Место анимационного сервиса в структуре рекреационной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сычева В. О. Место анимационного сервиса в структуре рекреационной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3596–3600. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85720.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме отношения личности к опасностям. Рассматриваются типы реагирования личности на опасность, сензитивность к опасностям, способность к прогнозированию у студентов. Изучена взаимосвязь типа отношения личности к опасностям и способности к прогнозированию у студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СычеваВикторияОлеговна,старшийпреподавателькафедрытуризмаикультурногонаследияИнститутаисторииимеждународныхотношенийСаратовскогогосударственногоуниверситетаим.Н.Г.Чернышевского,г.Саратовvisicheva@mail.ru

Местоанимационногосервисавструктуререкреационнойдеятельности

Аннотация.Значениеанимационногосервисавструктуререкреационнойдеятельностисервисныхпредприятий,ориентированныхнатуристическийрынок,труднопереоценить.Анимационнаядеятельностьпредставленаужебольшимразнообразиемвидовиформанимационныхмероприятий,превратившисьвсамостоятельныйвидсервиснойдеятельности.Вбольшинствегостиничныхпредприятийанимационнаядеятельностьявляетсянеотъемлемойчастьюсистемысервисакомпании.ВРоссииданныйподходразделяютотельерыкрупныхгостиничныхцепей,ивнастоящеевремяразвитиеанимационнойдеятельностивнашейстранепроисходитбыстрымитемпами.Ключевыеслова:анимационныйсервис,рекреация,рекреационнаядеятельность,впечатление,дестинация,сервиснаядеятельность,сервисноепредприятие,туристскийцентр(регион).

Внастоящеевремянеобходимостьвполноценномотдыхедлякаждогочеловеканетеряетсвоейактуальности.Такаявостребованностьрекреациисредигражданнашейстранысвязанакакссубъективными,такиобъективнымифакторами.Известнымиобъективнымифакторамиявляются:ускорениетемповжизниикакследствие

ростколичествастрессогенныхфакторовиувеличениепсихофизическихнагрузок;ухудшениеэкологическойситуациивгородахикакследствие–ухудшениесамочувствияиздоровьявцелом.Ввидуэтого,рекреациястановитсянеобходимымусловиемполноценнойигармоничнойжизни,способомкомпенсацииивосстановленияработоспособностииусловиемэффективного осуществленияпроизводственногопроцесса.Внаучнойлитературеисследователиобосновываютнесколькоподходовкопределениюпонятия«рекреация».Одниисследователи

отождествляютпонятия«рекреация»и«отдых»ирассматриваютихкакдеятельностьилибездеятельность,направленнуюнавосстановлениесилчеловекаиосуществляемуюкакнатерриториипостоянногопроживания,такизаеёпределами[1].Второйподходоснованнапроведенииразличиямеждуэтимидвумяпонятиями,гдеподрекреациейпонимаетсячастьсвободноговремени,связанногосвосстановлениемфизическихидуховныхсилчеловекаииспользованиемсвободноговременидляоздоровительной,познавательной,спортивнойикультурноразвлекательнойдеятельностинаспециализированныхтерриториях,восновномзапределамиосновногоместапроживания,аподотдыхом

любуюдеятельностьчеловекаилибездеятельность,котораяненаправленанаудовлетворениенасущныхнужд[2].Отличительнойчертойвторогоподходаявляетсяперемещениерекреантавспециализированноеместо,предназначенноедля«восстановлениясил»иимеющееопределеннуюспециализацию.Сданнойточкизренияэтотподходтесносвязанспонятиемтуризма,которыйрассматриваетсявнаучнойиучебнойлитературекаквременноеперемещениетуристасместапостоянногопроживаниясразличнымитуристическимицелями.Причемнеотъемлемойфункциейтуризмаявляетсярекреационнаяфункция,тоестьвнезависимостиотвидадеятельности,осуществляемойтуристомвдестинации,составнойчастьюэтойдеятельностибудетрекреационнаядеятельность.Такимобразом,нанашвзгляд,рекреационнаядеятельностьпредставляетсобойдеятельностьтуриста,осуществляемаянабазепредприятийсферысервисаинаправленнаянаудовлетворениесоциальных,духовныхифизическихпотребностей,втомчислепотребностивотдыхе,связанноесвосстановлениемфизическихидуховныхсилчеловека.Влитературевыделяютсяразличныеклассификациивидоврекреационнойдеятельности.Основныевидырекреационнойдеятельностипредставленыэкскурсионнойдеятельностью,котораядлитсяменее24часов,итуристскойдеятельностью,длящейсябольше24часов.Такжевидырекреационнойдеятельностирассматриваютсяпосезонномуивозрастномукритериям.Основнымструктурнымэлементомрекреационнойдеятельностиявляетсяанимационныйсервис.Сточкизренияклассификациивидовсервисаповремениегоосуществленияэтотвидсервисаможноотнестиксервисувовремяобслуживания(купли/продажипродукта,услуги).Согласноклассификациивидовсервисапонаправленностинаконкретногопотребителя–этопрямойсервис,предоставляемыйнепосредственномупотребителюуслугпредприятия.

Основнаяцельлюбойанимационнойдеятельностизаключаетсявсозданииособоговпечатленияупотребителяотработыпредприятия.Данноевпечатлениеспособнопревратитьпокупателя,разовосовершившегопокупку,впостоянногоилояльногопотребителя.ДанныйподходлежитвосновеработыизвестныхэкономистовДж.Б.ПайнаиДж.Х.Гилмора«Экономикавпечатлений»,гдеосновнаямысльможетбытьвыраженафразой:«Работа–этотеатр,акаждыйбизнес–сцена»[3].Такимобразом,чтобыминимизироватьтакуюособенностьуслуги,отличающуюееоттовара,какнеосязаемость,невозможностьувидетьрезультатдопроведенияработ(осуществлениясервисногопроцесса),многиепредприятияпытаютсявизуализироватьсвоиуслуги,использоватьнамаксимальномуровнеощущенияпокупателя.Соответственно,именноанимационныйсервис,нанашвзгляд,способенпревратитькомпаниюв«режиссеравпечатлений»,апотребителя–в«зрителей»[4].Анимационныйсервиспризвансделатьотдыхинтересным,полноценныминезабываемым.Темболеечтосовременныйуровеньразвитиятехнологийпозволяетсоздатьлюбоеобеспечениедляанимационныхпрограмм,независимооттехническойкатегориисложности.Такимобразом,вэпоху,когдадлявыходаивостребованностинарынкенеобходимоподведениепродуктаподустановленныенормы,стандартыирегламенты,тоестьразработкапродуктадлямассовогорынкадляудобстваконтроляидляудобствапотребителя,потребительжевыразилпредпочтениекуникальным,неповторимымпродуктам,которыенеобязательнодолжныбытьматериальными,нооставлятьвпамятигораздобольшеевпечатление.Ктакимипродуктамотноситсяанимационнаядеятельность.Еслирассмотретьместоанимационнойдеятельностивструктурепродукталюбогосервисногопредприятия,предлагающегоданноесервисноесопровождение,тоанимацияявляетсятакназываемым«подкреплением»«товара»(концепциятрехуровневоготовараФ.Котлера),тоестьтретьимуровнемтоварапослеядратовара(или«товарапозамыслу»)ипервойегооболочки(или«товаравфизическомисполнении»).Темсамым,анимационнаядеятельностьдополняетготовыйпродукт,«подкрепляя»его,предоставляяпредприятиюдополнительноеконкурентноепреимущество,адляпотребителя–являясьотличительнойчертой,уникальностьюданногопродуктанамассовомрынке.Дляболееточногоопределенияпонятияанимационнойдеятельностиследуетпониматьдеятельностьпоразработке,продвижениюиосуществлениюанимационныхпрограмм(анимационногосервиса)дляразныхкатегорийпотребителейисразличныхцелейпотребителей,обеспечивающихинтересное,развивающееидуховнообогащающеевремяпрепровождениевовремяпребываниявтуристскомцентре(регионе),насервисномпредприятиииливтуристскомпутешествии.Еслиобобщитьмненияисследователей,томожновыделитьследующиефункциианимационногосервиса:1)рекреационнаяфункция,котораясостоитвповышенииудовлетворенностиотсервиснойинфраструктурыдестинации(региона),полученииощущенияполного восстановленияморальныхифизическихсилтуриста,поддержаниехорошегонастроения;2)образовательнаяфункция,заключающаясявполученииновыхзнаний,впечатлений,атакже,возможно,навыковиумений;3)экономическаяфункция,котораясостоитвполучениидоходаотпосещениятуристскогоцентратуристами;4)информационная(илирекламная)функция,представляющаясобойраспространениеинформацииорегионе,туристскойдестинации(региона),туристскомцентре.Отличительнымичертамианимационногосервиса,позволяющимивыделитьегосредидругихвидовсервисанапредприятия,являются:состороныучастникаанимации

свободавыборавремяпрепровождения,добровольностьучастия,асостороныорганизатораанимации

проведениемероприятиявсвободноевремяотрасписаниятуристскогоцентра,гостиницы,сервисногопредприятия.

Каквлюбойдеятельностисервиснаяанимационнаядеятельностьпредставляетсобоймногоуровневыйпроцесс,основныеэтапыкоторогообязательновключаютпланирование,разработкуанимационнойпрограммы,еепроведениеианализееосуществления.Дляреализациивсехуказанныхэтаповпредназначенштатпрофессионалов,которыеизвестныкаканиматоры.Исходяизпрактическойдеятельности,можносделатьвывод,чтоаниматорамиприглашаютсялюдиот18до30лет.Необходимымтребованиемявляетсявысокийуровеньзнаниянесколькихиностранныхязыковилиодногомеждународного.Такжеаниматордолженобладатькакособымиприроднымикачествами(жизнерадостность,любовьклюдям,привлекательнаявнешность,пластичность,хорошеечувствоюмора,отзывчивость),такипрофессиональными(физическаяподготовка,хорошиевокальныеданные,находчивость,креативностьи умениеимпровизировать).Взависимостиотместаработы–национальныхтрадиций,масштабапредприятия,категорийпотребителей,возможныхвидованимационногосервиса–составляютсяиболееконкретныетребованияканиматорам,которыми,кстати,могутбытьигражданедругихстран(регионов),привлекаемыенанепостояннойосноведляработывтуристическийсезон.Рабочийденьаниматоравсреднемсоставляет10часов.Частоихденьразбитнадвапериода:утреннийпериодхарактеризуетсяразмереннымизанятиями,например,утреннимифизическимиупражнениямисотдыхающими,вечернийпериодпосвященосуществлениюанимационнойпрограммы,котораяможетпродолжатьсядопозднеговремени.Привлекательнымаспектомработыаниматораявляетсянетолькофинансовоевознаграждение,ноивозможностьпровестивремяипознакомитьсясостранойпребывания,туристскимцентром,гдеоносуществляетанимационнуюдеятельность.Кстати,аниматорыдоразвлечений,предлагаемыхтуристскимцентром,допускаютсябесплатно.Интересентотфакт,чтоивРоссииорганизациианимационнойдеятельностииподготовкепрофессиональныханиматоровуделяетсябольшоевнимание.Так,компания«Ателика,котораяуправляеткурортнымиотелямиРоссиииСНГ,организоваласобственноеподразделение«АтеликаХолидей»,являющеесянанастоящиймоментпоставщикомуслугпрофессиональнойанимации.Данноепредприятиеготовиткадрыпосредствоморганизациишколифестивалейаниматоров[5].ИзвестентакжеопыттуристическойкомпанииCoralTravel,котораяпригласиладляотельеровкурортныхзонЮгаРоссиипредставителейгостиничныхпредприятийизТурциисцельюобученияиобменаопытомвтомчислеивсферегостиничнойанимации.Втуристскихдестинацияхсуществуютвосновномдвавидааниматоров:детскиеивзрослыеаниматоры.Взависимостиоткатегориисервисногопредприятия,туристскогоцентра,иегомасштабовзависитичисленностьсотрудников,разрабатывающихиреализовывающиханимационныепрограммы.Так,напредприятииможетработатьцелыйштатаниматоровилиодинаниматорнавсегруппыпотребителей,привлекающийдляорганизациианимационныхпрограммтретьихлиц,которымимогутбытьтанцоры,акробатыидругиеработникитворческихпрофессийигрупп.Однако,важноотметить,чтооднаитажепрограммаможетбытьвоспринятаразнымилюдьмипоразному.Восприятиепрограммызависитотмногихфакторовкаксоциальнодемографическогохарактера,такипсихологическихособенностейучастникаанимационнойпрограммы.Основнойзадачейтакойпрограммыявляетсясозданиекомфортногоощущенияуотдыхающегоиповышениеинтересаккультуререгиона,вкоторомотдыхаетпотребитель,атакжесозданияотличногонастроениянавсевремярекреации.Специалистамитуристскойдеятельностивыделяютсянескольковидованимационногосервиса:анимационныйсервиснакурортах,событийныйсервис,экскурсионныйанимационныйсервис,музейныйанимационныйсервисидругиевиды.Номыостановимсянаанимационнойдеятельности,которуюведетпредприятиеразмещения(гостиницаианалогичныеейсредстваразмещения)ввидутого,чтоданныйвидсервисадлягостиничногопредприятияявляетсяоднимизосновныхвидовдеятельности,позволяющийсоздатьурекреанта(туриста)полное,целостноевпечатлениеопредприятиииуровнеегосервиса.Классификациювидованимационнойдеятельности,осуществляемойнасервисномпредприятии,можнопровестипонесколькимкритериям:повозрастнойкатегориирекреантов(туристов),поцелевомуназначениюпредприятия(спортивноемероприятие,празднованиеторжества),повременидействия(утренняя,вечерняяанимационныепрограммы),повключениюванимационнуюпрограммуобучающихиразвивающихэлементов,помасштабностипроведенияанимационногомероприятияит.д.Однаизклассификацийанимационнойдеятельностиосновананауровнекатегорииотеля.Так,помнению,туристическогопортала«Городаотелей»[6],анимационныепрограммысбольшимколичествомконкурсовориентированынасемейныхтуристовиосуществляютсявотеляхкатегориитризвездывтакихрегионах,какТурцияиЕгипет.Втовремякаквотеляхкатегории4звездыанимационныепрограммыориентированыиспециальноразработаныдляразличныхкатегорийрекреантов.Так,длявзрослыхпредлагаетсяучастиевоздоровительныхиспортивныхпрограммах,связанныхвтомчислесрелаксацией,медитацией,йогой;адлядетейпредлагаетсяучастиевкукольныхтеатрахимузыкальнотанцевальныхконкурсах.Важноотметить,чтоособоеместовгостиничномсервисезанимаетдетскаяанимация,посколькудетидошкольногоимладшегошкольноговозрастаявляютсяособой,и,пожалуй,самойактивнойгруппойрекреантов.Некоторыеотелиорганизуютнасвоейтерриториидетскиеклубы,которыеотличаютсявозрастомучастников.Так,например,известны«мини»клубыдлядетейввозрастеот3до12лет,иклубы«юниор»

дляподростковввозрастеот12до15лет.Врезультатегостиницыдостигаютдвойногоэффекта:соднойстороны,родителимогутоставитьсвоихдетейподприсмотромпрофессионаловнадолгийпериодвремениипринятьучастиевдругиханимационныхмероприятиях,чтоподнимаетрепутациюотелясредитуристов,которыеявляютсяродителями,превращаяихвпостоянныхпотребителейгостиничногопродуктаданногопредприятия,асдругойстороны,снижаетсярискнанесенияущербаотелюотизлишнейдетскойактивности[7].Высшая,согласномеждународнойклассификацииотелей,категориягостиницвключаетвранганимационныхпрограммболееизысканныемероприятия,втомчислемероприятияиндивидуальнойнаправленностисучастиемиконсультациямиведущихпрофессионаловтогоилииноговидадеятельности.ЭтомогутбытьпрограммысвключениемSPAпроцедур,фитнесдеятельности.Стоитотметить,чтобольшинствогостиниц,вкоторыхпроводятсяанимационныемероприятия,используютнациональныйколорититрадициинетолькоприорганизацииинтерьера,ноисервисапредприятия.Хотяименноориентациянацелевогопотребителязаставляетпредприятиеориентироватьсянахарактеритрадицииорганизацииипроведенияотдыхаирекреациивместеегопостоянногопроживания,темсамымотмечаяхарактерныечертыотдыхатуристаизтойилиинойстраны.Однако,многиеведущиемировыегостиничныецепиотказываютсяотпроведенияанимационнойдеятельностиврамкахгостиничногопредприятия,чтотакжеявляетсяотличительнойхарактеристикойсервиснойорганизации.Номногиероссийскиесредстваразмещенияотказываютсяотпроведенияанимационныхпрограммввидунеобходимостивыделенияфинансовыхресурсовнасодержаниештатааниматоров,закупкуиобслуживаниемузыкальногоитехническогооборудования,костюмов,инвентаря.Поэтомуанимационныйсервисвнастоящиймоментявляетсявосновномпрерогативойкрупныхгостиничныхпредприятий,заботящихсяосозданиинужногоиполноценноговпечатленияоботдыхенатерриторииданнойсервиснойорганизации.Такимобразом,мыможемсделатьвывод,чтоанимационныйсервисиграетведущуюрольвпроцессеорганизациииосуществлениярекреационнойдеятельности.Внастоящеевремятруднопредставитьполноценныйотдыхбезмногообразныхразвлекательных,культурнопознавательныхииныхрекреационныхмероприятий.Услугианимациивостребованывсемигруппамипотребителей,независимоотихвозраста,пола,социальногостатусаименталитета.СданнымподходомсогласнобольшинствоотельеровивРоссии.Однако,впроцессестановленияиорганизациисистемысервисанапредприятияхРоссии,втомчислеигостиничнойиндустрии,организацияанимационногосервисаещепроходитпериодстановления,«апробирования»вроссийскихотелях,которыевыбираютеекакструктурныйэлементсистемысервисавцеломивкачествеконкурентногопреимуществапредприятия.

Ссылкинаисточники1.КусковА.С.,ГолубеваВ.Л.,ОдинцоваТ.Н.Рекреационнаягеография/А.С.Кусков. М.:«ФЛИНТА»,2005.2.МироненкоН.,ПирожникИ.,ТвердохлебовИ.Теоретическиепроблемырекреационнойгеографии/Н.Мироненко//Теоретическиеосновырекреационногорайонирования.—М.:ИГАНСССР,1989.3.ПайнДж.Б.,ГилморДж.Х.Экономикавпечатлений.М.:Вильямс,2005.4.ПайнДж.Б.,ГилморДж.Х.Экономикавпечатлений.М.:Вильямс,2005.5.ЗолотыхМ.Анимациявотеле:российскийопыт//HoReCaMagazin[Электронныйресурс]Режимдоступа:http://www.horecamagazine.ru/article/708/.Датаобращения:06.05.2015.6.Городаотелей[Электронныйресурс]Режимдоступа:http://www.cityofhotels.ru/168/hotelvacations/animationhotel.html.Датаобращения:06.05.2015.7.ВласоваТ.И.,ШарухинА.П.,ПановН.И. Анимационныйменеджментвтуризме/Т.И.Власова.М.:Академия,2010.С.134136.