Ролевая игра как аспект формирования толерантности в учебной аудитории

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Башнина А. Ж. Ролевая игра как аспект формирования толерантности в учебной аудитории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3791–3795. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85759.htm.
Аннотация. В статье рассматривается ролевая игра как метод и форма активного обучения, формирующего толерантность у обучающихся в условиях межкультурного общения в учебных аудиториях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
БашнинаАжар Жумагалиевна, аспиранткафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курганbashnina74@mail.ru

Ролевая игра как аспект формирования толерантностивучебной аудитории

Аннотация.В статье рассматривается ролевая игракак метод и форма активногообучения, формирующеготолерантность уобучающихся в условиях межкультурного общения в учебных аудиториях.

Ключевые слова: ролевая игра, толерантность, образовательный процесс, учебная аудитория.

Процессы интеграции, происходящие в современном обществе приводят к активизации взаимодействия различных культур, сообществ. В связи с этим, актуальность формирования толерантности обуславливается развитием и в тоже время расслоением современного общества по религиозному и национальному признакам.Толерантность это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [1, с.252].

В период наибольшего развития глобализации и интеграции мировых процессов перед обществом ставится задача преодоления реально существующих противоречий, конфликтов, которые приводят к социальноэкономической дестабилизации и сопровождаются вспышками агрессивности, проявляющимися в форме экстремизма, шовинизма, ксенофобии, прежде всего, в молодежной среде. На современном этапе необходимо формирование толерантного отношения к каждому человеку без исключения. Это актуально и для современной России, с ее разнообразием культур.Современный социум требует готовности человека отстаивать свою точку зрения и при этом учитывать другую. Вопросы формирования толерантного поведения в процессе обучения в настоящее время приобретает практический интерес. Одним из возможных направлений такой работы является разработка различных тренингов в условиях учебной аудитории.Как показывает практика, одним из эффективных методов формирования толерантности является ролевая игра. Ролеваяигра–этокомплексныйметодическийприемобучения,вкотороммаленькаягруппавформеигровогопредставлениякритическирассматриваетважнуюдлянеётему,чащевсегосоциальныйконфликт,(диагнозирешение),иприэтомучастникивзащищеннойвоображаемойситуации,каквмоделиреальнойситуации,исполняютролиразличныхпредполагаемыхлюдейиливариациикоднойитойжероли,причемпроисходиткритическоерассмотрениекомплексностисоциальногоповедения,котороеимеетгибкоеикритическое,

т.е.компетентно–ролевоеотношениекучебнойцели.Дидактическая цель ролевой игры заключается, прежде всего, в способствовании развития компетенции действия, показывая и обосновывая возможности альтернативный действий.Методическаяцельролевойигрызаключаетсявпроигрываниииопытнойпроверкестратегийрешенияпроблемвконфликтныхслучаях,атакжевосознанииианализесобственногоиличужогодействия,принеобходимостивизмененияхточкизренияиповедения.Преждевсего,стимулируютсясопереживание,способностинаблюдению,сотрудничествуиобщениюсдругимилюдьми,атакжекрешениюпроблемдлядостиженияучебнойцели.Дидактическая ролевая игра имеет следующие признаки:исходноеположение:содержащаяконфликттема,имеющаясвязьсжизненныммиром;систематический учебный процесс;элементы: критика, вариация, смена ролей, обсуждение, анализ;модельная новая конструкция действительности;повторяемость, изменяемость, прозрачность;игроки состоящих из малых групп и наблюдатели не зрители;гибкое течение игры, никакого предписанного текста.Вметодическойлитературеразличаютследующиеклассификацииролевойигры,причем,самособойразумеется,чтововремяпроведенияприменимысмешанныеформы:Спонтанная(темаилиситуацияопределяетсяиразрабатываетсясамимиучастниками,т.е.безуказанийруководителяигры).

Открытая(никакогоустановленноготеченияизавершенияигрывотличиеотзакрытойролевойигрысустановленнымтечениемизавершениемигры).Общественные,сценическиеигры,имитационныеигры.Ролеваяигразародиласьвтеатральнойсфере(Греция:зрелищныесобытия,напергаментныхсвитках),черезпсиходрамуиимпровизационнуюигруонанашласвойпутьвпедагогике.Вначале1970хгодовролеваяиграсталаусиленорекламироватьсядляпрофессиональногообученияиповышенияквалификациипреподавателей,воспитателей,социальныхработниковисоциологов,нопрактическиеприменялась.Ссередины1970хгодовролеваяиграполучилаширокую,носпорнуюобластьприменения,преждевсего,вшколе.Спорную,потомучтонекоторыепедагогивиделивролевойигревоспитательноесредствоисключительновадаптациикроли(«должныисполнятьсяобщественныероли»),чтошлоиидетабсолютновразрезспониманиемтоговременииснынешнимпониманием:ролеваяигранепредставляетникакогоисключительногоуказанияпотренировкежелаемыхролейиникакого«чудесногосредствадляликвидацииотклоненийотнормповедения“,ахотелосьбы,преждевсего,открытьформыиальтернативыдействияподругуюсторонуидентичностисрольюиролевымистереотипами[2, с.121122].В процессе разыгрывания возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации. Это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления конструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования [3, с.77].Такой подход является самым эффективным приемом формирования толерантных установок. Например, ролевые игры по формированию этнокультурной толерантности в межэтническом взаимодействии проводятся в подготовленной учебной аудитории. Для этого преподавателем разрабатывается сценарий ролевой игры. Проходит ролевая игра в форматеинтенсивного учебного мероприятия, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Акцент делается на получении динамического знания. Студенты способны сами определить цели обучения. Они разделяют с ведущими ответственность за свой учебный процесс. Рассмотрим это на примере ролевой игры «Диалог культур». Основная цель выражена в формулировке ролевой игры: «Продвижение идей толерантности среди студентов нашего вуза». Определены основные задачи:

Расширение представлений о межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия;

Формирование позитивных стереотипов мышления и поведения в межкультурном общении;

Диагностика личного уровня толерантности и интолерантности, а также коррекция собственных границ толерантности и нетерпимости;

Усвоение и отработка конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;

Формирование коммуникативных навыков ведения переговорного процесса в различных ситуациях межкультурного общения;

Формирование готовности и умений реализовывать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности и реальных жизненных ситуациях.

При формировании толерантности в учебной аудитории мы часто на практических занятиях используемкейсметод. Студентам предлагается решить задачу. Например,

Болатнедавно приехал в Курган после окончания Карагандинского университета и нашел себе место менеджера в довольно маленькой, конкурентоспособной частной компании, выпускающей электронное оборудование. Он очень толковый, симпатичный человек, и в компании считают, что им повезло с ним. В прошлое воскресеньеего пригласили на барбекюпо случаю заключения нового крупного контракта. Угощение было обильным там быливсевозможные салаты,целый поросенок, зажаренный на вертеле. Спиртное в неограниченном количестве: водка, шампанское. Генеральный директор, организовавший барбекюв собственном саду, приехавший 5 лет назад из Винницы, старался всячески угодить. Он знал, что Болатстойко выдержал культурный шок, вызванный переездом в другую страну, что он хочет обзавестись друзьями, старателен в работе. Однако сегодня Болатбыл невыносим.Для начала он прибыл один и ни словом не обмолвился о своей жене, хотя генеральный директор знал, что он женат,и был заранее уверен, что Болатвозьмет жену с собой, чтобы представитьее присутствующим. Затем Болат, который по собственному признанию, был страшно голоден, отказался чтолибо есть или пить и через 20 минут, коротко извинившись, ушел с вечеринки. Более того свой следующий рабочий день Болатпровел в том жедурном настроении. Генеральный директор начал думать, что онтак и не сможет прижиться. Что же, в конце концов, с ним стряслось? Студентам предлагается определить, почему не состоялся диалог культур.Чего не учли участники этого мероприятия. Необходимо создать предпосылки для выработки умений понимать другого человека и контролировать собственное эмоциональное состояние. Решение этих задач происходит путем вовлечения аудитории в игровые упражнения, беседы, просмотр видеосюжетов. Ведущим средством на данном этапе будут являться элементы социальнопсихологической игры, позволяющейпонять основные особенности другого человека.Далее, необходимо стимулировать аудиторию на самостоятельный поиск толерантных способов взаимодействия и создание предпосылок для выработки способности к осуществлению толерантных действий. В связи с этим, важно использовать социальнопсихологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры[4, с.293].Эти формы работы над толерантностью в учебнойаудитории выполняют как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной стороны, необходимо заинтересовать студентов проблемой, поставить их в активную позицию в отношении обсуждаемой темы, а с другой помочь им сформулировать основные понятия проблемы: «свой человек» и «чужой человек». Мы предлагаем студентам разобраться в этих понятиях, поговорить о людях, которые нас окружают, и о наших взаимоотношениях с ними. Так, например, при разработке сценарияролевой игры «Свой и чужой» нами определяется основнаяцельигры: «Составление модели конструктивного общения с людьми».Методами достижения этой цели мы рассматриваем работу творческих групп, дискуссию в группах и ролевую игру. Важное место отводится подготовительному этапу:заранее готовится помещение для игры: парты и стулья составляются таким образом, чтобы все участники игры оказались сидящими за четырьмя большими столами (по 57 человек за каждым столом, в зависимости от общего числа студентов в учебной аудитории). Столы расположены таким образом, чтобыпри необходимости все ученики могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство. Преподаватель заранее разбивают студентов на четыре группы. Им предлагается разбиться на группы по 23 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее общаться. Студенты знакомы с планом игры:1.Работа над понятиями (термины, определения).2. Групповое обсуждение материалов кейсметода (конкретных ситуаций общения).3. Разминка (обыгрывание ситуации).Жилбыл на острове Индеец. Жил он там не один, а со своим племенем. Индеец был странным: любил плавать один в своем каноэ по океану, не всегда понимал шуток своих соплеменников, придумывал какието непонятные другим истории. Его считали чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...4. Погружение в игровую ситуацию.5. Моделирование поведения.При проведении игры мы напоминаемстудентам проблему, которую они обсуждали в начале: могут ли быть вокруг только свои? Предлагаемим подумать и над другим вопросом: если вокруг нас есть свои ичужие, значит ли это, что чужих обязательно обижают, унижают и т.д.? Группам предлагается внимательно прочитать текст, представить себе взаимоотношения Индейца с окружающими (можно проговорить это вслух) и разыграть сцену, произошедшую после того, как погас Большой костер. Главное условие таково: Индейца нельзя унижать, оскорблять, обижать.6. Подведение итогов игры (выводы).При обучении в вузе образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы он обеспечивал бы учет и формировании ценностныхориентаций личности. В свете изменившейся геополитической ситуации необходима огромная работа в вузах России по формированию толерантности в учебной аудитории. Межкультурная компетенция все более и более выходит на первый план. Для этого необходимо внедрение активных методов и форм обучения, организующих творческую и самостоятельную деятельность студентов в условиях межкультурного общенияв учебных аудиториях и внеучебной деятельности. Одним из эффективных методов обучения является ролевая игра, формирующая толерантность. Таким образом, вовлекая аудиторию в атмосферу сотрудничества и общения, нахождения путей решения в сложившихся обстоятельствах дает возможность каждому участнику ролевой игры попытку реализовать модели толерантного взаимодействия в обществе.

Ссылки на источники1. Петрушин С.В. Большая контактная группа как средство формирования толерантности в молодежной среде: сборник научных статей /под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. –Ярославль: Издво ЯГПУ, 2011. –357 с.2. Одилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения [Текст] / Н. Ф. Одилова // Молодой ученый. —2011. —№12. Т.2. —С. 121124.3. Папоян В.Р. Психологические технологии формирования толерантных установокРоссийскоАрмянский (Славянский) университет, г.Ереван,Армения. Научноиздательский центр «Социосфера»http://sociosphera.com4. МанузинаЕ.Б. Формирование толерантности у будущих педагогов в процессе обучения в вузе: сборник научных статей /под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. –Ярославль: Издво ЯГПУ, 2011. –357 с.