Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен анализ существующей воспитательной практики, дана критическая оценка взаимодействия субъектов воспитательного процесса в вузе. Предложены пути по преодолению имеющихся противоречий.
Ключевые слова: воспитание, профессиональное самовоспитание, педагогическая поддержка. 

Обновленная парадигма российского образования выдвигает развитие личности как ключевую идею педагогической теории и практики воспитания, которая определяет приоритет гуманистической модели, в основе которой лежит становление и развитие индивидуальности молодежи, раскрытие ее всестороннего потенциала, посредством накопления уникального опыта самореализации, самоактуализации и саморазвития.

Стержневым понятием и результатом практического опыта обучающейся молодежи следует считать процесс самовоспитания, который рассматривается в педагогической науке как целенаправленный процесс совершенствования всех положительных с точки зрения норм качеств культурно-образованного человека [1, с. 95]. С практической точки зрения это систематическая деятельность человека по принципу «человек себя делающий» коренным образом должна быть направлена на, как минимум желание, изменения своей личности в соответствии с определенным социально-значимым эталоном конкурентоспособных профессионально-человеческих качеств.

Вместе с тем, проблема формирования профессионального самовоспитания молодежи, на наш взгляд, заключается в противоречии между имеющимся природным потенциалом человека к непрерывному развитию и стремлением к самоактуализации и доминированием внешнего контроля со стороны сложившейся инфраструктуры образовательного пространства вуза, что зачастую приводит к предъявлению исключительно исполнительских требований. Данное противоречие провоцирует слабую мотивацию активности молодежи к профессиональному самовоспитанию, поскольку включаются ориентиры значимости внешних факторов, мешающих студентам принять активную внутреннюю жизненную позицию. Это в свою очередь снижает ответственность обучающегося за самого себя, что, как следствие, выражается в переложении собственных неудач и нежеланий на несовершенство условий обучения, являющихся внешними факторами образовательной среды.

Одной из причин торможения становления профессионального самовоспитания студентов, на наш взгляд, является недооценка значимости процесса воспитания в целом в образовательной среде вуза и отсутствие педагогической поддержки всего педагогического состава как важного компонента целостной воспитательной системы вуза.

Педагогическая поддержка – особый вид педагогической деятельности, основной целью которого является помощь обучающимся в саморазвитии, в решении жизненных и образовательных проблем, передача средств разрешения внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения [1, с. 98]. В условиях вуза эту деятельность можно охарактеризовать как системное ориентирование будущего специалиста в предлагаемых обстоятельствах, формирование готовности к принятию самостоятельных нестандартных решений, поощрение педагогического творчества, формирование компетентности («в» и «за» рамками учебного процесса), способствование созданию открытой социокультурной среды факультета (и вуза в целом), стимулирование личностного саморазвития и самовыражения студенческой молодежи.

При этом следует отметить, что ярко выраженным новообразованием студентов младших курсов является проявление способности строить жизненные планы и выбирать способы их реализации, однако физиологический процесс опережает психологический, что подтверждает необходимость осуществления педагогической поддержки. Первостепенным условием эффективности процесса развития личности студента является знание и понимание педагогами высшей школы возрастных особенностей студенческой молодежи, к ним относятся:

-     достаточно высокий уровень интеллектуальных возможностей;
-     стабилизация характера;
-     период формирования самоанализа и самооценок, которые зачастую бывают противоречивыми, что вызывает ощущение внутренней неуверенности, сопровождающейся резкостью и развязностью;
-     стремление к самоуправлению и неумение саморганизоваться;
-     перестройка эмоциональной сферы, смена окружения, стремление к независимости;
-     максимализм суждений, прямолинейность;
-     скептическое, критическое или ироническое выражение отношения к преподавателям и внутренним общепринятым порядкам в учебном заведении;
-     потребность в новизне;
-     начало «экономической активности» при определенной ее зависимости от взрослых;
-     формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сферах и др.

Неподготовленность педагогических кадров к работе в новых условиях, непонимание значимости поддержки студенческой молодежи, нежелание педагогов оптимизировать процесс воспитания студенческой молодежи лишает процесс самовоспитания результативности.

Другой проблемой можно считать направленность учебно-воспитательного диалога между основными субъектами образования, как на «должное», но не как на «насущее».

Третья проблема воспитательной системы вуза является неэффективность кураторской деятельности как обязательной составляющей воспитательно-образовательного пространства. На сегодняшний день доминирует тенденция либо нежелания преподавателей выполнять кураторские функции, которые, как правило, очерчиваются рамками дополнительной общественной нагрузки, либо не способности эффективно решать воспитательные задачи, стоящие перед куратором академической группы студентов. Существующие проблемы создают условия для торможения социальной активности и профессионального самовоспитания студентов, что в свою очередь гасит вероятность проявления их личной инициативы.

По мнению А.И. Пригожина, осознание своей личной инициативы, «как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования», является «атрибутивной характеристикой субъектности как единства целеполагания и целеосуществления» [2].

Согласно концепции А.И. Кочетова, самовоспитание есть высшая форма самосовершенствования духовного мира человека, поскольку именно в душе человека, заложены движущие силы его развития [3].

По утверждению   М.К. Мамардашвили, человек есть существо, саморождаемое через культуру. Иными словами, самосозидание средствами культуры и есть реальное, практическое действие конкретного человека, и, одновременно, требование практического, а не умозрительного, гуманизма в социуме [4].

Внутренними факторами профессионального самовоспитания являются: определенный уровень развития личности; наличие потребностей и мотивов повышения профессионального мастерства;  ориентиры на эталоны профессиональных результатов и веры в свои потенциальные возможности, принятие значимой социальной активности; способности к анализу и самооценке при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей, отсутствие социального равнодушия и инфантилизма.

Говоря о значимости самосознания в саморазвитии, И.С. Кон в своей монографии «В поисках себя» подчеркивал, что действенная функция самосознания заключается в способности педагога не просто дать индивиду сведения о себе, а помочь в выработке эффективной жизненной ориентации. Подтверждение этому находим и в исследованиях А.С. Спиркина, который утверждал, что «самосознание – не только познание себя, но известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам», поскольку человек как личность – «самооценивающее существо» [5; 6].

Согласно результатам исследований Н.М. Борытко  процесс становления субъектной позиции личности включает в себя четыре уровня:

-     идентификация – проблемное поле – «неопределенная, размытая идентичность», реактивное поведение, подчинение авторитетам;
-     индивидуализация – определение референтной группы, гармонизация отношений с окружающим миром, социумом, с другими и с собой;
-     социализация – освоение ролевого поведения, ценностное самоутверждение в группе, достижение социальной компетентности;
-     интеграция – достижение зрелой идентичности, самодостаточности [7].

Удивительным образом данное положение не учитывается в воспитательной системе вуза, и вчерашние школьники просто становятся участниками образовательного процесса высшей школы, как само собой разумеющееся.

Такой подход по сути своей является ошибочным, поскольку профессиональное самовоспитание студента, являясь многоаспектным, многофакторным и динамичным процессом, должен представлять собой целостную воспитательную систему,  приводящую в действие те или иные регулятивные функции на разных уровнях. Иными словами, процесс профессионального самовоспитания личности молодого человека опосредуется запуском системы механизмов, включающей в себя:

-     механизм сдвига мотива на цель, который детерминирует перевод задаваемых извне мотивов;
-     механизм интериоризации, который, по словам Л.С. Выготского, отвечает за превращение в высшие психические функции личности общечеловеческих ценностей [8];
-     механизм экстериоризации, благодаря действию которого запускается реализация потребности личности в созидании, самосозидании, жизнетворчеству, составляющие мотивационно-ценностное ядро [9].

Безусловно, активность профессионального самовоспитания зависит от индивидуальных возможностей каждого студента, от уровня его собственных установок, притязания, ожидания, готовности и способностей, воли, сознание и т.д. Мы убеждены, что педагогическая поддержка профессионального самовоспитания должна опираться в своей динамике на диалектику развития процесса самовоспитания в целом, который, в свою очередь, включает в себя следующие взаимосвязанные этапы:

1.  Самопознание– изучение и понимание своей внутренней сущности в процессе деятельности, познание, направленное на самого себя с помощью восприятия и осмысления своего поведения и действий. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый субъективными, самобытными моментами [20]. Следовательно, педагогическая поддержка должна ориентировать студентов на: 1)  самонаблюдение – наблюдение человека за своими психологическими процессами, чувствами, мыслями, образами, состоянием, а также за своим поведением и его результатами; 2) самоанализ – анализ и оценка своих поступков, душевного состояния. Самоанализ обусловлен адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими [125]; 3) самооценку уровня развития того или иного качества или свойства личности, формулирование и уточнение ценностных ориентиров.

2.  Принятие решения – определение возможностей самовоспитания – выстраивание стратегии, перспектив работы над собой. Педагогическая поддержка на данном этапе должна ориентировать студентов на вариативность выбора тактики (средств, установок, сроков) самовоспитания для достижения намеченных целей.

3.  Операциональный этап– реализация планов, активная деятельность, направленная на достижение сформулированных ранее стратегических планов, ценностных ориентиров, формирование осознанного индивидуального стиля жизнетворчества на основе опыта успешной деятельности и гуманистических ценностей в гармонии с общечеловеческой культурой. Педагогическая поддержка призвана стимулировать и поощрять активность студентов, тактично внося коррективы с обязательной рефлексией достигнутых результатов.

Кроме того, педагогическая поддержка профессионального самовоспитания студентов предполагает использование таких приемов, как осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль; самоотчет; самообязательство и осуществляется в процессе самоуправления на основе сформулированных человеком целей, программы действий, рефлексии полученных результатов, выстраивания тактики самокоррекции.

Не следует забывать, что во внутреннем мире молодого человека занимают огромное место два переживания – переживание своей силы и переживание своей слабости. Из переживаний своей силы, которое растет и концентрируется на протяжении всей жизни, рождается самоутверждение личности, развивается и зреет индивидуальность с ее собственной инициативой, творчеством. Таким образом, человек с мотивом стремления к успеху использует следующие способы самоконтроля:

-     рациональную стратегию, направленную на повышение значимости практической активности – действия;
-     самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации;
-     эмоциональный контроль, направленный на активацию (гнев, недовольство собой и т.п.).

Человек с мотивом избегания неудачи используют иные способы самоконтроля:

-     рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели;
-     самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации;
-     эмоциональный контроль, направленный на релаксацию (успокоение, самоуверенность и т.п.);

Наибольшей силой побуждения к профессиональному самовоспитанию считается средняя (оптимальная) удаленность достижимости от потребности. Цель должна разжигать его интерес, самолюбие, стимулировать проявление волевых качеств. Этому могут способствовать как положительные так и отрицательные подкрепления (в частности, педагогическое оценивание) достигнутых результатов.

При этом педагогическая поддержка не должна ограничиваться суммированием исключительно административных структурных элементов вуза для выполнения поставленных задач, она предполагает организацию, педагогическое управление и стимулирование, поддержку и сопровождение процесса профессионального самовоспитания будущего педагога всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Итак, назрела необходимость осуществления педагогической поддержки профессионального самовоспитания студентов гуманитарного факультета, которая способна придать целостному воспитательному процессу сквозную целевую направленность, ориентируя студенческую молодежь на важность самовоспитания и дальнейшие пути профессионального саморазвития. 

Ссылки на источники:

  1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 514 с.
  2. Пригожин А.И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / А.И. Пригожин, И. Стенгерс; [пер. с англ. Ю.А. Данилова]. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 312 с.
  3. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания / А.И. Кочетов. – Москва: Знание, 1974. – 135с.
  4. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы. – 2012–2013. – Дата публикования: 2004. – URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/mamardshvili_misli (Дата обращения: 03.04.2015)
  5. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 272 с.
  6. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2010. – 736 с.
  7. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2000. – 225 с
  8. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – Москва: Наука, 1980. – 335с.
  9. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. – 2008. – № 1. – С. 175–189.

Martirosova Galina
Senior Lecturer, associate dean for educational work of the Faculty of Education, Psychology and Communicative VPO "Kuban State University", Krasnodar
Pedagogical support of professional self students of the Faculty of Humanities
Abstract. The paper presents an analysis of the current educational practice, critical estimation of interaction of subjects of educational process in high school. The ways to overcome the existing contradictions.
Keywords: education, professional self-education, pedagogical support.

References

  1. Polonsky V.M. Dictionary of education and pedagogy / V.M. Polonsky. - M.: Higher School, 2004. - 514 p.
  2. Prigogine A.I. Order out of Chaos: Man's New Dialogue with Nature / AI Prigogine, I. Stengers; [Trans. from English. YA Daniel]. - M .: Editorial URSS, 2001. - 312 p.
  3. Kochetov A.I. Pedagogical bases of self / AI Kochetov. - Moscow: Knowledge, 1974. - 135c.
  4. Mamardashvili M.K. Thought in culture [electronic resource] // library of educational and scientific literature. - 2012-2013. - Date of publishing: 2004. - URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/mamardshvili_misli (Date of access: 04.03.2015)
  5. Kon I.S. In search of self: personality and self-awareness / I.S. Cohn. - M .: Politizdat, 1984. - 272 p.
  6. Spirkin A.G. Philosophy: the textbook / A.G. Spirkin. - 2nd ed. - M .: Gardariki, 2010. - 736 p.
  7. Borytko N.M. Space education: the way of being: a monograph / N.M. Borytko; scientific. Ed. N.K. Sergeev. - Volgograd: Change, 2000. - 225
  8. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Activities and Personality Psychology / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. - Moscow: Nauka, 1980. - 335s.
  9. Abramenkova V.V. Teen subculture as a space for self-realization // World of Psychology. - 2008. - № 1. - S. 175-189.