Аннотация. В статье рассматривается роль физической подготовки в развитии современного футбола, характеризующегося большим объемом и высокой интенсивностью двигательной деятельности и предъявляющего высокие требования к физической подготовленности футболистов.
Ключевые слова: футбол, спорт, физкультура, игра, спортивная подготовка, образовательный процесс, эффективность, здоровье.
Общефизическая подготовка в функциональной готовности футболистов занимает ключевое значение. Связанно это с тем, что футбол на современном этапе представляет собой совокупность высокой технической, тактической, физической и специально — физической подготовок. Игра ведётся на высоких скоростях, технические приёмы футболистам приходится выполнять в кратчайшие сроки, на ограниченном пространстве, под постоянным прессингом противника. Выросли требования и к тактической подготовке, современная игра требует умения футболистов быстро переходить от одной схемы игры к другой, а это требует и высокой физической подготовленности, напряжения психологических и морально- волевых качеств.
В настоящие время значительно увеличилось время проведения соревнований по футболу, продолжительность сезона команд пример лиги составляет восемь месяце, в первом и втором дивизионах сезон занимает 6-7 месяцев, да и в любительских лигах он продолжается 6 месяцев (так чемпионат Тульской области по футболу начинается в первых числах мая, заканчивается во второй половине октября). Все эти факторы требуют от игроков высокой функциональной готовности, психологической устойчивости.
Успехи футбольной команды зависят от пяти факторов: технической подготовленности игроков, пониманием ими тактики игры и умением правильно её применять во время игры, от физического состояния игроков, духовного состояния и психологической устойчивости. Только в этом случаи, когда эти факторы гармонично дополняют друг друга, можно говорить о монолитной команде, готовой выполнять поставленные перед ней самые высокие задачи.
Все пять факторов важны в подготовки команды в целом и игроков в частности. Но мы остановимся на роли и значении физической подготовки на функциональную готовность игроков.
Под физической подготовкой зачастую понимают чисто физическое состояние игроков их скоростные возможности, манёвренность, выносливость, упорство. Мы считаем, что сюда необходимо также отнести психологическое состояние футболистов и их морально - волевые качества. Это нельзя приобрести на тренировках, однако они тесно связанны с физической подготовкой.
Например, если у игрока перед игрой был сильные душевные переживания, от которых во время игры он не может освободиться, то нельзя считать, что он находится в хорошей форме, готов к игре, в том числе и физически, так как эти факторы взаимосвязаны между собой.
Физическое состояние и психологический настрой составляют единое цело, определяющие успех.
Современная наука различает общую и специально - физическую подготовку. Под физической подготовленностью понимается способность игрока к различным видам мышечной деятельности, которая зависит от уровня развития двигательных качеств [1].
Общефизическая подготовка футболистов направлена на развитие: общей выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты реакции, гибкости, прыгучести. Немало важное значение, несомненно имеют, природные данные футболиста.
Между тренерами возникают споры, что при занятиях общефизической подготовкой надо включать упражнения, только без мяча и кроссовую подготовку, вторые говорят, что надо больше работать с мячом, в том числе и при работе над общефизической подготовкой. Наш опыт работы и проведённый эксперимент показал, что прямо пропорциональное сочетание и равномерное распределение упражнений и нагрузок позволяет эффективно использовать те и другие упражнения при работе по совершенствованию общефизической подготовки в подготовительный период и поддержанию её на протяжении всего сезона.
Физическая подготовка футболиста включает в себя не только такие упражнения, которые используются во время игры с мячом, но и такие, которые необходимы для взаимодействия игроков. Всесторонняя тренировка исключает однобокое обучение, отрицательное по своей сути. Всесторонне подготовленный футболист во время игры сумеет использовать все свои физические способности (Табл.1).
Таблица 1
Общая физическая подготовка |
||
гимнастика, О.Ф.П |
подвижные игры |
ОФП по интервальному методу, скоростная выносливость |
Силовая подготовка |
||
прыжковая, силовые упр., упр. в парах, упр. на быстроту, упр. с метболами, со скакалкой |
упр. с отягощениями, на тренажёрах, упр. с переносом тяжестей |
игры с элементами борьбы |
Из классификации общефизической подготовки футболистов видно, что она состоит из множества компонентов, которые взаимосвязаны между собой и важны все примерно в равной степени, а какой методике отдать предпочтение при подготовке футболистов, это право тренера, и зависит только от его взглядов на футбол и понимания им футбола.
Результаты исследований, проведённых в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о необходимости достижения высокого уровня физической подготовленности. При этом ведущую роль отдают развитию различных двигательных качеств и комплексов, что позволяет сказать о важности всестороннего комплексного развития всех физических качеств футболистов.
Изучаю работы ведущих наших теоретиков в области науки развития футбола своей практической деятельности надо сказать, что ведущими элементами О.Ф.П являются всё-таки аэробный и анаэробно- гликолитические компоненты выносливости.
Так, в работе Н.В. Яружного приведены следующие процентные соотношения аэробно- анаэробных систем энергообразования: аэробные возможности- 23,9 %, анаэробно- алалтекгные возможности- 21,1%, анаэробно- гликолитические возможности - 9,5 %.Это свидетельствует о том, что достаточно большой вклад в физическую и специально - физическую подготовленность футболистов вносит скоростно-силовая подготовка и игровая выносливость. Подтверждением вышесказанному служит результаты корреляционного анализа показателей тестирования скоростных качеств и технико-тактического мастерства футболистов [2,253; 3,12; 4,220]
Опираясь на результаты исследований можно уверенно сказать, что эффективность выступления футболистов в соревнованиях зависит как от уровня скоростно-силового компонента физической подготовленности, так и от способности противостоять утомлению на протяжении 90 минут игры ( выносливости) Важность высокой физической подготовленности для эффективности выступления футболистов в соревновательный период подтверждается сравнительным анализом развития двигательных качеств у футболистов разной квалификации [5,35].
В практической работе уровень развития основных двигательных качеств футболистов (скоростно-силовых качеств, выносливости и скоростных) применяются различные беговые, прыжковые упражнения и игровые упражнения. В таблице №2 приводятся основные контрольные нормативы и упражнения, используемые для оценки двигательных качеств футболистов.
Таблица 2
Контрольные нормативы и упражнения для оценки двигательных качеств футболистов
Содержание теста |
Фамилия автора |
Год издания |
Бег 1 Ом, 2кувырка вперёд, разворот, 2 кувырка вперёд, бег Юм, сделатьб повторений, 25 раз поднести туловище, переворот, отжимания 25 раз, бег 30 м |
Воронович А.С., Стулов В.В. |
2003 г. |
Подъём переворотом 5 раз, 10 раз прыжки из глубокого Сида, бег 15м, удар на дальность, вбрасывание мяча на дальность С для вратарей) |
Савин С.А |
1973 г. |
Бег 7х 50 |
Лабановский В.В. |
1970 г. |
Тройной прыжок с места, бег 15 м. с хода |
Зонин Г.С |
1974 г. |
Подъём переворотом, бег с ведением мячаЗОм, удар на точность, бег 100м |
Воронович А.С, Стулов В.В |
2008 г. |
Подтягивание на перекладине 2 минуты, отжимание 2 минуты, поднимание туловища 2 минуты, всё суммируется и оценивается |
Тарасов А.В. |
1965 г. |
Ведение мяча от углового флага к штрафной удар в дальний угол, бег к противоположному угловому флагу, от него ведёт мяч к лн. Штрафной, удар в дальний угол ,бег к угловому флагу. Упражнение повторяется с ударом в ближний угол ворот. После четвёртого удара, бег к центру поля, ведение мяча к штрафной, удар, бег к центру поля , ведение, удар. |
Романенко А.Н., О.Н Джус |
1988 г. |
Фолтрек Бег 2x100, ведение мяча 30 м, удар на точность с 16 метров в указанную половину ворот, бег 5x10 м с ведением мяча удар с 20м в створ ворот, бег 400м. |
Воронович А.С, Стулов В.В. |
2008г. |
Выпрыгивание вверх, бег 10,20,30,40,50 м |
Тюленьков С.Ю, Скоморохов Е.В. |
1984 г. |
Бег 10,30,40 м, выпрыгивание вверх |
Кессер |
1990 г. |
Бег 5х 30м с ведением мяча, квадрат с перемещеним20 минут, бег 10x10м, силовой тест (поднимание туловища и отжимания 30 секунд), квадрат 15 минут. |
Бесков К.И |
1975 г. |
Кросс 5000 метров по пересечённой местности совмещается с бегом между деревьев ( стоек) по 10-15 метров. |
Тарасов А. В. |
1968 г. |
Для оценки общей и скоростной выносливости футболистов, также можно применять тесты с использованием гладкого бега: 400, 800, 1000 и челночный бег.
Подводя итог выше сказанному надо отметить, что значение физической подготовки на их функциональное состояние очень высоко, необходимо конкретно подходить к подготовке каждого футболиста с учётом его состояния на каждом периоде подготовки как физического, так и психологического. Подбирая упражнения по О.Ф.П , учитывать психологию игроков, их расположенность к тем или иным упражнениям и как они их усваивают. Нельзя сбиваться на одностороннею работу, только скоростно-силовую или скоростную выносливость. Одной из причин поражения в полу финале чемпионата Европы нашей сборной оказалась недостаточная физическая готовность футболистов. Вот, что поэтому поводу говорит бывший главный тренер сборной Г. Хидинк: «... всем хороши россияне, но вот общая выносливость - ниже плинтуса: плохо восстанавливаются после скоростной работы».
Ссылки на источники:
- Теоретико- методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации. «Ф.К.» Москва. 2007. С.Ю. Тюленьков.
- Алексеев, Г.А. О роли аэробных и анаэробных процессов в энергетическом обеспечении интенсивной мышечной работы: материалы сектора физиологии спорта за 1965 г./ Т.А. Алик- М., 1966- с.252- 254.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 239 с.
- Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: учеб. пособие для высших учеб. заведений физ. культ.– М.: Терра-Спорт, 2003. – 240 с.
- Морозов Ю.А. Оценка специальной работоспособности футболи- стов // Теория и практика физической культуры. – 1974. – № 8. – С. 35–39