Деятельностный подход в обучении русскому языку младших школьников по УМК «Гармония»
Выпуск:
ART 85896
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ивкина
Ю.
М. Деятельностный подход в обучении русскому языку младших школьников по УМК «Гармония» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4476–4480. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85896.htm.
Аннотация. В статье автор затрагивает проблему реализации деятельностного подхода в начальном образовании. Он рассматривает реализацию деятельностного подхода в УМК «Гармония». Выделяет условия, соблюдения которых этот подход требует в учебнике М. С. Соловейчик «Русский язык: К тайнам нашего языка» и приходит к выводу, что учебник «Русский язык: К тайнам нашего языка» М. С. Соловейчик имеет широкие возможности для реализации условий деятельностного подхода.
Текст статьи
Ивкина Юлия Михайловна,Ассистенткафедры теории и методики начального и дошкольного образования, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. ОренбургIvkina07@yandex.ru
Деятельностныйподход в обучении русскому языку младших школьников по УМК «Гармония»
Аннотация.В статье автор затрагивает проблему реализации деятельностного подхода в начальном образовании. Он рассматривает реализацию деятельностного подхода в УМК «Гармония». Выделяет условия, соблюдения которых этот подход требует в учебнике М.С. Соловейчик «Русский язык: К тайнам нашего языка» и приходит к выводу, что учебник «Русский язык: К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик имеет широкие возможности для реализации условий деятельностного подхода. Ключевые слова:деятельный, деятельность, деятельностный подход
В президентской инициативе «Наша новая школа» ставятся перед образовательной системой новые задачи, расставляются новые приоритеты, меняется взгляд на взаимоотношения ученика и учителя. В связи с этим выпускник школы должен обладать такимикачествами, как понимание, конструирование и оценка информации, ее анализ на основе системы теоретических знаний, принятие решений на основе проведенного анализа, проектирование собственной деятельности в соответствии с поставленными целями и реализация построенного проекта, самоконтроль полученных результатов и коррекция выполняемой деятельности, ее самоанализ. Важнейшей задачей сегодняшней школы является не просто вооружить выпускника набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, умение работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.
Современное общество требует,чтобы образование соответствовало самым высоким мировым стандартам, а у нас очень много недостатков. Низкий уровень грамотности, образованности, заформализованность процесса обучения, отсутствие интереса к предмету. У учащихся не сформированы ключевые компетентности: готовность к разрешению проблемы, готовность к самообразованию, к использованию информационных ресурсов. Совершенствование российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использование комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, а многие педагоги к этому не готовы. В связи с введением нового ФГОС НОО главнымнаправлениемобучения является формированиеу младших школьников умения учиться. На передний план в начальном образованиивыдвинуты задачи реализации деятельностного подхода.Деятельностный подход является основой развивающего обучения. При организации традиционного обучения ребенок выступает в качестве объекта. Реализуя на уроках русского языка в начальной школе деятельностный подход, учителя начальных классов осознают, что включение младшего школьника в деятельность отличается от традиционного усвоения готового знания. Общество требует иного подхода к учебной деятельности, так как при использовании традиционного обучения выпускник начальной школы не готов к самостоятельному усвоению знаний, к освоению новых видов деятельности в среднейшколе. Вот в ФГОС НОО ставится вопрос о переходе от «знаниевого» подхода к «деятельностному». Для того чтобы дать определение деятельностному подходу, охарактеризуем следующие понятия:«Подход» в педагогике –это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения и воспитания, т. е. методы, формы, приемы обучения.«Деятельный» –живой и энергичный, активно действующий [2; с.128].«Деятельность —форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека [1; с.96].
«Действие» –это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут.«Деятельностныйподход –это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника».Деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развитиядетей.В.В. Давыдов всвоейработе «Теория развивающего обучения» отмечает, что деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурноисторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат –знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат –умения), осознаешь необходимость изменения характера учебного процесса и способа деятельности учащихся.Этотподход способствует развитиюкаждого ученика, формированиюего индивидуальных способностей, а также способствует укреплению знанийи увеличениютемпаизучения материала без перегрузки учащихся.Деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегосяна основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.Деятельностный подход вобученииреализуется при следующих условиях:
наличие у учащихся познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у младших школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
В учебнометодическомкомплекте «Гармония»на первый планвыходитне накопление у учащихсязнаний, умений и навыков в отдельнойпредметной области, а усвоение знанийв процессе деятельности младшего школьника,причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.Рассмотрим,обеспечивает ли учебник «Русский язык: К тайнам нашего языка» реализациюдеятельностного подхода к обучению. Последовательно выделимвсе те условия, соблюдения которых этот подход требует.1. Наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). При реализации деятельностного подхода обучение предлагается начинать не с предъявления готовых сведений, а с постановки учителем учебной задачи, с помощью которой у детей возникло бы желание узнавать, «открывать» новые сведения и научиться пользоваться ими.Младшие школьники сами «открывают» новые знания в процессе исследовательской деятельности. Присоблюдении данного условия задачей учителя будет являтьсяорганизация такой работы, при которойучащиеся, сами смогут решить проблемуурока и сами объяснить, как надо действовать в новых условиях.Реализация первого условия деятельностного подходаосуществляется, прежде всего, с помощью введения вучебник «Русский язык: К тайнам нашего языка» персонажейАнтонаи мальчикаиностранца.Младшие школьники при работе по учебнику, вступают с даннымиперсонажамивдиалог, они пытаются отвечать на ихвопросы, проверяют его действия, исправляют, объясняюти т.д. Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения. Примером таких заданий может служить упр. 531533, с.116 (2 класс, ч.2)В учебнике Соловейчик М.С. «Русский язык: К тайнам нашего языка»для формирования активной познавательной позиции автором используются следующие способы мотивации деятельностиучащихся:
вопросы, суждения, ошибки персонажей;
задания, для выполнения которых не достаёт знаний;
заголовкивопросы;
наблюдения за фактами языка, для объяснения которых нужны новые знания.2. При реализации второго условия деятельностного подхода в учебнике «Русский язык: К тайнам нашего языка» младшим школьникам предлагается высказать свои предположения по определенному вопросу или ответить на вопросы какоголибо персонажа, затем проверить свой ответ по учебнику. Иногда учащимся предлагается сразу познакомиться с мнением ученых, авторы учебника используют это в тех случаях, когда поиск не может быть продуктивным.Примером реализации данного условия служит упр. 509, 510, с. 105; (2 класс, ч.2).3. Следующееусловие предполагает выполнениемладшими школьникамиосознанных учебных действий с языковым материалом. Выполнениеосознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. Учителю на данном этапе необходимо направить усилия на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.Для реализации данного условия в учебнике приведены памятки, например, «Как писать без ошибок» (с.153; 2 класс, ч.2).4.Четвёртое условие деятельностного подхода к обучению связано с умением младших школьников контролировать свои действия (упр. 259, с.133; 2 класс, ч.1). 5. Включение содержание обучения в контекст решения значимых жизненных задач(упр. 172, с. 85; 2 класс, ч.1).Таким образом, применение деятельностного подходав обучении русскому языку позволит образованиюв корне изменитьсвоё содержание и формы, статьпонастоящему современным и динамичным.Данный подход в процессе обучения связан с формированием ключевых компетенций, то есть готовностью младших школьников применять усвоенные знания и способы деятельности для решения значимых практических жизненных задач. Учебник «Русский язык: К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик имеет широкие возможности для реализации условий деятельностного подхода.
Ссылки на источники1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М., 2001.2. Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. М., 2010.3.Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват.учреждений / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Смоленск: АссоциацияXXI век, 2012.
Деятельностныйподход в обучении русскому языку младших школьников по УМК «Гармония»
Аннотация.В статье автор затрагивает проблему реализации деятельностного подхода в начальном образовании. Он рассматривает реализацию деятельностного подхода в УМК «Гармония». Выделяет условия, соблюдения которых этот подход требует в учебнике М.С. Соловейчик «Русский язык: К тайнам нашего языка» и приходит к выводу, что учебник «Русский язык: К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик имеет широкие возможности для реализации условий деятельностного подхода. Ключевые слова:деятельный, деятельность, деятельностный подход
В президентской инициативе «Наша новая школа» ставятся перед образовательной системой новые задачи, расставляются новые приоритеты, меняется взгляд на взаимоотношения ученика и учителя. В связи с этим выпускник школы должен обладать такимикачествами, как понимание, конструирование и оценка информации, ее анализ на основе системы теоретических знаний, принятие решений на основе проведенного анализа, проектирование собственной деятельности в соответствии с поставленными целями и реализация построенного проекта, самоконтроль полученных результатов и коррекция выполняемой деятельности, ее самоанализ. Важнейшей задачей сегодняшней школы является не просто вооружить выпускника набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, умение работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.
Современное общество требует,чтобы образование соответствовало самым высоким мировым стандартам, а у нас очень много недостатков. Низкий уровень грамотности, образованности, заформализованность процесса обучения, отсутствие интереса к предмету. У учащихся не сформированы ключевые компетентности: готовность к разрешению проблемы, готовность к самообразованию, к использованию информационных ресурсов. Совершенствование российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использование комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, а многие педагоги к этому не готовы. В связи с введением нового ФГОС НОО главнымнаправлениемобучения является формированиеу младших школьников умения учиться. На передний план в начальном образованиивыдвинуты задачи реализации деятельностного подхода.Деятельностный подход является основой развивающего обучения. При организации традиционного обучения ребенок выступает в качестве объекта. Реализуя на уроках русского языка в начальной школе деятельностный подход, учителя начальных классов осознают, что включение младшего школьника в деятельность отличается от традиционного усвоения готового знания. Общество требует иного подхода к учебной деятельности, так как при использовании традиционного обучения выпускник начальной школы не готов к самостоятельному усвоению знаний, к освоению новых видов деятельности в среднейшколе. Вот в ФГОС НОО ставится вопрос о переходе от «знаниевого» подхода к «деятельностному». Для того чтобы дать определение деятельностному подходу, охарактеризуем следующие понятия:«Подход» в педагогике –это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения и воспитания, т. е. методы, формы, приемы обучения.«Деятельный» –живой и энергичный, активно действующий [2; с.128].«Деятельность —форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека [1; с.96].
«Действие» –это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут.«Деятельностныйподход –это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника».Деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развитиядетей.В.В. Давыдов всвоейработе «Теория развивающего обучения» отмечает, что деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурноисторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат –знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат –умения), осознаешь необходимость изменения характера учебного процесса и способа деятельности учащихся.Этотподход способствует развитиюкаждого ученика, формированиюего индивидуальных способностей, а также способствует укреплению знанийи увеличениютемпаизучения материала без перегрузки учащихся.Деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегосяна основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.Деятельностный подход вобученииреализуется при следующих условиях:
наличие у учащихся познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у младших школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
В учебнометодическомкомплекте «Гармония»на первый планвыходитне накопление у учащихсязнаний, умений и навыков в отдельнойпредметной области, а усвоение знанийв процессе деятельности младшего школьника,причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.Рассмотрим,обеспечивает ли учебник «Русский язык: К тайнам нашего языка» реализациюдеятельностного подхода к обучению. Последовательно выделимвсе те условия, соблюдения которых этот подход требует.1. Наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). При реализации деятельностного подхода обучение предлагается начинать не с предъявления готовых сведений, а с постановки учителем учебной задачи, с помощью которой у детей возникло бы желание узнавать, «открывать» новые сведения и научиться пользоваться ими.Младшие школьники сами «открывают» новые знания в процессе исследовательской деятельности. Присоблюдении данного условия задачей учителя будет являтьсяорганизация такой работы, при которойучащиеся, сами смогут решить проблемуурока и сами объяснить, как надо действовать в новых условиях.Реализация первого условия деятельностного подходаосуществляется, прежде всего, с помощью введения вучебник «Русский язык: К тайнам нашего языка» персонажейАнтонаи мальчикаиностранца.Младшие школьники при работе по учебнику, вступают с даннымиперсонажамивдиалог, они пытаются отвечать на ихвопросы, проверяют его действия, исправляют, объясняюти т.д. Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения. Примером таких заданий может служить упр. 531533, с.116 (2 класс, ч.2)В учебнике Соловейчик М.С. «Русский язык: К тайнам нашего языка»для формирования активной познавательной позиции автором используются следующие способы мотивации деятельностиучащихся:
вопросы, суждения, ошибки персонажей;
задания, для выполнения которых не достаёт знаний;
заголовкивопросы;
наблюдения за фактами языка, для объяснения которых нужны новые знания.2. При реализации второго условия деятельностного подхода в учебнике «Русский язык: К тайнам нашего языка» младшим школьникам предлагается высказать свои предположения по определенному вопросу или ответить на вопросы какоголибо персонажа, затем проверить свой ответ по учебнику. Иногда учащимся предлагается сразу познакомиться с мнением ученых, авторы учебника используют это в тех случаях, когда поиск не может быть продуктивным.Примером реализации данного условия служит упр. 509, 510, с. 105; (2 класс, ч.2).3. Следующееусловие предполагает выполнениемладшими школьникамиосознанных учебных действий с языковым материалом. Выполнениеосознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. Учителю на данном этапе необходимо направить усилия на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.Для реализации данного условия в учебнике приведены памятки, например, «Как писать без ошибок» (с.153; 2 класс, ч.2).4.Четвёртое условие деятельностного подхода к обучению связано с умением младших школьников контролировать свои действия (упр. 259, с.133; 2 класс, ч.1). 5. Включение содержание обучения в контекст решения значимых жизненных задач(упр. 172, с. 85; 2 класс, ч.1).Таким образом, применение деятельностного подходав обучении русскому языку позволит образованиюв корне изменитьсвоё содержание и формы, статьпонастоящему современным и динамичным.Данный подход в процессе обучения связан с формированием ключевых компетенций, то есть готовностью младших школьников применять усвоенные знания и способы деятельности для решения значимых практических жизненных задач. Учебник «Русский язык: К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик имеет широкие возможности для реализации условий деятельностного подхода.
Ссылки на источники1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М., 2001.2. Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. М., 2010.3.Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват.учреждений / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Смоленск: АссоциацияXXI век, 2012.