Использование непредельных отягощений для развития быстроты у сотрудников ОВД
Выпуск:
ART 85613
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Катаргин
С.
В. Использование непредельных отягощений для развития быстроты у сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3061–3065. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85613.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития быстроты у сотрудников ОВД, проходящих профессиональное обучение в образовательных организациях МВД России. Автор предлагает использовать упражнения с отягощениями для развития скоростных способностей сотрудников ОВД.
Ключевые слова:
слушатели, физическая подготовка, непредельные отягощения, мвд россии, сотрудники овд, быстрота, профессиональное обучение в образовательных организациях мвд россии
Похожие статьи
- Использование нестандартных гирь разных весов для развития силовой выносливости у женщин – сотрудников ОВД 20–25 лет
- Использование игрового метода для обучения технике бросков сотрудников ОВД
- Организация самостоятельных занятий по физической подготовке обучающихся в образовательных организациях МВД России
- Использование непредельных отягощений для развития скоростно-силовых способностей сотрудников ОВД
Текст статьи
Катаргин Сергей Витальевич,старший преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», Россия, г. ТюменьSova7372@mail.ru
Использование непредельных отягощений
для развития быстроты у сотрудников ОВД
Аннотация. Статья посвящена вопросамразвития быстроты у сотрудников ОВД, проходящих профессиональное обучение в образовательных организациях МВД России.Автор предлагает использовать упражненияс отягощениями дляразвитие скоростных способностей сотрудников ОВД.Ключевые слова: МВД России, сотрудники ОВД, слушатели, физическая подготовка, быстрота, непредельные отягощения,профессиональное обучениев образовательных организациях МВД России.
Одной из основныхтенденций в современном силовом противостоянии полицейского с преступником является активизация действий полицейскогокоторая выражается, прежде всего, в увеличении количества иэффективности быстрых приемов самообороны и задержания. Недостаточно высокийуровень физической подготовленности сотрудников ОВДлимитирует его способности при овладении техникотактическим арсеналом приемов самообороны и задержания и совершенствование его. Оценка и анализ системы физической подготовки и результатов действий в типовых ситуациях служебной деятельности, требующих незамедлительного применения физической силыпоказывают, что успешное противодействие правонарушителям и их задержаниедостигаются лишь в результате многолетней тренировки, тогда, когда необходимая для этого база создается уже на этапе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России[2].Актуальность.Мгновенную ориентировку сотрудника в криминальной критической ситуациии егомгновенные движения, а также быстроту тактического мышленияопределяет скорость нервных процессов. Проявление быстроты носит специфический характер для каждого вида двигательной активности или вида спорта. В профессиональной деятельности сотрудника ОВД быстрота важна в критических криминальных ситуациях, когда необходимо быстро применить приемы самообороны, задержания.В профессиональной деятельности сотрудников ОВДспецифика проявления быстроты обусловлена тем, что ее проявление происходит в непрерывно меняющихся ситуациях, с систематическим чередованием различных сторон быстроты и их сочетаний при наличии сбивающих факторов помех. В этих условиях характерным для профессиональнойдеятельности являются реакции с выбором, неоднократные стартовые ускорения для преследования и задержания правонарушителя, выполнение технических приемов самозащитыв максимально быстром темпе. Современные условия профессиональной деятельности сотрудников ОВДпредъявляет высокие требования к их двигательным качествам, в частности, к отдельным проявлениям быстроты. В связи с этим, в настоящее время достаточно актуальными являются исследованияразвития быстроты у сотрудников ОВД.Объектомисследования является учебнотренировочный процесс физической подготовки сотрудников ОВД, проходящих профессиональное обучение в образовательных организациях МВД России.Предметомисследования явилась методика развития быстроты у сотрудников ОВД, проходящих профессиональное обучение в образовательных организациях МВД России.Цельисследования: Определить эффективность влияния упражнений с отягощениями на развитиескоростных способностей сотрудников ОВД, проходящих профессиональное обучение в образовательных организациях МВД России.Гипотезаисследования заключаласьв предположении о том, что значительное повышение уровня скорости сотрудников ОВДвозможно за счет использования методики, включающей в себя комплексы упражнений с отягощениями.В соответствии с целью исследования были решеныследующие задачи:1. Выполненанализ состояния проблемы развития скоростных способностейпо данным научнометодической литературы;2. Разработаныкомплексы упражнений для развития скоростных способностей;3. Экспериментально исследованаэффективность разработанного комплекса упражнения, направленного на развитие скоростных способностей.Быстрота как двигательное качество –это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью [4]. Основные формы проявления быстроты человека –время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») –быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшеезначение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.Для достижения поставленной цели исследования использовались следующие методы:1. Анализ научно –методической литературы;2. Тестирование;3. Педагогический эксперимент;4. Методы математической статистики.Анализ научно –методической литературы осуществляется по проблемам и способам физического развития и физической подготовленности сотрудников ОВД. Были проанализированы влияние физических упражнений на физическое развитие и состояние здоровья человека. Анализ литературыпозволил нам уточнить цель, задачи, обобщить научно –практические достижения в этой области.Проведенный анализ литературных источников позволил выбрать наиболее эффективные средства и методы специальной физической подготовки сотрудников ОВД[1,3].Практическая часть исследования проводиласьв виде пилотажного экспериментана базе ТИПК МВД России, г. Тюмень. В качестве испытуемых выступили слушатели ТИПК МВД России. Они составили экспериментальную группу из десяти человек и занимались по специально скорректированной общепринятой программе развития быстроты, которая включала в себя силовые упражнения с отягощениями весом 30 –50 % от максимального.В контрольную группутакжевошли слушатели института. Данный контингент занимающихся тренировался по общепринятой методике развития скоростных способностей.При составлении специальной программы сделали акцент на упражнения развивающие необходимые скоростные качества, а при работе в тренажерном зале уделяли большее внимание мышечным группам, участвующим в этой работе.В начале и в конце эксперимента проводилось тестирование уровня развития быстроты слушателей экспериментальной и контрольной групп. Для тестирования использовались следующие тесты:«Бег 20 м.»;«Частота постукиваний»;«Челночный бег 3х10м.».Тест №1. «Бег 20 м.»выполнялся для определения скорости преодоления двадцатиметровогоотрезка. Содержание теста заключается в том, что два слушателяс высокого старта бежалипо сигналу до отметки «20 м», измерение производилосьручным секундомером. Каждый выполнялдве попытки подряд с отдыхом между ними в две минуты. В зачет идет лучший результат. Результат фиксировался в секундах.Тест №2. «Частота постукиваний». Тест предназначен для измерения скорости движения конечности. Задача теста заключаласьв необходимости максимально быстрого по очередном касании двух площадок кистью удобной руки. Для проведения теста было использованоследующее оборудование: стол, два резиновых диска диаметром 20 см, положенных горизонтально на стол, расстояние между центрами дисков –60 см; опорную площадку (20 х 20 см.) для несведущей руки, расположенную между дисками на ровном удаленииот каждого из них; секундомер.Для выполнения необходимобыловстать перед столом, немного разведя стопы; положить кисть левой (для правшей) руки на опорную площадку; положить правую руку на левый диск. По команде «Марш!» необходимо было перекладывать кисть правой руки с диска на диск, ТАК, чтобы при движении она проходила над кистью левой руки. Выполнять задание необходимо было с максимальной быстротой, но обязательно каждый раз касаться правого и левого дисков. Нужно было сделать 25 циклов и прекратить выполнение по сигналу: «Стоп!». Подсчитывалосьчисло 25 полных циклов: если в исходномположении правая рука слушателяна левом диске, то закончить тест он долженбылв этом же положении. Поэтому один цикл это: начать движение с диска А, коснуться диска В, вновь коснуться диска А. Всего в тесте 5 циклов или 50 касаний. Результат теста –время (сек до 0,01) 25 циклов.
Тест №3. «Челночный бег 3х10м.»Данный тест выполнялся для определения скоростных и координационных способностей. В забеге могут участвовали двое слушателей. Перед началомтестирования на линию положилидва кубика.По команде «На старт!» слушатели подходилик линии старта. По команде «внимание!»
наклонялись вперед и браликубик. По команде «Марш!»
бежали к линии финиша, клали кубик за черту, возвращалисьза вторым кубиком. Бросать кубик не разрешалось. Результат фиксировалсяс точностью до 0,1 секунды.Цифровые данные, получаемые в ходе исследования, обрабатывались методами математической статистики.Изучение динамики показателей физической подготовленности представителейконтрольной и экспериментальной групп позволяет констатировать, что за время исследования прирост результатов тестирования наблюдается во всех группах. При этом, очевидно, что в экспериментальной группе показатели достоверно выше чем в контрольной.Для более качественного анализа результатов тестирования представленыпоказатели развития скоростных способностей в ЭГ и КГ в начале и конце эксперимента по каждому тесту отдельно (рис.1,2,3).
Рис 1. Диаграмма результатов тестирования в беге на 20 м в экспериментальной и контрольной группах.
Анализируя динамику результатов в беге на 20 метров, наблюдается значительное улучшение результата (на 13,4%) в экспериментальной группе и всего на 2.2% в контрольной (Рис.1).
Рис 2. Диаграмма результатов тестирования частоты постукивания
В тесте «Частота постукиваний» средний результат у слушателейконтрольной группы (4,2 %) значительно уступает динамике слушателей экспериментальной группы (22,2%). Данные результаты говорят об эффективности примененных, в работе с ЭГ упражнений с отягощениями.
Рис 3. Диаграмма результатов в тесте «бег 3х10».
В тесте «Бег 3х10» динамика результатов слушателейконтрольной группы составила (3,9%), при этом в экспериментальной группе, результат достоверно улучшился на 14,3% (Рис.3). Данные результаты говорят об эффективности примененных, в работе с ЭГ специально подобранных упражненийс отягощениями.В результате проведенного эксперимента удалось доказать высокую эффективность использования разработанного комплекса специальных упражнений, направленных на развитие скоростных способностей в подготовке слушателей –сотрудников, проходящих профессиональное обучение в ТИПК МВД России. Представители экспериментальной группыгораздо лучше выглядели в конце экспериментапо степени развития быстроты. По результатам нашего исследования мы пришли к следующим выводам:1. Анализ литературыпоказал, что реалии служебной деятельностисегодняшнего дня предъявляет исключительно высокие требования к уровню развития физических способностей сотрудников органов внутренних дел. В то же время практика показывает, что в настоящее время в процессе физической подготовки используется в основном традиционная методика.Конкретная реализация методологической линии по интенсификации подготовки сотрудников органов внутренних делдолжна основываться на применении передовых методов подготовки. Ведущим здесь является интервальный. Необходимо активно использоватьметод круговой сопряженной работы, использование непредельных отягощенийи метод комплексных тренировок. 2. В результате анализа учебнометодической литературы был разработан комплекс упражнений с непредельными отягощениямидля развития скоростных способностей сотрудников органов внутренних дел.3. Эффективность применения в тренировке слушателей ТИПК МВД Россиикомплекса средств и методов, отвечающих требованиям результатами педагогического эксперимента, которые указывают на увеличение уровня развития скоростных качеств занимающихся. Во всех тестах показатели в экспериментальной группе достоверно превысили результаты контрольной, что подтверждает данное положение. Исследование показало, что в тренировочный процесс необходимо включать средства,ориентированные на упражнения с отягощениями от 30% до 50% от максимального веса.
Ссылки на источники1.Гусев А. А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 55002. URL: http://ekoncept.ru/2014/55002.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.2. Осинцева А.В. Изучение мотивации сотрудников органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010.№14. С. 94 –105.3.Троян Е. И. Особенности совершенствования скоростносиловых качеств в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 54995. –URL: http://ekoncept.ru/2014/54995.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2001. 480 с.
Использование непредельных отягощений
для развития быстроты у сотрудников ОВД
Аннотация. Статья посвящена вопросамразвития быстроты у сотрудников ОВД, проходящих профессиональное обучение в образовательных организациях МВД России.Автор предлагает использовать упражненияс отягощениями дляразвитие скоростных способностей сотрудников ОВД.Ключевые слова: МВД России, сотрудники ОВД, слушатели, физическая подготовка, быстрота, непредельные отягощения,профессиональное обучениев образовательных организациях МВД России.
Одной из основныхтенденций в современном силовом противостоянии полицейского с преступником является активизация действий полицейскогокоторая выражается, прежде всего, в увеличении количества иэффективности быстрых приемов самообороны и задержания. Недостаточно высокийуровень физической подготовленности сотрудников ОВДлимитирует его способности при овладении техникотактическим арсеналом приемов самообороны и задержания и совершенствование его. Оценка и анализ системы физической подготовки и результатов действий в типовых ситуациях служебной деятельности, требующих незамедлительного применения физической силыпоказывают, что успешное противодействие правонарушителям и их задержаниедостигаются лишь в результате многолетней тренировки, тогда, когда необходимая для этого база создается уже на этапе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России[2].Актуальность.Мгновенную ориентировку сотрудника в криминальной критической ситуациии егомгновенные движения, а также быстроту тактического мышленияопределяет скорость нервных процессов. Проявление быстроты носит специфический характер для каждого вида двигательной активности или вида спорта. В профессиональной деятельности сотрудника ОВД быстрота важна в критических криминальных ситуациях, когда необходимо быстро применить приемы самообороны, задержания.В профессиональной деятельности сотрудников ОВДспецифика проявления быстроты обусловлена тем, что ее проявление происходит в непрерывно меняющихся ситуациях, с систематическим чередованием различных сторон быстроты и их сочетаний при наличии сбивающих факторов помех. В этих условиях характерным для профессиональнойдеятельности являются реакции с выбором, неоднократные стартовые ускорения для преследования и задержания правонарушителя, выполнение технических приемов самозащитыв максимально быстром темпе. Современные условия профессиональной деятельности сотрудников ОВДпредъявляет высокие требования к их двигательным качествам, в частности, к отдельным проявлениям быстроты. В связи с этим, в настоящее время достаточно актуальными являются исследованияразвития быстроты у сотрудников ОВД.Объектомисследования является учебнотренировочный процесс физической подготовки сотрудников ОВД, проходящих профессиональное обучение в образовательных организациях МВД России.Предметомисследования явилась методика развития быстроты у сотрудников ОВД, проходящих профессиональное обучение в образовательных организациях МВД России.Цельисследования: Определить эффективность влияния упражнений с отягощениями на развитиескоростных способностей сотрудников ОВД, проходящих профессиональное обучение в образовательных организациях МВД России.Гипотезаисследования заключаласьв предположении о том, что значительное повышение уровня скорости сотрудников ОВДвозможно за счет использования методики, включающей в себя комплексы упражнений с отягощениями.В соответствии с целью исследования были решеныследующие задачи:1. Выполненанализ состояния проблемы развития скоростных способностейпо данным научнометодической литературы;2. Разработаныкомплексы упражнений для развития скоростных способностей;3. Экспериментально исследованаэффективность разработанного комплекса упражнения, направленного на развитие скоростных способностей.Быстрота как двигательное качество –это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью [4]. Основные формы проявления быстроты человека –время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») –быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшеезначение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.Для достижения поставленной цели исследования использовались следующие методы:1. Анализ научно –методической литературы;2. Тестирование;3. Педагогический эксперимент;4. Методы математической статистики.Анализ научно –методической литературы осуществляется по проблемам и способам физического развития и физической подготовленности сотрудников ОВД. Были проанализированы влияние физических упражнений на физическое развитие и состояние здоровья человека. Анализ литературыпозволил нам уточнить цель, задачи, обобщить научно –практические достижения в этой области.Проведенный анализ литературных источников позволил выбрать наиболее эффективные средства и методы специальной физической подготовки сотрудников ОВД[1,3].Практическая часть исследования проводиласьв виде пилотажного экспериментана базе ТИПК МВД России, г. Тюмень. В качестве испытуемых выступили слушатели ТИПК МВД России. Они составили экспериментальную группу из десяти человек и занимались по специально скорректированной общепринятой программе развития быстроты, которая включала в себя силовые упражнения с отягощениями весом 30 –50 % от максимального.В контрольную группутакжевошли слушатели института. Данный контингент занимающихся тренировался по общепринятой методике развития скоростных способностей.При составлении специальной программы сделали акцент на упражнения развивающие необходимые скоростные качества, а при работе в тренажерном зале уделяли большее внимание мышечным группам, участвующим в этой работе.В начале и в конце эксперимента проводилось тестирование уровня развития быстроты слушателей экспериментальной и контрольной групп. Для тестирования использовались следующие тесты:«Бег 20 м.»;«Частота постукиваний»;«Челночный бег 3х10м.».Тест №1. «Бег 20 м.»выполнялся для определения скорости преодоления двадцатиметровогоотрезка. Содержание теста заключается в том, что два слушателяс высокого старта бежалипо сигналу до отметки «20 м», измерение производилосьручным секундомером. Каждый выполнялдве попытки подряд с отдыхом между ними в две минуты. В зачет идет лучший результат. Результат фиксировался в секундах.Тест №2. «Частота постукиваний». Тест предназначен для измерения скорости движения конечности. Задача теста заключаласьв необходимости максимально быстрого по очередном касании двух площадок кистью удобной руки. Для проведения теста было использованоследующее оборудование: стол, два резиновых диска диаметром 20 см, положенных горизонтально на стол, расстояние между центрами дисков –60 см; опорную площадку (20 х 20 см.) для несведущей руки, расположенную между дисками на ровном удаленииот каждого из них; секундомер.Для выполнения необходимобыловстать перед столом, немного разведя стопы; положить кисть левой (для правшей) руки на опорную площадку; положить правую руку на левый диск. По команде «Марш!» необходимо было перекладывать кисть правой руки с диска на диск, ТАК, чтобы при движении она проходила над кистью левой руки. Выполнять задание необходимо было с максимальной быстротой, но обязательно каждый раз касаться правого и левого дисков. Нужно было сделать 25 циклов и прекратить выполнение по сигналу: «Стоп!». Подсчитывалосьчисло 25 полных циклов: если в исходномположении правая рука слушателяна левом диске, то закончить тест он долженбылв этом же положении. Поэтому один цикл это: начать движение с диска А, коснуться диска В, вновь коснуться диска А. Всего в тесте 5 циклов или 50 касаний. Результат теста –время (сек до 0,01) 25 циклов.
Тест №3. «Челночный бег 3х10м.»Данный тест выполнялся для определения скоростных и координационных способностей. В забеге могут участвовали двое слушателей. Перед началомтестирования на линию положилидва кубика.По команде «На старт!» слушатели подходилик линии старта. По команде «внимание!»
наклонялись вперед и браликубик. По команде «Марш!»
бежали к линии финиша, клали кубик за черту, возвращалисьза вторым кубиком. Бросать кубик не разрешалось. Результат фиксировалсяс точностью до 0,1 секунды.Цифровые данные, получаемые в ходе исследования, обрабатывались методами математической статистики.Изучение динамики показателей физической подготовленности представителейконтрольной и экспериментальной групп позволяет констатировать, что за время исследования прирост результатов тестирования наблюдается во всех группах. При этом, очевидно, что в экспериментальной группе показатели достоверно выше чем в контрольной.Для более качественного анализа результатов тестирования представленыпоказатели развития скоростных способностей в ЭГ и КГ в начале и конце эксперимента по каждому тесту отдельно (рис.1,2,3).
Рис 1. Диаграмма результатов тестирования в беге на 20 м в экспериментальной и контрольной группах.
Анализируя динамику результатов в беге на 20 метров, наблюдается значительное улучшение результата (на 13,4%) в экспериментальной группе и всего на 2.2% в контрольной (Рис.1).
Рис 2. Диаграмма результатов тестирования частоты постукивания
В тесте «Частота постукиваний» средний результат у слушателейконтрольной группы (4,2 %) значительно уступает динамике слушателей экспериментальной группы (22,2%). Данные результаты говорят об эффективности примененных, в работе с ЭГ упражнений с отягощениями.
Рис 3. Диаграмма результатов в тесте «бег 3х10».
В тесте «Бег 3х10» динамика результатов слушателейконтрольной группы составила (3,9%), при этом в экспериментальной группе, результат достоверно улучшился на 14,3% (Рис.3). Данные результаты говорят об эффективности примененных, в работе с ЭГ специально подобранных упражненийс отягощениями.В результате проведенного эксперимента удалось доказать высокую эффективность использования разработанного комплекса специальных упражнений, направленных на развитие скоростных способностей в подготовке слушателей –сотрудников, проходящих профессиональное обучение в ТИПК МВД России. Представители экспериментальной группыгораздо лучше выглядели в конце экспериментапо степени развития быстроты. По результатам нашего исследования мы пришли к следующим выводам:1. Анализ литературыпоказал, что реалии служебной деятельностисегодняшнего дня предъявляет исключительно высокие требования к уровню развития физических способностей сотрудников органов внутренних дел. В то же время практика показывает, что в настоящее время в процессе физической подготовки используется в основном традиционная методика.Конкретная реализация методологической линии по интенсификации подготовки сотрудников органов внутренних делдолжна основываться на применении передовых методов подготовки. Ведущим здесь является интервальный. Необходимо активно использоватьметод круговой сопряженной работы, использование непредельных отягощенийи метод комплексных тренировок. 2. В результате анализа учебнометодической литературы был разработан комплекс упражнений с непредельными отягощениямидля развития скоростных способностей сотрудников органов внутренних дел.3. Эффективность применения в тренировке слушателей ТИПК МВД Россиикомплекса средств и методов, отвечающих требованиям результатами педагогического эксперимента, которые указывают на увеличение уровня развития скоростных качеств занимающихся. Во всех тестах показатели в экспериментальной группе достоверно превысили результаты контрольной, что подтверждает данное положение. Исследование показало, что в тренировочный процесс необходимо включать средства,ориентированные на упражнения с отягощениями от 30% до 50% от максимального веса.
Ссылки на источники1.Гусев А. А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 55002. URL: http://ekoncept.ru/2014/55002.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.2. Осинцева А.В. Изучение мотивации сотрудников органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010.№14. С. 94 –105.3.Троян Е. И. Особенности совершенствования скоростносиловых качеств в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 54995. –URL: http://ekoncept.ru/2014/54995.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2001. 480 с.