Экспериментирование как средство формирования знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чен М. В. Экспериментирование как средство формирования знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2931–2935. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85587.htm.
Аннотация. Статья посвящена детскому экспериментированию – эффективному средству, способствующему формированию знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Автор предлагает повсеместно использовать данный метод в практике дошкольных учреждений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чен Марина Владимировна,Воспитатель МБДОУ ГДС «Радуга» районный поселокГородище Волгоградской областиmadam.tchen@yandex.ru

Экспериментирование как средство формирования знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена детскому экспериментированию эффективному средству, способствующему формированию знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.Автор предлагает повсеместно использовать данный метод в практике дошкольных учреждений.Ключевые слова.Детское экспериментирование, эксперимент, поисковая деятельность, объект неживой природы.

Дети дошкольного возраста проявляют интерес ко всему, что их окружает.Этот интерес проявляется в желании исследовать различные явления, самостоятельно осуществлять поиск ответов на интересующие вопросы. Таким образом, исследовательское поведениеявляется главнымисточникомполучения представлений об окружающем у дошкольников[1]. Построение образовательного процесса в ДОО должно основываться на соответственныхвозрасту методах работы с детьми. К таким методам относятся, наблюдение, метод проектов и, конечно же,детское экспериментирование. К сожалению, сейчас можно наблюдать отсутствие направленностимногихпедагогов ДОО на данный вид деятельности.В группахдетского сада не создаются специальные условия для развития детской поисковой деятельности, во всех центрах активности и уголках должныотсутствуют материалы для экспериментирования. Эксперименты побуждают дошкольниковк самостоятельному поиску способов действий.Иванова А. И. справедливо говорила о том, что, без экспериментовлюбые понятия превращаются в сухие абстракции[2]. Я в своей работе уделяю внимание экспериментированию, так оно связано с формированием всех мыслительных процессов, и тесно переплетается со всеми видами деятельности: с речевым развитием, физическим воспитанием, чтением художественной литературы, формированием элементарных математических представлений. Мы с детьми вместе проводим самые разнообразные эксперименты. Сейчас мы увлечены проектом «Лаборатория неживой природы». К примеру, для ознакомления со свойствами почвы, песка и глины провели опыты с почвой, песком, глиной.Таблица 1Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста

Объект неживой природыЭксперимент1.Почва2.Песок 3.Глина«Почва и воздух»«Свойства мокрого песка»«Свойства песка и глины»«Какими бывают песок и глина»

Во время проведения первого эксперимента «Почва и воздух» дети узнали, что в почве есть воздух [3]. Мы опускали комок земли в воду, и наблюдали за образованием в воде пузырей. Внимание детей было обращено на то, что это и есть воздух, которым дышат обитатели почвы.

Рис. 1. «Почва и воздух

Второй наш эксперимент назывался « Свойства песка и глины».Дляисследования каждому из детей были предложены две банки: одна –с песком, другая с глиной. В начале эксперимента дети не видели отличий между глиной и песком, не знали их свойства. Но, когда выяснилось, что из глины можно лепить, ее можно месить руками –каждый из детей попробовал ее размять, что –то слепить. С песком проделывали то же самое. Так же детям было предложено высыпать песок из баночки, а потом высыпать глину из другой баночки. Песок сыпался, а глина нет. В результате дошкольники узнали, что песок сыпучий и рыхлый, а глина липкая.

Рис. 2. «Свойства песка и глины»

Далее мы познакомились со свойствами мокрого песка. Каждому ребенку были предоставлены две емкости: одна –с мокрым песком, вторая –с сухим песком. Затем было предложено слепить чтонибудь из мокрого песка. Дети лепили привычными способами –на специальных дощечках для лепки катали колбаски, шарики. Таким образом мыузнали, что мокрый песок не сыпется, из него можно лепить различные фигурки. То же самое нужно было попытаться проделать с сухим песком, но ничего слепить из него никому не удалось, так как сухой песок сыпется.

Рис.3.«Свойства мокрого песка

Следующий эксперимент назывался «Какими бывают песок и глина». Дети лепили из глины и песка дождевых червячков. Из глины червячки получались прочные, не распадались, из песка получились хрупкие червячки. В результате данного эксперимента дети узнали о таком свойстве глины, как прочность, и свойстве мокрого песка –хрупкость [4].

Рис. 4. «Какими бывают песок и глина»

В результате проведенныхэкспериментовможно сделать вывод о том, что дети 2 младшей группы «Теремок» имеют понятие о таком и объекте неживой природы как почва, знают ее основные свойства, различают свойства песка и глины.Опыты, которые мы провели недавнопосвящены изучению свойств воздуха, воды. Детям очень понравился эксперимент «Воздух вокруг нас». Целью экспериментабыло формирование представлений о воздухе [5].

Рисунок 5. «Воздух вокруг нас» Также для ознакомления со свойствами воздуха мы провели эксперимент «Что в пакете?» Внимание детей было обращено на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

Рис. 6. «Что в пакете?»

С целью обогащения представлений детей об объектах неживой природы, я организую также эксперименты с водой. Например, недавно мы провели опыты «Узнаем какая вода», «Вода волшебница"[5].С помощью этих опытов дети моей группы узнали, что вода удивительное вещество. Она может быть бесцветной, прозрачной, а может быть цветной. Вода может растворять другие вещества. Очень интересно проводить опыты, посвященные изучению свойств воды в зимнее время. Вода замерзает и превращается в лед –дети воспринимают это как волшебство! Таким образом, результатом нашей экспериментальной работы стало обогащенное представление детей об объектах неживой природы. На рисунке представлены результаты проведенных мною диагностик по формированию представлений у детей младшей группы «Теремок» об объектах неживой природы. Первичная диагностика показала, что не все дети имеют представления о свойствах объектов неживой природы: почвы, песка, глины, воды, воздуха.После проведенных экспериментов была проведена итоговая диагностика, которая показалауже совсем другие результаты. Дети научились самостоятельно экспериментировать, узнали свойства объектов неживой природы.

Рис. 7. Результаты первичной и итоговой диагностик поформированию представлений детей об объектах неживой природы.

Впереди лето –пора открытий. Мы с детьми продолжим экспериментальную деятельность, все опыты будем проводить уже на свежем воздухе и активно участвовать в наших экспериментах будут родители. 14%53%33%40%47%13%Рис. 8. Младшая группа «Теремок»

Подводя итог, можно говорить о главном достоинствеэкспериментирования, которое заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Впроцессе экспериментирования младший дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, быть исследователем.

Ссылки на источники1.Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретатьзнания/Художник Левина Л. И. —Ярославль: Академия развития, 2002. —160 с.: ил. —(Развивающее обучение. Практические задания).2.Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.3.Рыжова Н.А.Почва —живая земля. М.: Карапуз, 2005.4.Рыжова Н.А.Что у нас под ногами. М.: Карапуз, 2005.5.Веракса Н. Е., О. Р. Галимов. Познавательно –исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 –7 лет.М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. –80 с.