Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы осуществления самообразовательной деятельности курсантов военно-воздушной академии на примере изучения иностранного языка в связи с требованиями современных образовательных стандартов и социально-экономических предпосылок развития общественного сознания. Самообразовательная деятельность – сложный процесс, состоящий из нескольких основных компонентов: мотивационного, когнитивного, процессуального и рефлексивного. Все элементы данной системы непременно должны находиться в устойчивой взаимосвязи для реализации успешной самообразовательной деятельности. Также уделяется внимание важности формирования устойчивого навыка самооценки учащихся во время обучения в вузе, который предоставит им возможность контролировать овладение знаниями и после окончания учебного заведения для того, чтобы постоянно оставаться востребованным специалистом. В заключении приведены данные о попытках применить методику самообразовательной деятельности в военно-воздушной академии при помощи анкетирования учащихся относительно их мнения о своих достижениях в области изучения иностранного языка и причинах, влияющих на успешность/неуспешность применения данной методики.
Ключевые слова: иностранный язык, самообразовательная деятельность, самостоятельная работа, самооценка, самодиагностика. 

Глобальные социально-экономические изменения в мире значительно повысили важность подготовки специалиста, свободно владеющего иностранным языком и способного решать профессиональные задачи в условиях межкультурного иноязычного взаимодействия. Становление личности, ее самореализация в профессии и в жизни во многом зависит от способности к самостоятельному и творческому овладению знаниями, к развитию и совершенствованию  необходимых навыков и умений.

Проблема навыков и умений актуальна потому, что они лежат в основе любого познания. Навыки позволяют освободить внимание человека от необходимости контролировать промежуточные операции и перенести это внимание на контроль более сложных и ответственных действий, а также на результат всей деятельности в целом. Операции в деятельности всегда автоматизированы и совершаются на основе навыка, а действия и вся деятельность осуществляются осознанно на основе умения [1].

В этом контексте одним из продуктивных и значимых элементов обучения иностранному языку может выступать самообразовательная деятельность обучаемых. Как известно, самообразовательная деятельность – это целостная система, имеющая свою собственную структуру и составные части, а именно: мотивационный, когнитивный, процессуальный и рефлексивный компоненты [2]. Кроме того, каждая из заявленных составляющих предусматривает достаточно высокий уровень знаний, умений, навыков, а также развития личностных качеств. Содержание данных компонентов может быть представлено следующим образом.

Мотивационный компонентпроявляется в умении распознавать важность результатов выполняемой работы в повседневных навыках, а также способности сохранять достаточно высокий уровень мотивации на всех этапах самообразования.

В нашем случае более эффективному обучению иностранному языку в военном авиационном вузе способствует осознание многими курсантами значимости языковой подготовки в их будущей профессиональной деятельности. Во-первых, требование Международной организации гражданской авиации (ИКАО / ICAO) ко всем участникам полетов в международном воздушном пространстве обязательно использовать английский язык для ведения радиообмена на уровне не ниже 4-го по шкале ИКАО: не владеешь достаточно профессионально английским языком – не сможешь летать за пределами своей страны. Во-вторых, расширение научно-технического, военно-политического сотрудничества между разными странами и их вооруженными силами, возможность участвовать в миротворческих операциях ООН, где опять-таки английский язык выступает в роли посредника, – все это также значительно повышает мотивацию для формирования и поддержания  необходимого уровня языковых и речевых компетенций для применения языка в сфере профессиональной коммуникации. Но если указанные выше стимулы ориентированы на отдаленное будущее, то восприятие английского языка как дополнительного источника интересной, профессионально значимой информации весьма актуально в течение обучения в вузе.

Мы убеждены, что только наличие серьезной и устойчивой мотивации способствует эффективной самостоятельной работе курсантов, которая направлена на углубление и расширение их знаний, на формирование у них интереса к познавательной деятельности, овладение приемами процесса познания и развитие познавательных способностей [3]. Именно поэтому она становится одним из важных факторов повышения эффективности подготовки будущих военных специалистов.

Когнитивный компонентпредусматривает наличие у обучаемого определенного уровня развития способности к анализу, сравнению, обобщению и умению работать с информацией.

Для развития когнитивных способностей курсантов в процессе изучения иностранного языка во время их самообразовательной деятельности предусматривается индивидуальная работа с аутентичными текстами по специальности, с аудио- и видеофрагментами в компьютерном либо в лингафонном кабинетах. Обучаемые выполняют специальные задания по внеаудиторному практикуму, направленные на развитие навыков анализа и синтеза необходимой информации. Очень важным при этом является языковая догадка, умение в разных языковых системах (родного и иностранного языков) находить сходное и различное, из множества словарных значений одного слова выбирать именно то, которое подходит к конкретному контексту. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что предлагаемая информация выражается на неродном языке, поэтому даже чтобы выполнить задание по чтению с многовариантным выбором, курсант должен иметь достаточно высокий уровень сформированности навыков и умений.

Процессуальный компонентотвечает за определение объема выполняемой работы, а также выделение этапов работы, постановку цели и задачи на любом из этапов обучения, распределение времени при выполнении задания [4]. В данном случае очень важно выделить и учитывать факторы, которые способствуют успешному проведению самообразовательной деятельности, а именно: ясное понимание, для чего необходимо выполнение того и или иного задания, четкая постановка познавательных задач, методы выполнения работы, а также формы и сроки отчета. В условиях военного вуза курсант сам выбирает: а) когда он во время самостоятельной подготовки в довольно насыщенном распорядке дня будет заниматься дополнительно иностранным языком, б) какое именно задание из предлагаемых на кафедре будет выполнять, учитывая тот факт, что все задания распределены по уровням языковой подготовки и курсант сам определяет степень сложности выполняемого компьютерного теста в) нужно ли ему повторить заранее рекомендуемый грамматический материал и т.д.

Рефлексивный компонент предполагает умение разграничить уже известный материал и новую информацию, критично относиться к сведениям, к своим собственным действиям и полученным результатам.

Умение анализировать результаты собственного труда и качество выполняемых заданий достигается при успешном прохождении нескольких последовательных этапов: адаптационного, накопления субъективного опыта и самообразовательного этапа. Адаптационный период необходим для того, чтобы обучаемый осознал свою потребность в получении знаний, смог понять и принять цель самообразовательной деятельности, а также готовность к инновационной деятельности. При накоплении субъективного опыта курсанту предлагается производить попытки самостоятельного приобретения знаний. На этапе самообразовательной деятельности, как правило, обучаемый вырабатывает собственную систему получения знаний, осмысливает достигаемые результаты с последующим внесением корректив в свои действия при освоении материала [5].

Вышеуказанные компоненты самообразовательной деятельности взаимосвязаны друг с другом и характеризуются способностью осваивать и получать системы новых знаний, базируясь на ранее усвоенном материале.

Для того чтобы эффективно организовать самообразовательную деятельность курсантов необходимо определить цели и задачи конкретного курса, уточнить специфику учебного предмета, а также учесть индивидуальные особенности и интересы учащегося.

Обобщив мнения отечественных и зарубежных педагогов, определим конечные цели самообразовательной деятельности в области иностранных языков как:

1) совершенствование знаний, умений и навыков в овладении чтением как видом речевой деятельности;

2) повышение интереса курсантов к изучению иностранных языков;

3) формирование профессиональной подготовки специалистов в соответствии с профилем вуза.

Важным звеном любой самообразовательной деятельности  является навык адекватной оценки итогов собственной работы, то есть самооценка учащихся. Мэтс Оскарсон, известный исследователь в области организации самооценки учащимися своих знаний, предлагает 6 причин, согласно которым самооценка оказывает благотворное влияние при изучении иностранных языков.  Во-первых, самооценка способствует активизации самого процесса учения. Она предоставляет учащемуся возможность отработки навыка оценивания как такового, что в свою очередь вносит значительный вклад в стимулирование обучения.  Во-вторых, она обеспечивает преподавателей и обучаемых повышенным уровнем осознанности того, как именно протекает процесс овладения языковыми навыками.  Отработка навыка самооценивания, пускай даже в наиболее простой форме, сводящейся к вопросу «Чему я учился/научился»? способствует тому, чтобы учащийся более осознанно посмотрел на содержание учебного курса и смог оценить результаты своей работы.  В-третьих,  она высокоэффективна в вопросе определения и постановки целей обучения.  В-четвертых, посредством применения методики самооценки  спектр методов учета успеваемости, в том числе на занятии, может быть расширен.  В результате применения самооценки происходит накопление положительного опыта учащегося в ходе оценки результата его самообразовательной деятельности.  В-пятых, принимая участие в самооценивании, студенты оказываются вовлеченными в процесс оценивания их достижений наряду с преподавателем.  Наконец, формирование устойчивого навыка самооценки во время обучения в ВУЗе предоставит учащимся контролировать овладение знаниями и после окончания учебного заведения для того, чтобы постоянно оставаться востребованным специалистом [6].

Стоит отметить, что система образования в наши дни  во многом ориентирована на новые виды и формы деятельности не только преподавателей кафедры ИЯ, но и курсантов военно-воздушной академии. Следовательно, необходимо обратиться к поиску таких форм, методов  и содержания образования, которые отвечали бы прогрессивным технологиям организации учебного процесса. В течение последнего десятилетия было разработано значительное количество методов приобретения и оценивания знаний учащимися в области овладения иностранными языками, такие как карточки учета развития приобретенных знаний, анкетирование, рейтинговые системы и другие средства фиксирования базы сформированности знаний и умений. Более современными   методами считаются на данный момент весьма широко применяемые компьютеризированные программы, дающие возможность каждому учащемуся, зарегистрировавшись в базе данных, осуществлять совершенствование и самоконтроль в индивидуальном порядке в доступном временном диапазоне [7].

Мы также стараемся привлекать курсантов к самообразовательной деятельности во время выполнения заданий по внеаудиторному практикуму, а также анкетирования с целью выявления уровня знания курсантов и факторов их мотивации при изучении иностранного языка. Научная новизна исследования заключается: во-первых, в выявлении зависимости сформированности навыка самоконтроля от особенностей структуры самообразовательной деятельности в области овладения иностранным языком (английским), включающей мотивационный, когнитивный, нравственно-волевой и гностический компоненты (сформированность интереса, стратегии эффективного учения и способности к планированию собственной деятельности: автономность, интеграция знаний, рефлексия и самооценка; во-вторых, в определении условий, при которых навыки самоконтроля становятся средством активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов неязыковых специальностей в процессе изучения иностранного языка (реализация системы заданий и упражнений, направленных на формирование навыков самоконтроля); в-третьих, в построении принципиально новой научно-обоснованной модели использования системы компьютерных тестов как средства формирования навыка самоконтроля для активизации самообразовательной деятельности курсантов академии.

В Краснодарском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» курсантам прививаются самообразовательной деятельности как во время учебных занятий, так в процессе выполнения заданий по внеаудиторному практикуму во время самостоятельной подготовки. Самообразование рассматривается как важный компонент обучения иностранным языкам: как основной компонент, доминирующий на завершающем этапе по каждой учебной теме, и как параллельная линия, проходящая через весь процесс обучения и проявляющаяся на каждом из его этапов.

В рамках научной работы на кафедре иностранных языков Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» было проведено анкетирование курсантов с целью выявления их уровня самооценки в сфере владения иностранным языком, а также факторов, влияющих как на мотивацию курсантов, так и на негативные стороны, мешающие курсантам получать знания в полной мере.

Анкета включала в себя 10 вопросов. Часть из них подразумевала множественный выбор, а на ряд вопросов курсантам было предложено дать свой ответ. Например, на первый вопрос «Как вы оцениваете свой уровень знаний по иностранному языку?» курсанты выбирали свой ответ из предложенных вариантов «1 - отлично, 2 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 4 - неудовлетворительно». А на девятый вопрос: «Какие трудности возникают у вас в процессе изучения иностранного языка?» - от курсантов требовался развернутый ответ.

По результатам самооценки курсантов были сделаны следующие выводы: большинство курсантов (80%) с удовольствием посещают занятия по иностранному языку, несмотря на преимущественно удовлетворительный уровень знаний по предмету (48%). Из причин, указывающих на трудности в усвоении материала в течение учебного года, обучаемые определили слабую предшествующую подготовку по иностранному языку (44%), отрыв на хозяйственные работы, наряды и командировки (35%). Причем 6% курсантов считают основной трудностью при изучении иностранного языка  собственную лень.

На вопрос «Что для вас является наиболее интересным на занятиях по иностранному языку и чего нового бы вы хотели увидеть в процессе обучения иностранному языку в Краснодарском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА»?» большинство курсантов самыми интересными называли занятия, построенные с широким использованием аудио- и видеофрагментов. Из пожеланий курсантов стоит отметить желание больше работать на занятиях с аудио- и видеоматериалом, усилить практику устной речи, а также попытаться организовать индивидуальные занятия с отдельными курсантами.

Таким образом, в Краснодарском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» проводится постоянная работа, направленная на улучшение самообразовательной деятельности курсантов. Помимо этого, на кафедре иностранных языков осуществляются систематические опросы и анкетирования для выявления отношения обучаемых к предмету и, как следствие, направленные на развитие их самодиагностических навыков, необходимых для успешного проведения самообразовательной деятельности.

Ссылки на источники

1. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. - 1999. № 1. - С. 26-34.

2. Андреев В.И. Педагогическое управление самостоятельной работой студентов на современном этапе. Методические рекомендации для преподавателей. -  Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2013. - С. 32-33.

3. Беляева А.А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. – 2003. –  №6.- С. 22-23.

4. Лукинова Н.Г., Харченко Л.Н., Горовая В.И. Самостоятельная работа студентов как условие их развития // Педагогическая наука и практика - региону. Материалы VI научно-практической конференции. - Ставрополь: СГПИ, 2002. С. 75-78.

5. Coombe C. The Relationship Between Self-assessment Estimates of Functional Literacy Skills and Basic English Skills Test Results in Adult Refugee ESL Learners // Ph.D. Diss. The Ohio State University. - 1992. Р. 54.

6. Oscarsson M. Learner Self-Assessment of Language Skills/ Cambridge: CUP. - 1998. Р. 68.

7. Беспалов О.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке курсантов академии противопожарной службы: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 25 с. 

Penno Maria,

English teacher, Krasnodar Air Force Institute for pilots, Krasnodar
About students self-educational activity while learning foreign languages
Abstract. The paper deals with the problems of Air Force military academy cadets’ self-educational activity while learning foreign languages in accordance with the requirements of modern educational standards as well as social and economical aspects of social consciousness. Self-educational activity is a complex phenomenon comprising several elements such as motivation, cognition, process and reflection. All the mentioned elements have to be strongly interrelated in order to perform successful self-educational activity. We also touch upon the necessity of developing self-evaluation skills while studying at the academy to be capable of gaining knowledge after graduation so that to be a popular professional. Finally we share the experience of implementation of self-educational activity at the air force academy and cadets’ attitude about it as well as the reasons that influence the effectiveness of the above mentioned technique.
Key words: foreign language, self-educational activity, self-directed activity, swelf-evaluation, self-analysis.

References

  1. Milrud, R. P. (1999) “Naviki I umeniya v obuchenii inoyazichnomu govoreniyu”, Inostrannie yaziki v shckole, № 1, pp 26-34 (in Russian)
  2. Аndreev, V. I. (2013) “Pedagogicheskoe upravlenie samostoyatelnoi rabotoi studentov na sovremennom etape”. Metodicheskie rekomendacii dlya prepodavatelei, Kazan, pp 32-33 (in Russian)
  3. Belyaeva, A.A. (2003) “Upravlenie samostoyatelnoi rabotoi studentov”. Vischee obrazovanie v Rossii, №6, pp 22-23 (in Russian).
  4. Lukinova, N. G., Kharchenko N. L., Gorovaya N. I. (2002) “Samostoyatelnaya rabota studentov kak uslovie ih razvitiya”. Pedagogicheskaya nauka i praktika – region, Stavropol, pp 75-78 (in Russian).
  5. Coombe, C. (1992) “The Relationship Between Self-assessment Estimates of Functional Literacy Skills and Basic English Skills Test Results in Adult Refugee ESL Learners”, the Ohio State University, Р. 54 (in English).
  6. Oscarsson, M. (1998) “Learner Self-Assessment of Language Skills”, Cambridge, Р. 68.
  7. Bespalov, O.V. (2000) “Informacionnie tekhologii v professionalnoi podgotovke kursantov akademii protivopozharnoi sluzbi”, Chelyabinsk, 25 p.