Полный текст статьи
Печать

Понятие «экономический патриотизм» является относительно новой дефиницией и, являясь предметом научного анализа политологов и экономистов, связано в основном с процессами глобализации и протекционизма на современном рынке. Осуществим попытку анализа феномена экономического патриотизма с точки зрения системно-феноменологического подхода, а также в соответствии с социально-экономическими реалиями современности.

«Экономический патриотизм» второго типа справедливо получил определение как «ложный ответ глобализации» и проявляется в попытках возрождения более или менее скрытого протекционизма. Автором термина «экономический патриотизм» является Б. Карейон – депутат национального собрания Франции от правящей партии «Союз за народное движение» (UMP), автор специальных докладов о путях повышения конкурентоспособности французских предприятий, которые предусматривают в числе прочего поддержку национального капитала [6, 33]. Это относится к 2003 г., т. е. периоду рекордно низких за десятилетие (1997–2007 гг.) темпов прироста ВВП во Франции. По мнению Б. Карейона, под термином «экономический патриотизм» понимается «не идеология, а общественная политика» [6, 33]. Следует отметить, что в Европейском союзе за исключением Франции, это явление менее изучено, хотя и существует на практике, поскольку правительство каждой страны защищает отечественный бизнес от иностранного капитала.

Применение категории «экономический патриотизм» в России в настоящее время очевидно в связи с экономической ситуацией в России и мире. В России оной из главных особенностей рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в выборе места работы и т.п. Но свобода выбора не может обеспечить экономического успеха автоматически, он должен быть завоеван в конкурентной борьбе [1,15].

Повсеместно введенные против России экономические санкции в сочетании с её публичной «травлей» и торгово-экономической блокадой позволяют говорить о необходимости формирования определенной системы ценностей у каждого россиянина. Системно-феноменологический подход к изучению данной проблемы проявляется в том, чтобы, во-первых, сделать процесс формирования экономического патриотизма предметом изучения не только и не столько экономической науки, но и других отраслей научного знания: истории, культурологии, социологии, психологии и педагогики. В частности, последнее предполагает изучение феномена формирования экономического патриотизма у наиболее прогрессивной части общества – современной учащейся молодежи.

Последние нормативные документы, регламентирующие процессы гражданско-патриотического воспитания, делают ставку на студенческую аудиторию, что, в свою очередь, обусловлено тем, что процессы, происходящие в обществе, в том числе и негативного характера, в частности, события экстремистского толка, массовые волнения, геноцид и другие, являются индикаторами российского менталитета на сегодняшний день, и воздействие на умы наиболее прогрессивной и «продвинутой» части общества может принести ощутимые результаты уже в ближайшем будущем.

Помимо необходимости междисциплинарного подхода, ключевым признаком системно-феноменологического подхода к изучению экономического патриотизма является также необходимость формирования у современной молодежи активной предпринимательской позиции, связанной с ориентацией на отечественного производителя товаров и услуг [2]. Данный аспект изучения проблемы тоже не вызывает никаких сомнений, поскольку обратной стороной введенных экономических санкций и ответных мер РФ в сторону стран Европейского Союза является подъем на новый торгово-экономический уровень отечественного сельского хозяйства, а также федеральная поддержка набирающих на сегодняшний день силу фермерских немногочисленных хозяйств.

Третьим ключевым признаком системно-феноменологического подхода в отношении проблемы формирования экономического патриотизма является ориентация на патриотическое отношение к своей стране в целом, в том числе к отечественным производителям товаров и услуг [3,59]. В этом смысле следует узнать - что представляет собой видовое понятие ряда – «патриотизм». Согласно информации, полученной из словаря В. Даля, рассматриваемое слово заимствовано непосредственно из французского языка или через немецкий язык в значении человека преданного и любящего свою Родину. Время заимствования определяется по-разному. По одним источникам – это XVI век, по другим – значительно позднее – у Петра I, во времена которого идея служения отечеству, прежде всего военного, была особенно сильна, в связи с чем патриотизм как черта патриота имел значение военного патриотизма. Истоки находятся в латинском слове patriota, которое, в свою очередь, восходит к греческому – patriōtēs – patria потомки, родственники, земля отцов. Поэтому исходный пункт всей этимологической цепочки – patēr – отец. В других источниках отмечается, что, попав в латынь из древнегреческого, оно имело значение «земляк». Главное производное слово от слова «патриот» – патриотизм [4,617].

В наше время оно означает любовь к своему Отечеству, преданность ему и народу, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов Отечества. Со временем появились и переносные значения – преданность, горячая любовь к чему-либо. У патриотизма нет недостатков в сторонниках, однако, есть и противники, которых никто никогда не воспринимал всерьез, среди них есть и выдающиеся личности, в частности, Лев Толстой, который писал, что патриотизм, в котором главное – это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), является причиной непрекращающихся войн. В этом аспекте Лев Толстой выделял «хороший» и «плохой» патриотизм.

Учитывая вышесказанное, под экономическим патриотизмом на сегодняшний день понимают стремление защитить национального производителя, предпочесть отечественные товары импортным [5,3]. Проблематика экономического патриотизма полностью совпадает с проблематикой соотношения краткосрочных и долгосрочных последствий протекционизма как экономической политики [7,223].

Остановимся на экономической составляющей данного понятия. Говоря об экономическом патриотизме, в первую очередь, необходимо вспомнить работы русского мыслителя П.Б. Струве, который, анализируя историческое развитие английской экономики, отмечал, что установление английской свободной торговли было обусловлено интересами расширения рынка сбыта для английских промышленных товаров. Именно во имя завоевания внешних рынков Англия отказалась от протекционной системы. Страна не боялась конкуренции в сфере промышленности, т.к. была несомненным лидером в данной области. «А между тем ни в одной из соперничающих с Англией и на ее внутреннем рынке стран не установилась – вопреки ожиданиям и предсказаниям энтузиастов английского фритредерства! – свобода торговли. Свобода торговли в торгово-политическом смысле этого слова, т.е. свобода ввоза от нефискального, покровительственного обложения, так и осталась как система, и как принцип особенностью экономической политики Англии и не была усвоена ни одним крупным государством, до британских доминионов включительно», – утверждал П.Б. Струве. «Абсолютная экономическая свобода, как все абсолютное, в реальных экономических условиях земной юдоли оказалась неосуществимой мечтой и обманчивым призраком. «Тысячелетнего царства» не принесла ни экономическая свобода вообще, ни свобода внешней торговли в частности. Научная и практическая экономическая мысль первостепенно неуверенно, а позже - достаточно категорично стала вносить в концепцию экономического либерализма серьезнейшие поправки и стала «реабилитировать» никогда на практике, впрочем, не исчезавшие государственное вмешательство, часто почти совершенно отрицавшееся «теорией»». Следуя ему, «…идея разумного вмешательства государства не просто в хозяйственную жизнь, а в социально-экономические отношения – в интересах разумной поддержки экономически слабых – есть важное приобретение первой половины XIX века».

Согласно данным, опубликованным Вестником ассоциации белорусских банков, глобализация, понимаемая как процесс трансформации человека и окружающего его мира под влиянием и в интересах глобальной экспансии капитала, с особой остротой ставит вопрос о сохранении независимости и выживании личности, коллектива, народа и государства. Поскольку цели возрастания глобалистического капитала перманентно и повсеместно (в глобальных масштабах) вступают в противоречие с интересами личности, коллектива, народа и государства, все более актуальной становится проблема защиты этих интересов. В свою очередь, система адаптации к процессу глобализации должна строиться исходя из векторов воздействия этого процесса на мировое социо-экономическое пространство с целью его изменения в угоду целям обогащения собственников капитала. Эта трансформация мира под воздействием и в целях глобальной экспансии капитала осуществляется в экономической, военно-политической, социальной, культурной, экологической, технологической, психологической и демографической сферах и требует принятия системных, адекватных и неотложных мер по защите интересов личности, коллектива, народа и государства по каждому из направлений, которые, в свою очередь, должны включать мероприятия управленческого, идеологического и психологического характера.

Одним из важнейших ресурсов и направлений работы по консолидации сил общества в деле противостояния угрозам глобализации, преодоления ее последствий, и использования возможностей, возникающих в ходе этого процесса, является экономический патриотизм. Это явление давно имеет место в настоящее время, однако, оно не нашло до настоящего времени своего отражения в научной литературе, идейно-воспитательной работе и в практике государственного управления.

Экономический патриотизм – это осознанное, основанное на личных убеждениях отношение человека к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению. Для того чтобы облегчить процесс производства и реализации материальных благ, необходимых для удовлетворения собственных потребностей, человек объединяет свои усилия с другими людьми вследствие чего у них возникают общие, коллективные экономические интересы производства и потребления. Осознавая эти коллективные интересы, вставая на их защиту и организуя их продвижение в окружающем социо-экономическом пространстве, человек по отношению к своему социуму оказывается на позициях экономического патриотизма.

Таким образом, экономический патриотизм имеет две стороны, два направления для собственного проявления, к которым относиться экономический патриотизм производителя и экономический патриотизм потребителя.

Экономический патриотизм производителя, в частности, характеризует отношение человека к реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов близкого ему социума в процессе производства материальных благ, а также соответствующее этому отношению поведение.

Экономический патриотизм потребителя представляет собой отношение человека к реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов близкого ему сообщества в процессе потребления материальных благ, а также соответствующее этому отношению поведение.

Результатом чрезмерного, гипертрофированного развития экономического патриотизма является экономический эгоизм – отношение человека к реальности для которого характерным является крайнее стремление к продвижению своих собственных экономических интересов, а также интересов близкого ему сообщества, как правило, сопровождающееся нарушением норм морали и права, а также соответствующее этому отношению поведение. Состояние отсутствия чувства экономического патриотизма определяется как экономический нигилизм, для которого свойственно такое отношение человека к реальности, в основе которого лежит отсутствие осознания человеком собственных экономических интересов и/или интересов близкого ему социума, стремления к защите и продвижению этих интересов и соответствующее этому отношению поведение.