Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка: необходимость и возможности
Выпуск:
ART 85776
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулина
Г.
А. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка: необходимость и возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3876–3880. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85776.htm.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость развития логического мышления младших школьников в процессе изучения русского языка. Рассматривается один из возможных подходов решения данной проблемы, а именно с помощью нового вида лексико-орфографических упражнений именуемых комплексными, интеллектуально-лингвистическими. Данные упражнения направлены на взаимосвязанное, взаимообусловленное интеллектуальное, языковое, речевое развитие учащихся, что в конечном счете существенно влияет на качество обучения русскому языку.
Ключевые слова:
логическое мышление, интеллектуальное развитие, речевое развитие, языковое развитие, комплексные интеллектуально-лингвистические упражнения; взаимосвязанное интеллектуальное, речевое
Текст статьи
Бакулина Галина Александровна,Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ, город Кировkaf_pmdno@vshu.kirov.ru
Развитие логического мышлениямладших школьников
на уроках русского языка:необходимость и возможности
Аннотация.Встатье обосновывается необходимость развития логического мышления младших школьников в процессе изучения русского языка. Рассматривается один из возможных подходов решения данной проблемы, а именно с помощью нового вида лексикоорфографических упражнений именуемых комплексными, интеллектуальнолингвистическими. Данные упражнения направлены на взаимосвязанное, взаимообусловленное интеллектуальное, языковое, речевое развитие учащихся, что,в конечном счете,существенно влияет на качество обучения русскому языку.Ключевые слова:логическое мышление, интеллектуальное развитие, речевое развитие, языковое развитие, комплексные интеллектуальнолингвистические упражнения; взаимосвязанное интеллектуальное, речевое, языковое развитие.
Характеризуя в своих работах закономерности преподавания русского языка, многие учёные девятнадцатого, двадцатого столетий как важнейшую из них определили зависимость качества овладения языком от степени развития логического мышления ребёнка. Впервые эта мысль была зафиксирована в трудах Н.Ф. Буслаева и К.Д. Ушинского. Так, необходимым условием правильного усвоения грамматики и орфографии Ф. И. Буслаев считал одновременное и параллельное сочетание изучения различных сторон языка с чтением, с развитием мышления и речи учащихся. Конкретизируя эту мысль, ученый высказал чрезвычайно важное соображение о том, что перед изучением грамматики необходимо осуществлять логическую пропедевтику, поскольку ©надобно постигнуть законы мысли, чтобы уразуметь языкª. В связи с этим, подчеркивал ученый, полезно упражнять детей в определении логических категорий, учить их мышлению на основе лингвистического материала и во время его изучения [1]. К. Д. Ушинский, критикуя распространенный в школах весьма серьезный недостаток практической педагогики как недостаточное развитие мышления во время преподавания русского языка, отмечал в качестве необходимых условий следующие:1) учитель должен систематически использовать логические упражнения, поскольку дар слова опирается наспособность человека отвлекаться от конкретных представлений; ему следует возводить конкретные представления в общие понятия, находить между ними сходство и различия, сливать понятия в общее суждение и т.д.;2) полезно систематическое применение устных и письменных упражнений, причем устные должны предшествовать письменным, поскольку именно они учат ясно и четко излагать свои мысли[2].Но особую значимость и достаточную определённость эта мысльприобрела в 50е годы двадцатого столетия в связи с развернувшимися исследованиями педагогов и психологов, которые были посвящены проблемам повышения уровня общего развития учащихся (Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н.А.Менчинская, М.Р. Львов, Н.Ф. Талызина и др.) Так, В.А. Добромыслов, указывая на взаимообусловленность и взаимосвязь обучения русскому языку и логики, в качестве аргумента отмечал, что в основе занятий по русскому языку лежит изучение грамматики. Грамматика же наука в высшей степени абстрактная. Она является результатом длительной,абстрагирующей работы человеческого мышления. Поэтому развитие логического мышления совершенно необходимо для успешного изучения грамматики. С другой стороны, правильно построенная и результативная работа по языку обязательно способствует развитию логического мышления[3].Обозначил В.А. Добромыслов и стоящие в связи с этим перед педагогами учебные задачи. Он отмечал, что мышление протекает в форме понятий, суждений, умозаключений. Следовательно, говоря о развитии логического мышления на занятиях по грамматике, учителю необходимо позаботиться о том, чтобы научить школьников правильно, в соответствии с законами логики, пользоваться грамматическими понятиями, суждениями и умозаключениями, а также логически мыслить при выполнении любых устных и письменных упражнений, при оформлении любого изложения или сочинения[3].Подводя итог своим рассуждениям по обозначенной проблеме, В.А.Добромыслов подчёркивал, что в начальной школе существует и серьёзная необходимость развития логического мышления на уроках русского языка, и ©полная возможностьª осуществления этого процесса[4]. Н.С. Рождественский в 1961 году весьма категорично ставил вопрос о том, что в процессе обучения русскому языку в начальной школе ©… должны быть намечены пути, наилучшим образом содействующие естественному переходу от конкретного к абстрактному пониманию и усвоению изучаемого, развитию логического мышления и познавательных способностей учащихсяª[5]. В последующие годы это справедливое требование поддержали Н.Л. Ланда, В.А. Власенков,А.В.Текучёв, М.Р. Львов, В.П. Федоренко, Н.Ф. Талызина и др.В частности, М.Р. Львов подчёркивал, что в логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Значения слов, обозначающих понятия, позволяет человеку оперировать ими, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, то есть выражать мысль. Вся эта работа по овладению языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития логического мышления, которое ©формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человекаª[6].Многие исследователи рассматриваемой проблемы (Н.С. Рождественский, Д.Н.Богоявленский, М.В. Ушаков, Т.В.Напольнова и др.) в качестве важнейшего способа формирования логического мышления в процессе обучения русскому языку выделяют применение специальным образом составленных упражнений. На основе такого рода упражнений, по их мнению, должны не только закрепляться в памяти образцы написания слов, но и осуществляться усвоение приёмов умственной деятельности. Обучение, организованное подобным образом, теряет свой механический характер, отупляющий ученика, и становится обучением русскому языку, основывающимся на активной сознательной деятельности учеников, повышающей уровень их общего умственного развития.Одним из способов развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка является систематическое использование комплексных интеллектуальнолингвистических упражнений. С их помощью одновременно осуществляется интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств: разных видов мышления (в первую очередь словеснологического), различных свойств внимания, разных видов памяти, устной речи ит.д. В свою очередь, лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. Во время выполнения такого рода упражнений школьник совершает несколько умственных операций так или иначе связанных с логикой (например, сравнение, анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), задействует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, диалогическую и монологическую[7]. Комплексное воздействие на сознание обучающегося в данных упражнениях реализуются через специфический набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных (чаще всего поисковых) заданий. Данные упражнения могут использоваться на разных структурных этапах урока русского языка в начальной школе: на минутке чистописания, во время словарноорфографической работы, для закрепления и повторения изученного. На минутке чистописания, с помощью комплексных интеллектуальнолингвистических упражнений школьники самостоятельно определяют букву (буквы), которые они будут прописывать. Например, учитель дает детям задание: ©Определите букву для минутки чистописания. Это первая буква в слове, которая является антонимом к слову потерял. Какая это буква?ª (Ответ: Сегодня на минутке чистописания мы напишем букву н. Это первая буква в словенашел, которое является антонимом к слову потерял). Во время словарноорфографической работы учащиеся подобным образом устанавливают, с каким новым словарным словом они познакомятся на уроке. Например, в первом классе можно предложить детям такое задание: ©Установите с каким новым словарным словом мы познакомимся на уроке. Для этого соедините по порядку первые слоги глаголов, которые имеются в данном ряду: избегать, видеть, победный, нищать, чтение, телеграфировать. Какое это слово? (Ответ: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом извините. Чтобы его определить, надо соединить первые слоги глаголов избегать, видеть, нищать, телеграфировать)ª. Упражнения, направленные на закрепление и повторение изученного так или иначе связываются с изучаемой на уроке темой. Их выполнение носит поисковый характер. Пример упражнения для первого класса, проводимого в рамках темы ©Слова, отвечающие на вопрос кто?или что?) Задание 1. Прочитайте слова в первом и втором столбиках. Соедините между собой подходящие по смыслу пары слов. посуда диванптица тарелкамебель сорокаЗадание 2. В первую строчку запишите слова, отвечающие на вопрос кто? Во вторую строчку запишите слова, отвечающие на вопрос что? Задание 3. Подчеркните слова, в которыхнет глухих согласных звуков.(Ответ: Это слова мебель, диван).Задание 4.В каком слове все согласные мягкие? (Ответ: Это слово мебель).Пример упражнения для второго класса, выполняемого во время изучения темы ©Род имён существительныхª.Задание 1. Прочитайте. К каждому слову подберите другое, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом:осень кефир вата корова (Правильный ответ: лето, молоко, хлопок, телёнок.) Задание 2. Запишите составленные пары слов. Укажите род имён существительных.Задание 3. Какое слово можно выделить из данного упражнения?(Ответ: Можно выделить слово осень. Оно начинается с гласной буквы и в нём звуков меньше, чем букв. Можно выделить слово кефир. Это имя существительное мужского рода, а остальные имена существительные женского рода.)Задание 4. Какое слово нельзя разделить для переноса? (Ответ: Слово осень нельзя разделить для переноса).Пример упражнения для третьего класса. Изучаемая тема: ©Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корнеª. Задание 1. Прочитайте. Напишите слова в каждом ряду в смысловой последовательности. Вставьте пропущенные буквы.1) пр…студа, б…лезнь, хол…д;2) м…л…ко, к…рова, тр…ва;3) кол…с, з…мля, з…рно.Правильный ответ:1) холод, простуда, болезнь;2)трава, корова, молоко;3) земля, зерно, колос.Обоснование учащимися порядка расположения слов в данныхрядах:
©В первом ряду надо написать слова в следующем порядке: холод, простуда, болезнь. От холода наступает простуда. А от простуды можно заболетьª. ©Во втором ряду слова нужно расположить в следующем порядке: трава, корова, молоко. Сначала вырастает трава. Еёест корова. После этого корова дает молокоª.©В третьем ряду слова можно расположить следующим образом: земля, зерно, колос.Так как сначала должна быть земля, в которую сеют зерно. Потом из зерна появляется колосª.Задание 2. Определите, в каком ряду все слова имеют одинаковую орфограмму? (Ответ: В третьем ряду все слова имеют проверяемый безударный гласный. Проверочные слова: земли, зёрна, колосья).Задание 3.Какие слова имеют такую же орфограмму как в слове корова? (Ответ: Вслове корова имеется непроверяемый безударный гласный. Он обозначен первой буквой о. Такая же орфограмма имеется в слове молоко.Это первая буква о).Задание 4. Найдите слова, в которых отсутствуют глухие согласные звуки. (Ответ: В словах земля,зернонет глухих согласных звуков).Пример упражнения для четвёртого класса. Изучаемая тема: ©Спряжение глаголаª.Задание 1. Прочитайте. Первым запишите предложение, в котором указывается причина, вторым следствие того, о чём в них говорится.Людичасто разводят в квартирах герань.Герань очищает и оздоравливает воздух.(Ответ: Герань очищает и оздоравливает воздух. Люди часто разводят в квартирах герань).Задание 2. Определите спряжение глаголов.Задание 3. Какая цифра подходит для обозначения количества морфем в слове разводят? (Ответ: Для обозначения количества морфем в слове разводятподходит цифра 3. В этом слове есть приставка, корень, окончание, то есть три морфемы).Задание 4. В какой грамматической основе большее количество глаголов и почему?Выполняя комплексные интеллектуальнолингвистические упражнения, учащиеся на эмпирическом уровне постигают различные логические связи и отношения, например,родовидовые и видородовые (см. упражнение для первого класса); учатся устанавливать последовательность событийво времени и пространстве (см. упражнение для второго класса); приобретают умение устанавливать причинноследственные связи (см. упражнение для третьегочетвёртого класса) и целый ряд других логических умений, необходимых для совершенствования умственных способностей школьников.В процессе выполнения комплексных интеллектуальнолингвистических упражнений требуется соблюдение ряда условий:
к определенному количеству выполняемых на уроке упражнений (3050%) школьники самостоятельно формулируют основное задание, такой подход повышает умственную, речевую активность, углубляет знания по разным разделам русского языка;
во время проверки выполненного упражнения и всех его заданий от школьников требуется развернутый, доказательный, аргументированный ответ преимущественно в виде текста;
упражнения такого типа требуют систематичности использования, то есть на каждом уроке русского языка.Многолетний опыт показывает, что систематическое и правильное использование рассмотренного типа упражненийоказывает значительное влияние на развитие умственных способностей младших школьников, в том числе их логического мышления. Последнее, в свою очередь, повышает качество обучения русскому языку, делает этот процесс увлекательным и творческим.
Ссылки на источники1.Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка // Избр. пед.соч. Москва; 1992. с. 43.2.Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Пед соч.: В 6 т. Москва; 1989. Т.5. с. 1112.3.Добромыслов В.А. О развитии логического мышления 57 классов на занятиях по русскому языку. М.,1956. С.44.Там же, С.175.Рождественский Н.С. Очерки по истории методики начального обучения правописанию. М.,1961. С. 3166.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985. С.137.Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров, 2000. С.188218
Развитие логического мышлениямладших школьников
на уроках русского языка:необходимость и возможности
Аннотация.Встатье обосновывается необходимость развития логического мышления младших школьников в процессе изучения русского языка. Рассматривается один из возможных подходов решения данной проблемы, а именно с помощью нового вида лексикоорфографических упражнений именуемых комплексными, интеллектуальнолингвистическими. Данные упражнения направлены на взаимосвязанное, взаимообусловленное интеллектуальное, языковое, речевое развитие учащихся, что,в конечном счете,существенно влияет на качество обучения русскому языку.Ключевые слова:логическое мышление, интеллектуальное развитие, речевое развитие, языковое развитие, комплексные интеллектуальнолингвистические упражнения; взаимосвязанное интеллектуальное, речевое, языковое развитие.
Характеризуя в своих работах закономерности преподавания русского языка, многие учёные девятнадцатого, двадцатого столетий как важнейшую из них определили зависимость качества овладения языком от степени развития логического мышления ребёнка. Впервые эта мысль была зафиксирована в трудах Н.Ф. Буслаева и К.Д. Ушинского. Так, необходимым условием правильного усвоения грамматики и орфографии Ф. И. Буслаев считал одновременное и параллельное сочетание изучения различных сторон языка с чтением, с развитием мышления и речи учащихся. Конкретизируя эту мысль, ученый высказал чрезвычайно важное соображение о том, что перед изучением грамматики необходимо осуществлять логическую пропедевтику, поскольку ©надобно постигнуть законы мысли, чтобы уразуметь языкª. В связи с этим, подчеркивал ученый, полезно упражнять детей в определении логических категорий, учить их мышлению на основе лингвистического материала и во время его изучения [1]. К. Д. Ушинский, критикуя распространенный в школах весьма серьезный недостаток практической педагогики как недостаточное развитие мышления во время преподавания русского языка, отмечал в качестве необходимых условий следующие:1) учитель должен систематически использовать логические упражнения, поскольку дар слова опирается наспособность человека отвлекаться от конкретных представлений; ему следует возводить конкретные представления в общие понятия, находить между ними сходство и различия, сливать понятия в общее суждение и т.д.;2) полезно систематическое применение устных и письменных упражнений, причем устные должны предшествовать письменным, поскольку именно они учат ясно и четко излагать свои мысли[2].Но особую значимость и достаточную определённость эта мысльприобрела в 50е годы двадцатого столетия в связи с развернувшимися исследованиями педагогов и психологов, которые были посвящены проблемам повышения уровня общего развития учащихся (Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н.А.Менчинская, М.Р. Львов, Н.Ф. Талызина и др.) Так, В.А. Добромыслов, указывая на взаимообусловленность и взаимосвязь обучения русскому языку и логики, в качестве аргумента отмечал, что в основе занятий по русскому языку лежит изучение грамматики. Грамматика же наука в высшей степени абстрактная. Она является результатом длительной,абстрагирующей работы человеческого мышления. Поэтому развитие логического мышления совершенно необходимо для успешного изучения грамматики. С другой стороны, правильно построенная и результативная работа по языку обязательно способствует развитию логического мышления[3].Обозначил В.А. Добромыслов и стоящие в связи с этим перед педагогами учебные задачи. Он отмечал, что мышление протекает в форме понятий, суждений, умозаключений. Следовательно, говоря о развитии логического мышления на занятиях по грамматике, учителю необходимо позаботиться о том, чтобы научить школьников правильно, в соответствии с законами логики, пользоваться грамматическими понятиями, суждениями и умозаключениями, а также логически мыслить при выполнении любых устных и письменных упражнений, при оформлении любого изложения или сочинения[3].Подводя итог своим рассуждениям по обозначенной проблеме, В.А.Добромыслов подчёркивал, что в начальной школе существует и серьёзная необходимость развития логического мышления на уроках русского языка, и ©полная возможностьª осуществления этого процесса[4]. Н.С. Рождественский в 1961 году весьма категорично ставил вопрос о том, что в процессе обучения русскому языку в начальной школе ©… должны быть намечены пути, наилучшим образом содействующие естественному переходу от конкретного к абстрактному пониманию и усвоению изучаемого, развитию логического мышления и познавательных способностей учащихсяª[5]. В последующие годы это справедливое требование поддержали Н.Л. Ланда, В.А. Власенков,А.В.Текучёв, М.Р. Львов, В.П. Федоренко, Н.Ф. Талызина и др.В частности, М.Р. Львов подчёркивал, что в логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Значения слов, обозначающих понятия, позволяет человеку оперировать ими, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, то есть выражать мысль. Вся эта работа по овладению языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития логического мышления, которое ©формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человекаª[6].Многие исследователи рассматриваемой проблемы (Н.С. Рождественский, Д.Н.Богоявленский, М.В. Ушаков, Т.В.Напольнова и др.) в качестве важнейшего способа формирования логического мышления в процессе обучения русскому языку выделяют применение специальным образом составленных упражнений. На основе такого рода упражнений, по их мнению, должны не только закрепляться в памяти образцы написания слов, но и осуществляться усвоение приёмов умственной деятельности. Обучение, организованное подобным образом, теряет свой механический характер, отупляющий ученика, и становится обучением русскому языку, основывающимся на активной сознательной деятельности учеников, повышающей уровень их общего умственного развития.Одним из способов развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка является систематическое использование комплексных интеллектуальнолингвистических упражнений. С их помощью одновременно осуществляется интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств: разных видов мышления (в первую очередь словеснологического), различных свойств внимания, разных видов памяти, устной речи ит.д. В свою очередь, лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. Во время выполнения такого рода упражнений школьник совершает несколько умственных операций так или иначе связанных с логикой (например, сравнение, анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), задействует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, диалогическую и монологическую[7]. Комплексное воздействие на сознание обучающегося в данных упражнениях реализуются через специфический набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных (чаще всего поисковых) заданий. Данные упражнения могут использоваться на разных структурных этапах урока русского языка в начальной школе: на минутке чистописания, во время словарноорфографической работы, для закрепления и повторения изученного. На минутке чистописания, с помощью комплексных интеллектуальнолингвистических упражнений школьники самостоятельно определяют букву (буквы), которые они будут прописывать. Например, учитель дает детям задание: ©Определите букву для минутки чистописания. Это первая буква в слове, которая является антонимом к слову потерял. Какая это буква?ª (Ответ: Сегодня на минутке чистописания мы напишем букву н. Это первая буква в словенашел, которое является антонимом к слову потерял). Во время словарноорфографической работы учащиеся подобным образом устанавливают, с каким новым словарным словом они познакомятся на уроке. Например, в первом классе можно предложить детям такое задание: ©Установите с каким новым словарным словом мы познакомимся на уроке. Для этого соедините по порядку первые слоги глаголов, которые имеются в данном ряду: избегать, видеть, победный, нищать, чтение, телеграфировать. Какое это слово? (Ответ: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом извините. Чтобы его определить, надо соединить первые слоги глаголов избегать, видеть, нищать, телеграфировать)ª. Упражнения, направленные на закрепление и повторение изученного так или иначе связываются с изучаемой на уроке темой. Их выполнение носит поисковый характер. Пример упражнения для первого класса, проводимого в рамках темы ©Слова, отвечающие на вопрос кто?или что?) Задание 1. Прочитайте слова в первом и втором столбиках. Соедините между собой подходящие по смыслу пары слов. посуда диванптица тарелкамебель сорокаЗадание 2. В первую строчку запишите слова, отвечающие на вопрос кто? Во вторую строчку запишите слова, отвечающие на вопрос что? Задание 3. Подчеркните слова, в которыхнет глухих согласных звуков.(Ответ: Это слова мебель, диван).Задание 4.В каком слове все согласные мягкие? (Ответ: Это слово мебель).Пример упражнения для второго класса, выполняемого во время изучения темы ©Род имён существительныхª.Задание 1. Прочитайте. К каждому слову подберите другое, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом:осень кефир вата корова (Правильный ответ: лето, молоко, хлопок, телёнок.) Задание 2. Запишите составленные пары слов. Укажите род имён существительных.Задание 3. Какое слово можно выделить из данного упражнения?(Ответ: Можно выделить слово осень. Оно начинается с гласной буквы и в нём звуков меньше, чем букв. Можно выделить слово кефир. Это имя существительное мужского рода, а остальные имена существительные женского рода.)Задание 4. Какое слово нельзя разделить для переноса? (Ответ: Слово осень нельзя разделить для переноса).Пример упражнения для третьего класса. Изучаемая тема: ©Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корнеª. Задание 1. Прочитайте. Напишите слова в каждом ряду в смысловой последовательности. Вставьте пропущенные буквы.1) пр…студа, б…лезнь, хол…д;2) м…л…ко, к…рова, тр…ва;3) кол…с, з…мля, з…рно.Правильный ответ:1) холод, простуда, болезнь;2)трава, корова, молоко;3) земля, зерно, колос.Обоснование учащимися порядка расположения слов в данныхрядах:
©В первом ряду надо написать слова в следующем порядке: холод, простуда, болезнь. От холода наступает простуда. А от простуды можно заболетьª. ©Во втором ряду слова нужно расположить в следующем порядке: трава, корова, молоко. Сначала вырастает трава. Еёест корова. После этого корова дает молокоª.©В третьем ряду слова можно расположить следующим образом: земля, зерно, колос.Так как сначала должна быть земля, в которую сеют зерно. Потом из зерна появляется колосª.Задание 2. Определите, в каком ряду все слова имеют одинаковую орфограмму? (Ответ: В третьем ряду все слова имеют проверяемый безударный гласный. Проверочные слова: земли, зёрна, колосья).Задание 3.Какие слова имеют такую же орфограмму как в слове корова? (Ответ: Вслове корова имеется непроверяемый безударный гласный. Он обозначен первой буквой о. Такая же орфограмма имеется в слове молоко.Это первая буква о).Задание 4. Найдите слова, в которых отсутствуют глухие согласные звуки. (Ответ: В словах земля,зернонет глухих согласных звуков).Пример упражнения для четвёртого класса. Изучаемая тема: ©Спряжение глаголаª.Задание 1. Прочитайте. Первым запишите предложение, в котором указывается причина, вторым следствие того, о чём в них говорится.Людичасто разводят в квартирах герань.Герань очищает и оздоравливает воздух.(Ответ: Герань очищает и оздоравливает воздух. Люди часто разводят в квартирах герань).Задание 2. Определите спряжение глаголов.Задание 3. Какая цифра подходит для обозначения количества морфем в слове разводят? (Ответ: Для обозначения количества морфем в слове разводятподходит цифра 3. В этом слове есть приставка, корень, окончание, то есть три морфемы).Задание 4. В какой грамматической основе большее количество глаголов и почему?Выполняя комплексные интеллектуальнолингвистические упражнения, учащиеся на эмпирическом уровне постигают различные логические связи и отношения, например,родовидовые и видородовые (см. упражнение для первого класса); учатся устанавливать последовательность событийво времени и пространстве (см. упражнение для второго класса); приобретают умение устанавливать причинноследственные связи (см. упражнение для третьегочетвёртого класса) и целый ряд других логических умений, необходимых для совершенствования умственных способностей школьников.В процессе выполнения комплексных интеллектуальнолингвистических упражнений требуется соблюдение ряда условий:
к определенному количеству выполняемых на уроке упражнений (3050%) школьники самостоятельно формулируют основное задание, такой подход повышает умственную, речевую активность, углубляет знания по разным разделам русского языка;
во время проверки выполненного упражнения и всех его заданий от школьников требуется развернутый, доказательный, аргументированный ответ преимущественно в виде текста;
упражнения такого типа требуют систематичности использования, то есть на каждом уроке русского языка.Многолетний опыт показывает, что систематическое и правильное использование рассмотренного типа упражненийоказывает значительное влияние на развитие умственных способностей младших школьников, в том числе их логического мышления. Последнее, в свою очередь, повышает качество обучения русскому языку, делает этот процесс увлекательным и творческим.
Ссылки на источники1.Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка // Избр. пед.соч. Москва; 1992. с. 43.2.Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Пед соч.: В 6 т. Москва; 1989. Т.5. с. 1112.3.Добромыслов В.А. О развитии логического мышления 57 классов на занятиях по русскому языку. М.,1956. С.44.Там же, С.175.Рождественский Н.С. Очерки по истории методики начального обучения правописанию. М.,1961. С. 3166.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985. С.137.Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров, 2000. С.188218