Сетевой маркетинг: плюсы и минусы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Степченко Т. С., Семёнова Е. И., Немыкина С. А. Сетевой маркетинг: плюсы и минусы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4031–4035. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85807.htm.
Аннотация. В статье рассматривается сетевой или многоуровневый маркетинг (Multilevel Marketing) как форма организации бизнеса и как явление в общественной жизни. Выявлены противоречия в позиционировании сетевых компаний. Определены и перечислены положительные и отрицательные качества многоуровневого маркетинга для участников этого вида деятельности и для покупателей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Степченко Татьяна Сергеевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) Южного федерального университетаTatya930@rambler.ru

Семёнова Елизавета Игоревна,студентка 3 курсанаправления подготовки «Менеджмент»,Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) Южного федерального университетаsemyonovaelizaveta@mail.ru

Немыкина Софья Александровна,студентка 3 курса направления подготовки «Менеджмент», Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) Южного федерального университетаnemykina.sofia.94@mail.ru

Сетевой маркетинг:плюсы и минусы

Аннотация.В статье рассматривается сетевойили многоуровневыймаркетинг(MultilevelMarketing)как форма организации бизнеса и как явление в общественной жизни. Выявлены противоречия в позиционировании сетевых компаний. Определены и перечисленыположительные и отрицательные качества многоуровневого маркетинга для участников этого вида деятельности и для покупателей. Ключевые слова:сетевой маркетинг, многоуровневый маркетинг, прямые продажи, дистрибьюторы, покупатели.

На свете существует много способов легально заработать деньги. И каждый выбираетнаиболее подходящий для себя, оценивая свои способности и возможности. Но мало ктопри этом представляет перспективы, открывшиеся в России с приходом к нам в начале 90х годов сетевого маркетинга,который также называют MultilevelMarketing–многоуровневый маркетинг (MLM или МЛМ). Обычно человек бродит по треугольнику: наемная работа —частное предпринимательство оказание услуг фирмам или гражданам (репетиторство,ремонтные работы и т.п.).Абсолютное большинство людей становятся наемными работниками, испытываяпостоянное недовольство как характером самого труда, так и размером его оплаты. И этосостояние обусловлено целым рядом объективных факторов.Руководитель фирмы всегда заинтересован в том, чтобы получить от сотрудникамаксимум и при этом заплатить ему минимум. А у сотрудника прямо противоположныйинтерес: как можно меньше работать и при этом как можно больше получить откомпании.Пик развития сетевого маркетинга пришелся на первую половину 90х годов, что легко объяснимо: многие люди в то непростое время остались без работы,и идеялегкого и быстрого заработка не могла не увлечь некоторых из них. Впоследствии, с постепенным подъемом экономики и в целом уровня жизни, тем болеепосле ряда шумных разоблачений некоторых «пирамид» и прочих сетевых структур, активность «сетевиков» стала снижаться. Но впоследнее время сетевоймаркетинг вновь приобретаетпопулярность. Многие люди, которым надоедает офисная рутина, ищут себеновый виддохода. И очень часто такие поиски приводят людей в МЛМ.Представители многоуровневого маркетинга, а вслед за ними и многие специалисты, журналисты, широкая общественность, называют этот вид деятельности прямыми продажами [1]. Однако здесь происходит явная подмена понятий:прямые продажи (directmarketing)являются одним из инструментов Продвижения –одной из составляющих классического комплекса маркетинга, и имеют мало общего с многоуровневым маркетингом, то есть, сетевыми продажами. Главным и принципиальным отличием является то, что прямые продажи ориентированы именно на сбыт товара, а в сетевых –на первый план выдвигается привлечение новых распространителей. Успешное выполнение этого последнего условия как раз и становится основной статьей дохода сетевиков [2]. Есть еще один нюанс, на который мало кто обращает внимание. Ни один бизнесмен, предприниматель не заинтересован в увеличении числа конкурентов, тем более не создает их себе сам «своими руками», а ведь именно этим занимаются так называемые дистрибьюторы компаний многоуровневого маркетинга. Такая странная особенность данного вида деятельности заставляет задуматься о его соответствии самой сути предпринимательства и предположить, что в его основе лежат некие другие принципы, изучением которых должна заниматься не экономическая наука. Рассмотрим, какие положительныеи отрицательные стороныможно найти в сетевом маркетинге.Нельзя не отметить,чтона сегодня у сетевого маркетинга в нашей странесложилась в целомотрицательная репутация. Причиной подобногонегативногоотношения стали финансовые фирмы и компании, которые по своему устройству напоминаютвсем известные «пирамиды». Дальше, как по цепочке, этот негатив передается и на людей,работающих в этих компаниях. Подобное ложное мнение возникает попричине того, что финансовые пирамиды частомаскируют свою деятельность под формуMLMкомпаний. Однако в последнее время намечается следующаятенденция: люди становятся все более финансовограмотными и не причисляютобычные пирамиды к сетевому маркетингу.В финансовой пирамиде чаще всего отсутствуеттовар, или его характеристики отличаются от начального продукта (например,цена, качество, ликвидность). По мнению многих людей, которые строят своюкарьеру в данном роде деятельности, главным достоинством сетевого маркетинга является отсутствие графика работы. То есть если у вас появилось свободное время, вы можете поработать. Однако для людей, которые не могут распланировать свое время, данный параметр является, скорее всего, отрицательным фактором. Можно работать и один час, и 24 часа в сутки. Все зависит от ваших возможностей и желаний[3].Попробуем разобраться, почему одни называют сетевой маркетинг «величайшей возможностью в истории человечества», а другие –обманом.Взвесив все «за» и «против»,есть возможность определить для себя, нужно ли заниматься этим видом деятельности или нет. Начнём с плюсов, с того, что можно получить в перспективе:1) относительно свободный график работы, возможность совмещения с другой работой;

2) большая демократичность–вас примут вне зависимости от вашего:

—характера предыдущей деятельности;

—опыта;

—финансового состояния;

—физического состояния;

—образования;

—связей;

—положения в обществе;

—рекомендаций;

—национальности, расы;

—внешности;

—популярности;

—возраста;

—пола, –

тогда как в любомдругом видедеятельности, непременно обнаружатся определенные ограничения хотя бы по некоторым из этих параметров; 3) возможность свести к минимуму контакты с неприятными людьми, вас никто не подсиживает, больше возможностей выбирать круг общения;4) скорость роста зависит от вас (вы можете выбрать комфортную для себя скорость работы);5) возможность проявить индивидуальность, творчество (в сетевом маркетинге больше выбора, альтернатив);6) обеспечение (если сравнивать с традиционным бизнесом, многое компания берёт на себя: бухгалтерия, подсчёт доходов, логистика, привоз, выпуск брошюр, каталогов, производство продукции, её улучшение);7) очень низкий стартовый капитал и отсутствие финансовых рисков (не нужны кредиты, займы, не нужно оставлять под залог движимое и недвижимое имущество, стартовый капитал доступен и не вызывает сильных финансовых затруднений, в случае отсутствия успеха вы не потеряете всего того, что могли бы потерять, организовав традиционный бизнес, в любом случае ваш уровень не станет ниже, чем был);8) нет таких спадов в период финансового кризиса, как в традиционном бизнесе;9) нет территориальной привязанности к месту работы (вы можете работать там, где вам удобно, в том числе,в другом городе,потребуетсятольконаписать заявление, чтобы вас привязали к другому городу для выплат заработанных денег);10) неограниченная финансовая перспектива (нет потолка, как на определённой должности, где сколько бы вы не работали не получите больше);11) васне подсиживают, не мешают вашему росту, а наоборот заинтересованы в нём (нечасто найдёшь такую деятельность, гдеваш успех выгоден и пригласившим вас, и компании, многоли вызнаете видов деятельности, где окружающие хотели бы, чтобы вы зарабатывали как можно больше?);12) возможность иметь остаточный доход, если заложить хороший фундамент (по аналогии спостояннымденежнымвознаграждениемот созданиясвоей книгиили музыкального произведения);13)равные возможности для всех (независимо от вашего ранга, условия для всех одинаковые (например, объём ежемесячного подтверждения), в отличие от традиционной корпоративной структуры, где приоритет отдаётся вышестоящим, как бы вы ни работали); 14) карьерный рост не зависит от личных отношений с вышестоящими наставниками, консультантами из параллельных организаций (вы не зависите от капризов начальства, вам не приказывают –неважно на каком вы уровне, потому что свою организацию вы строите сами);15) возможность обучиться новой профессии гораздо быстрее (не тратя 11и 5 лет на обучение + стажировка);16) благородство бизнеса (возможность стоить свой бизнес, помогая другим);17)относительная свобода (больше возможностей регулировать, как, с кем, сколько, когда и где работать, когда устроить себе отпуск, сколько времени провести с семьёй, сколько времени уделить любимым видам деятельности; при этом нужно учитывать, что количество уделяемого времени зависит от желаемой суммы дохода: чем больше хотите зарабатывать, тем больше времени нужно уделять данной сфере деятельности, особенно в начале, но даже когда человек достигаетопределенныхвысот, данная деятельность должна статьего образом жизни)18) поддержка (даже если вы чегото не умеете или чтото у вас не получается, вы сможете учиться, вас никто не выгонит, в отличие от равнодушия, которое царит в корпорациях, сетевой маркетинг всегда поддержит человека, если последний готов держаться за него до конца, учиться, вкладывать свои силы).19) меньшая зависимость от различных бюрократических инстанций.Но всем известна поговорка о бесплатном сыре, который ждёт лишь в мышеловке. Поэтому осветими отрицательные стороны МЛМ.В России и в наши дни процветают финансовые пирамиды и всевозможные аферы, успешно маскирующиеся под сетевоймаркетинг. Изза недостаточной информированности нашего населения в вопросах сетевого бизнеса, и нежелания в них разобраться возникает множество негативных высказываний в адресМЛМ.К минусам сетевого маркетинга можно отнести:1.Возможность получения отказов на переговорах с потенциальными клиентами. Многие именно по этой причине не хотят заниматься сетевым бизнесом –не все любят и не все могут получать отказы и адекватно на них реагировать. В сетевом маркетинге нет, как такового, строго отбора, поэтому имеет место текучка людей. Многие сначала загораются этой идеей, но при первых же трудностях уходят из сетевого маркетинга. Как правило, такие люди уходят с негативными отзывамипо поводу всей системы сетевого маркетинга.2.Пройдя все трудности работы(речь здесь идёт как о моральных препятствиях, так и о физических)в сетевом маркетинге, остаются лишь немногие, которыедействительно не прогнулись,не сломались и выдержаливсе испытания. Поэтому в современном обществескладывается негативная славао системе МЛМкомпаний (особенно это касаетсянашей страны).3.Сегодня еще нет статуса «сетевика», и следовательно такая профессия официально еще не признана. И когда заходит разговор о сетевом маркетинге и дистрибьюторах, люди чаще всего представляют себе вечно пристающих,замученных людей с каким бы то ни было продуктом.4.Помимоэтого большимминусомMLMявляется то,что статус сетевика не является юридически защищенным. Междукомпанией и дистрибьютором существуют только договорные соглашения.5.На начальномэтапе работа в МЛМ бизнесе требуется огромное количество времени, тем более, если сетевой маркетинг не является единственным местом работы. Начинаются проблемы с близкими людьми, приходитсяиногда делать нелегкий выбор.6.Продукция сетевых компаний, чаще, стоит ощутимодороже, чем ее аналоги в розничной сети продаж. Это можно объяснить преимуществами в качестве.А убедить человека в необходимости перейти на потребление качественных, но дорогихтовароввсегда непросто.Но бытует и прямо противоположное мнение, что качество предлагаемых распространителями товаров, не проверено, а следовательно, сомнительно.7.Ещё одним минусом становится необходимость периодически покупать товары компании. Очень часто в сетевых компаниях действует принцип, исходя из которого,каждый дистрибьютор обязан регулярно сам покупать продукцию компании на определенную сумму. А эти вложения, особенно в первоначальном этапе, могут не то что отнимать большую часть дохода, но и перекрывать весь полученный доход.8.В наиболее эффективных сферах MLM(косметика, средства бытовой химии, личной гигиены и т.п.) уже работают множество успешных и продвинутых в своём деле дистрибьюторов, которыенаработалипостоянную клиентскую базу и мастерство, поэтому конкурировать с ними будет совсем не просто.9.Доход в сетевом маркетинге не гарантирован, и это, наверное, один из главных минусов.Если в случае традиционного трудоустройствавы будете получать хоть какуюто зарплату,даже если будете работать неэффективно (но в этом случае, конечно, возникнет вопрос об увольнении), то в МЛМкомпании заработок зависит только от результатов труда. Даже если вы будете работать 20 часов в сутки, но не привлечете ни одного дистрибьютора и не продадите ни одной единицы товара, о заработной плате можно даже не мечтать.Важнейшимминусомсетевого маркетинга является невероятнаяморальная нагрузка, которая вызвананедоверием обществак сетевым бизнесменам.Виноваты в таком положении вещей многочисленные фирмы, которыеиспользуют технологию сетевого бизнеса для нечестногозаработка посредством обмана своих клиентов[4].Многообразие безрезультатных средствдля похудения, биологически активные добавки (БАД)с сомнительными свойствами, некачественная косметика –все эти товары продают новоиспеченные дистрибьюторы своимродственникам,друзьям, знакомым и просто людям на улице, чтобы получить достойныйи долгожданныйдоход. В итоге обманутыми оказываются все участники данных договорных отношений, а организаторы сетевой фирмы, получив весь доход, разрабатывают всё новые и новые способы втянуть людей в свои сети.Они без зазрения совестипользуются высокой безработицей и предлагают быстрый способ заработка «приличных» денег.Для этого в дело вступаетцелая системавнушения нужных мыслей потенциальной жертве. Словно мёдомзаманивают, рассказывая специально заученными фразами о том, что можнообогатиться до немыслимых сумм. А, что самое главное, ни слова о минусах МЛМ бизнеса, одни лишьплюсы! А чтобы всё это действительно оказалось явью,предлагаетсянемного подучиться. За деньги самих же кандидатов в миллионеры, организовывают семинары, где снова расшатывают сознание жертв рассказами о возможности кардинально изменить свою тяжкую жизнь в лучшую сторону. Специальные подсадные утки на таких семинарах усиленно «подпевают» преподавателям и первыми начинают сдавать все необходимые платежи. Синдром толпы срабатывает и люди, уже втянувшись в затраты, продолжают нести деньги. Они закупают неликвидный товар и получают задание к следующему семинару продать его. Но, чаще всего, сами же его и выкупают. А на следующий семинар поехать, конечно же, просто необходимо, ведь там обучение обещали ещё лучше. Комуто из приехавших участников вручают знаки отличия за ударную работу. Даже дарят дорогие машины. А награждённые, бьются в благодарной истерике, взывая всех остальных работать лучше и не жалея денег. И затраты эти скоро, вот уже наднях, начнут приносить прибыль.Только возьмите ещё товара и привлекайте к работе своих знакомых.Наивный человек не понимает, что все эти награждённые и зазывающие –люди из команды обманщиков. И продолжает думать, что дело в его собственной слабой работе, надо только подтянуться и всё пойдёт. Незадачливый бизнесмен, связавшись с махинаторами, теряет своих друзей, не соглашающихся вступать в «секту»продавцов.Критики сравнивают многие сетевые фирмы с культом, где главный идол–сама компания. Ведь персонал в таком бизнесе и правда напоминает религиозных фанатиков в некоторых отношениях: у них есть вера в компанию, вера в её продукцию, есть надежда на благосостояние и раннюю пенсию. Эти люди никогдане пропускают семинары и собрания, в самом деле напоминающие сектантские встречи, на которых силупозитивного мышления заменяет верав Бога.При этом большинство руководителей сетевых компании лично ничего не распространяют. А некоторые и вовсе признаются, что своих распространителей «опасаются», по причине их неадекватности, и стараются с ними не встречаться. Для этого есть менеджеры, которые, реально оценивают распространителей в качестве источникадохода, наподобиетлей для муравьев.А ведь есть такие люди, которые «фанатеют» от такого родадеятельности. Есть фанаты спорта и различных спортивных команд. Есть религиозные фанатики, готовые на любыевраждебныедействия против тех, кто подвергнет сомнению идеи, которыеонипропагандируют.И, разумеется, есть фанатысетевики[5].Онимогут очень агрессивно отстаивать свою компанию и продукт. «Слава Продукту!», «Кто не с нами, тот против нас!»–вот их девизы.В определённых случаяхсетевой маркетинг –это зло, поскольку несетссобой агрессию. Неоправданную ничем агрессию со стороны людей, которые пытаются защитить свою компанию. И они выбираютлучшую, как известно,защиту–нападение.

А между тем гуру сетевого маркетинга внушают своим молодым адептамдистрибьюторам «нужные» мысли и идеи, с целью «завербовать» их,подвигнуть ихна совершение требуемыхдействий.

Ссылки на источники1. Жеглова Ю. Прямые продажи. –URL:http://lfinans.ru/articles/career/pryamyeprodazhi–[Дата обращения 05.05.2015]2. Сериков А. Сетевой маркетинг или Россия –страна пирамид. –URL: http://mlm.marksman.su–[Дата обращения 05.05.2015]3. Бетельман А. Как добиться уcпеха в сетевом маркетинге? –URL: http://sbetelman.ru/kakdobitsyaupexavsetevommarketinge–[Дата обращения 05.05.2015]4. Софронов Ю. Основные минусы сетевого маркетинга. –URL: http://mlmmentor.ru/osnovnyeminusysetevogomarketinga–[Дата обращения 05.05.2015]5. Фризе А. Мифы и страшная правда сетевого маркетинга: плюсы, минусы,недостатки и достоинства. –URL: http://alexanderfrize.com/2013/07/18/mifyiipravdasetevogomarketingaplyusyiminusyinedostatkiidostoinstva–[Дата обращения 05.05.2015]