Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен анализ факторов, которые детерминируют формирование системы непрерывного профессионального образования,  анализ формирования новой образовательной модели - системы непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, образовательный процесс, интегративность образования. 

Знания постоянно находятся в движении, совершая свой кругооборот в обществе. Жизненный цикл нового знания предстаёт как противоречивое единство двух процессов: а) процесса объективизации общественно нового знания (кодификации персонифицированного нового знания и его опредмечивания вфакторах и результатах общественного производства); б) процесса субъективизации нового знания (формирования субъективно нового знания в образовательном процессе). Таким образом, образовательный процесс органично вплетён в ткань воспроизводства знаний, а, следовательно, является необходимым компонентом механизма современного общественного воспроизводства. Поэтому закономерности эволюции образовательной сферы могут быть поняты и раскрыты только в контексте общих закономерностей движения социально-экономической системы.

Смена технологических парадигм предполагает радикальное изменение способа человеческой жизнедеятельности, смену типа личностной экономической культуры совокупного работника общества. Это, в свою очередь, требует кардинальных изменений в образовании как основном способе формирования экономического потенциала и направленности личности. Формирование новой модели образования детерминировано не только качественными изменениями технологического уклада. Хозяйственный уклад, вся система экономических отношений, адекватных современному способу производства, так  же как и технологические факторы формируют объективные основы непрерывного профессионального образования.

Инновационный характер современного экономического развития, усиление неценовой конкуренции (конкуренции новизны и качества) на мировом и внутренних рынках, растущий дефицит природных ресурсов и обострение экологических проблем выдвигают на первый план главный фактор развития социально-экономической системы - интеллект и профессионализм работника. Данная объективная тенденция вызывает необходимость трансформации трудовых и социально-экономических отношений общества.

Следствием и одновременно условием глобализации мировой экономики является глобализация знаний и формирование единого информационного пространства. С развитием информационных и телекоммуникационных технологий появляется возможность оперативного доступа практически неограниченного количества людей к мировым банкам данных. Теперь в наиболее выигрышном положении, при прочих равных условиях, оказываются индивиды и сообщества, способные к эффективному поиску, относительно быстрому восприятию новой разнообразной информации, извлечению из неё необходимых знаний и их своевременному применению. Формирование подобных способностей и должно стать одной из основных целей новой модели образования.

Важнейшим фактором, детерминирующим формирование системы непрерывного профессионального образования, является наука. Эволюция образования вообще не может быть рассмотрена в отрыве от развития науки. Они представляют собой неразрывные звенья единого социально-экономического механизма воспроизводства общественного и индивидуального интеллектов. Наука в данном механизме играет роль генератора общественно новых знаний, а образование выполняет функцию обобщения достигнутого уровня научного познания, выражения его в систематизированной форме, доступной для усвоения обучающимися, и формирования субъективно новых знаний.

На современном этапе цивилизационного развития именно наука во многом задает темп, определяет характер и результат социально-экономической динамики. Р. Кроуфорд так характеризует роль научных знании в современном обществе: «… новое знание приводит к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что, в свою очередь, приводит к социально-политическим изменениям, что в итоге приводит к созданию новой парадигмы (курсив Р. Кроуфорда - С.Ф.), или нового видения мира» [4].

В ходе осуществления и распространения инноваций всфере образования происходит формирование новой образовательной модели - системы непрерывного профессионального образования. В ее основе лежат следующие виды инноваций: технологические инновации - современные информационно-коммуникационные технологии, постепенно внедряемые в образовательный процесс; педагогические инновации - новые методы и приёмы преподавания и обучения, новые формы организации образовательного процесса; экономические инновации - перспективные экономические механизмы в сфере образования; управленческие инновации - новые подходы к управлению образовательной сферы в целом, а также отдельных образовательных учреждений; организационные инновации – новые институциональные формы в сфере образования.

Таким образом, условия современной жизни во всем её многообразии все больше требуют развития в системе образования механизмов, позволяющих широким массам людей непрерывно (на протяжении всей жизни) получать, обновлять и расширять знания, необходимые им для успешного исполнения различных социально-экономических ролей и самореализации. При этом надо иметь в виду, что субъектом образовательной деятельности человек становится тогда, когда внешняя для него необходимость в непрерывном образовании трансформируется во внутреннюю потребность в получении, расширении, и обновлении знаний. Поэтому усилить мотивацию образовательной деятельности возможно только созданием продуманной вариативной системы предоставления разнообразных образовательных услуг, позволяющих каждому человеку выстроить в течение жизни ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям и возможностям.

Говоря о создании такой вариативной образовательной системы, не следует заблуждаться по поводу сроков реализации данного общественного проекта. Формирование системы непрерывного профессионального образования - это весьма сложный и продолжительный процесс. Он предполагает не только создание определённой взаимосвязанной структуры («каркаса») из ранее разрозненных или слабо связанных между собой компонентов – образовательных подсистем различного уровня, но и институционализацию непрерывного профессионального образования.

В этой связи следует различать непрерывное самообразование, которое всегда было присуще лучшим представителям человечества, но не было институционализировано, от непрерывного профессионального образования как института общества. В последнем случае образование в течение всей жизни (непрерывное профессиональное образование) является не просто отражением желания отдельного индивида, его личностной характеристикой. Это определенная социальная норма, «предписывающая» субъектам не только образовательного, но и общественного процесса в целом определённый тип поведения, выполнение определённых социальных ролей. Как отмечает О.К Шкаратан, «необходимым условием деятельности института является выполнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении образцов (норм) поведения» [2].

Непрерывное профессиональное образование – это системно организованный процесс образования людей на протяжении всей их, по жизни, дающий возможность каждому человеку получать, обновлять и расширять знания, необходимые для успешного исполнения различных социально-экономических ролей в системе социальных контрактов, выбрав для этого ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его потребностям, отражает образовательные потребности общества и обеспечивает поступательное развитие личностной экономической культуры. В этом определении раскрывается сущность непрерывного профессионального образования как социально-экономического феномена и социального института.

Непрерывное профессиональное образование по своей сути должно выступать как целостный процесс, состоящий из отдельных дискретных стадий и обеспечивающий как вертикальную, так и горизонтальную образовательную мобильность человека в течение всей его жизни. Первая характеризуется переходом индивида от одного уровня образования к другому по различным образовательным траекториям (движение вверх по ступеням образовательной лестницы). Вторая предполагает обновление, расширение и приобретение новых знаний и умений человека в рамках существующего образовательного ценза (различные формы переподготовки и повышения квалификации работника, не приводящие к повышению его формального образовательного уровня).

В этой связи существенно изменяется (по сравнению с традиционной образовательной моделью) основная экономическая функция образования: из способа формированияэкономического потенциала и направленности личности образование превращается в приоритетный способ расширенного воспроизводствачеловеческого капитала как общественной формы личностной экономической культуры в экономической системе, основанной на знаниях.

Непрерывное профессиональное образование предполагает взаимосвязь и взаимодействие ряда компонентов: совокупности образовательных программ разного уровня (основных и дополнительных); сети разнообразных образовательных учреждений, реализующих эти программы; органов управления образованием (федеральных, региональных, местных); специальных структур (общественных и государственных), осуществляющих образовательный маркетинг и координирующих развитие социально-образовательных процессов; научно-исследовательских центров и фирм, занимающихся разработкой и внедрением инновационных образовательных технологий и т.д.

В результате взаимодействия указанных выше компонентов возникают новые интегративные свойства, придающие непрерывному профессиональному образованию качественную определенность системного целого. Наиболее существенными интегративными свойствами системы непрерывного профессионального образования, с нашей точки зрения, являются: взаимопроникновение, гармоничность, когерентность, гибкость и динамичность, прогностичность.

Сущность взаимопроникновения как интегративного свойства системы непрерывного профессионального образования заключается в создании личностно-ориентированной образовательной сети, реализующей различные возможности получения образования и обучения в течение всей жизни, что предполагает постепенное взаимопроникновение структур, реализующих преемственно связанные образовательные программы разных уровней.

Под гармоничностью системы непрерывного профессионального образования мы понимаем, прежде всего, высокую степень её согласованности с требованиями внешней среды, её открытости социуму. Это находит выражение в следующем: в вовлечении всё возрастающего числа людей в процессы организованного обновления интеллекта; в усилении общественного характера управления системой; во «включённости» образования в решение важнейших социально-экономических проблем общества, государства, конкретного региона. «Равнодействующей» этих процессов можно считать гармонизацию социально-экономических интересов всех заинтересованных в организации и премировании системы непрерывного профессионального образования субъектов.

Непрерывное профессиональное образование является системой, существующей в окружающей её среде и активно взаимодействующей с ней. И экономическая, и социокультурная среда определяют предназначение образовательной системы, основной вектор ее развития. Способом реализации своего предназначения служит выполнение системой основной функции, выражающей её сущность. Такой функцией системы непрерывного профессионального образования, а, следовательно, содержанием образовательных процессов, реализуемых в этой системе, является формирование и поступательное развитие личностной экономической культуры. Поскольку последняя служит мерой качества развития человеческого потенциала, постольку образование человека на протяжении всей жизни можно представить как его движение по градиенту качества в определённой образовательной среде. Под градиентом качества здесь понимается наилучший рост качества. В этой связи в системе непрерывного профессионального образования образовательный процесс должен осуществляться в пространстве знаний, упорядоченных по направлению развития личностной экономической культуры человека.

Функционирование образовательной системы определяется не только внешними факторами – социально-экономическими, культурными, демографическими, политическими и т.д. Эта система имеет и внутренние источники движения, количественного и качественного обогащения, перманентного преобразования. Поэтому она не только детерминируется внешними обстоятельствами, но и сама во многом их детерминирует. Реализуя свою основную функцию, система непрерывного образования активно воздействует на окружающую среду, формирует новые перспективные общественные потребности.

Таким образом, основную функцию можно рассматривать как главный системообразующий фактор в системе непрерывного профессионального образования.

Система непрерывного профессионального образования имеет структуру, определяемую выполняемой системой основной функцией. Поэтому структура системы не может быть произвольной. Она отражает наиболее существенные, системообразующие компоненты непрерывного профессионального образования и устойчивые связи и отношения между ними.

Характеристику структуры системы непрерывного профессионального образования начнем с выявления се элементов. Поскольку качественное своеобразие системы определяется выполняемыми ею функциями, прежде всего основной (целевой) функцией, постольку элементом системы, на наш взгляд, можно считать такой её компонент, который не расчленим далее без ущерба выполнению этой функции. Другими словами, речь идёт об элементарном носителе функции системы. Таким носителем основной функции системы непрерывного профессионального образования является образовательное учреждение (различного типа и вида), предоставляющее образовательную услугу или комплекс таких услуг. Именно на уровне образовательного учреждения реализуются субъект-субъектные отношения «преподаватель – обучающийся» и может быть зафиксирован «момент образовательного самостановления личности».

Совокупность образовательных учреждений, реализующих программы одного уровня, объединённых выполняемыми общими функциями, законодательной базой, системой управления и единым организационно-экономическим механизмом, образует соответствующую подсистему единой системы непрерывного профессионального образования. Подсистема сама является системой, и к ней, следовательно, относится всё, что сказано выше о системе, в том числе и о её целостности.

Система непрерывного профессионального образования включает в себя различные подсистемы. Классификация их может быть осуществлена по определённым критериям. В соответствии с уровнем образования можно выделить следующие подсистемы: общего среднего образования, в той его части, в какой решаются задачи профориентации учащихся; начального профессионального образования (НПО); среднего профессионального образования (СПО); высшего профессионального образования (ВПО); послевузовского образования; дополнительного профессионального образования (ДПО).

Система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить вертикальную и горизонтальную образовательную мобильность членов общества. Структурный компонент данной системы, обеспечивающий условия для реализации первого вида образовательной мобильности граждан», может быть определён как подсистема «формального (институциональною) профессионального образования». Этот агрегированный компонент системы включает в себя следующие подсистемы: НПО, СПО, ВПО и послевузовского образования. Компонент же системы непрерывного профессионального образования, необходимый для реализации горизонтальной образовательной мобильности работников, в официальных и научных источниках информации называется по-разному. В российском законодательстве об образовании данный компонент образовательной системы называется системой (подсистемой) дополнительного профессионального образования, В научной литературе - подсистемой «трансформации квалификации» [1]; «профессиональным непрерывным образованием» [3] и т.д.

Важным критерием выделения структурных компонентов системы непрерывного профессионального образования является, на наш взгляд, разграничение получаемого образования на «базовое» и «продолженное» (последипломное). Подсистемой «базового профессионального образования» можно назвать такой её (системы) компонент, который обеспечивает получение первого профессионального образования, независимо от его уровня, ступени, позволяющего человеку приступить к квалифицированному труду [2].Любое профессиональное образование, получаемое в той или иной форме людьми, имеющими уже базовое образование, мы будем считать продолжением образования, а подсистему, обеспечивающую получение такого образования - подсистемой последипломного образования.

Понятие «структура» отражает не просто состав компонентов системы (элементов, подсистем), а, в первую очередь, наиболее существенные взаимосвязи между ними. Данные взаимосвязи обеспечивают существование системы и её основных свойств.

Компоненты системы непрерывного профессионального образования имеют друг с другом сложную систему непосредственных и опосредованных, прямых и обратных, функциональных и причинных связей. Они реализуются, прежде всего, в форме отношений, возникающих между субъектами образования на различных стадиях непрерывного (пожизненного) образовательного процесса. Эти отношения могут принимать экономические и неэкономические формы. Экономические отношения, реализующиеся в системе непрерывного профессионального образования, представляют собой отношения между субъектами образовательного процесса по поводу формирования социально-экономических условий функционирования образовательных учреждений, непрерывного производства образовательных услуг, удовлетворяющих образовательные потребности человека на протяжении всей его жизни.

Система непрерывного профессионального образования включает в себя ряд уровней, между которыми существуют определённые отношения подчинённости. При этом каждый компонент (подсистема) рассматриваемой системы обладает относительной самостоятельностью и является системой. При этом непрерывное профессиональное образование включено подсистемой в систему более высокого порядка - социально-экономическую систему общества. Всеэто может означать только одно - непрерывному профессиональному образованию присуще свойство иерархичности.

Таким образом, проведённый анализ позволяет нам сделать вполне обоснованный вывод о том, что непрерывное профессиональное образование является системой, поскольку обладает такими общесистемными свойствами, как целостность, функциональность, структурность и иерархичность. Однако установление качественной определённости системы предполагает выявление не только сё общесистемных, но и специфических свойств.

Ссылки на источники:

  1. Давыдов В.В. О возможности применения диалектической логики при решении психолого-дидактических задач// В кн.: Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе. Сб. статей/ Под ред. В.В. Давыдова и Д.И.  Фельдштейна. –, Душанбе, 1970. – С.26–101.
  2. Михеева О.В. Воспитание студентов колледжа на педагогических идеях К.Д. Ушинского // Среднее профессиональное образование в Нижегородской области. – Н. Новгород, 2001. – с. 141 – 146.
  3. Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», Изд. ЮНЕСКО, Париж, 2007.
  4. Сели. Очерки по психологии детства (немец. перевод с 29–43+Colozza. Z.I параграф 12) 

Rosliakova Nadezhda Ivanovna,
Head of Department of Preschool Pedagogy and PsychologyKuban State University,Krasnodar
Continuing professional education of teachers of preschool organizations in modern conditions
Abstract. The paper presents an analysis of the factors that determine the formation of a system of continuing professional education, formation of a new educational model – a system of continuing professional education.
Keywords: continuing professional education, educational process, integrativnostobrazovaniya.

References

  1. VV Davydov On the possibility of the application of dialectical logic in dealing with the psychological and didactic problems // In .: Optimization of the process of learning in higher and secondary education. Coll. articles / Ed. VV Davydov and DI Feldshteyna. –, Dushanbe, 1970. – St. 26–101.
  2. OV Mikheev Education of college students in the pedagogical ideas KD Ushinskogo // Vocational education domain, in the Nizhny Novgorod Nizhny Novgorod, 2001. – p. 141 – 146.
  3. The UNESCO program "Education for All", Ed. UNESCO, Paris, 2007.
  4. Seli. Essays on the psychology of childhood (German. Translation from 29–43 + Colozza. ZI paragraph 12)