Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается роль физической подготовки в развитии современного футбола, характеризующегося большим объемом и высокой интенсивностью двигательной деятельности и предъявляющего высокие требования к физической подготовленности футболистов.
Ключевые слова: футбол, спорт, физкультура, игра, спортивная подготовка, образовательный процесс, эффективность, здоровье.   

Общефизическая подготовка в функциональной готовности футболистов занимает ключевое значение. Связанно это с тем, что футбол на современном этапе представляет собой совокупность высокой технической, тактической, фи­зической и специально — физической подготовок. Игра ведётся на высоких ско­ростях, технические приёмы футболистам приходится выполнять в кратчайшие сроки, на ограниченном пространстве, под постоянным прессингом против­ника. Выросли требования и к тактической подготовке, современная игра тре­бует умения футболистов быстро переходить от одной схемы игры к другой, а это требует и высокой физической подготовленности, напряжения психологи­ческих и морально- волевых качеств.

В настоящие время значительно увеличилось время проведения соревно­ваний по футболу, продолжительность сезона команд пример лиги составляет восемь месяце, в первом и втором дивизионах сезон занимает 6-7 месяцев, да и в любительских лигах он продолжается 6 месяцев (так чемпионат Тульской об­ласти по футболу начинается в первых числах мая, заканчивается во второй по­ловине октября). Все эти факторы требуют от игроков высокой функциональ­ной готовности, психологической устойчивости.

Успехи футбольной команды зависят от пяти факторов: технической под­готовленности игроков, пониманием ими тактики игры и умением правильно её применять во время игры, от физического состояния игроков, духовного со­стояния и психологической устойчивости. Только в этом случаи, когда эти фак­торы гармонично дополняют друг друга, можно говорить о монолитной коман­де, готовой выполнять поставленные перед ней самые высокие задачи.

Все пять факторов важны в подготовки команды в целом и игроков в ча­стности. Но мы остановимся на роли и значении физической подготовки на функциональную готовность игроков.

Под физической подготовкой зачастую понимают чисто физическое со­стояние игроков их скоростные возможности, манёвренность, выносливость, упорство. Мы считаем, что сюда необходимо также отнести психологическое состояние футболистов и их морально - волевые качества. Это нельзя приобре­сти на тренировках, однако они тесно связанны с физической подготовкой.

Например, если у игрока перед игрой был сильные душевные переживания, от ко­торых во время игры он не может освободиться, то нельзя считать, что он на­ходится в хорошей форме, готов к игре, в том числе и физически, так как эти факторы взаимосвязаны между собой.

Физическое состояние и психологический настрой составляют единое це­ло, определяющие успех.

Современная наука различает общую и специально - физическую подго­товку. Под физической подготовленностью понимается способность игрока к различным видам мышечной деятельности, которая зависит от уровня развития двигательных качеств [1].

Общефизическая подготовка футболистов направлена на развитие: общей выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты реакции, гиб­кости, прыгучести. Немало важное значение, несомненно имеют, природные данные футболиста.

Между тренерами возникают споры, что при занятиях общефизической подготовкой надо включать упражнения, только без мяча и кроссовую подго­товку, вторые говорят, что надо больше работать с мячом, в том числе и при работе над общефизической подготовкой. Наш опыт работы и проведённый эксперимент показал, что прямо пропорциональное сочетание и равномерное распределение упражнений и нагрузок позволяет эффективно использовать те и другие упражнения при работе по совершенствованию общефизической подго­товки в подготовительный период и поддержанию её на протяжении всего се­зона.

Физическая подготовка футболиста включает в себя не только такие уп­ражнения, которые используются во время игры с мячом, но и такие, которые необходимы для взаимодействия игроков. Всесторонняя тренировка исключает однобокое обучение, отрицательное по своей сути. Всесторонне подготовлен­ный футболист во время игры сумеет использовать все свои физические способности (Табл.1).

Таблица 1

Общая физическая подготовка

гимнастика, О.Ф.П

подвижные игры

ОФП по интервальному ме­тоду, скоростная выносли­вость

Силовая подготовка

прыжковая, силовые упр., упр. в парах, упр. на быст­роту, упр. с метболами, со скакалкой

упр. с отягощениями, на тренажёрах, упр. с перено­сом тяжестей

игры с элементами борьбы


Из классификации общефизической подготовки футболистов видно, что она состоит из множества компонентов, которые взаимосвязаны между собой и важны все примерно в равной степени, а какой методике отдать предпочтение при подготовке футболистов, это право тренера, и зависит только от его взгля­дов на футбол и понимания им футбола.

Результаты исследований, проведённых в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о необходимости достижения высокого уровня физической подготовленности. При этом ведущую роль отдают развитию различных двига­тельных качеств и комплексов, что позволяет сказать о важности всестороннего комплексного развития всех физических качеств футболистов.

Изучаю работы ведущих наших теоретиков в области науки развития футбола своей практической деятельности надо сказать, что ведущими элемен­тами О.Ф.П являются всё-таки аэробный и анаэробно- гликолитические компо­ненты выносливости.

Так, в работе Н.В. Яружного приведены следующие процентные соотношения аэробно- анаэробных систем энергообразования: аэробные возможности- 23,9 %, анаэробно- алалтекгные возможности- 21,1%, анаэробно- гликолитические возможности - 9,5 %.Это свидетельствует о том, что достаточно большой вклад в физическую и специально - физическую подготовленность футболистов вно­сит скоростно-силовая подготовка и игровая выносливость. Подтверждением вышесказанному служит результаты корреляционного анализа показателей тес­тирования скоростных качеств и технико-тактического мастерства футболи­стов [2,253; 3,12; 4,220]

Опираясь на результаты исследований можно уверенно сказать, что эф­фективность выступления футболистов в соревнованиях зависит как от уровня скоростно-силового компонента физической подготовленности, так и от спо­собности противостоять утомлению на протяжении 90 минут игры ( выносли­вости) Важность высокой физической подготовленности для эффективности выступления футболистов в соревновательный период подтверждается сравни­тельным анализом развития двигательных качеств у футболистов разной ква­лификации [5,35].

В практической работе уровень развития основных двигательных качеств футболистов (скоростно-силовых качеств, выносливости и скоростных) при­меняются различные беговые, прыжковые упражнения и игровые упражнения. В таблице №2 приводятся основные контрольные нормативы и упражнения, используемые для оценки двигательных качеств футболистов.

Таблица 2

Контрольные нормативы и упражнения для оценки двигательных качеств футболистов 

Содержание теста

Фамилия автора

Год издания

Бег 1 Ом, 2кувырка вперёд, разворот, 2 кувырка вперёд, бег Юм, сделатьб повторений, 25 раз поднести туло­вище, переворот, отжимания 25 раз, бег 30 м

Воронович А.С., Стулов В.В.

2003 г.

Подъём переворотом 5 раз, 10 раз прыжки из глубоко­го Сида, бег 15м, удар на дальность, вбрасывание мяча на дальность С для вратарей)

Савин С.А

1973 г.

Бег 7х 50

Лабановский В.В.

1970 г.

Тройной прыжок с места, бег 15 м. с хода

Зонин Г.С

1974 г.

Подъём переворотом, бег с ведением мячаЗОм, удар на точность, бег 100м

Воронович А.С, Стулов В.В

2008 г.

Подтягивание на перекладине 2 минуты, отжимание 2 минуты, поднимание туловища 2 минуты, всё сумми­руется и оценивается

Тарасов А.В.

1965 г.

Ведение мяча от углового флага к штрафной  удар в дальний угол, бег к противоположному угловому фла­гу, от него ведёт мяч к лн.

Штрафной, удар в дальний угол ,бег к угловому флагу.

Упражнение повторяется с уда­ром в ближний угол ворот. После четвёртого удара, бег к центру поля, ведение мяча к штрафной, удар, бег к центру поля , ведение, удар.

Романенко А.Н., О.Н Джус

1988 г.

Фолтрек Бег 2x100, ведение мяча 30 м, удар на точ­ность с 16 метров в указанную половину ворот, бег 5x10 м с ведением мяча удар с 20м в створ ворот, бег 400м.

Воронович А.С, Стулов В.В.

2008г.

Выпрыгивание вверх, бег 10,20,30,40,50 м

Тюленьков С.Ю, Скоморохов Е.В.

1984 г.

Бег 10,30,40 м, выпрыгивание вверх

Кессер

1990 г.

Бег 5х 30м с ведением мяча, квадрат с перемещеним20 минут, бег 10x10м, силовой тест (поднимание туло­вища и отжимания 30 секунд), квадрат 15 минут.

Бесков К.И

1975 г.

Кросс 5000 метров по пересечённой местности со­вмещается с бегом между деревьев ( стоек) по 10-15 метров.

Тарасов А. В.

1968 г.

Для оценки общей и скоростной выносливости футболистов, также мож­но применять тесты с использованием гладкого бега: 400, 800, 1000 и челноч­ный бег.

Подводя итог выше сказанному надо отметить, что значение физической подготовки на их функциональное состояние очень высоко, необходимо кон­кретно подходить к подготовке каждого футболиста с учётом его состояния на каждом периоде подготовки как физического, так и психологического. Подби­рая упражнения по О.Ф.П , учитывать психологию игроков, их расположен­ность к тем или иным упражнениям и как они их усваивают. Нельзя сбиваться на одностороннею работу, только скоростно-силовую или скоростную вынос­ливость. Одной из причин поражения в полу финале чемпионата Европы нашей сборной оказалась недостаточная физическая готовность футболистов. Вот, что поэтому поводу говорит бывший главный тренер сборной Г. Хидинк: «... всем хо­роши россияне, но вот общая выносливость - ниже плинтуса: плохо восстанавливаются после скоростной работы».

Ссылки на источники:

  1. Теоретико- методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации. «Ф.К.» Москва. 2007. С.Ю. Тюленьков.
  2. Алексеев, Г.А. О роли аэробных и анаэробных процессов в энергетиче­ском обеспечении интенсивной мышечной работы: материалы сектора физио­логии спорта за 1965 г./ Т.А. Алик- М., 1966- с.252- 254.
  3. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 239 с.
  4. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: учеб. пособие для высших учеб. заведений физ. культ.– М.: Терра-Спорт, 2003. – 240 с.
  5. Морозов Ю.А. Оценка специальной работоспособности футболи- стов // Теория и практика физической культуры. – 1974. – № 8. – С. 35–39