Семья как фактор формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения в природе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волкова А. И. Семья как фактор формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения в природе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4121–4125. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85825.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Выявляются сущностные характеристики и структурные компоненты безопасного поведения детей в природе. Определяется влияние семьи на формирование у детей безопасного поведения. Выделяется уровень безопасного поведения в природе. Разрабатываетсяпрограмма формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения в природе и проверка её эффективности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Волкова Анастасия Игоревна,Студент ВГСПУ г.Волгоградvolkov.47@mail.ru

Семья как фактор формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения в природе

Аннотация.Статья посвящена изучению безопасногоповедения в природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Выявляютсясущностные характеристики и структурные компоненты безопасного поведения детей в природе. Определяется влияниесемьи на формирование удетей безопасного поведения.Выделяется уровень безопасного поведения в природе.Разрабатываетсяпрограммаформирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения в природе и проверкаеё эффективности.Ключевые слова:безопасное поведение, окружающая среда, охрана, бережное отношение, безопасность жизнедеятельности, семья, правила поведения.

Российскоегосударство и общество нуждаются в людях, способных к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы. В основе этих отношений —осознание того, что деятельность человека по отношению к природе не всегда гармонична и адекватна. Понимание отношений между природой и человеком отражено в Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.Актуальность безопасного поведения в природе отражена в различных документах как государственного, так и регионального значения. Это и Декларация по окружающей среде и развитию, утвержденной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (РиодеЖанейро, 1992), в которой обоснована необходимость длительного совместного развития общества и природы; Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001 г.; закон Волгоградской области от 15 мая 2003 г. № 825ОД «Об экологическом образовании в Волгоградской области» [1].Основной целью воспитания безопасного поведения дошкольника в природе, по мнению Л.П. Анастасовой, является формирование качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире. Цель всей системы воспитания и обучения формирование личности, безопасной для себя, для окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие, способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз, то есть личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни самому себе [2].Проблема безопасного детского поведения в природе актуальна, но не достаточно практически разработана. Взрослые оценивают ее важность, но в то же время не владеют необходимыми способностями формировать безопасное поведение у детей в природе. Природа источник опасностей, но в то же самое время она и источник информации для ребенка.Вусловиях введения ФГОС дошкольного образования остро встает вопрос онеобходимости развития индивидуальных потребностей ребенка в безопасном поведении, в том числе и в природе. В исследованиях М. В. Антроповой,Т. Л. Богиной, Т.М. Бондаренко, С. А. Ганата, О.А.Кулановского, Т.В. Кучера, В.М. Мельникова, С. В. Петериной, Л.Т. Ямполъского процесс формирования безопасного поведения в природе у детейстаршего дошкольного возраста занимает важное место, подчеркивается его особое значение в процессе экологического воспитания.Воспитанию бережного и ценностного отношения к природе посвящены работыЕ.Н. Лазаренко, Н.Ф. Виноградовой, И. Д. Зверева, М. Ю. Картушиной, Т.А. Куликовой, В.Н. Черняковой, Г. П. Юрко и др.Воспитанию безопасное поведение в природе посвящены работы Н.Н. Авдеевой, Т.А.Алексеевой, Н.Ю. Белой, Ю. Л. Воробьева, И.В.Ивановой, П.В. Ижевского, А. Н. Каюровой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т. С. Шеховцовой и др.Проблема исследования состоит в недостаточной обоснованности на теоретикометодологическом уровне процессаформирование безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.При выявлениисущностных характеристик и структурных компонентов безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе, мы выявили, чтобезопасное поведение ребенка в природе –это сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях в природе (в лесу, во время грозы, при ориентировании на местности, в турпоходе, безопасное обращение с грибами и ягодами, безопасность при купании, безопасность на замерзших водоемах и прочие). Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций в природе и особенностей поведения в них. Сущностные характеристики безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе содержат следующее пункты: 1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления). 2. Охрана природы. 3. Съедобные и несъедобные грибы. 4. Лекарственные и ядовитые растения. 5. Контакты с насекомыми, животными. Так же можно выделить содержательные компоненты безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе: 1. В природе всё взаимосвязано. 2. Загрязнение окружающей среды. 3. Бережное отношение к живой природе. 4. Общение с растениями: ядовитые растения; лекарственные растения. 5. Общение с животными: опасные животные; животные –друзья человека. 6. Ухудшение экологической ситуации. 7. Восстановление окружающей среды[3].Определяя влияние семьи на формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения в природе, мы выявили, чтобезопасность поведения дошкольников в природе при помощи семьи, осуществляется в двух направлениях:устранение травмоопасных ситуаций при общении с природой; воспитание безопасного поведения в природе. Задачи семьи в формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения детей в природе: 1. Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в природе. 2. Закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе умения безопасного поведения в природе. 3. Создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами в природе. Работа с родителями чаще всего заключается в размещении наглядной информации, в проведении бесед с ними. В качестве основных методов и приемов используемых в семье для формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения в природе в различной последовательности используются: коммуникативные игры; беседы на различные темы; сюжетноролевые игры[4].Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы.На констатирующем этапе исследованиянами:

по методике «Правила поведения детей в лесу», автор М.Н. Сигимова,наблюдается низкий (80%), средний (15%) и высокий (5%) уровень знаний «правил поведения детей в лесу» у детей старшего дошкольного возраста[5];

по методике «Экологические правила поведения в природе», автор С.Н. Николаева,наблюдается низкий (75%), средний (20%) и высокий (5%) уровень знанийэкологических правил поведения в природе детей старшего дошкольного возраста[6]:

по методике «Правила поведения детей на природе с семьей», автор М.Н. Сигимова,наблюдается низкий (85%), средний (10%) и высокий (5%) уровень знанийэкологических правил поведения в природе детей старшего дошкольного возраста[5].На формирующем этапеисследованиянами была проведена следующая работа. Для формирования безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста в условиях семьи нами был взят и доработанкомплекс форм, методов и средств «Мы любим природу», разработанный на основе игр и упражнений Т. Л. Богиной, О. А. Кулановского, А. Б. Лагутина, К. В. Судаковой, Т. Ю. Яновской[7].Основная цель комплекса формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста в условиях семьи.На контрольном этапе исследованиябыли получены следующие результаты:

по методике «Правила поведения детей в лесу», автор М.Н. Сигимова,наблюдается низкий (15%), средний (65%) и высокий (20%) уровень знаний «правил поведения детей в лесу» у детей старшего дошкольного возраста[5];

по методике «Экологические правила поведения в природе», автор С.Н. Николаева,наблюдается низкий (15%), средний (60%) и высокий (25%) уровень знанийэкологических правил поведения в природе детей старшего дошкольного возраста[6];

по методике «Правила поведения детей на природе с семьей», автор М.Н. Сигимова,наблюдается низкий (15%), средний (65%) и высокий (15%) уровень знанийэкологических правил поведения в природе детей старшего дошкольного возраста[5].Для формирования безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста в условиях семьи предлагаем комплекс форм, методов и средств «Мы любим природу», разработанный на основе игр и упражнений Т. Л. Богиной, О. А. Кулановского, А. Б. Лагутина, К. В. Судаковой, Т. Ю. Яновской[7].Основная цель комплекса формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование безопасного поведения в природе у детейдошкольного возраста в условиях семьиДополнительные цели комплекса:

сформировать понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственноэстетическом и практическом значении для человека;

продолжить освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности;–сформировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;–приобщить к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;–передать детям знания о правилах безопасного поведения в природе;–формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.Формы работы с родителями: родительские собрания; круглые столы; консультации; семинары; дискуссии,дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папокпередвижек, стендов, родительских уголков); совместные мероприятия с приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарника, смотрыконкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами; анкетирование родителей.Родителитакжеподготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике, участвуют в продуктивной деятельности и в мероприятиях.Тематическое планированиеи программное содержаниекомплекса занятий «Мы любим природу», разработанный на основе игр и упражнений Т. Л. Богиной, О. А. Кулановского, А. Б. Лагутина, К. В. Судаковой, Т. Ю. Яновской[3].«Контакты с животными, насекомыми» Цель: дать знания о правилах поведения при контакте с животными, насекомыми. Программное содержание: Закрепить правилаповедения с бродячими животными: кошки, собаки. Познакомить с правилами поведения при встрече с коровами (не подходить близко), змеями(собираясь в лес, одевайте сапоги, увидев змею, не трогайте, а обойдите, еѐстороной); насекомыми: пчѐлы и осы(ни в коем случае нельзя махать руками и бежать), клещи (собираясь в лес, одеть защитную одежду, если укусил, быстро обратиться к врачу), муравьи; рассказать об особенностях их жизни. Объяснить о недопустимости убивать живые существа изза боязни к ним. 1. Дид. Игра «Что нужно одеть, собираясь в лес» 2.Настольная игра «Опасные насекомые» 3.Тематические загадки и стихотворения. 4.Наблюдение «Жизнь насекомых» (например: «Муравейник и его обитатели») 5.Игра «Кто где живѐт» (дети на две группы 1насекомые(животные),2их дома; по сигналу «В дома!», все должны найти свой домик). Работа с родителями: Оформление папкипередвижки: «Правила поведения при встрече с насекомыми».«Безопасность при отдыхе на природе» Цель: закрепить основные правила поведения при отдыхе на природе. Вспомнить основные правила поведения на природе: поведение во время грозы, защита от насекомых, как безопасно развести костѐр; рассказать о влиянии на человека погодных условий (как правильно нужно одеваться по погоде), что нужно делать, если отравился ядовитыми растениями, грибами. Вспомнить правила сбора грибов. Усвоить понятие «не навреди природе». 1.Дид. карточки «Найди правильное действие». 2. Игратренинг: «Если рядом пчѐлы» 3.Моделирование ситуации: «Дети купались в озере, неожиданно началась гроза». 4.Разгадывание тематических загадок. 5.Подвижная игра «Прятки АУ!» 6.Рисование тематических плакатов: «Береги природу»! Работа с родителями: Папкапередвижка «Экскурсии в природу». Консультация: «Воспитаваем доброту к природе».

Так же входе работы были проведены такие дидактические игры как: «С какой стороны дует ветер» на листе бумаги изображено дерево и стрелка с направлением ветра, дошкольники дорисовывают ветки, чтобы они отклонялись по направлению ветра; «Собери букет» дети выбирают растения не опасные для жизни.Упражнение детей (не аллергиков) в практическом определении растений по запаху; Игратренинг «Что нужно делать, чтобы природа была чистой?»; Трудовые поручение на прогулке: посыпание дорожек песком. В ходе проведения комплекса занятий дети могут:1.Назвать основные правила поведения на воде: нельзя без сопровождения взрослых заходить в воду; нельзя прыгать и нырять в незнакомом месте; долго купаться в воде нельзя (чем опасно); нельзя одним плавать в лодках, самодельных плотах; если упали в воду и начали тонуть не паниковать, стараться удержаться на поверхности. 2. Назвать основные правила поведения на льду: выходить на лед водоемов нельзя, непрочный лед возле стока вод, зарослей кустарника (камышей), сугробов. Двигать можно только по натоптанным следам, при условии, что лед крепкий, брать с собой палку, чтобы проверить путь.3. Объяснить, что такое гололед, чем он опасен. 4. Назвать правила поведения во время грозы ( находиться лучше в помещении, закрыть окна, выключить электроприборы; выключить мобильный телефон, нельзя стоять под деревьями, можно в кустарнике, нельзя бегать на улице). 5.Назвать по картинке, что загрязняет природу. 6. Назвать правила поведения с бродячими животными: кошки, собаки. Змеями (собираясь в лес, одевайте сапоги; увидев змею, не трогайте, а обойдите ее стороной); насекомыми: пчелы и осы (ни в коем случае нельзя махать руками и бежать), клещи (собираясь в лес, одеть защитную одежду, если укусил, быстро обратиться к врачу), муравьи.7. Назвать и показать на рисунке съедобные и ядовитые грибы, назвать некоторые ядовитые растения: ландыш, лютик едкий, белена черная, волчье лыко, вороний глаз. 8. Назвать основные правила поведения на природе: поведение во время грозы, защита от насекомых, как безопасно развести костѐр; рассказать о влиянии на человека погодных условий (как правильно нужно одеваться по погоде), что нужно делать, если отравился ядовитыми растениями, грибами. Назвать правила сбора грибов, привести примеры ядовитых и съедобных грибов. 9.Назвать и показать на рисунке, гербарии: лекарственные растения (подорожник, глухая крапива, лопух, одуванчик лекарственный, матьимачеха, ромашка лекарственная, шиповник, черемуха). 10.Какие действия человека, вредят природе, портят ее,а какие способствуют ее восстановлению. В результате систематической работы по данной проблеме получено следующее:

у детей сформированы знания, представленияоб опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях;

поведение детей стало более осознанное,самостоятельное, адекватное ситуациям к потенциально опасным ситуациям для жизни и здоровья человека в природе;

дети могут применять полученные знания и умения в повседневной жизни.

Ссылки на источники1.Вавилова, В. П. Современные технологии в программе экологического воспитания детей дошкольного образовательного учреждения: метод. Пособие / В. П. Вавилова.–Кемерово: Издво Кемер. облИУУ, 2013. –131 с.2.Анастасова,

Л.П., Иванова, И.В., Ижевский, П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л.П. Анастасова,

И.В.Иванова, П.В. Ижевский–М. : Альтернативная литература,2012. –297 с.3.Богина, Т. Л. Нравственноэкологическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. / Т. Л. Богина М.: Мозаика –Синтез, 2014. –112 с.4.Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова –М.: АСТ, 2010. –375 с.5.Сигимова, М. Н. Экологическое воспитание старших дошкольников. / М. Н. Сигимова Волгоград. 2009. –165 с.6.Николаева С.Н. Место игры а экологическом воспитании дошкольников. / Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. –М., Новая школа, 1997.7.Яновская, Т. Ю. Экологические игры для детей / Т. Ю. Яновская. –РостовНаДону: Феникс. 2014. –224 с.