Особенности развития познавательной сферы у подростков
Выпуск:
ART 85801
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тращенко
Н.
С. Особенности развития познавательной сферы у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4001–4005. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85801.htm.
Аннотация. В статье рассматривается познавательная сфера в подростковом возрасте, повышение качества познавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию. Представлены различные взгляды ученых, педагогов на характеристику подростков и их познавательной сферы.
Ключевые слова:
развитие, навыки, подросток, особенности, познавательная сфера подростка, учение, умение
Текст статьи
Тращенко Наталья Сергеевна,студентка 2 курса факультета психологии ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет", факультет психологии, г.ЧелябинскTrashenko1991@mail.ru
Особенности развития познавательной сферы у подростков
Аннотация.Встатье рассматривается познавательнаясферав подростковом возрасте, повышениекачествапознавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию. Представлены различные взгляды ученых, педагогов на характеристику подростков и ихпознавательной сферы.
Ключевые слова:познавательная сфера подростка,подросток,учение, особенности, умение, навыки,развитие.
Познавательные процессы после 12 лет подвергаются важным изменениям, приближаясь в своих параметрах к «взрослому» уровню. Совершенствуется регулируемость познавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебнопознавательных задач. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток становится способным не только представить себе различные возможные пути преобразования данных, но может и логически истолковать результаты этих проб.В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия «учение». Именно в этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. [4]Подросток становится более уверенным, точным в высказываниях мыслей, действиях. Формируется список и порядок предпочтений, обучение становится продуктивным, речь точнее, пополняется багаж знаний, умений, навыков.В результате развития познавательной сферы, уровень развития познавательной активности учащихся подросткового возраста достаточно мал. [7]Дети на этом этапе заметно различаются по многим параметрам:по отношению к учению (учение уже не стоит на первом месте, появляются новые интересы, возможности, увлечение).И учеба может уже не так заинтересовывать .И с другой стороны ,с новыми ресурсами ,возможностями учеба может стать продуктивнее,интереснее,увлекательней,что может следовать ответственности и прогрессу в этом отношении.по отношению к общему развитию(кругозор может увеличиваться до гастрономических размеров, в связи с совершенствованием поглощаемых данных самим ребёнком, учителей, родителей, или же до весьма ограниченного кругозора,что может провести к замкнутости, нарушением речи.).по способу усвоения знаний (может быть рассеянное ,при большое объеме усвояемого материала ,или не корректной работе педагога, или же совсем отсутствие знаний, а возможно развитие самостоятельного исследования ,добывания знаний, заинтересованности к самому процессу обучения) .по умению преодолевать трудности в работе (подросток может уметь ставить правильные цели, задачи, уметь распределять время и возможности, иметь упорство, умение договариваться тоже не последний фактор, аможет же быть упрям, не сосредоточен, заниматься заучиванием, и поглощать не нужный фронт знаний).по усвоению системного подхода (сюда включаются действия учителя и его педагогические задачи, способы и условия их предоставления, правильного понимания действий учащегося, или халатное отношение ученика, отторжение от способов учения) .[1]
Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.Ш.Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человека становится половозрелым. Основная его характеристика то, что Ш.Бюлер называет психической пубертатностью.Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости возникающее представление о себе как уже не ребенка.П. М. Якобсон считал что подросткив отличие от других возрастных групп школьников в большей мере испытывают переживания, связанные с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.Для того, чтобы грамотно выстроить познавательный процесс и его особенности необходимо выделить несколько основополагающих для этой цели:произвольное и внутреннее внимание; наблюдательность; теоретическое мышление; словеснологическая память; речь; воображение; восприятие.Интеллектуальное развитие подростков базируется на формировании логического мышления, т.е. в подростковом возрасте ребенок приобретает взрослую логику.[4]Уже может анализировать проблему, искать варианты решений ,систематизировать задачи, цели. Увлекаться логическим многообразием.Благодаря формированию теоретического мышления осваиваются разные аспекты понимания. Концентрирование, поточечный режим требует интеллектуальное развитие. Без этих составляющих учение о мире, науке становятся рассеянным.Для развития интеллектуального процесса педагоги используют дидактические игры(помощники),мнемотехнику(искусство запоминания).Они, помощники, помогают формировать логику, концентрировать внимание, память. Познавательная сфера подростка становится произвольной.У них происходит становления мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.[3]Воображение дает мощный толчок для развития творчества. Накопление знаний учащимися приводит к росту памяти. Такой рост становится не только количественным показателем, но и качественным. Работа над запоминанием носит интеллектуальный характер, что одновременно обеспечивает формирование логической памяти, впитывание нужного, и отсеивание лишнего.. Школьник выделяет важные моменты текста, проводят смысловую группировку, намечают устный план ответа. Важной частью становится анализ материала, логика.Ощущения и восприятия встают во главе усвоения знаний. Это способствует тесным связям с мышлением подростка, которое сопровождает процесс первичного ознакомления с учебным материалом. Руководитель помогает, учит осмысливать материал, пытается подавать его доступно, объяснять непонятное. Так же восприятие к самому познавательному процессу становиться осмысленным, выделяет нужные структуры дальнейшей реализации. Меняется мнение, здесь учеба может пошатнуться по отношению к увлечению или восприятию мира. Образы восприятия становятся более полными, детальными и содержательными. Все это приводит к трансформации процессов ощущения и восприятия в действия.[2].Внимание подростка становится необходимым компонентом его умений учиться. Он фокусирует внимание на определенных объектах. Увеличивает продолжительность и продуктивность учения. Ребенок более концентрирован на объекте внимания. Теоретическийматериал усваивается более чательнее, здесь помогает и логический отбор. Так же можно сказать что результативность в большей ее мере зависит от самого объекта, продуктивности познавательного процесса не получится, если ребенок сам не будет уделять внимание данному компоненту. Таким образом будет затруднять всю познавательную деятельность. Это зависит от мотивации, внутреннего умения собирать волю и силы для обучения. А что касается эмоциональной сферы, то подростковый период обозначен как один из ключевых этапов в эмоциональном развитии человека. Несбалансированность эмоциональной сферы подростков одна из важнейших проблем, занимающая психологов, преподавателей и родителей. [5].Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтомуотношения к другим людям определяют,как содержание, так и характер эмоциональных реакций. У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости.
Развитие способности к сочувствию и интенсивный рост других социально ценных переживаний. Так же в подростковый период ребенок учиться Особенностями эмоциональнойсферы подростков Появление переживания по поводу самооценки, самосознание приводит к сравниванию ,анализу личной оценки. Противоречивость чувств, которая, по мнению А. Е. Личко, может выражаться в том, что у подростков часто сентиментальность уживается с черствостью;болезненная застенчивость —с развязностью; желание быть признанным и оцененным другими —с показной независимостью; борьба с авторитетами —с обожествлением своих кумиров.Большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками. Подросток адаптируется к решению задач (в том числе и логическим образом),с большим потоком теоретического знания ребенок привыкает к масштабности проблем.Затравливание личности сверстниками, не добросовестным отношением учителей.Повышенная эмоциональная возбудимость, обусловленная как психическими, так и физиологическими изменениями. Многие подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств; они легко увлекаются новыми интересными делами. Забывай про образовательный процесс.защищаться социально, физически, эмоционально уже на другом, новом уровне средством диалога, разбора трудностей, концентрацией, вниманием.В подростковом возрасте у ребенка происходят большие изменения в познавательной сфере.Особенности развития испытывают специфически человеческие, социально обусловленные виды познавательных процессов (произвольное и внутреннее внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, интеллектуальное, словеснологическая память, речь, воображение, эмоции).Совершенствуется управляемость и регулируемость познавательных процессов.То все зависит от помощи и требовательности учителя, от активности самого подростка в усвоении знания. Развитие познавательной сферы не стоит на месте, разрабатываются новые материалы для усовершенствования познания, дидактические подходы к саморегуляции состояний и поведения в подростковом возрасте [9].
Ссылки на источники1.Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка,2010. 150с.2.Соколков Е.А. Психология познания. Методология и методика преподавания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Соколков Е.А.—Электрон.текстовые данные.—М.: Логос, Университетская книга, 2007.—384 c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9140.—ЭБС «IPRbooks», по паролю3.Кирдяшкина Т.А. Особенности менталитета и познавательных стилей цивилизаций Запада и Востока / Т.А. Кирдяшкина; РусскоБританский Институт Управления 2013г.4.РосляковаС.В. Развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе. –2010г. –42 с.5.
Соколова Н.А.Теория и практика социальнопедагогической поддержки адаптации подростков вусловиях дополнительного образования детей. 2005г. 196с6.
Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция/(Монография) [Текст]/ В.И.Долгова, Г.Ю.Гольева. Челябинск: Издво «АТОКСО», 2010. 184 с. Электронный доступ www.cspu.ru/servic.7.
Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. –М.: Юрайт, 2013. –567 с.8.Крайг Г. Психология развития. –СПб.: Питер, 2012. –944 с.9.Савина Н.Г. Методические рекомендации по формированию саморегуляции поведения у младших подростков. / Н.Г. Савина. Культура и образование: от теории к практике. Киров: Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение СПО «Вятскийколледж культуры». –2015 г. С. 312316.
Особенности развития познавательной сферы у подростков
Аннотация.Встатье рассматривается познавательнаясферав подростковом возрасте, повышениекачествапознавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию. Представлены различные взгляды ученых, педагогов на характеристику подростков и ихпознавательной сферы.
Ключевые слова:познавательная сфера подростка,подросток,учение, особенности, умение, навыки,развитие.
Познавательные процессы после 12 лет подвергаются важным изменениям, приближаясь в своих параметрах к «взрослому» уровню. Совершенствуется регулируемость познавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебнопознавательных задач. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток становится способным не только представить себе различные возможные пути преобразования данных, но может и логически истолковать результаты этих проб.В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия «учение». Именно в этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. [4]Подросток становится более уверенным, точным в высказываниях мыслей, действиях. Формируется список и порядок предпочтений, обучение становится продуктивным, речь точнее, пополняется багаж знаний, умений, навыков.В результате развития познавательной сферы, уровень развития познавательной активности учащихся подросткового возраста достаточно мал. [7]Дети на этом этапе заметно различаются по многим параметрам:по отношению к учению (учение уже не стоит на первом месте, появляются новые интересы, возможности, увлечение).И учеба может уже не так заинтересовывать .И с другой стороны ,с новыми ресурсами ,возможностями учеба может стать продуктивнее,интереснее,увлекательней,что может следовать ответственности и прогрессу в этом отношении.по отношению к общему развитию(кругозор может увеличиваться до гастрономических размеров, в связи с совершенствованием поглощаемых данных самим ребёнком, учителей, родителей, или же до весьма ограниченного кругозора,что может провести к замкнутости, нарушением речи.).по способу усвоения знаний (может быть рассеянное ,при большое объеме усвояемого материала ,или не корректной работе педагога, или же совсем отсутствие знаний, а возможно развитие самостоятельного исследования ,добывания знаний, заинтересованности к самому процессу обучения) .по умению преодолевать трудности в работе (подросток может уметь ставить правильные цели, задачи, уметь распределять время и возможности, иметь упорство, умение договариваться тоже не последний фактор, аможет же быть упрям, не сосредоточен, заниматься заучиванием, и поглощать не нужный фронт знаний).по усвоению системного подхода (сюда включаются действия учителя и его педагогические задачи, способы и условия их предоставления, правильного понимания действий учащегося, или халатное отношение ученика, отторжение от способов учения) .[1]
Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.Ш.Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человека становится половозрелым. Основная его характеристика то, что Ш.Бюлер называет психической пубертатностью.Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости возникающее представление о себе как уже не ребенка.П. М. Якобсон считал что подросткив отличие от других возрастных групп школьников в большей мере испытывают переживания, связанные с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.Для того, чтобы грамотно выстроить познавательный процесс и его особенности необходимо выделить несколько основополагающих для этой цели:произвольное и внутреннее внимание; наблюдательность; теоретическое мышление; словеснологическая память; речь; воображение; восприятие.Интеллектуальное развитие подростков базируется на формировании логического мышления, т.е. в подростковом возрасте ребенок приобретает взрослую логику.[4]Уже может анализировать проблему, искать варианты решений ,систематизировать задачи, цели. Увлекаться логическим многообразием.Благодаря формированию теоретического мышления осваиваются разные аспекты понимания. Концентрирование, поточечный режим требует интеллектуальное развитие. Без этих составляющих учение о мире, науке становятся рассеянным.Для развития интеллектуального процесса педагоги используют дидактические игры(помощники),мнемотехнику(искусство запоминания).Они, помощники, помогают формировать логику, концентрировать внимание, память. Познавательная сфера подростка становится произвольной.У них происходит становления мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.[3]Воображение дает мощный толчок для развития творчества. Накопление знаний учащимися приводит к росту памяти. Такой рост становится не только количественным показателем, но и качественным. Работа над запоминанием носит интеллектуальный характер, что одновременно обеспечивает формирование логической памяти, впитывание нужного, и отсеивание лишнего.. Школьник выделяет важные моменты текста, проводят смысловую группировку, намечают устный план ответа. Важной частью становится анализ материала, логика.Ощущения и восприятия встают во главе усвоения знаний. Это способствует тесным связям с мышлением подростка, которое сопровождает процесс первичного ознакомления с учебным материалом. Руководитель помогает, учит осмысливать материал, пытается подавать его доступно, объяснять непонятное. Так же восприятие к самому познавательному процессу становиться осмысленным, выделяет нужные структуры дальнейшей реализации. Меняется мнение, здесь учеба может пошатнуться по отношению к увлечению или восприятию мира. Образы восприятия становятся более полными, детальными и содержательными. Все это приводит к трансформации процессов ощущения и восприятия в действия.[2].Внимание подростка становится необходимым компонентом его умений учиться. Он фокусирует внимание на определенных объектах. Увеличивает продолжительность и продуктивность учения. Ребенок более концентрирован на объекте внимания. Теоретическийматериал усваивается более чательнее, здесь помогает и логический отбор. Так же можно сказать что результативность в большей ее мере зависит от самого объекта, продуктивности познавательного процесса не получится, если ребенок сам не будет уделять внимание данному компоненту. Таким образом будет затруднять всю познавательную деятельность. Это зависит от мотивации, внутреннего умения собирать волю и силы для обучения. А что касается эмоциональной сферы, то подростковый период обозначен как один из ключевых этапов в эмоциональном развитии человека. Несбалансированность эмоциональной сферы подростков одна из важнейших проблем, занимающая психологов, преподавателей и родителей. [5].Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтомуотношения к другим людям определяют,как содержание, так и характер эмоциональных реакций. У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости.
Развитие способности к сочувствию и интенсивный рост других социально ценных переживаний. Так же в подростковый период ребенок учиться Особенностями эмоциональнойсферы подростков Появление переживания по поводу самооценки, самосознание приводит к сравниванию ,анализу личной оценки. Противоречивость чувств, которая, по мнению А. Е. Личко, может выражаться в том, что у подростков часто сентиментальность уживается с черствостью;болезненная застенчивость —с развязностью; желание быть признанным и оцененным другими —с показной независимостью; борьба с авторитетами —с обожествлением своих кумиров.Большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками. Подросток адаптируется к решению задач (в том числе и логическим образом),с большим потоком теоретического знания ребенок привыкает к масштабности проблем.Затравливание личности сверстниками, не добросовестным отношением учителей.Повышенная эмоциональная возбудимость, обусловленная как психическими, так и физиологическими изменениями. Многие подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств; они легко увлекаются новыми интересными делами. Забывай про образовательный процесс.защищаться социально, физически, эмоционально уже на другом, новом уровне средством диалога, разбора трудностей, концентрацией, вниманием.В подростковом возрасте у ребенка происходят большие изменения в познавательной сфере.Особенности развития испытывают специфически человеческие, социально обусловленные виды познавательных процессов (произвольное и внутреннее внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, интеллектуальное, словеснологическая память, речь, воображение, эмоции).Совершенствуется управляемость и регулируемость познавательных процессов.То все зависит от помощи и требовательности учителя, от активности самого подростка в усвоении знания. Развитие познавательной сферы не стоит на месте, разрабатываются новые материалы для усовершенствования познания, дидактические подходы к саморегуляции состояний и поведения в подростковом возрасте [9].
Ссылки на источники1.Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка,2010. 150с.2.Соколков Е.А. Психология познания. Методология и методика преподавания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Соколков Е.А.—Электрон.текстовые данные.—М.: Логос, Университетская книга, 2007.—384 c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9140.—ЭБС «IPRbooks», по паролю3.Кирдяшкина Т.А. Особенности менталитета и познавательных стилей цивилизаций Запада и Востока / Т.А. Кирдяшкина; РусскоБританский Институт Управления 2013г.4.РосляковаС.В. Развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе. –2010г. –42 с.5.
Соколова Н.А.Теория и практика социальнопедагогической поддержки адаптации подростков вусловиях дополнительного образования детей. 2005г. 196с6.
Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция/(Монография) [Текст]/ В.И.Долгова, Г.Ю.Гольева. Челябинск: Издво «АТОКСО», 2010. 184 с. Электронный доступ www.cspu.ru/servic.7.
Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. –М.: Юрайт, 2013. –567 с.8.Крайг Г. Психология развития. –СПб.: Питер, 2012. –944 с.9.Савина Н.Г. Методические рекомендации по формированию саморегуляции поведения у младших подростков. / Н.Г. Савина. Культура и образование: от теории к практике. Киров: Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение СПО «Вятскийколледж культуры». –2015 г. С. 312316.