Использование дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Тюменским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России
Выпуск:
ART 85746
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дёмина
О.
Н. Использование дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Тюменским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3726–3730. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85746.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации дистанционных форм обучения при реализации программ дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова:
дистанционные образовательные технологии, дополнительное профессиональное образование, электронное обучение
Текст статьи
Дёмина Ольга Николаевна,преподаватель кафедры информационноаналитического и документационного обеспечения деятельности органов внутренних дел ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации», г.Тюменьbiklinton@yandex.ru
Использование дистанционных образовательных технологийв системе дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних делТюменским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации дистанционных форм обучения при реализации программ дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел.Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, дополнительное профессиональное образование.
Единая информационная телекоммуникационная система органов внутренних дел (ЕИТКС) предназначена для широкоформатного обмена информации среди подразделений МВД. Основное её назначение–транспортная среда передачи данных, которая включает в себя единое информационное пространство, возможности IPтелефонии и видеоконференцсвязь[1].Эти составляющие являются достаточными для организации подготовки в системе дополнительного профессионального образования с использованием элементов дистанционного обучения.На сегодняшний день, использование технологий дистанционного обучения для подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации является особенно актуальным. Это продиктовано необходимостью постоянного профессионального совершенствования сотрудников правоохранительных органовв современных условиях. Статья 16Федеральногозакона"Об образовании в Российской Федерации" дала определениеэлектронномуобучениюи дистанционнымтехнологиямего реализации. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников[2].В образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для подготовки сотрудников полиции используется система дистанционных образовательных технологий STELLUS(СДОТ STELLUS), реализованная в ЕИТКС. Для доступа обучающихся к образовательным ресурсам требуется только компьютер, подключенный к сети и webбраузер.Тюменским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России(ТИПК МВД России)СДОТ STELLUSна протяжении нескольких лет используется для проведения входногои выходного(итогового)контролейзнаний слушателей; для организации дополнительных занятий, самоподготовки.В соответствиис Планом дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России в 2015 году, отдельные должностные категории сотрудников органов внутренних дел проходят обучение в ТИПК МВД России по дополнительным профессиональным программам с использованием элементовдистанционных образовательных технологий (СДОТ) «STELLUS» в единой информационнотелекоммуникационной системе органов внутренних дел. Весь курс дополнительного профессионального обучения сочетает дистанционную и традиционную очную формыподготовки.Сегодня, по мнению специалистов, такой вариант смешанного обучения, когда изучение теоретической части проводится в дистанционной форме, а практическая часть и прием экзаменов в традиционной очной форме, является наиболее распространенным [3].Приреализации дистанционной части обучения, для каждой из категорий слушателей в СДОТ STELLUSподготовлены учебные курсы, именуемые «профилями». Наполнение профиля соответствует учебнотематическому плану и сделано на основе блочномодульной технологии. Разделы учебнотематического плана –это юниты, темы занятий –модули, в модулях предусмотрен теоретический материал и практические задания. Подготовка учебнометодическихматериаловпо каждому занятию обеспеченапреподавателямиинститута. В качестве методической помощи при подготовке курсов в СДОТ преподаватели и сотрудники института используют рекомендованное Департаментом кадрового обеспечения МВД России учебнометодическое пособие «Применение и использование возможностей ЕИТКС для организации обучения в системе дополнительного профессионального образования».Информационные материалы по обучению и инструкции по первоначальной настройке webбраузераи первому запуску СДОТ STELLUSпредоставляются кандидатам на зачисление в ТИПК МВД Россиичерез официальный сайт института.Сформированные учебные материалы в системе СДОТ STELLUSдоступны зачисленным на обучение слушателям в соответствии с расписаниемзанятий. С целью достижения эффективности обучения, при разработке учебных курсов в СДОТ STELLUS, использованы смешанные технологии:
лекционныйматериал для изучения с указанием списка литературы;
вопросы для закрепления теоретического материала;
тесты для контроля усвоения материала;
практические занятия, которые предусматривают выполнение письменной индивидуальной работы и решениезадач с предоставлением результатовна проверку преподавателю через систему «ПОЧТА» СДОТ STELLUS.Onlineконсультации для слушателей доступнычерез систему «Конференции» СДОТ STELLUS.Для проведения отдельных видов занятий в СДОТ STELLUSпредусмотрена функция видеоконференцсвязи. Информационнотехническая сторона дистанционного обучения обеспечена. Однако, следуетотметить ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели при реализации дистанционной формы обучения:1. недостаточно проработана методологическая и нормативная база электронного обучения, сложно учесть трудозатраты при создании и использовании средств электронного обучения,2. недостаток опыта разработки электронных образовательных ресурсов и их использования в обучении.Для успешного развития системы дистанционных образовательных технологий в дополнительном профессиональном образовании сотрудников правоохранительных органов, необходимо выработать пути решения проблемных вопросов:
определить единые подходы к методике использования программного обеспеченияи методике разработки электронных учебнометодических материалов,
организовать подготовку и обучениепреподавательского состава, реализующего дистанционные образовательные технологии.Одним из важных форумов по выработке путей решения этих вопросов и дальнейшего развития подготовки кадров в системе МВД России с использованием дистанционных форм обучения станет Круглый стол, проводимый на базе Барнаульского юридического института МВД России 1920 мая 2015 года с участием руководителей Управления организации профессиональной подготовки Департамента государственной службы и кадров МВД России и представителей ведомственных образовательных организаций.Таким образом, в статье отмечена актуальность развития дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов, обозначены проблемные вопросы и пути ихрешения.
Ссылки на источники1.Гортинский А.В. Применение и использование возможностей ЕИТКС для организации обучения в системе дополнительного профессионального образования. М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 96.2.Об образовании в Российской Федерации Федеральный[Текст] : федеральныйзакон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ // Российская газета. 2012. –31декабря. –С. 14.3.Данелян Р. Н. Применение дистанционных форм обучения в рамках дополнительного профессионального обучения в образовательных учреждениях МВД России // Концепт. –2014. –Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 4.. –ART 55305. –URL: http://ekoncept.ru/2014/55305.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 06.05.2015].
Использование дистанционных образовательных технологийв системе дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних делТюменским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации дистанционных форм обучения при реализации программ дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел.Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, дополнительное профессиональное образование.
Единая информационная телекоммуникационная система органов внутренних дел (ЕИТКС) предназначена для широкоформатного обмена информации среди подразделений МВД. Основное её назначение–транспортная среда передачи данных, которая включает в себя единое информационное пространство, возможности IPтелефонии и видеоконференцсвязь[1].Эти составляющие являются достаточными для организации подготовки в системе дополнительного профессионального образования с использованием элементов дистанционного обучения.На сегодняшний день, использование технологий дистанционного обучения для подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации является особенно актуальным. Это продиктовано необходимостью постоянного профессионального совершенствования сотрудников правоохранительных органовв современных условиях. Статья 16Федеральногозакона"Об образовании в Российской Федерации" дала определениеэлектронномуобучениюи дистанционнымтехнологиямего реализации. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников[2].В образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для подготовки сотрудников полиции используется система дистанционных образовательных технологий STELLUS(СДОТ STELLUS), реализованная в ЕИТКС. Для доступа обучающихся к образовательным ресурсам требуется только компьютер, подключенный к сети и webбраузер.Тюменским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России(ТИПК МВД России)СДОТ STELLUSна протяжении нескольких лет используется для проведения входногои выходного(итогового)контролейзнаний слушателей; для организации дополнительных занятий, самоподготовки.В соответствиис Планом дополнительного профессионального образования сотрудников МВД России в 2015 году, отдельные должностные категории сотрудников органов внутренних дел проходят обучение в ТИПК МВД России по дополнительным профессиональным программам с использованием элементовдистанционных образовательных технологий (СДОТ) «STELLUS» в единой информационнотелекоммуникационной системе органов внутренних дел. Весь курс дополнительного профессионального обучения сочетает дистанционную и традиционную очную формыподготовки.Сегодня, по мнению специалистов, такой вариант смешанного обучения, когда изучение теоретической части проводится в дистанционной форме, а практическая часть и прием экзаменов в традиционной очной форме, является наиболее распространенным [3].Приреализации дистанционной части обучения, для каждой из категорий слушателей в СДОТ STELLUSподготовлены учебные курсы, именуемые «профилями». Наполнение профиля соответствует учебнотематическому плану и сделано на основе блочномодульной технологии. Разделы учебнотематического плана –это юниты, темы занятий –модули, в модулях предусмотрен теоретический материал и практические задания. Подготовка учебнометодическихматериаловпо каждому занятию обеспеченапреподавателямиинститута. В качестве методической помощи при подготовке курсов в СДОТ преподаватели и сотрудники института используют рекомендованное Департаментом кадрового обеспечения МВД России учебнометодическое пособие «Применение и использование возможностей ЕИТКС для организации обучения в системе дополнительного профессионального образования».Информационные материалы по обучению и инструкции по первоначальной настройке webбраузераи первому запуску СДОТ STELLUSпредоставляются кандидатам на зачисление в ТИПК МВД Россиичерез официальный сайт института.Сформированные учебные материалы в системе СДОТ STELLUSдоступны зачисленным на обучение слушателям в соответствии с расписаниемзанятий. С целью достижения эффективности обучения, при разработке учебных курсов в СДОТ STELLUS, использованы смешанные технологии:
лекционныйматериал для изучения с указанием списка литературы;
вопросы для закрепления теоретического материала;
тесты для контроля усвоения материала;
практические занятия, которые предусматривают выполнение письменной индивидуальной работы и решениезадач с предоставлением результатовна проверку преподавателю через систему «ПОЧТА» СДОТ STELLUS.Onlineконсультации для слушателей доступнычерез систему «Конференции» СДОТ STELLUS.Для проведения отдельных видов занятий в СДОТ STELLUSпредусмотрена функция видеоконференцсвязи. Информационнотехническая сторона дистанционного обучения обеспечена. Однако, следуетотметить ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели при реализации дистанционной формы обучения:1. недостаточно проработана методологическая и нормативная база электронного обучения, сложно учесть трудозатраты при создании и использовании средств электронного обучения,2. недостаток опыта разработки электронных образовательных ресурсов и их использования в обучении.Для успешного развития системы дистанционных образовательных технологий в дополнительном профессиональном образовании сотрудников правоохранительных органов, необходимо выработать пути решения проблемных вопросов:
определить единые подходы к методике использования программного обеспеченияи методике разработки электронных учебнометодических материалов,
организовать подготовку и обучениепреподавательского состава, реализующего дистанционные образовательные технологии.Одним из важных форумов по выработке путей решения этих вопросов и дальнейшего развития подготовки кадров в системе МВД России с использованием дистанционных форм обучения станет Круглый стол, проводимый на базе Барнаульского юридического института МВД России 1920 мая 2015 года с участием руководителей Управления организации профессиональной подготовки Департамента государственной службы и кадров МВД России и представителей ведомственных образовательных организаций.Таким образом, в статье отмечена актуальность развития дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов, обозначены проблемные вопросы и пути ихрешения.
Ссылки на источники1.Гортинский А.В. Применение и использование возможностей ЕИТКС для организации обучения в системе дополнительного профессионального образования. М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 96.2.Об образовании в Российской Федерации Федеральный[Текст] : федеральныйзакон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ // Российская газета. 2012. –31декабря. –С. 14.3.Данелян Р. Н. Применение дистанционных форм обучения в рамках дополнительного профессионального обучения в образовательных учреждениях МВД России // Концепт. –2014. –Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 4.. –ART 55305. –URL: http://ekoncept.ru/2014/55305.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 06.05.2015].