Опытно-экспериментальная работа по использованию аппликации в эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста
Выпуск:
ART 85640
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маршалова
И.
Н.,
Тезева
Е.
Н. Опытно-экспериментальная работа по использованию аппликации в эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3196–3200. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85640.htm.
Аннотация. Настоящая статья содержит материал о проведении на базе МБДОО № 4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан опытно-экспериментальной работы по использованию аппликации в эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова:
педагогические условия, аппликация, эстетическое воспитание дошкольников, критерии эстетического воспитания, уровни эстетического воспитания, программа эстетического воспитания
Текст статьи
Маршалова Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала) КНИТУКАИ, г. Зеленодольск marshalovai@mail.ru
Тезева Елена Николаевна, студентка Института экономики, управления и права (г. Зеленодольск), воспитатель МБДОО № 4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района РТtezevae@mail.ru
Опытноэкспериментальная работа по использованию аппликации в эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста
Аннотация.Настоящая статья содержит материал о проведении на базеМБДОО № 4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстанопытноэкспериментальной работы по использованию аппликации в эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Ключевые слова: эстетическое воспитание дошкольников,аппликация, критерии эстетического воспитания, уровни эстетического воспитания, педагогические условия,программа эстетического воспитания.
В условиях современного общества возрастает необходимость формирования эстетической культуры подрастающего поколения и потребность в воспитании человека ХХIвека, умеющего видеть прекрасное вокруг себя и создавать прекрасное в творческой деятельности.В связи с гуманизацией образования данная проблема становится актуальной и для дошкольного возраста, которые, благодаря вариативности и пластичности, способны наилучшим образом осуществлять эстетическое воспитание детей от трех до восьмилет. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человека. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, активизации самостоятельности мышления, развития познавательного интереса детей и любознательности. Одним из наиболее популярных и востребованных направлений в дошкольном образовании детей является эстетическое, следовательно, онодолжно быть направлено не только на формирование понимания и эстетической оценки произведений искусства, но и на развитие практической деятельности дошкольников способствующей активному приобщению их к творчеству, в том числе на занятиях аппликации.
Эстетическое вoспитание детей нами определяется как целенаправленный, организованный и контрoлируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Основными компонентами эстетического воспитания дошкольников являются: когнитивныйпознавательный, эмоциональнопобудительный, деятельностный.Важнейшим средством эстетического воспитания для детей дошкольного возраста является аппликация, она позволяет эстетически воспринимать действительность, образно мыслить, чувствовать форму и объем, передавать чувство красоты, что помогает формированию эстетического воспитания детей дошкольного возраста.Роль аппликации в формировании эстетического воспитания детей дошкольного возраста нами определяется в развитии: знаний о цвете, строении предметов, их величине; эстетического восприятия и эстетического чувства, включая составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма; нагляднообразных форм мышления; изобразительных и творческих способностей, художественного вкуса; эстетического отношение к окружающей жизни, накопление эмоциональных впечатлений; любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею; связной речи; мелкой моторики рук, приобретение технических навыков; трудовых умений и навыков.Изучение результатов и эффективности процесса эстетического воспитания один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективностьэтого процесса влияют не только условия детской дошкольной организации, но и внешняя, по отношению к нему, среда.Изучение и анализ эстетического воспитания дошкольников позволяет: конкретизировать цели эстетического воспитания; обеспечить индивидуальный подход к личности каждого дошкольника; обосновать выбор содержания и методов воспитания; соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом; видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы. На основе представленных методик по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста (Т.С Комаровой,Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой, O.A. Соломенниковой) мы выделили следующие группы критериев оценки уровня эстетического воспитания посредством аппликации:1. Когнитивноэстетический критерий (степень овладения эстетическими знаниями):
знания о свойствах материалов (бумага, ткань), необходимые для аппликации;
знания формы, величины, цвета предметов;
способность судить о прекрасном и безобразномв жизни и искусстве;
познавательная направленность на изучение эстетических предметов.
2. Творческодеятельностный критерий(степень сформированности практических умений и навыков в эстетикопредметной творческой деятельности аппликации):
самостоятельность в подборе цвета и форм предметов;
проявление индивидуального решения в создании композиции изображения;
овладение техническими приёмами аккуратного вырезания и наклеивания;
техника исполнения композиций в аппликации (уровень завершенности).
3. Эмоциональнооценочный критерий (степень эмоциональнооценочных проявлений на содержание изображений в аппликационных работах)
эстетическое восприятие (адекватное восприятие изображаемого предмета);
эмоциональная отзывчивость (проявление эмоциональной реакции на содержание творческой работы);
эстетический вкус (умение анализировать и высказывать оценочные суждения к своей работе)[1]. С учётом имеющихся критериев нами выделены уровни эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.Первый (низкий) уровень (0 –3 балла)характеризуется отсутствием знаний детей о свойствах материала применяемых на занятиях по аппликации, незнание сочетаний цветов и форм в создании различных композиций.Ребенок не может выделять главного в композиции, действует только по образцу.Не владеют техническими приёмами аккуратного вырезания и наклеивания. Не проявляет чувств и сопереживания к изображаемым предметам. Проявляют безразличие, не проявляет способность анализировать и высказывать свои суждения по отношению к созданной работе.Второй (средний) уровень (4 –6 баллов)
эстетического развития детей характеризуется слабым интересом о свойствах материала для аппликации и о сочетаниях цвета и форм в создании композиций. Могут определять цвета и оттенки цветов, составлять композиции из различных элементов с помощью наводящих вопросов воспитателя. Проявляют стандартность в создании образов. Не всегда внешне проявляют чувства восторга или печали, интереса или удивления к изображаемым образам. Техника исполнения работы средняя, не всегда наблюдается точность в вырезании и наклеивании элементов аппликации. Проводят анализ своей работы и высказывают свои суждения при поддержки педагога. Третий (высокий) уровень(7 –10 баллов)характеризует детей, которым свойственен познавательный интерес и желание знать о свойствах материала, оборудовании, которое необходимо на занятиях по аппликации. Четко определяют элементы композиции, без затруднений называют различные цветовые сочетания, формы предметов. Способны судить о прекрасном и безобразном, прослеживается глубина восприятия. Испытывают радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым предметам. Владеют навыками аккуратного вырезания и наклеивания, техника исполнения работы высока. Проявляют положительное отношение к овладению эстетикопредметной деятельностью. Стремление участвовать в художественнотворческой деятельности, расширять эстетический кругозор. Способны к аргументированному эстетическому суждению, оценке произведений искусства и явлений действительности (проявление эстетического вкуса).
Опытноэкспериментальная работа проводилось в четыре основных этапа: поисковый, констатирующий, формирующий и контрольнообобщающий.На констатирующем этапе проведенная диагностика среди детей средней группы №5 (КГ) и №7 (ЭГ) МБДОО № 4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района РТпо выявлению уровня эстетического воспитания показывает, что с высоким уровнем эстетического развития обладает 1 ребенок (5%) в ЭГ (см. табл.1). Таблица 1 Уровни эстетического воспитания детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе
Уровни эстетического развитияНизкий 13 баллов (%)Средний46 баллов (%)
Высокий710 баллов (%)Экспериментальная группа55 %(11ч.)40% (8ч)5% (1 ч.)Контрольная группа60% (12ч.)40% (8ч.)0%
Средний уровень развития достигли 40% детей в ЭГ и 30% в КГ. Эти дошкольники определяют цвета и оттенки, проявляют стандартность в создании образов. Не всегда внешне проявляют чувства восторга или печали, интереса или удивления к изображаемым образам. Техника исполнения работы средняя, не всегда наблюдается точность в вырезании и наклеивании элементов аппликации. Проводят анализ своей работы и высказывают своисуждения при поддержки педагога.
Низким уровнем эстетического воспитания обладают дети 55% ЭГ и 60% КГ. Эта группа ребят показывают слабые знания в определении оттенков цветов, умении сочетать цвета и создании различных композиций.Ребенок действует только по образцу.Не владеют приёмами именно аккуратного вырезания и наклеивания. Проявляют в большинстве безразличие к красивым изображениям, не могут анализировать и высказывать свои суждения по отношению к созданной работе.
С целью повышения уровня эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста намибыла предложена программа«Аппликация как средство формирования эстетического воспитания детей дошкольного возраста», которая направлена на организацию совместной деятельности педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира, эстетического вкуса, фантазии,чувств, представлений.Парциальная программа «Аппликация как средство формирования эстетического воспитания детей дошкольного возраста»построена на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественнотворческих способностей дошкольников 5 лет и реализуется в формате кружковых занятий «Волшебная мастерская». Программа рассчитана на 7 месяцев 14 академических часов, по 1 занятию в неделю. Время проведения –вторая половина дня в рамках самостоятельной деятельности. Занятия проводились с целью эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации с использованием нетрадиционной техники торцевания. Занятия носят интегрированный характер, так как знакомили детей с новым видом бумагопластики, обучая новым техническим приемам. Для развития интереса использовали интеграцию и с другими видами деятельности: развитие речи, музыка, ознакомление детей с художественными произведениями. Занятия проводились для детей группы №7 (ЭГ).Для обработки и получения более полных результатов на формирующем этапе, мы систематизировали полученные данные по всем трем критериям и вывели средний показатель уровня сформированности эстетического воспитания детей средней группы. Полученные данные оформили в таблицу 2.
Таблица 2Уровни эстетического воспитанияу детей экспериментальной и контрольной групп на формирующем этапе
Уровни эстетического развитияНизкий 13 баллов (%)Средний46 баллов (%)
Высокий710 баллов (%)Экспериментальная группа30% (5д.)50% (11д.)20% (4 д.)Контрольная группа
45 % (9д.)50% (10д.)5% (1д.)
Анализ таблицы 2 показал, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой большинство детей имеют средний (50%) и высокий (20%) уровень эстетического воспитания, и всего лишь 30% имеют низкий уровень. Результаты экспериментальной группы свидетельствуют о положительных результатах контрольного среза. Анализ показывает, что высокий уровень эстетического воспитания имеют 20 % (4 ребенка), со средним уровнем 50 % (10 детей), с низким уровнем 30% (6 детей). Сравнивая результаты констатирующего и формирующего этапов, мы наблюдаем также положительную динамику, на 15 % увеличилось детей с высоким уровнем, со средним уровнем выросло тоже на 10%, а вот с низким уровнем уменьшилось на 25% детей.Таким образом, результаты опытноэкспериментальной работы подтверждают выдвинутую намигипотезу исследования о том, что аппликация, как один из видов изобразительной деятельности является эффективным средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста при реализации следующих условий: разработка и внедрение программы «Аппликация как средство формирования эстетического воспитанию детей дошкольного возраста», направленная на систематизацию процесса эстетического воспитания дошкольников; организация детского кружка «Волшебная мастерская» с целью расширения знаний, умений и навыков в области аппликации с использованием нетрадиционной техники; проведения систематического мониторинга сформированности уровня эстетического воспитаниядетей дошкольного возраста и учет его результатов в воспитательном процессе.
Ссылки на источники1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. М.: МозаикаСинтез, 2009.
Тезева Елена Николаевна, студентка Института экономики, управления и права (г. Зеленодольск), воспитатель МБДОО № 4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района РТtezevae@mail.ru
Опытноэкспериментальная работа по использованию аппликации в эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста
Аннотация.Настоящая статья содержит материал о проведении на базеМБДОО № 4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстанопытноэкспериментальной работы по использованию аппликации в эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Ключевые слова: эстетическое воспитание дошкольников,аппликация, критерии эстетического воспитания, уровни эстетического воспитания, педагогические условия,программа эстетического воспитания.
В условиях современного общества возрастает необходимость формирования эстетической культуры подрастающего поколения и потребность в воспитании человека ХХIвека, умеющего видеть прекрасное вокруг себя и создавать прекрасное в творческой деятельности.В связи с гуманизацией образования данная проблема становится актуальной и для дошкольного возраста, которые, благодаря вариативности и пластичности, способны наилучшим образом осуществлять эстетическое воспитание детей от трех до восьмилет. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человека. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, активизации самостоятельности мышления, развития познавательного интереса детей и любознательности. Одним из наиболее популярных и востребованных направлений в дошкольном образовании детей является эстетическое, следовательно, онодолжно быть направлено не только на формирование понимания и эстетической оценки произведений искусства, но и на развитие практической деятельности дошкольников способствующей активному приобщению их к творчеству, в том числе на занятиях аппликации.
Эстетическое вoспитание детей нами определяется как целенаправленный, организованный и контрoлируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Основными компонентами эстетического воспитания дошкольников являются: когнитивныйпознавательный, эмоциональнопобудительный, деятельностный.Важнейшим средством эстетического воспитания для детей дошкольного возраста является аппликация, она позволяет эстетически воспринимать действительность, образно мыслить, чувствовать форму и объем, передавать чувство красоты, что помогает формированию эстетического воспитания детей дошкольного возраста.Роль аппликации в формировании эстетического воспитания детей дошкольного возраста нами определяется в развитии: знаний о цвете, строении предметов, их величине; эстетического восприятия и эстетического чувства, включая составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма; нагляднообразных форм мышления; изобразительных и творческих способностей, художественного вкуса; эстетического отношение к окружающей жизни, накопление эмоциональных впечатлений; любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею; связной речи; мелкой моторики рук, приобретение технических навыков; трудовых умений и навыков.Изучение результатов и эффективности процесса эстетического воспитания один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективностьэтого процесса влияют не только условия детской дошкольной организации, но и внешняя, по отношению к нему, среда.Изучение и анализ эстетического воспитания дошкольников позволяет: конкретизировать цели эстетического воспитания; обеспечить индивидуальный подход к личности каждого дошкольника; обосновать выбор содержания и методов воспитания; соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом; видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы. На основе представленных методик по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста (Т.С Комаровой,Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой, O.A. Соломенниковой) мы выделили следующие группы критериев оценки уровня эстетического воспитания посредством аппликации:1. Когнитивноэстетический критерий (степень овладения эстетическими знаниями):
знания о свойствах материалов (бумага, ткань), необходимые для аппликации;
знания формы, величины, цвета предметов;
способность судить о прекрасном и безобразномв жизни и искусстве;
познавательная направленность на изучение эстетических предметов.
2. Творческодеятельностный критерий(степень сформированности практических умений и навыков в эстетикопредметной творческой деятельности аппликации):
самостоятельность в подборе цвета и форм предметов;
проявление индивидуального решения в создании композиции изображения;
овладение техническими приёмами аккуратного вырезания и наклеивания;
техника исполнения композиций в аппликации (уровень завершенности).
3. Эмоциональнооценочный критерий (степень эмоциональнооценочных проявлений на содержание изображений в аппликационных работах)
эстетическое восприятие (адекватное восприятие изображаемого предмета);
эмоциональная отзывчивость (проявление эмоциональной реакции на содержание творческой работы);
эстетический вкус (умение анализировать и высказывать оценочные суждения к своей работе)[1]. С учётом имеющихся критериев нами выделены уровни эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.Первый (низкий) уровень (0 –3 балла)характеризуется отсутствием знаний детей о свойствах материала применяемых на занятиях по аппликации, незнание сочетаний цветов и форм в создании различных композиций.Ребенок не может выделять главного в композиции, действует только по образцу.Не владеют техническими приёмами аккуратного вырезания и наклеивания. Не проявляет чувств и сопереживания к изображаемым предметам. Проявляют безразличие, не проявляет способность анализировать и высказывать свои суждения по отношению к созданной работе.Второй (средний) уровень (4 –6 баллов)
эстетического развития детей характеризуется слабым интересом о свойствах материала для аппликации и о сочетаниях цвета и форм в создании композиций. Могут определять цвета и оттенки цветов, составлять композиции из различных элементов с помощью наводящих вопросов воспитателя. Проявляют стандартность в создании образов. Не всегда внешне проявляют чувства восторга или печали, интереса или удивления к изображаемым образам. Техника исполнения работы средняя, не всегда наблюдается точность в вырезании и наклеивании элементов аппликации. Проводят анализ своей работы и высказывают свои суждения при поддержки педагога. Третий (высокий) уровень(7 –10 баллов)характеризует детей, которым свойственен познавательный интерес и желание знать о свойствах материала, оборудовании, которое необходимо на занятиях по аппликации. Четко определяют элементы композиции, без затруднений называют различные цветовые сочетания, формы предметов. Способны судить о прекрасном и безобразном, прослеживается глубина восприятия. Испытывают радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым предметам. Владеют навыками аккуратного вырезания и наклеивания, техника исполнения работы высока. Проявляют положительное отношение к овладению эстетикопредметной деятельностью. Стремление участвовать в художественнотворческой деятельности, расширять эстетический кругозор. Способны к аргументированному эстетическому суждению, оценке произведений искусства и явлений действительности (проявление эстетического вкуса).
Опытноэкспериментальная работа проводилось в четыре основных этапа: поисковый, констатирующий, формирующий и контрольнообобщающий.На констатирующем этапе проведенная диагностика среди детей средней группы №5 (КГ) и №7 (ЭГ) МБДОО № 4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района РТпо выявлению уровня эстетического воспитания показывает, что с высоким уровнем эстетического развития обладает 1 ребенок (5%) в ЭГ (см. табл.1). Таблица 1 Уровни эстетического воспитания детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе
Уровни эстетического развитияНизкий 13 баллов (%)Средний46 баллов (%)
Высокий710 баллов (%)Экспериментальная группа55 %(11ч.)40% (8ч)5% (1 ч.)Контрольная группа60% (12ч.)40% (8ч.)0%
Средний уровень развития достигли 40% детей в ЭГ и 30% в КГ. Эти дошкольники определяют цвета и оттенки, проявляют стандартность в создании образов. Не всегда внешне проявляют чувства восторга или печали, интереса или удивления к изображаемым образам. Техника исполнения работы средняя, не всегда наблюдается точность в вырезании и наклеивании элементов аппликации. Проводят анализ своей работы и высказывают своисуждения при поддержки педагога.
Низким уровнем эстетического воспитания обладают дети 55% ЭГ и 60% КГ. Эта группа ребят показывают слабые знания в определении оттенков цветов, умении сочетать цвета и создании различных композиций.Ребенок действует только по образцу.Не владеют приёмами именно аккуратного вырезания и наклеивания. Проявляют в большинстве безразличие к красивым изображениям, не могут анализировать и высказывать свои суждения по отношению к созданной работе.
С целью повышения уровня эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста намибыла предложена программа«Аппликация как средство формирования эстетического воспитания детей дошкольного возраста», которая направлена на организацию совместной деятельности педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира, эстетического вкуса, фантазии,чувств, представлений.Парциальная программа «Аппликация как средство формирования эстетического воспитания детей дошкольного возраста»построена на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественнотворческих способностей дошкольников 5 лет и реализуется в формате кружковых занятий «Волшебная мастерская». Программа рассчитана на 7 месяцев 14 академических часов, по 1 занятию в неделю. Время проведения –вторая половина дня в рамках самостоятельной деятельности. Занятия проводились с целью эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации с использованием нетрадиционной техники торцевания. Занятия носят интегрированный характер, так как знакомили детей с новым видом бумагопластики, обучая новым техническим приемам. Для развития интереса использовали интеграцию и с другими видами деятельности: развитие речи, музыка, ознакомление детей с художественными произведениями. Занятия проводились для детей группы №7 (ЭГ).Для обработки и получения более полных результатов на формирующем этапе, мы систематизировали полученные данные по всем трем критериям и вывели средний показатель уровня сформированности эстетического воспитания детей средней группы. Полученные данные оформили в таблицу 2.
Таблица 2Уровни эстетического воспитанияу детей экспериментальной и контрольной групп на формирующем этапе
Уровни эстетического развитияНизкий 13 баллов (%)Средний46 баллов (%)
Высокий710 баллов (%)Экспериментальная группа30% (5д.)50% (11д.)20% (4 д.)Контрольная группа
45 % (9д.)50% (10д.)5% (1д.)
Анализ таблицы 2 показал, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой большинство детей имеют средний (50%) и высокий (20%) уровень эстетического воспитания, и всего лишь 30% имеют низкий уровень. Результаты экспериментальной группы свидетельствуют о положительных результатах контрольного среза. Анализ показывает, что высокий уровень эстетического воспитания имеют 20 % (4 ребенка), со средним уровнем 50 % (10 детей), с низким уровнем 30% (6 детей). Сравнивая результаты констатирующего и формирующего этапов, мы наблюдаем также положительную динамику, на 15 % увеличилось детей с высоким уровнем, со средним уровнем выросло тоже на 10%, а вот с низким уровнем уменьшилось на 25% детей.Таким образом, результаты опытноэкспериментальной работы подтверждают выдвинутую намигипотезу исследования о том, что аппликация, как один из видов изобразительной деятельности является эффективным средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста при реализации следующих условий: разработка и внедрение программы «Аппликация как средство формирования эстетического воспитанию детей дошкольного возраста», направленная на систематизацию процесса эстетического воспитания дошкольников; организация детского кружка «Волшебная мастерская» с целью расширения знаний, умений и навыков в области аппликации с использованием нетрадиционной техники; проведения систематического мониторинга сформированности уровня эстетического воспитаниядетей дошкольного возраста и учет его результатов в воспитательном процессе.
Ссылки на источники1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. М.: МозаикаСинтез, 2009.