Использование игрового метода для обучения технике бросков сотрудников ОВД

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Муслимов Р. А. Использование игрового метода для обучения технике бросков сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3071–3075. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85615.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения технике бросков сотрудников ОВД. Автор предлагает активно использовать игровой метод для совершенствования техники выведения из равновесия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Муслимов Руслан Абдуллаевич,преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень892226666@mail.ru

Использование игрового метода для обучения техники бросков

сотрудников ОВД

Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения техникебросков сотрудников ОВД. Автор предлагает активно использовать игровой метод для совершенствования техники выведения из равновесия.Ключевые слова: МВД России, сотрудники ОВД, слушатели, профессиональная подготовка,физическая подготовка, игровой метод, выведение из равновесия, броски.

Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел имеет целью формирование практических навыков самообороны и задержания, физической готовности к действиям в сложных и экстремальных условиях профессиональной деятельности.Актуальность исследования. Достижение высоких результатов в физической подготовкеневозможно без решения проблем оптимизации тренировочного процесса, направленного на формирование необходимых навыковприемов самообороны и задержания, повышения качества образования [1].В связи с этим достаточно актуальной и востребованной является деятельность повыявлению эффективных методов обучения техники бросков сотрудников ОВД.Объект исследования–учебнотренировочный процесс физической подготовки слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональнойподготовки.Предмет исследования–методы обучения техникебросков слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки.Цель исследования–выявить эффективность использования игрового метода для совершенствования техники бросков слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки.Гипотезаисследования заключается в предположении, что активное использование игрового метода в физической подготовке слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихсяпо программам профессиональной подготовки,способствуетсовершенствованию техники выведения из равновесия, что позволяет оптимизировать процесс совершенствования техники бросков.Задачиисследования:1. Анализ и обобщение научнометодической литературы по исследуемой проблеме.2. Определить динамику совершенствования техники выведения из равновесия слушателейгрупп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки за период эксперимента.3. Разработать комплекс игр для обучения технике выведения из равновесия групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовкии доказать его эффективность.Для реализации поставленной цели, задач и подтверждение гипотезы нами использовались следующие методы:1) Анализ и обобщение научнометодической литературы;2) Тестирование; 3) Метод экспертной оценки;4) Педагогический эксперимент.Исследование проводилось с февраля 2014 года по май 2014года. Педагогический эксперимент был организован на базе ТИПК МВД России, г. Тюмень. В исследовании участвовали 18 сотрудников в возрасте 2025 лет. Сотрудникибыли разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную, по 9в каждой группе не отличавшиеся по уровню физического развития.

Анализ и обобщение научнометодической литературы позволил составить представление об исследуемой проблеме, обобщить имеющиеся литературные данные, касающиесявопроса обучения техникебросков.Чтобы проверить эффективность использования игрового метода в учебнотренировочном процессе обучения приемам выведения из равновесия проводилсяпробный пилотажный педагогический эксперимент. Контрольная группа занимались по учебной программефизической подготовки слушателей групп рядового и младшего начальствующего состава первой возрастной категории органов внутренних дел, занимающихся по программам профессиональной подготовки.Слушателиконтрольной и экспериментальной группизучали способы выведения соперника из равновесия. Экспериментальная группа занималась по аналогичной учебной программе, с внесенными изменениями. Содержание учебнотренировочного процесса по обучению технике выведения из равновесия в экспериментальной группе (ЭГ) осуществлялось с использованием методики целенаправленного применения специально подобранных игр для рационального формирования технических приемов у юных дзюдоистов.Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. Сотрудникампредоставляется широкая самостоятельность действий, необходимых для победы в игре.Так же сотрудникив игре проявляют все свои физические качества, среди которых наиболее востребована ловкость.Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию узанимающихсяустойчивого положительного интереса и деятельного мотива к занятиям, в частности, к физической подготовке. Благоприятная эмоциональная атмосфера способствует формированию необходимых двигательных навыков техники бросков.Исследуя основные аспекты использования игрового метода для обучения техники бросковна этапе начальной подготовки,был разработан соответствующий комплекс игр:1.«Борьба за перчатку». Место проведения игры –татами. Сотрудникираспределяются по парам. Один из участников игры размещает перчатку у себя за спиной (за поясом). Задача соперника отнять перчатку. Задача обладателя перчатки вывести соперника из равновесия. Сотрудник, стремящийся завладеть перчаткой, вынужден тянуться за ней, перемещая тем самым свой центр тяжести на границу своей площади опоры. Тем самым создаются благоприятные условия для проведения приема выведения из равновесия спортсменом обладателем перчатки. Сотрудник–обладатель перчатки учится использовать технику выведения из равновесия в момент нахождения соперника в состоянии лабильного равновесия.2. «Вытолкни из круга». Место проведения игры –татами. Инвентарь –гимнастический обруч. Сотрудникираспределяются по парам и находятся в кругу обручей. Задача сотрудников–вытолкнуть друг друга из круга, используя ранее разученные приемы выведения из равновесия. По условиям игры, соперникам запрещается выходить из круга, касаясь хотя бы одной ногой. Данное условие заставляет активно использовать технику рук для выведения противника из равновесия.3. «Борьба в кругу». Место проведения игры –татами. Сотрудникираспределяются на группы по 5 человек. Четыре участника располагаются вокруг пятого и по сигналу атакуют его, выполняя захваты и сковывая движения. Атакующий обозначает свою атаку сигналом предварительным хлопком. Задача защищающегося заключается в необходимости максимально быстрого реагирования на сигнал об атаке, и освобожденияот захватов разученными ранее способами выведения из равновесия. Разрешено использовать только разученные ранее способы выведения из равновесия. В данной игре сотрудникивыполняют разученную технику в ситуации, когда визуально не всегда видно атакующего, но необходимо максимально быстро среагировать на захват заранее оговоренными приемами. Данные сбивающие факторы способствуют совершенствованию навыков выведения из равновесия.В результате использования данных игр, сотрудникиприобреталинавыки: 1. Использования техникивыведения из равновесия в момент нахождения соперника в состоянии лабильного равновесия;2. Использования техники рук для выведения противника из равновесия;3. Выполнения разученной ранее техники в ситуации, когда визуально не всегда видно атакующего, но необходимо максимально быстро среагировать на захват заранее оговоренными приемами[3].Использование игрового метода в учебнотренировочном процессе подготовки сотрудниковспособствует формированию надежных навыков выведения из равновесияна этапе начальной подготовки. Методика обучения техническим приемам выведения из равновесия в экспериментальной группе предусматривала следующую последовательность, состоящую из трех этапов:На первом этапе юные сотрудникитакже разучили простые классические двигательные задания выведения из равновесия, используя классический захват двумя руками: выведение из равновесия вперед; выведение из равновесия назад; выведение в сторону; выведение вперед –в сторону и выведение назад –в сторону. Однако основную часть времени эксперимента занял второй этап обучения технике выведения из равновесия.На втором –активно использовался комплекс игр для совершенствования уже разученной техники выведения из равновесия. Постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры заставляло сотрудниковрешать задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей и использованием разученной техники выведения из равновесия.Назаключительном, третьем, этапе разучивались варианты использования различных захватов для выведения из равновесия. Сотрудникиучились выбирать вариант захвата в соответствие с меняющейся ситуацией единоборства.Для выявления эффективности использования игрового метода в учебнотренировочном процессе обучения броскам использовалось тестирование уровня сформированности навыков приемов. Тестирование уровня владения навыков владения приемами выведения из равновесия состояло из 2 –х упражнений.1.Тест: «Скоростьвыполнения приема».В качестве тестируемого приема было выбрано выведение из равновесия вперед. Место проведения татами. Условия выполнения теста. Тестируемый занимал место в центре татами. Десять соперников строились в колонну лицом к тестируемому. По сигналу преподавателя соперники поочередно начинали атаковать, выполняя классический захват двумя руками и сковывать движения тестируемого. Тестируемый должен был как можно быстрее выполнить приемы выведения из равновесия. Результат фиксировался в секундах.2.Тест: «Количество приемов за 1 минуту»[2]. Тест «количество приемов за 1 минуту» позволил выявить степень технической подготовленности сотрудника, применяющего приемы выведения из равновесия с преодолением нарастающего физического утомления. Место проведения теста татами. Согласно условиям выполнения, тестируемый занимал место в центре татами. Тест выполняется в пять подходах. Соперники были построены в одну колонну лицом к тестируемому. По сигналу преподавателя «Прием», соперники поочередно начинали атаковать тестируемого, выполняя классический захват двумя руками и сковывать движения тестируемого. За одну минуту тестируемый в одном подходе должен был технически грамотно выполнить максимальное количество раз заданный приём:1. В первом подходе выполнялся прием выведения из равновесия вперед.2. Во втором подходе выполнялся прием выведения из равновесия назад.3. В третьем подходе выполнялся прием выведения из равновесия в сторону. 4. В четвертом подходе выполнялся приём выведения из равновесия вперед –в сторону. 5. В пятом подходе выполнялся прием выведения из равновесия назад –в сторону. По команде преподавателя «Стоп», подсчитывалось количество технически правильных приемов, выполненных за одну минуту в каждом подходе. Затем вычислялся средний результат по пяти подходам для каждого сотрудника. Результаты фиксировались и вносились в таблицу. Цифровые данные, получаемые в ходе исследования, обрабатывались методами математической статистики.Сопоставление всех результатов исходного тестирования экспериментальной и контрольной группы наглядно показывает, что во всех тестах статистически достоверные различия отсутствуют. Результаты исходноготестирования контрольнойи экспериментальной групп, в начале процесса обучения (табл.1) показывают, что уровень сформированности навыков выведения из равновесия спортсменов во всех группах примерно одинаковый, (различия недостоверны) при этом самуровень недостаточно высокий.Из рисунков 1 и2 наглядновидно, что в ходе эксперимента уровень сформированности навыков выведения из равновесия оказался выше у представителейэкспериментальной группы, чем у контрольной. В результате анализа полученных данных тестирования были выявлены их достоверные различия между группами.

Рис.1. Результаты теста «Скорость выполнения приема» (с)

На рис. 1, изображающем показатели теста «Скорость выполнения приема» заметны изменения показателей уровня сформированности навыков выведения из равновесия у представителей ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента. Наиболее значительные изменения выявлены у представителейэкспериментальной группы(ЭГ)в конце эксперимента. Их результатыв данном тесте превзошли результаты представителей контрольной группы (КГ)в конце эксперимента на 5,5%.

Рис.2. Результаты теста «Количество приёмов за 1 минуту» (раз)

На рис. 2, изображающем показатели теста «Количество приёмов за 1 минуту» так же выявлены значительные изменения показателей уровня сформированности навыков выведения из равновесия у представителей ЭГ и КГ в конце эксперимента. Наиболее значительные изменения выявлены у представителейЭГ. Результаты спортсменов ЭГ в данном тесте превзошли результаты представителей КГ в конце эксперимента на 3,8%.В начале обучения представители обеих групппрактически не владели навыками выведения из равновесия (владели на уровне умения). На рисунках 1, 2, 3, изображающих показатели используемых тестов заметно, что разница в уровне сформированности навыков выведенияиз равновесия у представителейэкспериментальнойи контрольной групп в начале эксперимента незначительна, она находитсяпримерно на одинаковом уровне.Но в процессе обучения и использования игрового метода, представители ЭГ с большим интересом и чувством азарта изучали технику выведения из равновесия. Результаты итогового тестирования контрольной и экспериментальной групп в конце курса обучения показывают, что уровень сформированности навыков выведения из равновесия у представителейэкспериментальной группы значительно выше (в среднем на 9,6%), чем у представителей контрольной группы (различия достовернына высоком уровне значимости). На наш взгляд данный факт является следствием активногоиспользования игрового метода для эффективного формирования технических приемов выведенияиз равновесия у сотрудниковОВД.

Ссылки на источники1. Пегушин А.А. Современные образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. №3 (9). С. 77 –85.2. Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб. 2006. 207 с.3. Якимов А.М. Тренер: составляющие профессии / А. Якимов // Спортигры. 1990. №5. С.2627.