Осознанная саморегуляция произвольной активности у юношей и девушек выпускных классов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левшунова Ж. А. Осознанная саморегуляция произвольной активности у юношей и девушек выпускных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4636–4640. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85928.htm.
Аннотация. В статье представлены материалы исследования осознанной саморегуляции выпускников школ. В работе использовались методики В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», «Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерса, Р. Даймонда (адаптация Т. В. Снегиревой), «Личностный опросник» Г. Айзенка и др. Сравнительный анализ результатов показал, что имеются структурно-функциональные различия в саморегуляции юношей и девушек.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Левшунова Жанна Амирановна,старший преподаватель кафедры психология развития личности, Лесосибирскийпедагогический институт –филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г.Лесосибирскzh.levshunova@mail.ru

Осознанная саморегуляция произвольной активности у юношей и девушек выпускных классов

Аннотация.В статье представлены материалы исследования осознанной саморегуляции выпускниковшкол. В работе использовались методикиВ.И.Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», «Шкала социальнопсихологической адаптированности» К. Роджерса, Р.Даймонда (адаптация Т.В. Снегиревой), «Личностный опросник» Г.Айзенка и др.Сравнительный анализ результатов показал, что имеются структурнофункциональные различия в саморегуляции юношей и девушек.Ключевые слова: осознанная саморегуляцияпроизвольной активности, юноши, девушки, тревожность, адаптированность

Интерес к проблеме осознанной саморегуляции в отечественной психологии носит непостоянный характер. Возникнув в психологии спорта и труда, на современном этапе она затрагивает проблемы педагогической психологии, педагогики, а именно учебной деятельности, субъектов учебной деятельности и в целом учебного процесса. Нынешниешкольники, как может быть никогда ранее, нуждаются в развитой саморегуляции произвольной активности, котораяпозволяет адаптироваться в новых образовательных условиях с наименьшими потерями. Применяемый в школьном и вузовском образовании компетентностный подход предъявляет особые требования к учащимся. Они должны уметь ставить цели, анализировать условия, разрабатывать программу действий и исправлять ошибки прямо по ходу своей деятельности. Все это обеспечивается развитой саморегуляцией, под которой принято понимать системноорганизованный процесс по инициации, поддержанию и управлению различными формами произвольной активности [1].Изучением саморегуляции ранней юности занимались Ж.А. Левшунова[2]; Ю.А. Миславский[3];В.И. Моросанова[4]; М.В. Птуха, Ю.А. Давыдова, Е.М. Панченко[5]и др. В результате исследований было установлено влияние образовательных сред на развитие саморегуляции; рассмотрен динамический аспект личностного регулирования; определены основные линии индивидуальных различий в саморегуляции по экстраверсии и нейротизму; проведен сравнительный анализ психической саморегуляции подростков и студентов.Подобные работы немногочисленны и не охватывают весь спектр вопросов связанных с саморегуляцией произвольной активности в ранней юности. В рамках данного исследования предпринята попытка изучения индивидуальных особенностей саморегуляции старшеклассников. Целью исследования стало проведение сравнительного анализа осознаннойсаморегуляцииу юношей и девушеквыпускных классов.Для изучения саморегуляции в работе был использован опросникВ.И.Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», в состав которого входят шесть шкал в соответствии с основными регуляторными процессами (планирование, моделирование, программирование, оценка результата) и регуляторноличностными свойствами (гибкость, самостоятельность) и общий уровень саморегуляции.Для диагностики личностных особенностей, влияющих, на наш взгляд, на процесс саморегуляции у старшеклассников, мы использовали комплекс методик: «Шкала социальнопсихологической адаптированности» (ШСПА) К. Роджерса, Р. Даймонда (адаптирована Т.В. Снегиревой), «Личностный опросник» (EPI) Г. Айзенка, «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (ШРЛТ) Ч.Д. Спилбергера –Ю.Л. Ханина, «Шкала эмоциональной неустойчивости».Полученные в ходе эксперимента данные были обработаны с помощьюметодов описательной статистики и методов многомерного статистического анализа: корреляционного (rкоэффициент Пирсона) и UкритерияМаннаУитни. Для обработки результатов использовался пакет программ «STATISTICA6.0».В исследовании приняли участие учащиеся 11 классов общеобразовательныхучреждений г. Лесосибирска Красноярского края в количестве 61 человека. Представленная выборка по половому признаку была разделена на две группы. Первую из них составили 29 юношей(группа 1), вторую –32 девушки(группа 2).

Используя корреляционный анализ, мы определили взаимосвязи компонентов саморегуляции с рядом личностных свойств в каждой группе отдельно. Впервой группе были выявлены значимые корреляционные взаимосвязи между шкалами методики В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения»и шкалами методик, исследующих личностные особенности школьников(таблица 1).

Исходя из анализа полученных результатов, можно говорить о том, что у юношей планирование деятельности носит самостоятельный характер. Зависимость в постановке цели на чужие ориентиры приводит к снижению этой функции. Важнейшую роль в процессе моделирования, связанного с учетом условий протекания произвольной активности, играют адаптированность, эмоциональный комфорт, внутренний контроль. Возможность приспособления к среде способствуют нормализации эмоционального состояния: снижается тревожность, эмоциональная нестабильность. В таких условиях юноша может спокойно оценить ситуацию, выявить значимые для достижения цели условия. С другой стороны, юноши, находящиеся в дисгармонии с самим собой, высоким уровнем нейротизма, эмоционально неустойчивые имеют низкий уровень моделирования. Не умея сориентироваться в ситуации, они испытывают эмоциональный дискомфорт, часто вступают в конфликты с другими и руководствуются в поведении внешним контролем.

При организации процесса программированияу юношей важную роль выполняют адаптированность, принятие себя, эмоциональный комфорт и внутренний контроль. Высокий уровень сформированности этих свойств позволяют эффективнее продумывать способы собственных действий, направленных на достижение цели. Юноши способны разрабатывать программы самостоятельно, гибко меняя ее содержание, подстраиваясь под меняющиеся условия. В то же время дезорганизующее начало способны внести высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, конфликты, эмоциональный дискомфорт и ожидание внешнего контроля. Такие школьники тревожны, неуверенны в себе, беспокойны. Эти личностные особенности снижают эффективность процесса программирования, приводят к неумению продумывать последовательность своих действий, неспособности сформировать программу действий, импульсивности в поведении. Адекватность оценивания результатов у мальчиков в юношеском возрасте взаимосвязана с адаптированностью. Такие ученики хорошо социализированы, имеют развитую систему мотивов, умеют приспосабливаться к ситуации. Поэтому они способны адекватно оценивать как свою деятельность и поведение, так и самих себя в этой деятельности. Однако адекватность оценивания может быть нарушена, искажена, если мальчик тревожен, эмоционально нестабилен, испытывает чувство страха или чувство вины. Повышение контроля со стороны, желание следовать чужим интересам так же влияют на оценку результата, снижая ее эффективность. В этом случае юноша некритично относится к своим действиям, некритичен, не замечает своих ошибок. Гибкость обеспечивает способность перестраивать, корректировать процесс саморегуляции при изменении условий. Вюношеском возрасте у мальчиков гибкость, пластичность всех регуляторных процессов зависят от экстраверсии, адаптированности, принятии себя и других и эмоционального комфорта. Школьники с высоким уровнем гибкости быстро и адекватно реагируют на обстоятельства, изменяя программу действий. Они способны к быстрому и адекватному решению задачи даже в экстремальных условиях. В то же время тревожность, нейротизм, эмоциональная неустойчивость, непринятие других и конфликты сними, эмоциональный дискомфорт и ожидание внешнего контроля способны помешать юношам адекватно реагировать на изменения в ситуации и адекватно планировать деятельность.Самостоятельность характеризует развитость регуляторной автономности. У юношей она взаимосвязана с экстраверсией и эмоциональным комфортом. Это значит, что высокий уровень самостоятельности достигается благодаря высокому интересу к внешней среде, потребности во взаимодействии с другими, склонностью демонстрировать самого себя.

Общий уровень саморегуляции взаимосвязан у мальчиков в юношеском возрасте с широким спектром личностных особенностей. Юноши, обладающие высоким уровнем саморегуляции,действуют осознанно, они самостоятельны в постановке и достижении цели, гибки, адекватно реагируют на изменение условий. Это обеспечивается за счет высокого уровня таких свойств как адаптированность, принятие себя, эмоциональный комфорт, внутренний контроль. При этом, можно отметить, что, чем выше уровень нейротизма, эмоциональной неустойчивости, тревожности, эмоционального дискомфорта, внешнего контроля и ведомости, тем ниже уровень саморегуляции. У таких юношей не сформирована потребность в осознанном планировании и программировании, они зависят от мнения окружающих. Таблица 1Корреляционные взаимосвязи компонентов саморегуляциии личностных свойств у юношей(при р<0,05)

ПоказателиПл.Мод.Пр.ОР.Гибк.Сам.ОУСЭкстраверсия



0,480,36

Нейротизм

0,66

0,370,36

0,40Ситуативная тревожность

0,41

0,40

0,50Личностная тревожность

0,820,520,490,52

0,70Эмоциональная неустойчивость

0,690,420,530,42

0,65Коэф. адаптированности

0,660,580,510,67

0,69Принятие себя

0,47

0,47

0,39Непринятие себя

0,46

0,51

0,37Принятие других



0,44

Конфликты с другими

0,410,54

0,46

0,48Эмоциональный комфорт

0,410,48

0,510,410,53Эмоциональный дискомфорт

0,660,430,410,56

0,68Внутренний контроль

0,450,71

0,49Внешний контроль

0,740,420,420,51

0,67Ведомость0,410,52

0,56

0,63Примечание: Пл. –планирование, Мод. –моделирование, Пр. –программирование, ОР –оценка результата, Гибк. –гибкость, Сам. –самостоятельность, ОУС –общий уровень саморегуляции.

Таким образом, у мальчиков в период ранней юности наблюдается зависимость процесса саморегуляции от личностных особенностей, которые обеспечивают регулирующую функцию, в случае, если система саморегуляции у ребенка еще не сложилась.В результате анализа корреляционных взаимосвязей в группе 2было выявлено меньшее количество зависимостей(таблица 2). Так, процесс моделирования у девушек имеет значимую отрицательную связь с нейротизмом, тревожностью, эмоциональным дискомфортом, внешним контролем. Особый интерес представляет взаимосвязь моделирования и ухода от проблем: чем выше желание избежать проблем, тем ниже уровень моделирования. Уход от проблем сопровождается особой стратегией поведения сознательного избегания неудач, что может проявляться в фантазировании, перепадами отношений к происходящему.Высокий уровень программирования у девушек обеспечивается высоким уровнем адаптированности низкой конфликтностью. Отношения с окружающими, взаимодействие с внешней средой позитивного характера влияют на развитиепотребности продумывать способы своих действий.Гибкость регуляторных процессов у девушек зависит от экстраверсии. Девушки испытывающие потребность во взаимодействии с внешним миром, настроенные на общение более адекватно реагируют на изменения событий. Вто же время, чем выше конфликтность, тем ниже способность своевременно планировать деятельность и вносить в нее коррективы. На умение самостоятельно организовывать деятельность, ставить цели и достигать их у девушек влияет ведомость: чем выше ведомость, тем ниже самостоятельность, и наоборот. Значит,для девушек важную роль играет способность сохранять собственную автономность. Если же они неуверенны в себе, подвержены чужому мнению, то самостоятельность будет носить неразвитый характер.

Общий уровень саморегуляции в старшем школьном возрасте у девочек взаимосвязан с адаптированностью: чем выше способность приспосабливаться к ситуации, к социальной среде, тем выше уровень саморегуляции. Эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость, уход от проблем могут негативно сказаться на общем уровне саморегуляции. Девушки с таким характеристиками имеют низкий уровень саморегуляции. Они неуверенны в себе, ищут поддержки у других, с трудом осваивают новые виды деятельности. Таблица 2Корреляционные взаимосвязи компонентов саморегуляции и личностных свойств у девушек(при р<0,05)ПоказателиМод.Пр.Гибк.Сам.ОУСЭкстраверсия

0,64

Нейротизм0,36



Ситуативная тревожность0,48



Личностная тревожность0,47



Коэф. адаптированности

0,46

0,49Конфликты с другими

0,390,38

Эмоциональный дискомфорт0,46

0,40Внутренний контроль



Внешний контроль0,59

0,56Ведомость

0,360,39Уход от проблем0,44

0,45Примечание: Мод. –моделирование, Пр. –программирование, Гибк. –гибкость, Сам. –самостоятельность, ОУС –общий уровень саморегуляции.

Таким образом, процесс саморегуляцииу девушек в меньшей степени обусловлен личностными особенностями. Это может быть связано с тем, что у них саморегуляция произвольной активности находится на более высоком уровне развития.Для определения степени достоверности различий по группаммежду юношами и девушками мы применили UкритерийМаннаУитни. Полученные результаты отражены в таблице 3.Анализ полученных данных показал, что в представленных группах имеются статистически значимые различия по шкалам «нейротизм» (U=261,0 при р=0,00), «ситуативная тревожность» (U=245,5 при р=0,00), «личностная тревожность»(U=163,5 при р=0,00), «эмоциональная неустойчивость»(U=145,5при р=0,00),«внешний контроль» (U=233,5 при р=0,00). Анализируя сумму рангов по этим шкалам, можно отметить, что в группе 1 они больше. Значит у юношей, участвующих в исследовании уровень нейротизма, тревожности, эмоциональной неустойчивости, ожидания внешнего контроля выше, чем у девушек. Это подтверждает ранее описанные результаты.Статистически значимые изменения зафиксированы и по шкалам методики В.И.Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» «моделирование»(U=302,5 при р=0,02) и «общий уровень саморегуляции» (U=323,0 при р=0,04).Это также подтверждает результаты корреляционного исследования. Сумма рангов по этим шкалам у девушек выше, чем у юношей. Значит девушки обладают болеевысоким уровнем моделирования и общим уровнем саморегуляции.Таблица 3Результаты статистической проверки данных 1 и 2 групп по Uкритерию МаннаУитни(при р<0,05)ПоказателиСумма рангов Группа 1Сумма рангов Группа 2Значение критерия МаннаУитни (U)Уровень значимости (р)Экстраверсия917,500973,500389,50000,281967Нейротизм1195,000696,000261,00000,003372Ситуативная тревожность1210,500680,500245,50000,001602Личностная тревожность1292,500598,500163,50000,000014Эмоциональная неустойчивость1310,500580,500145,50000,000004Планирование874,0001017,000346,00000,088358Моделирование830,5001060,500302,50000,019683Программирование1031,500859,500424,50000,568373Оценка результата978,000913,000450,00000,839772Гибкость917,000974,000389,00000,278750Самостоятельность921,500969,500393,50000,308610Общий уровень саморегуляции851,0001040,000323,00000,041722Кадаптированности864,0001027,000336,00000,064524Принятие себя 951,500939,500423,50000,558621Непринятие себя1038,000853,000418,00000,506485Принятие других878,5001012,500350,50000,101185Конфликты с другими1068,500822,500387,50000,269249Эмоциональный комфорт940,500950,500412,50000,457027Эмоциональный дискомфорт1117,500773,500338,50000,069919Внутренний контроль975,500915,500447,50000,811657Внешний контроль1222,500668,500233,50000,000872Доминирование889,0001002,000361,00000,136883Ведомость1043,000848,000413,00000,461408Уход от проблем967,000924,000439,00000,718066

Таким образом, исследование саморегуляциипроизвольной активности у старшеклассников показало, что в зависимости от половой принадлежности саморегуляция обладает различными структурнофункциональными характеристиками. Кроме этого, можно отметить, что общий уровеньсаморегуляции у девушек выше, чем у юношей.

Ссылки на источники1.Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурнофункциональный аспект) //Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: ЛЕНАНД, 2011. 320 с. С. 305316.2.Левшунова Ж.А. Саморегуляция произвольной активности в период ранней юности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 4 (22). С. 257263.3.Миславский Ю.А. Саморегуляцияи активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 152 с.4.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.5.Птуха М.В., Давыдова Ю.А., Панченко Е.М.Сравнительный анализ саморегуляции подростков и студентовразного пола // Вестник КРСУ. 2013. Том13. № 3. С. 150153.