Формирование интонационной стороны речи в структуре коррекции письма у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии
Международная
публикация
Выпуск:
ART 85929
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Курбанова
З.
Е. Формирование интонационной стороны речи в структуре коррекции письма у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4641–4645. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85929.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема нарушения чтения и письма у детей с недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Приведена методика обследования речевых возможностей у данной категории детей. Определены направления коррекционно-развивающей работы по формированию интонационной стороны речи с целью предупреждения нарушений письма и чтения.
Текст статьи
Курбанова Зоя Ефимовна,
Учительлогопед МБОУ «СОШ №58» г. Набережные Челныkurbanovi@mail.ru
Формирование интонационной стороны речи в структуре коррекции письма у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии
Аннотация.Встатье рассматривается проблема нарушения чтения и письма у детей с недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Приведена методика обследования речевых возможностей у данной категории детей. Определены направления коррекционноразвивающей работы по формированию интонационной стороны речи с целью предупреждения нарушений письма и чтения.Ключевые слова: интонация, чтение и письмо, обследование, коррекция. Контингентобщеобразовательнойшколы за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями вречевомразвитии, среди которых значительное местозанимаютшкольникис нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии, имеющие помимо фонетико фонематических, лексикограмматических нарушений и несформированность просодических компонентов речи. Безусловен факт особого, стойкого специфичного характера интонационных нарушений у этой категории школьников, первично связанных с расстройством моторного уровня организации речевого высказывания, что приводит к неадекватному функционированию всех компонентов и функций интонации. Это существенным образом влияет на коммуникацию, и практически всегда приводит к нарушениям чтения и письма. С лингвистической позиции указанные специфические трудности связаны с нарушением фиксации на письме фонологически значимых особенностей интонации. [1] Исходя из вышеизложенного, вопросы формирования интонационной выразительности речи умладшихшкольников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии, как важного составляющего компонента речевой системыи эффективного педагогического средства предупреждения и коррекции функционально значимых просодико интонационных ошибокписьма, являются актуальными.[2] С целью обоснования педагогической технологии формирования интонационной стороны речи у младших школьников данной категории проведена экспериментальная работа. На этапе констатирующего эксперимента в ходе логопедического обследования было выявлено 2 группы учащихся, имеющих типичные проявления нерезко выраженного общего недоразвития речи с признаками стертой формой дизартрии, который с большим трудом подвергается коррекции и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения.
Методика обследования включаетшесть серий. Общим правилом при оценивании заданий всех серий, является учет степени выполнения с помощью 4 градаций: 4б; 3б; 2б; 1балл. После этого высчитывается сумма баллов за все серии.
Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики, равно 28. При обработке полученных данных, абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 28 принять за 100%, то
процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 28. Затем вычисляется среднегрупповая успешность выполнения методики: сумма баллов, полученная за серию каждым ребенком выражается в процентном отношении, суммируются и делится на количество детей в группе.1.Методика обследования артикуляционной моторики.Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения:губы в улыбочке; язык «лопаткой»; язык «иголочкой»;
маятник;
чередование движений губ: «улыбкатрубочка».Задание повторить подряд 3 раза. Оцениваются: сила, точность, объем и переключаемость речевых движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.
Оценка: 4б четкое выполнение движений;
3б замедленное выполнение;
2б незначительноеизменение объема силы и точности;
1б отсутствие удержания позы, выраженное изменение
точности, объема, трудности переключения речевых движений. 2. Методика обследования общей моторики.1) Статическая координация движений.а)поставить стопы на одну линию постоять 10 секунд, глаза закрыты; б) встать на 1 ногу цапля руки опущены, стоять 10 секунд;в) встать на носочки, руки опустить, глаза закрыть. Оценка: 4б в течение 10 секунд удерживать позу, не балансируя руками;
3б а и б выполнены правильно, проба в трудна;
2б выполнена проба а, удерживая 45 секунд, балансирование руками, открыты глаза;
1б невозможность выполнения пробы.
2) Динамическая координация движений.а) прыгаем на одной ноге, поджав другую;б) прыгнуть с места через веревку, поднятую на высоту 3060 см;в) ползаем 5м. Оценка: 4б выполнение без ошибок;
3б а и б выполнены правильно;
2б выполнена проба а, нарушены б и в;
1б невозможно выполнение движений. 3.Обследование звукопроизношения.Инструкция: повторяй за мной слова:собакамасканоссеновасилекгусьзамоккозазимамагазинцапляовцапалецшубакошкакамышжукножищукавещилещчайкаочкиночьрыбакороватопоррекавареньедверь
лампаколесосоль
Оценка: 4б безукоризненное произношение всех звуков
группы в любых речевых ситуациях.
3б один или несколько звуков группы произносятся правильно изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменамили искажениям в самостоятельной речи.
2б в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы.
1б искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергается все или несколько звуков группы. 4.Диагностика уровня сформированности темпо
ритмической организации речи.1).Обследование изменения темпа речи детей.Задание1. Произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.Цель:
обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.Задание 2.
Прослушай три стихотворения и исходя из текста, скажи какое нужно читать в медленном темпе, какое в среднем темпе, какое в быстром.Цель:
Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.Инструкция:
педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе нужно прочесть все три стихотворных отрывка.1.Ходит кот по лавке Мягонькие лапки, Ушки пушисты, Глазки золотисты2. Очень медленны движенья, И "походка" как скольженье, В дом свой прячется от страха, Хвост поджавши,черепаха. (В. Талызин)3. С горки мчится паровоз, Без трубы и без колес, С паровозом три вагона: Михаил и два Антона. (О. и К. Соловьевы)Задание 3.
Чтение стихотворения с разным темпом речи.Цель:
Определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.Инструкция:
Прочти стихотворение про себя. Подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном темпе, в среднем, в быстром? Прочти стихотворение вслух.Елееле, елееле,Завертелись карусели,А потом, потом, потом.Все бегом, бегом, бегом!Все быстрей, быстрей бегом,Карусель кругом, кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите!Карусель остановите.
2).Обследование и воспроизведение ритма речи.Задание 1.
Узнать ритмический рисунок фразы по простукиванию.Цель:
Выявить возможности ребенка узнавать ритмо интонационный рисунок предложенной педагогом фразы (без опоры на содержание).Инструкция:
Прослушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов (татата) или простучу, затем я их произнесу и ты попробуешь угадать какую я произнесла первой, какую второй.
Много снега много хлеба.
От топота копыт,
пыль по полю летит.Задание 2. Узнать ритмический рисунок 2х стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.Цель:
Выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок
предложенных педагогом текстов.Инструкция:
Прослушай внимательно тексты, как я буду произносить, и попробуй угадать, какой из 2х к нему относится. А теперь я произнесу один из текстов без слов с помощью слогов (татата) или простукаю. Узнай, какой это текст 1ый или 2ой?Зима недаром злится,Прошла ее пора Весна в окно стучитсяи гонит со двора.(Ф. Тютчев)Чернеет лес, теплом разбуженный,Весенней сыростью объят.А между кочками жемчужины,На тонких ниточках висят.(С. Маршак)Задание 3. Прочесть два стихотворных текста, определить, с каким ритмом нужно читать, затем прочесть эти стихи без слов или отхлопать. Цель:
Выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмический рисунок.Инструкция:
Прочти стихотворение про себя, постарайся почувствовать ритм стихотворения,
прочти стихи вслух, затем прохлопай эти стихи.Нивы сжаты, рощи голы.От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.(С. Есенин)Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.(А. Пушкин) Оценка: 4 б на слух определяют ритм стихотворения, определяют темп,
все задания выполняют;
3 б определяют и темп и ритм, но допускают неточности;
2 б затрудняются, но с помощью определяют, самокоррекция.
1 б невыполнение заданий.
5.Диагностика уровня сформированности речевого
голоса (высота, сила, тембр)
3). Обследование высоты голоса.Задание 1.
Произношение автоматизированных рядов, слов с разной высотой голоса по инструкции.Цель:
Определить
возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.Инструкция:
Назови дни недели (посчитай от 1 до 5 (10)) разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже ит.д. и наоборот.Задание 2.
Прочесть сказку, используя разную высоту голоса.Цель:
Установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок "Теремок", "Рукавичка", "Колобок", "Три медведя" и др.Инструкция:
Прочитай отрывок из сказки. Приготовься прочитать от лица каждого героя (изобрази голосом, как говорит каждый герой).
4). Обследование силы голоса. Часто под силой голоса понимаютего исключительную громкость. Это неверно. Сила голоса это его звучность, полноценность, умение им управлять, давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.Задание 3.
Произнесение автоматизированных рядов с разной силой голоса.Цель:
Определить возможность ребенка самостоятельно изменять силу голоса, выявить возможность ребенка в произвольном переключении.Задание 4. Назови дни недели (посчитай от 1 до 5 (10))разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и т.д. и наоборот. Оценка: 4 балла выполняет все задания.
3 балла все задания выполняет, ошибки в выполнении,
самокоррекция.
2 балла многократное повторение заданий, выполняет 2 задания.
1 балл невыполнение.
6. Диагностика уровня сформированности интонационной выразительности.Задание 1. Произнеси предложение:Мы любим школу с повествовательной интонацией.Предложить детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чемто…), Напомнить детям, что когда мы чтото сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса. Изобразить повествовательную интонацию графически Предложить ребенку прочесть фразу «Мы любим школу» с повествовательной интонацией. Задание 2. Произнеси предложение:Мы любим школу!
с радостью, восторгом.Изобразить восклицательную интонацию графически. Ребенок повторяет фразу с восклицательной интонацией.Задание 3. Произнеси предложение:Мы любим школу?с удивлением, сомнением. Результаты констатирующего эксперимента показывают, что у школьников с нерезко выраженным недоразвитием речи со стертой формой дизартрии отмечаются: низкий уровень развития фонематического восприятия, лексикограмматического строя речи, звукопроизношения, моторных функций, голосообразования, темпо ритмических возможностей. Уровень сформированности интонационной стороны речи низок. Выявлены изменения качества тембра голоса в виде глухости, охриплости и назальности, а также трудности установления связей между оттенками окраски голоса и смыслом речевого сообщения, что обусловливает недостаточную реализацию эмоционально экспрессивной функции речи.
Среднегрупповая успешность выполнения проб в контрольной группе.
Среднегрупповая успешность выполненияпроб в экспериментальной группе.
Сравнительные графики среднегрупповой успешности выполнения проб учениками экспериментальной и контрольной групп (начало учебного года.
В связи с полученными результатами был сделан вывод о необходимости формирования интонационной стороны речи как эффективного педагогического средства предупреждения и коррекции нарушений письма у данной группы детей.На этапе формирующего эксперимента в коррекционно развивающей работе применялось несколько направлений. 1. Развитие сенсомоторной и психофизиологической основы выразительной речи:
проведения комплекса упражнений по воспитанию навыков речевого дыхания, голосообразования, формированию темпо ритмической стороны речи;
работа по развитию психических процессов, обеспечивающих письменно речевую деятельность (произвольного внимания, слухо речевой памяти, самоконтроля).2. Коррекция просодико интонационных ошибок на письме.
Алгоритм формирования интонационной стороны речи был построен на основе теории поэтапного формирования умственных действий П. Я Гальперина. Начинался процесс обучения с восприятия речевых образцов основных коммуникативных типоввысказывания. На основе сформированного интонационного навыка слухового восприятия интонационных конструкций происходило обучение сознательному воспроизведению речевого образца в устной речи и на письме Данная технология базируется на стандартной программе коррекции нарушения письменной речи у учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы и предполагает включение интонационных коррекционноразвивающих занятий в систему логопедического воздействия.[3]Таким образом, коррекционный процесс становится целенаправленным и эффективным. Результаты проведенного обследования письма учащихся первых классов в начале второго полугодия учебного года свидетельствуют о связи отклонений в формировании интонационной стороны речи у этой категории детей и проявлении типичных семантико синтаксических и пунктуационных нарушений при письме. [4]Для письменных работ характерен ошибочный выбор знака препинания в конце предложения (замена точки на запятую, восклицательного или вопросительного знака на точку); отсутствие обозначения границ предложения; нарушение порядка слов и слитное написание слов в предложении; неверное отграничение предложения, когда знак препинания обозначается через одно или два слова следующего предложения.Использование данной технологии формирования интонационной стороны речи в ходе формирующего эксперимента способствовало устранению просодико интонационных ошибок в письме, улучшению процессов восприятия и совершенствованию выразительности и интонационной культуры речи у детей с данной патологией.
Результаты обследования контрольной группы (апрель)
Результаты обследования экспериментальной группы (апрель)
Сравнительный график среднегрупповой успешности выполнения проб при обследовании речи контрольной и экспериментальной групп.(конец учебного года)
Обследование письма учащихся 1 классов (начало IIполугодия)
Обследование письма учащихся 1 классов (конец учебного года)
Проведенное исследование доказывает необходимость совершенствования традиционного подхода к коррекции нарушений письма у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии.
Ссылки на источники1. Жинкин, Н. И. Механизм регулирования сегментных и просодических компонентов языка / Н. И. Жинкин. Варшава, 1961. С. 792. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика / Е. Н. Винарская, Г. М.Богомазов. М.: Астрель, 2005. 207 с. С. 192.
3. Ефименкова, JI. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : кн. длялогопедов/ Л. Н. Ефименкова. М.: Прсвещение, 1991.224 с.4. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. Москва Воронеж, 2000. С. 149
Учительлогопед МБОУ «СОШ №58» г. Набережные Челныkurbanovi@mail.ru
Формирование интонационной стороны речи в структуре коррекции письма у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии
Аннотация.Встатье рассматривается проблема нарушения чтения и письма у детей с недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Приведена методика обследования речевых возможностей у данной категории детей. Определены направления коррекционноразвивающей работы по формированию интонационной стороны речи с целью предупреждения нарушений письма и чтения.Ключевые слова: интонация, чтение и письмо, обследование, коррекция. Контингентобщеобразовательнойшколы за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями вречевомразвитии, среди которых значительное местозанимаютшкольникис нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии, имеющие помимо фонетико фонематических, лексикограмматических нарушений и несформированность просодических компонентов речи. Безусловен факт особого, стойкого специфичного характера интонационных нарушений у этой категории школьников, первично связанных с расстройством моторного уровня организации речевого высказывания, что приводит к неадекватному функционированию всех компонентов и функций интонации. Это существенным образом влияет на коммуникацию, и практически всегда приводит к нарушениям чтения и письма. С лингвистической позиции указанные специфические трудности связаны с нарушением фиксации на письме фонологически значимых особенностей интонации. [1] Исходя из вышеизложенного, вопросы формирования интонационной выразительности речи умладшихшкольников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии, как важного составляющего компонента речевой системыи эффективного педагогического средства предупреждения и коррекции функционально значимых просодико интонационных ошибокписьма, являются актуальными.[2] С целью обоснования педагогической технологии формирования интонационной стороны речи у младших школьников данной категории проведена экспериментальная работа. На этапе констатирующего эксперимента в ходе логопедического обследования было выявлено 2 группы учащихся, имеющих типичные проявления нерезко выраженного общего недоразвития речи с признаками стертой формой дизартрии, который с большим трудом подвергается коррекции и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения.
Методика обследования включаетшесть серий. Общим правилом при оценивании заданий всех серий, является учет степени выполнения с помощью 4 градаций: 4б; 3б; 2б; 1балл. После этого высчитывается сумма баллов за все серии.
Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики, равно 28. При обработке полученных данных, абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 28 принять за 100%, то
процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 28. Затем вычисляется среднегрупповая успешность выполнения методики: сумма баллов, полученная за серию каждым ребенком выражается в процентном отношении, суммируются и делится на количество детей в группе.1.Методика обследования артикуляционной моторики.Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения:губы в улыбочке; язык «лопаткой»; язык «иголочкой»;
маятник;
чередование движений губ: «улыбкатрубочка».Задание повторить подряд 3 раза. Оцениваются: сила, точность, объем и переключаемость речевых движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.
Оценка: 4б четкое выполнение движений;
3б замедленное выполнение;
2б незначительноеизменение объема силы и точности;
1б отсутствие удержания позы, выраженное изменение
точности, объема, трудности переключения речевых движений. 2. Методика обследования общей моторики.1) Статическая координация движений.а)поставить стопы на одну линию постоять 10 секунд, глаза закрыты; б) встать на 1 ногу цапля руки опущены, стоять 10 секунд;в) встать на носочки, руки опустить, глаза закрыть. Оценка: 4б в течение 10 секунд удерживать позу, не балансируя руками;
3б а и б выполнены правильно, проба в трудна;
2б выполнена проба а, удерживая 45 секунд, балансирование руками, открыты глаза;
1б невозможность выполнения пробы.
2) Динамическая координация движений.а) прыгаем на одной ноге, поджав другую;б) прыгнуть с места через веревку, поднятую на высоту 3060 см;в) ползаем 5м. Оценка: 4б выполнение без ошибок;
3б а и б выполнены правильно;
2б выполнена проба а, нарушены б и в;
1б невозможно выполнение движений. 3.Обследование звукопроизношения.Инструкция: повторяй за мной слова:собакамасканоссеновасилекгусьзамоккозазимамагазинцапляовцапалецшубакошкакамышжукножищукавещилещчайкаочкиночьрыбакороватопоррекавареньедверь
лампаколесосоль
Оценка: 4б безукоризненное произношение всех звуков
группы в любых речевых ситуациях.
3б один или несколько звуков группы произносятся правильно изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменамили искажениям в самостоятельной речи.
2б в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы.
1б искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергается все или несколько звуков группы. 4.Диагностика уровня сформированности темпо
ритмической организации речи.1).Обследование изменения темпа речи детей.Задание1. Произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.Цель:
обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.Задание 2.
Прослушай три стихотворения и исходя из текста, скажи какое нужно читать в медленном темпе, какое в среднем темпе, какое в быстром.Цель:
Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.Инструкция:
педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе нужно прочесть все три стихотворных отрывка.1.Ходит кот по лавке Мягонькие лапки, Ушки пушисты, Глазки золотисты2. Очень медленны движенья, И "походка" как скольженье, В дом свой прячется от страха, Хвост поджавши,черепаха. (В. Талызин)3. С горки мчится паровоз, Без трубы и без колес, С паровозом три вагона: Михаил и два Антона. (О. и К. Соловьевы)Задание 3.
Чтение стихотворения с разным темпом речи.Цель:
Определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.Инструкция:
Прочти стихотворение про себя. Подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном темпе, в среднем, в быстром? Прочти стихотворение вслух.Елееле, елееле,Завертелись карусели,А потом, потом, потом.Все бегом, бегом, бегом!Все быстрей, быстрей бегом,Карусель кругом, кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите!Карусель остановите.
2).Обследование и воспроизведение ритма речи.Задание 1.
Узнать ритмический рисунок фразы по простукиванию.Цель:
Выявить возможности ребенка узнавать ритмо интонационный рисунок предложенной педагогом фразы (без опоры на содержание).Инструкция:
Прослушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов (татата) или простучу, затем я их произнесу и ты попробуешь угадать какую я произнесла первой, какую второй.
Много снега много хлеба.
От топота копыт,
пыль по полю летит.Задание 2. Узнать ритмический рисунок 2х стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.Цель:
Выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок
предложенных педагогом текстов.Инструкция:
Прослушай внимательно тексты, как я буду произносить, и попробуй угадать, какой из 2х к нему относится. А теперь я произнесу один из текстов без слов с помощью слогов (татата) или простукаю. Узнай, какой это текст 1ый или 2ой?Зима недаром злится,Прошла ее пора Весна в окно стучитсяи гонит со двора.(Ф. Тютчев)Чернеет лес, теплом разбуженный,Весенней сыростью объят.А между кочками жемчужины,На тонких ниточках висят.(С. Маршак)Задание 3. Прочесть два стихотворных текста, определить, с каким ритмом нужно читать, затем прочесть эти стихи без слов или отхлопать. Цель:
Выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмический рисунок.Инструкция:
Прочти стихотворение про себя, постарайся почувствовать ритм стихотворения,
прочти стихи вслух, затем прохлопай эти стихи.Нивы сжаты, рощи голы.От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.(С. Есенин)Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.(А. Пушкин) Оценка: 4 б на слух определяют ритм стихотворения, определяют темп,
все задания выполняют;
3 б определяют и темп и ритм, но допускают неточности;
2 б затрудняются, но с помощью определяют, самокоррекция.
1 б невыполнение заданий.
5.Диагностика уровня сформированности речевого
голоса (высота, сила, тембр)
3). Обследование высоты голоса.Задание 1.
Произношение автоматизированных рядов, слов с разной высотой голоса по инструкции.Цель:
Определить
возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.Инструкция:
Назови дни недели (посчитай от 1 до 5 (10)) разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже ит.д. и наоборот.Задание 2.
Прочесть сказку, используя разную высоту голоса.Цель:
Установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок "Теремок", "Рукавичка", "Колобок", "Три медведя" и др.Инструкция:
Прочитай отрывок из сказки. Приготовься прочитать от лица каждого героя (изобрази голосом, как говорит каждый герой).
4). Обследование силы голоса. Часто под силой голоса понимаютего исключительную громкость. Это неверно. Сила голоса это его звучность, полноценность, умение им управлять, давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.Задание 3.
Произнесение автоматизированных рядов с разной силой голоса.Цель:
Определить возможность ребенка самостоятельно изменять силу голоса, выявить возможность ребенка в произвольном переключении.Задание 4. Назови дни недели (посчитай от 1 до 5 (10))разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и т.д. и наоборот. Оценка: 4 балла выполняет все задания.
3 балла все задания выполняет, ошибки в выполнении,
самокоррекция.
2 балла многократное повторение заданий, выполняет 2 задания.
1 балл невыполнение.
6. Диагностика уровня сформированности интонационной выразительности.Задание 1. Произнеси предложение:Мы любим школу с повествовательной интонацией.Предложить детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чемто…), Напомнить детям, что когда мы чтото сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса. Изобразить повествовательную интонацию графически Предложить ребенку прочесть фразу «Мы любим школу» с повествовательной интонацией. Задание 2. Произнеси предложение:Мы любим школу!
с радостью, восторгом.Изобразить восклицательную интонацию графически. Ребенок повторяет фразу с восклицательной интонацией.Задание 3. Произнеси предложение:Мы любим школу?с удивлением, сомнением. Результаты констатирующего эксперимента показывают, что у школьников с нерезко выраженным недоразвитием речи со стертой формой дизартрии отмечаются: низкий уровень развития фонематического восприятия, лексикограмматического строя речи, звукопроизношения, моторных функций, голосообразования, темпо ритмических возможностей. Уровень сформированности интонационной стороны речи низок. Выявлены изменения качества тембра голоса в виде глухости, охриплости и назальности, а также трудности установления связей между оттенками окраски голоса и смыслом речевого сообщения, что обусловливает недостаточную реализацию эмоционально экспрессивной функции речи.
Среднегрупповая успешность выполнения проб в контрольной группе.
Среднегрупповая успешность выполненияпроб в экспериментальной группе.
Сравнительные графики среднегрупповой успешности выполнения проб учениками экспериментальной и контрольной групп (начало учебного года.
В связи с полученными результатами был сделан вывод о необходимости формирования интонационной стороны речи как эффективного педагогического средства предупреждения и коррекции нарушений письма у данной группы детей.На этапе формирующего эксперимента в коррекционно развивающей работе применялось несколько направлений. 1. Развитие сенсомоторной и психофизиологической основы выразительной речи:
проведения комплекса упражнений по воспитанию навыков речевого дыхания, голосообразования, формированию темпо ритмической стороны речи;
работа по развитию психических процессов, обеспечивающих письменно речевую деятельность (произвольного внимания, слухо речевой памяти, самоконтроля).2. Коррекция просодико интонационных ошибок на письме.
Алгоритм формирования интонационной стороны речи был построен на основе теории поэтапного формирования умственных действий П. Я Гальперина. Начинался процесс обучения с восприятия речевых образцов основных коммуникативных типоввысказывания. На основе сформированного интонационного навыка слухового восприятия интонационных конструкций происходило обучение сознательному воспроизведению речевого образца в устной речи и на письме Данная технология базируется на стандартной программе коррекции нарушения письменной речи у учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы и предполагает включение интонационных коррекционноразвивающих занятий в систему логопедического воздействия.[3]Таким образом, коррекционный процесс становится целенаправленным и эффективным. Результаты проведенного обследования письма учащихся первых классов в начале второго полугодия учебного года свидетельствуют о связи отклонений в формировании интонационной стороны речи у этой категории детей и проявлении типичных семантико синтаксических и пунктуационных нарушений при письме. [4]Для письменных работ характерен ошибочный выбор знака препинания в конце предложения (замена точки на запятую, восклицательного или вопросительного знака на точку); отсутствие обозначения границ предложения; нарушение порядка слов и слитное написание слов в предложении; неверное отграничение предложения, когда знак препинания обозначается через одно или два слова следующего предложения.Использование данной технологии формирования интонационной стороны речи в ходе формирующего эксперимента способствовало устранению просодико интонационных ошибок в письме, улучшению процессов восприятия и совершенствованию выразительности и интонационной культуры речи у детей с данной патологией.
Результаты обследования контрольной группы (апрель)
Результаты обследования экспериментальной группы (апрель)
Сравнительный график среднегрупповой успешности выполнения проб при обследовании речи контрольной и экспериментальной групп.(конец учебного года)
Обследование письма учащихся 1 классов (начало IIполугодия)
Обследование письма учащихся 1 классов (конец учебного года)
Проведенное исследование доказывает необходимость совершенствования традиционного подхода к коррекции нарушений письма у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии.
Ссылки на источники1. Жинкин, Н. И. Механизм регулирования сегментных и просодических компонентов языка / Н. И. Жинкин. Варшава, 1961. С. 792. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика / Е. Н. Винарская, Г. М.Богомазов. М.: Астрель, 2005. 207 с. С. 192.
3. Ефименкова, JI. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : кн. длялогопедов/ Л. Н. Ефименкова. М.: Прсвещение, 1991.224 с.4. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. Москва Воронеж, 2000. С. 149