, А.П.Тонких и другие рассматривают разныеспособы обучения детей решению задач[11]. Однако задачи, предлагаемые в учебниках авторов Л.Г.Петерсон, М.И.Моро, В.Н.Рудницкой, С.В.Степановой, С.И.Волковойне содержатпримеров наполнения содержания задач материалом, связанным с профессиями[15]. Прежде чем использовать материал о профессиях в задачах, необходимо провести выборку для второго класса среди множества существующих на данный момент профессий.
В связи с изменением экономической ситуации в стране постепенно меняется подход к выбору профессии. Профессия (от лат. «рrоfitее» объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.Один и тот же вид занятий может быть определен разными авторами какпрофессия или непрофессия, в зависимости от того, какие критерии выбираются в качестве основания классификации. Например, С. Флекснер полагал наиболее важными атрибутами профессии следующие признаки: вовлеченность в интеллектуальную деятельность, предполагающую индивидуальную ответственность; привлечение науки и обучения в практических целях; применение знаний посредством технологий, передаваемых черезобразование; самоорганизация; альтруистическаямотивация; наличие профессионального самосознания[16].
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, или применяемыми орудиями. Многие профессии подразделяются на специальности: врачтерапевт, врачхирург и т.д[9]. Перечень известных на данный момент профессий велик. Следует отметить, что одни виды профессий заменяются, другие вовсе не нужны в связи с появлением современных технологий [7].Существует несколько классификаций профессий, среди них:I Авторская классификация Дж. Л. ГолландаДж. Л. Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности[11]. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды [1].Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды:1. Реалистический(пример: конструктор, инженер.)2. Исследовательский(пример: исследователь, лаборант.)3. Артистический(пример: кинокритик, режиссер, актер.)4. Социальный(пример: социальный педагог, учитель.)5.Предпринимательский(пример: адвокат, судья,заведующий.)6. Конвенциональный(пример: бухгалтер, работа с архивами, библиотекарь.)II Международная стандартная классификация профессийСуществует с 1968 г. [10]. Включает в себя следующие блоки профессий:1.Высшие государственные служащие, руководители и законодателиВ данный раздел добавлены профессии, предусматривающие высокий уровень ответственности за подчиняющиеся им организации и структурные подразделения, отвечающие за порядок и полноценное жизнеобеспечение людей. 2.Профессионалы;Здесь профессии, предусматривающие высокий уровень узкоспециальных знаний в разных областях. Для них необходимы: 1) диплом о высшем образовании, соответствующем уровню специалиста; 2) диплом о высшем образовании с присуждением ученой степени магистра; 3) диплом о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук; 4) аттестат об утверждении в ученом звании: 3.СпециалистыЭтот раздел включает профессии, требующие знаний в одной или болееотраслях естественных, технических или гуманитарных наук. Сюда разделу относятся профессии, которым соответствует квалификация по диплому или другому документу.4.Технические служащиеПрофессиональные задания связаны с выполнением секретарских обязанностей, работой на пишущих машинках или других конторских машинах, записями и обработкой данных или обслуживанием клиентов (почта,денежное обращение, выдача справок).
5.Работники торговли;Сюда относят профессии, требующие знаний о предоставлении услуг или торговли в магазинах и на рынках. Большая часть профессий этого раздела требует полного общего среднего и профессионального образования или полного общего среднего образования и профессиональной подготовки на производстве.6.Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыборазведения и рыболовства;Эти профессии требуют знаний, необходимых для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, рыборазведения и рыбного промысла. Задачи: выращивание урожая, разведение животных или охота, ловля или разведение рыбы, охрана и эксплуатация лесов. 7.Квалифицированные работникиК этому разделу относят профессии, связанные с добычей полезных ископаемых, строительством или изготовлением различной продукции. 8.Операторы Сюда относят профессии, требующие знаний, необходимых для эксплуатации и надзора за работой оборудования или машин, в том числе автоматизированных.Профессиональные задания: разработка полезных ископаемых или наблюдение за их добычей, ведение рабочего процесса и производство продукции на оборудовании или машинах.9.Простейшие профессии Необходимо выполнение простых заданий с применением ручных инструментов, иногда с большими физическими усилиями. Продажа товаров на улице, хранение и охрана имущества и выполнение низкоквалифицированных работ[5].Изучив разные виды классификаций, определили, что существует рядпрофессий, актуальных для общества[6], которые интересны и доступны школьникам во втором классе, это: швея, иллюстратор, каменщик, сантехник, архитектор, художник, ветеринар, лаборант, археолог, географ, медицинская сестра, журналист, стюардесса,библиотекарь, курьер, метеорологсиноптик, стоматолог, парикмахер, кондитер, фотограф, артист, композитор, флорист, дизайнер.Располагая списком профессий, мы можем включать их в математические текстовые задачи, которые будут способствовать процессу обучениярешению задач второклассников. Для самостоятельного составления текстовой задачи необходимо знать особенности ее структуры. Во втором классе продолжают изучаться составные задачи[12]. Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других[8]. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательномуих решению[14]. Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия[13].Из беседыс учителем начальных классов в экспериментальном классебыло выяснено, что определенные трудности в процессе работы над задачами есть: невнимательностьпри прочтениивынуждает тратить время на дополнительное чтение, недостаточно хорошие результаты в контрольныхработах. По результатам наблюдения за процессом обучения решения задач было выявлено, что в классе преобладает:
отрицательное отношение к процессу решения задач;безразличие к разбору задачи и решению большего количества задач;понимание исходных данных и искомых величин.На следующем этапе исследования двум вторым классам было предложено прорешать в качестве контрольной работы по три задачи. Учителем были выставлены оценки за данную работу, нами проведен анализ оцененных работ. Диагностика показала, что уровень обученности второклассников решению задач в одном классе средний, во втором –ниже среднего. Количество справившихся со всеми задачами в одном классе –25%, не справившихся с одной задачей –45%, не справившихся с двумя задачами –24%, нерешивших ни одной задачи –6% учащихся. Во втором классе результаты следующие: со всеми задачами справилось –12%, не справившихся с одной задачей –30%, не справившихся с двумя задачами –38%, нерешивших ни одной задачи –20% учащихся.На формирующем этапе исследования была поставлена цель: организовать условия обучения второклассников решению задач с использованием материалао профессиях.Для формирующего этапа экспериментальной работы мы предложили разработанные задачи для уроков математики в экспериментальном классе.Примеры задач, предложенных второклассникам, представлены в Приложении 1.На первоначальном этапе формирующего этапа исследования выяснено, что задачи нашли у детей положительный эмоциональный отклик, обсуждение задачи проходит активно, оживленно, дети интересуются тем, с какойследующей профессией они познакомятся. На основании вышеизложенного, мы можем предложить рекомендации по организации обучения решению задач, способствующих знакомству младших школьников с профессиями.Проведение классных часов с применением наглядных пособий, экскурсий и выставок не только повлияют на культуру школьников, обогатят их знаниями о разных видах деятельности,но и позволят повысить эффективность проведения процесса обучения решению задач,что иявляется целью данной работы. Выделенные нами рекомендации составляют два блока (рекомендации, направленные на знакомство школьников с профессиями; рекомендации по знакомству младших школьников с профессиями при обучении решению задач), которые взаимосвязаны между собой.
Первый блок. Рекомендации, направленные на знакомство школьников с профессиями. 1) Начать необходимо с семьи: рассматривать фотографии и рассказывать ребенку про профессию каждого члена семьи, сходить в гости, подарить и побеседовать с тетей, дядей (бабушкой, дедушкой) об их профессиях, или собрать всех у себя. Особенно хорошо будет, если они придут в своей рабочей форме, принесут чтото из рабочих аксессуаров, в процессе можнозагадывать загадки. 2) Использовать детское пособие с картинками, где ребенок мог бы рассмотреть соответствующие профессиямуниформы, инструменты, рабочие места. Это поможетзапомнить новые слова, если ребенок будет иметь зрительный образ каждой профессии в отдельности. 3) Когда ребенок имеет представление о профессиях можно закреплять и расширять знания с помощью стихов и загадок.Придумайте предложения с описание функций той или иной работы. Например: «Я несу тяжелую сумку писем и газет, кто я?».Можно не описывать, а изображать действия («пантомимы»). Можноразыграть ролевые ситуации. В этом деле не обойтись без аксессуаров в одежде. Обратитесь вновь к иллюстрациям: сшейте, нарисуйте, найдите среди домашних вещей чтото наиболее важное из отличительных предметов. Так можно поиграть в повара, строителя, швею, учителя, продавца, милиционера. 4) Интересно будет распечатать (нарисовать) картинки и вклеить лица членов семьи. Все это еще раз поможет закрепить полученные знания.Второй блок. Рекомендации по знакомству младших школьников с профессиями при обучении решению задач.
В качество основной рекомендации предлагаем проводить уроки математики с применением следующих приемов:1) «Привести» на урок математики в начальной школе персонажа, который имеет ту или иную профессию или помочь выбрать ему ее в ходе урока. 2) В процессе урока помогать персонажу справляться с его работой при условии выполнения заданий, предложенных учителем. 3) Указывать на интересные факты по время прохождения заданий. Объяснять особенности профессии, почему должны поступить так и не иначе.
4) Могут быть приведены задания, которые бы помогли узнать отличительные знаки профессий: ножницы у парикмахера, градусник у врача, указка у учителя, пожарная машина у пожарного, собака у кинолога, все это можно представить в задании типа следующего типа: решите примеры и соедините точки по возрастанию полученных ответов. В результате получается рисунок с определенным значком. Задание типа: соотнесите буквы и цифры с помощью предоставляемого ключа–поможет разгадать загаданное слово.Задание типа: разместите в порядке возрастания/убывания –цифры, и соотнесите с предлагаемыми буквами, не только поможет собрать необходимое слово, но и разовьет внимание.
5)Наиболее интересным предложением является использование задач на уроке математики для знакомства с профессиями. Предлагаемый ряд задач, составленных для каждого класса в соответствии с методическими основами их составления, хорошее дополнение задачам из учебника.Приложение 1Задачи, предлагаемые для знакомства младших школьников с профессиями во втором классе
1. Швея
Швея в ателье приняла 12 заказов. Необходимо подшить 9 брюк, амеховых изделий на 4 меньше, чембрюк. Остается починить некоторое количество джинсовых изделий. Сколько джинсовых изделий починит швея?2. ФотографУ фотографа в студии было оформлено6 выставок. Однажды он убрал 2 портретные выставки и несколько пейзажных. Сколько пейзажных выставок убрал фотограф, если в студии осталась 1 фотовыставка?3. Дизайнер Дизайнер мебели разработал макет двух журнальных столиков и столько же макетов письменных столиков. Когда дизайнер разработал еще несколько макетов парт, всего макетов оказалось 9. Сколько макетов парт разработал дизайнер?4. ХудожникХудожник на выставку представил 19 картин. 3 натюрморта, 5 портретов. Остальные картины представлены в батальном жанре. Сколько картин батального жанра выставил на публику художник?5. КомпозиторКомпозитор в первый год своего творчества написал 9 сюит, во второй вальсов на 4 больше, чем сюит, а в третий маршей на 3 больше, чем вальсов.Сколько маршей написал композитор за третий год?6. АрхеологАрхеолог раскопал 7 старинных монет, на 4 больше предмета посуды, чем монет, и на 5 больше предметов, чем предметов посуды. Сколько предметов одеждыраскопал археолог?7. СтюардессаСтюардесса на борту самолета рассказывает пассажирам план эвакуации: В течение минуты она говорила: «в случае экстренной ситуации наденьте на лицо кислородные маски», затем на 1 минуту дольше, чем про маски, рассказывала, как пользоваться спасательным жилетом, и на 2 минуты дольше, чем про спасательные жилеты, рассказывала о местах аварийных выходов. Какое время стюардесса объясняла местоположениеаварийных выходов?8. ПарикмахерК парикмахеру заранее записываются на стрижку и укладку. Трое записались на стрижку, двое на укладку, осталось 5 свободных мест. Сколько всего человек мог бы принять парикмахер на укладку и стрижку?9. Стоматолог
К стоматологу обратился пациент, у которого несколько больных зубов. Стоматолог уже вылечил 2 зуба с левой стороны и один с правой стороны внизу. Осталось вылечить еще 2 зуба вверху. Со сколькими больными зубами обратился пациент к стоматологу? 10. Медицинская сестраМедсестра сделала 20 уколов витаминов и болеутоляющих. На сколько больше медсестра сделала витаминов, если болеутоляющих она сделала 5?
Ссылки на источники 1. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий / Т. Л. Александрова // Социологические исследования. 2000. №8. С.11—17. 2. Аргинская И.И Математика в системе общего развития / И. И. Аргинская // Журнал «Начальная школа». 2000.
№ 04. –С. 12173.Бантова, М. А. Методика преподавания в начальных классах [Текст]: / М. А. Бантова, Г. А. Бельтюкова. М.: Просвещение. –1984.–335с.4.Бантова, М.А. Решение текстовых арифметических задач /М.А.Бантова // Журнал «Начальная школа». 1989.№1011. –С.125.Большая советская энциклопедия :в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. —3е изд. —М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. 6.Бякова Н.В Представление первоклассников о профессиях / Н. В. Бякова // Журнал «Начальная школа», 2009.
№ 06. С. 28–307.Дараган А.В Профессии наших пап (классный час во 2м классе) / А. В. Дараган // Журнал «Начальная школа». 2009.
№ 03.С. 40–418.Демидова, Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач [Текст]: / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких. –М.: Академия. –2002. 464 с.9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.–С. 46. 10.Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса 4х летней начальной школы. М.: «Просвещение», 1989. –47 с.11.
Житомирский В. Шеврин Л. Математическая азбука. М.: Педагогика, 1991.200с.12.Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] / Н. Б. Истомина. –М.: Академия, 2001.–288 с.13.Матвеева Н.А Решение текстовой задачи: этапы и приемы работы / Н.А. Матвеева // Журнал «Начальная школа», 2009.№ 02. С. 50–5514.
Моро, М. И. Методика обучения математике в 13 классах [Текст]: / М. И. Моро, А. М. Пышкало. –М.: Просвещение. –1978. –336 с.15. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. –184с. 16.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко –Изд. 19е –РостовнаДону: Феникс, 2008. –671 с.