Структурно-содержательная модель формирования корпоративной культуры будущих инженеров в условиях социального партнёрства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маршалова И. Н. Структурно-содержательная модель формирования корпоративной культуры будущих инженеров в условиях социального партнёрства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3191–3195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85639.htm.
Аннотация. Настоящая статья содержит описание структурно-содержательной модели формирования корпоративной культуры будущих инженеров в условиях социального партнёрства. Структурно-содержательная модель включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые блоки: целевой, блок условий, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маршалова Ирина Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала) КНИТУКАИ, г. Зеленодольск marshalovai@mail.ru

Структурносодержательная модель формирования корпоративной культуры будущих инженеров в условиях социального партнёрства

Аннотация. Настоящая статья содержит описание структурносодержательной модели формирования корпоративной культуры будущих инженеров в условиях социального партнёрства. Структурносодержательная модель включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые блоки: целевой, блок условий, содержательнопроцессуальный и результативнооценочный. Ключевые слова: корпоративная культура будущих инженеров,структурносодержательная модель формирования корпоративной культуры будущих инженеров, педагогические условия,социальное партнёрство.

В настоящее время современное производство нуждается в высокотехнологичных разработках, реализация которых требует от инженеров коллективного принятия решений, сплочённости, общих усилий для создания и разработки качественного продукта, ответственности за результаты совместной деятельности коллектива и своего труда. Однако инженеры не обладают достаточным уровнем сформированности корпоративной культуры, позволяющим осуществлять командное взаимодействие при разработке новых технологий создания продукта в результате их деятельности. Следовательно, назрела необходимость в подготовке инженеров нового поколения,которые, наряду с фундаментальной теоретической подготовкой и высоким уровнем практических умений, владеют основами корпоративной культуры отрасли.

Теоретический анализ педагогических исследований (М.А.Ахмедовой, О.Б.Бетиной, О.И.Габдулхаковой, А.И.Максимова и др.) позволяет нам рассматривать понятие «корпоративная культура будущего инженера» как интегративное профессиональноличностное образование, включающее совокупность взаимосвязанных качеств личности, систему знаний и умений, а также корпоративных ценностей, норм поведения,обеспечивающих высокую результативность и успешную адаптацию студента к меняющимся условиям профессиональной деятельности на производстве[1]. Структура корпоративной культуры будущих инженеров включает следующие компоненты:когнитивный (теоретические знания о корпоративной культуре инженера); мотивационноаксиологический(мотивы, профессиональные идеалы, ценностные ориентации); коммуникативнодеятельностный (умения и навыки коллективного взаимодействия и общения в профессиональнокорпоративной среде); регулятивный (регуляция собственного поведения в соответствии с нормами и правилами корпоративной этики) и рефлексивный (осмысление собственного уровня корпоративной культуры, мотивационноценностной сферы и стандартов поведения) (см. рис.1.).Подготовка будущих инженеров необходима в условиях социального партнёрства учреждений высшего профессионального образования с различными социальными институтами.

Рис.1. Компоненты корпоративной культуры будущего инженера

Это даёт возможность выпускнику ещё на этапе обучения в вузе приобрести новые знания и навыки для повышения эффективности профессиональной деятельности в будущем, способствует формированию ценностных ориентиров, устойчивых нравственных принципов и норм, моделей поведения, присущих членам инженерного сообщества. Обоснование эффективных путей формирования у будущих инженеров корпоративной культуры в условиях социального партнёрства предполагает разработку теоретическоймодели этого процесса (см.рис.2). Структурносодержательная модель включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые блоки: целевой, блок условий, содержательнопроцессуальный и результативнооценочный. Целевой блок модели представлен целью, достижение которой требует реализации следующих задач: формирование у будущих инженеров теоретических знаний о корпоративной культуре, готовность применять эти знания в профессиональной деятельности; формирование основополагающих профессиональных ценностей, норм поведения и осознание студентами значимости корпоративных ценностных ориентаций, влияющих на нравственный облик будущего инженера; формирование способности к самоанализу и самооценке уровня корпоративной культуры.Следующий блок –блок организационнопедагогических условий, который обеспечивает формирование корпоративной культуры будущих инженеров в условиях социального партнёрства. Первое условие касается необходимости разработки локальной нормативной базы социального партнёрства, согласованных проектов, программ, комплексных планов совместной деятельности вуза, предприятий и других субъектов социального партнёрства [1].

теоретические знания о корпоративной культуре инженера

мотивы, профессиональные идеалы, ценностные ориентации

умения и навыки коллективного взаимодействия и общения в профессиональнокорпоративной сфере

эмоциональноценностное отношение к нормам и стандартам поведения корпоративной этики

оценочнорефлексивные умения самоанализа корпоративной культуры

КогнитивныйМотивационноаксиологическийКоммуникативнодеятельностныйРегулятивныйРефлексивныйКомпоненты корпоративной культуры

будущего инженера

Рис.2. Структурносодержательная модель формирования корпоративнойкультуры будущих инженеров в условиях социального партнёрства

Второе условие:формирование в вузе корпоративной среды и построение образовательного процесса на основе учёта требований работодателей к уровню сформированности корпоративной культуры.Спроектированная среда вуза нами классифицирована как корпоративная, состоящая из следующих элементов: организационноуправленческие (система управления вуза, социальные партнёры, обеспечивающие профессиональное развитие будущего специалиста, стиль и т.д.) и личностноценные (ценностные ориентации преподавателей, студентов, социальных партнёров, нормы корпоративного поведения, межличностных отношений). Под корпоративной средой вуза мы подразумеваем совокупность образовательновоспитательных, культурнонравственных, информационных, материальных условий и наиболее важных ценностей, норм, отношений, традиций, подкреплённых комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих формирование единой корпоративной культуры в вузе в условиях социального партнёрства и направленных на профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.Выделение третьего условия –стимулирование мотивации формирования корпоративной культур будущих инженеров как одного из основополагающих профессиональноличностных качеств–продиктовано отсутствием понимания студентами значимости формирования корпоративной культуры как одного из главных условий успеха выпускников в профессиональной деятельности после окончания вуза. Установлено, что мотивация формирования корпоративной культуры студента усиливается его включением в проектнуюдеятельность в условиях реального производства, а также при организации корпоративных мероприятий, церемоний, ритуалов.Четвертое условие –систематический мониторинг сформированности корпоративной культуры будущих инженеров и учёт его результатов в учебновоспитательном процессе. Его выдвижение вызвано необходимостью развития способностей самоанализа и самооценки будущих инженеров, показателем может выступать диагностика сформированности корпоративной культуры.

Содержательнопроцессуальный блокпредставлен в модели единством содержания учебной, научнопрактической и внеучебной деятельности студентов института и является основной частью содержания образовательного процесса, организация которого осуществляется при активном сотрудничестве воспитательного отдела ЗИМиИТ КНИТУКАИ и социальных партнёров (предприятия города, коммерческие организации, органы по трудоустройству и службе занятости населения, образовательные учреждения). Результативнооценочный блок модели обеспечивает возможность определения уровня сформированности корпоративной культуры будущих инженеров. Критериями сформированности корпоративной культуры являются: когнитивный (степень овладения теоретическими знаниями о корпоративной культуре в сфере будущей трудовой деятельности); мотивационноаксиологический(степень сформированности ценностных ориентаций у будущих инженеров); коммуникативнодеятельностный (степень сформированности умений и навыков межличностного, группового и командного взаимодействия, этики общения);регулятивный (степень сформированности навыков регуляции и саморегуляции поведения); рефлексивный (степень готовности проводить анализ собственного уровня корпоративной культуры).В соответствии с разработанными критериями нами определены уровни её сформированности: нулевой, низкий, средний, высокий.Таким образом, высокая динамика развития современного производства требует от системы высшего профессионального образования подготовки инженеров, владеющих основами корпоративной культуры отрасли. Представленная и экспериментально проверенная структурносодержательная модельформирования корпоративной культуры будущих инженеров в условиях социального партнёрстваспособствует оптимизации процесса подготовки профессиональных кадров для современного российского производства.

Ссылки на источники

1. Маршалова И.Н. Формирование корпоративной культуры будущих инженеров в условиях социального партнерства/ И.Н. Маршалова. Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013.144с.