Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов на основе метода case study

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гулакова М. В., Харченко Г. И. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов на основе метода case study // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4141–4145. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85829.htm.
Аннотация. В статье отражены теоретические аспекты метода case study, описаны различные виды кейсов, которые могут быть использованы в подготовке будущих педагогов, а также представлены этапы их разработки и решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гулакова Марина Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставропольode221@mail.ru

ХарченкоГалина Ивановна,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставрополь14101956@rambler.ru

Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов

на основе метода casestudy

Аннотация.В статье отражены теоретические аспекты метода casestudy, описаны различные виды кейсов, которые могут быть использованыв подготовке будущих педагогов, а также представлены этапы их разработки и решения.Ключевые слова:метод casestudy, педагогическая ситуация, педагогическая задача, интерактивность

В последние годы,в связи с курсом на модернизацию отечественногообразования,в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения. В процессе подготовки специалистовнеобходимо обращать внимание в первую очередь на те методы,которые бы обеспечивалисоздание средыобразовательного общения, характеризующейсяоткрытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.Вследствие этоговнедрение метода casestudyв учебный процессвысшего профессионального образованияв настоящее время является весьма актуальной мерой, что обусловлено двумятенденциями:ориентацией образования на формирование, прежде всего, профессиональной компетентности, умений и навыков интеллектуальной деятельности, на развитие у будущих педагогов, способности к обучению, умению перерабатывать достаточно большие объемы информации;развитием требований к выпускнику, который должен обладать способностью выбора оптимального решения в различных ситуациях.Особенностью метода casestudyявляется создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом студенты с одной стороны учатся решать жизненные задачи, а с другой, приобретают опыт использования современных методов в учебном процессе.Овладение методом casestudyпозволяет будущему педагогу выйти на профессиональный уровень, а именно:

эффективно регулировать поведение учащихся; получить навык постановки воспитательных целей, способствующих развитию учеников;получить представление о том, какоказывать всестороннюю помощь и поддержку ребенку; понять, как проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка; учиться сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач; анализировать ситуации в классном коллективе.Усвоениеметодаcasestudyневозможно без осмысления таких понятий, как педагогическая ситуация и педагогическая задача. Связано это с тем, что метод casestudy–современный метод работы с практическими ситуациями –возник не на пустом месте. Изначально использовались педагогические ситуации как способ и метод обучения будущих педагогов.Кейс (от англ. case–случай, ситуация) –это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Под ним может пониматься технология анализа конкретных ситуаций, какоголибо частного случая. Метод берет свое начало из решения педагогических ситуацийи педагогических задач. Основное отличие кейса от педагогической задачи в том, что к нему прилагаются дополнительные блоки.Анализ конкретных учебных ситуаций(метод кейсов, англ. сase stadu) –метод обучения, предназначенный для совершенствования навыкови получении опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией

осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людейнавыки групповой работы.[3]Представленный для анализа случай должен отражать реальную жизненную ситуацию. Кроме того, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. Также требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для использования их в практической плоскости решения конкретной проблемы или ряда проблем.В процессе работыскейсом от участников часто требуется дополнительный информационный поиск, анализ ситуации. В конечном итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы и приходят к собственным выводам.

В настоящее время существуют две классические школы, использующие метод casestudyкак основной практический метод обучения, Гарвардская и Манчестерская. В рамках американской школы целью использования метода кейсов является обучение поиску единственно верного решения, европейская школа предлагает многовариантность решения искомой проблемы.Сегодня метод casestudyсчитается одним из самых эффективных способов обучения навыкам решения типичных проблем, который побуждает к активным действиям, способствует созданию ситуации успеха и соответственно мотивирует поведение.

Данная технология в корне интерактивна, так как изначально вводит обучаемых в процесс субъектсубъектных отношений, дает возможность обучающимся проявить активность, инициативу, самостоятельность, право каждому высказать собственное мнение. Однако самым важным является то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию.Идеи метода casestudyдостаточно просты [1].Метод предназначендля получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы, получения множественных вариантов решений; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; отсюда принципиальное отличие кейсметода от традиционной методики решения педагогической задачи: студент становится по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.Результатом применения кейсметода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности, т.е. компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.Технология использования метода casestudyзаключается в следующем: разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, т. е. формируется ситуация, которая может произойти в реальной профессиональной деятельности. При этом в кейсе отражается комплекс тех знаний и компетенций, которые студентам необходимо получить.В процессе решения кейса происходит осмысление профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения.Применение кейсметода на практических занятиях заставляет глубоко освоить не только внешние стороны самой ситуации, но и использовать навыки обучения через деятельность.Создание кейсов актуальная и популярная в настоящее время технология, направленная,прежде всего,на профессиональное становление будущего учителя,инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач.Метод casestudyобладает рядом неоспоримых преимуществ: способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать и отстаивать своюпозицию. Кейсметод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, а также развить творческий потенциал. Действия в кейсе либо даются в описании, либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. В результате должна быть сформирована модель практического действия. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.Благодаря этомутехнология находит широкоеприменениев профессиональном обучении.Использование кейсметода не ограничивается только обучением, очень активно метод casestudyиспользуется как исследовательская методика. Эффективность его заключается в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.Условно различают следующие виды кейсов: практические кейсы, обучающие кейсы, научноисследовательские кейсы.Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Данные кейсыдолжны как можно реальнее отражать вводимую ситуацию или случай. Целью данного кейса является отработка теоретических знаний в преломлении к практической ситуации. По сути дела, этот кейс создает практическую модель ситуации. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности этой функции в различных кейсах различна. Кейс с доминированием обучающей функции называется обучающим кейсом. Он отражает типовые ситуации, которые часто встречаются в реальной жизни, и с которыми непременно придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности. Так как в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, то это предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизненных ситуаций. Сюжет, проблема и ситуация здесь не реальные, а такие, какими они могли бы быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей.Это же характерно и для научноисследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели.Как правило, кейс включает в себя:ситуацию –случай, проблему, историю из реальной жизни:контекст ситуации –хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;комментарий ситуации, представленный автором;вопросы или задания для работы с кейсом;приложения.Этапы разработки кейсаопределение места кейса в системе образовательных целей.поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса.построение или выбор модели ситуации.создание описания ситуации и путей ее решения.сбор дополнительной информации.подготовка окончательного текста. презентация кейса, организация обсуждения.Этапы решения кейсапервый этап: знакомство с ситуацией, ее особенностями.второй этап: выделение основной проблемы, выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.третий этап: предложение концепций или тем для «мозгового штурма».четвертый этап: анализ последствий принятия того или иного решения.пятый этап: предложение одного или нескольких вариантов решения кейса, указание на возможное возникновение проблем, а также на механизмы их предотвращения или решения.Метод casestudyимеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, которые могут быть получены при использовании кейсметода, можно разделить на две группы: учебные результаты –результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты –результаты самих участников взаимодействия, реализованные личные цели обучения.Вместе с тем наблюдаютсяи такие позитивные изменения как развитие коммуникативных умений инавыков, установлениеэмоциональных контактов между учащимися, обеспечение решения воспитательных задач, поскольку приучает работать вкоманде, прислушиваться кмнению своих товарищей. Использование метода casestudyвпроцессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы ихдеятельности, переключать внимание наузловые вопросы темы занятий.Таким образом, хороший кейс обучает поиску новых подходов, поскольку не имеет единственного правильногорешения. Решений может быть несколько. Кроме того, кейс способствует выработке независимого мышления, а значит, развивает не только навык креативного поиска, но и профессиональные компетенции.

Ссылки на источники1.Долгоруков А.М. Метод casestudyкак современная технология профессиональноориентированного обучения [Электронный ресурс].Режимдоступа: http:// evolkov. net/learn/methods/case.study.html.2.Михайлова Е.И. Кейс и кейсметод: общие понятия // Маргетинг.1999.№1.С.109117.3.Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза(методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). –Новосибирск: Издво, НГАУ, 2012. –58 с.4.Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy// Инновации в российском образовании.М.: ВПО,2000.5.Юлдашев З.Ю. Инновационные методы обучения: особенности кейсстади метода обучения и пути его практического использования / З.Ю.Юлдашев, Ш.И.Бобохужаев.Ташкент: IQTISOD–MOLIYA, 2006.