Аннотация. В статье рассматриваются проблемы осуществления самообразовательной деятельности курсантов военно-воздушной академии на примере изучения иностранного языка в связи с требованиями современных образовательных стандартов и социально-экономических предпосылок развития общественного сознания. Самообразовательная деятельность – сложный процесс, состоящий из нескольких основных компонентов: мотивационного, когнитивного, процессуального и рефлексивного. Все элементы данной системы непременно должны находиться в устойчивой взаимосвязи для реализации успешной самообразовательной деятельности. Также уделяется внимание важности формирования устойчивого навыка самооценки учащихся во время обучения в вузе, который предоставит им возможность контролировать овладение знаниями и после окончания учебного заведения для того, чтобы постоянно оставаться востребованным специалистом. В заключении приведены данные о попытках применить методику самообразовательной деятельности в военно-воздушной академии при помощи анкетирования учащихся относительно их мнения о своих достижениях в области изучения иностранного языка и причинах, влияющих на успешность/неуспешность применения данной методики.
Ключевые слова: иностранный язык, самообразовательная деятельность, самостоятельная работа, самооценка, самодиагностика.
Глобальные социально-экономические изменения в мире значительно повысили важность подготовки специалиста, свободно владеющего иностранным языком и способного решать профессиональные задачи в условиях межкультурного иноязычного взаимодействия. Становление личности, ее самореализация в профессии и в жизни во многом зависит от способности к самостоятельному и творческому овладению знаниями, к развитию и совершенствованию необходимых навыков и умений.
Проблема навыков и умений актуальна потому, что они лежат в основе любого познания. Навыки позволяют освободить внимание человека от необходимости контролировать промежуточные операции и перенести это внимание на контроль более сложных и ответственных действий, а также на результат всей деятельности в целом. Операции в деятельности всегда автоматизированы и совершаются на основе навыка, а действия и вся деятельность осуществляются осознанно на основе умения [1].
В этом контексте одним из продуктивных и значимых элементов обучения иностранному языку может выступать самообразовательная деятельность обучаемых. Как известно, самообразовательная деятельность – это целостная система, имеющая свою собственную структуру и составные части, а именно: мотивационный, когнитивный, процессуальный и рефлексивный компоненты [2]. Кроме того, каждая из заявленных составляющих предусматривает достаточно высокий уровень знаний, умений, навыков, а также развития личностных качеств. Содержание данных компонентов может быть представлено следующим образом.
Мотивационный компонентпроявляется в умении распознавать важность результатов выполняемой работы в повседневных навыках, а также способности сохранять достаточно высокий уровень мотивации на всех этапах самообразования.
В нашем случае более эффективному обучению иностранному языку в военном авиационном вузе способствует осознание многими курсантами значимости языковой подготовки в их будущей профессиональной деятельности. Во-первых, требование Международной организации гражданской авиации (ИКАО / ICAO) ко всем участникам полетов в международном воздушном пространстве обязательно использовать английский язык для ведения радиообмена на уровне не ниже 4-го по шкале ИКАО: не владеешь достаточно профессионально английским языком – не сможешь летать за пределами своей страны. Во-вторых, расширение научно-технического, военно-политического сотрудничества между разными странами и их вооруженными силами, возможность участвовать в миротворческих операциях ООН, где опять-таки английский язык выступает в роли посредника, – все это также значительно повышает мотивацию для формирования и поддержания необходимого уровня языковых и речевых компетенций для применения языка в сфере профессиональной коммуникации. Но если указанные выше стимулы ориентированы на отдаленное будущее, то восприятие английского языка как дополнительного источника интересной, профессионально значимой информации весьма актуально в течение обучения в вузе.
Мы убеждены, что только наличие серьезной и устойчивой мотивации способствует эффективной самостоятельной работе курсантов, которая направлена на углубление и расширение их знаний, на формирование у них интереса к познавательной деятельности, овладение приемами процесса познания и развитие познавательных способностей [3]. Именно поэтому она становится одним из важных факторов повышения эффективности подготовки будущих военных специалистов.
Когнитивный компонентпредусматривает наличие у обучаемого определенного уровня развития способности к анализу, сравнению, обобщению и умению работать с информацией.
Для развития когнитивных способностей курсантов в процессе изучения иностранного языка во время их самообразовательной деятельности предусматривается индивидуальная работа с аутентичными текстами по специальности, с аудио- и видеофрагментами в компьютерном либо в лингафонном кабинетах. Обучаемые выполняют специальные задания по внеаудиторному практикуму, направленные на развитие навыков анализа и синтеза необходимой информации. Очень важным при этом является языковая догадка, умение в разных языковых системах (родного и иностранного языков) находить сходное и различное, из множества словарных значений одного слова выбирать именно то, которое подходит к конкретному контексту. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что предлагаемая информация выражается на неродном языке, поэтому даже чтобы выполнить задание по чтению с многовариантным выбором, курсант должен иметь достаточно высокий уровень сформированности навыков и умений.
Процессуальный компонентотвечает за определение объема выполняемой работы, а также выделение этапов работы, постановку цели и задачи на любом из этапов обучения, распределение времени при выполнении задания [4]. В данном случае очень важно выделить и учитывать факторы, которые способствуют успешному проведению самообразовательной деятельности, а именно: ясное понимание, для чего необходимо выполнение того и или иного задания, четкая постановка познавательных задач, методы выполнения работы, а также формы и сроки отчета. В условиях военного вуза курсант сам выбирает: а) когда он во время самостоятельной подготовки в довольно насыщенном распорядке дня будет заниматься дополнительно иностранным языком, б) какое именно задание из предлагаемых на кафедре будет выполнять, учитывая тот факт, что все задания распределены по уровням языковой подготовки и курсант сам определяет степень сложности выполняемого компьютерного теста в) нужно ли ему повторить заранее рекомендуемый грамматический материал и т.д.
Рефлексивный компонент предполагает умение разграничить уже известный материал и новую информацию, критично относиться к сведениям, к своим собственным действиям и полученным результатам.
Умение анализировать результаты собственного труда и качество выполняемых заданий достигается при успешном прохождении нескольких последовательных этапов: адаптационного, накопления субъективного опыта и самообразовательного этапа. Адаптационный период необходим для того, чтобы обучаемый осознал свою потребность в получении знаний, смог понять и принять цель самообразовательной деятельности, а также готовность к инновационной деятельности. При накоплении субъективного опыта курсанту предлагается производить попытки самостоятельного приобретения знаний. На этапе самообразовательной деятельности, как правило, обучаемый вырабатывает собственную систему получения знаний, осмысливает достигаемые результаты с последующим внесением корректив в свои действия при освоении материала [5].
Вышеуказанные компоненты самообразовательной деятельности взаимосвязаны друг с другом и характеризуются способностью осваивать и получать системы новых знаний, базируясь на ранее усвоенном материале.
Для того чтобы эффективно организовать самообразовательную деятельность курсантов необходимо определить цели и задачи конкретного курса, уточнить специфику учебного предмета, а также учесть индивидуальные особенности и интересы учащегося.
Обобщив мнения отечественных и зарубежных педагогов, определим конечные цели самообразовательной деятельности в области иностранных языков как:
1) совершенствование знаний, умений и навыков в овладении чтением как видом речевой деятельности;
2) повышение интереса курсантов к изучению иностранных языков;
3) формирование профессиональной подготовки специалистов в соответствии с профилем вуза.
Важным звеном любой самообразовательной деятельности является навык адекватной оценки итогов собственной работы, то есть самооценка учащихся. Мэтс Оскарсон, известный исследователь в области организации самооценки учащимися своих знаний, предлагает 6 причин, согласно которым самооценка оказывает благотворное влияние при изучении иностранных языков. Во-первых, самооценка способствует активизации самого процесса учения. Она предоставляет учащемуся возможность отработки навыка оценивания как такового, что в свою очередь вносит значительный вклад в стимулирование обучения. Во-вторых, она обеспечивает преподавателей и обучаемых повышенным уровнем осознанности того, как именно протекает процесс овладения языковыми навыками. Отработка навыка самооценивания, пускай даже в наиболее простой форме, сводящейся к вопросу «Чему я учился/научился»? способствует тому, чтобы учащийся более осознанно посмотрел на содержание учебного курса и смог оценить результаты своей работы. В-третьих, она высокоэффективна в вопросе определения и постановки целей обучения. В-четвертых, посредством применения методики самооценки спектр методов учета успеваемости, в том числе на занятии, может быть расширен. В результате применения самооценки происходит накопление положительного опыта учащегося в ходе оценки результата его самообразовательной деятельности. В-пятых, принимая участие в самооценивании, студенты оказываются вовлеченными в процесс оценивания их достижений наряду с преподавателем. Наконец, формирование устойчивого навыка самооценки во время обучения в ВУЗе предоставит учащимся контролировать овладение знаниями и после окончания учебного заведения для того, чтобы постоянно оставаться востребованным специалистом [6].
Стоит отметить, что система образования в наши дни во многом ориентирована на новые виды и формы деятельности не только преподавателей кафедры ИЯ, но и курсантов военно-воздушной академии. Следовательно, необходимо обратиться к поиску таких форм, методов и содержания образования, которые отвечали бы прогрессивным технологиям организации учебного процесса. В течение последнего десятилетия было разработано значительное количество методов приобретения и оценивания знаний учащимися в области овладения иностранными языками, такие как карточки учета развития приобретенных знаний, анкетирование, рейтинговые системы и другие средства фиксирования базы сформированности знаний и умений. Более современными методами считаются на данный момент весьма широко применяемые компьютеризированные программы, дающие возможность каждому учащемуся, зарегистрировавшись в базе данных, осуществлять совершенствование и самоконтроль в индивидуальном порядке в доступном временном диапазоне [7].
Мы также стараемся привлекать курсантов к самообразовательной деятельности во время выполнения заданий по внеаудиторному практикуму, а также анкетирования с целью выявления уровня знания курсантов и факторов их мотивации при изучении иностранного языка. Научная новизна исследования заключается: во-первых, в выявлении зависимости сформированности навыка самоконтроля от особенностей структуры самообразовательной деятельности в области овладения иностранным языком (английским), включающей мотивационный, когнитивный, нравственно-волевой и гностический компоненты (сформированность интереса, стратегии эффективного учения и способности к планированию собственной деятельности: автономность, интеграция знаний, рефлексия и самооценка; во-вторых, в определении условий, при которых навыки самоконтроля становятся средством активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов неязыковых специальностей в процессе изучения иностранного языка (реализация системы заданий и упражнений, направленных на формирование навыков самоконтроля); в-третьих, в построении принципиально новой научно-обоснованной модели использования системы компьютерных тестов как средства формирования навыка самоконтроля для активизации самообразовательной деятельности курсантов академии.
В Краснодарском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» курсантам прививаются самообразовательной деятельности как во время учебных занятий, так в процессе выполнения заданий по внеаудиторному практикуму во время самостоятельной подготовки. Самообразование рассматривается как важный компонент обучения иностранным языкам: как основной компонент, доминирующий на завершающем этапе по каждой учебной теме, и как параллельная линия, проходящая через весь процесс обучения и проявляющаяся на каждом из его этапов.
В рамках научной работы на кафедре иностранных языков Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» было проведено анкетирование курсантов с целью выявления их уровня самооценки в сфере владения иностранным языком, а также факторов, влияющих как на мотивацию курсантов, так и на негативные стороны, мешающие курсантам получать знания в полной мере.
Анкета включала в себя 10 вопросов. Часть из них подразумевала множественный выбор, а на ряд вопросов курсантам было предложено дать свой ответ. Например, на первый вопрос «Как вы оцениваете свой уровень знаний по иностранному языку?» курсанты выбирали свой ответ из предложенных вариантов «1 - отлично, 2 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 4 - неудовлетворительно». А на девятый вопрос: «Какие трудности возникают у вас в процессе изучения иностранного языка?» - от курсантов требовался развернутый ответ.
По результатам самооценки курсантов были сделаны следующие выводы: большинство курсантов (80%) с удовольствием посещают занятия по иностранному языку, несмотря на преимущественно удовлетворительный уровень знаний по предмету (48%). Из причин, указывающих на трудности в усвоении материала в течение учебного года, обучаемые определили слабую предшествующую подготовку по иностранному языку (44%), отрыв на хозяйственные работы, наряды и командировки (35%). Причем 6% курсантов считают основной трудностью при изучении иностранного языка собственную лень.
На вопрос «Что для вас является наиболее интересным на занятиях по иностранному языку и чего нового бы вы хотели увидеть в процессе обучения иностранному языку в Краснодарском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА»?» большинство курсантов самыми интересными называли занятия, построенные с широким использованием аудио- и видеофрагментов. Из пожеланий курсантов стоит отметить желание больше работать на занятиях с аудио- и видеоматериалом, усилить практику устной речи, а также попытаться организовать индивидуальные занятия с отдельными курсантами.
Таким образом, в Краснодарском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» проводится постоянная работа, направленная на улучшение самообразовательной деятельности курсантов. Помимо этого, на кафедре иностранных языков осуществляются систематические опросы и анкетирования для выявления отношения обучаемых к предмету и, как следствие, направленные на развитие их самодиагностических навыков, необходимых для успешного проведения самообразовательной деятельности.
Ссылки на источники
1. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. - 1999. № 1. - С. 26-34.
2. Андреев В.И. Педагогическое управление самостоятельной работой студентов на современном этапе. Методические рекомендации для преподавателей. - Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2013. - С. 32-33.
3. Беляева А.А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. – 2003. – №6.- С. 22-23.
4. Лукинова Н.Г., Харченко Л.Н., Горовая В.И. Самостоятельная работа студентов как условие их развития // Педагогическая наука и практика - региону. Материалы VI научно-практической конференции. - Ставрополь: СГПИ, 2002. С. 75-78.
5. Coombe C. The Relationship Between Self-assessment Estimates of Functional Literacy Skills and Basic English Skills Test Results in Adult Refugee ESL Learners // Ph.D. Diss. The Ohio State University. - 1992. Р. 54.
6. Oscarsson M. Learner Self-Assessment of Language Skills/ Cambridge: CUP. - 1998. Р. 68.
7. Беспалов О.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке курсантов академии противопожарной службы: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 25 с.
Penno Maria,
English teacher, Krasnodar Air Force Institute for pilots, Krasnodar
About students self-educational activity while learning foreign languages
Abstract. The paper deals with the problems of Air Force military academy cadets’ self-educational activity while learning foreign languages in accordance with the requirements of modern educational standards as well as social and economical aspects of social consciousness. Self-educational activity is a complex phenomenon comprising several elements such as motivation, cognition, process and reflection. All the mentioned elements have to be strongly interrelated in order to perform successful self-educational activity. We also touch upon the necessity of developing self-evaluation skills while studying at the academy to be capable of gaining knowledge after graduation so that to be a popular professional. Finally we share the experience of implementation of self-educational activity at the air force academy and cadets’ attitude about it as well as the reasons that influence the effectiveness of the above mentioned technique.
Key words: foreign language, self-educational activity, self-directed activity, swelf-evaluation, self-analysis.
References
- Milrud, R. P. (1999) “Naviki I umeniya v obuchenii inoyazichnomu govoreniyu”, Inostrannie yaziki v shckole, № 1, pp 26-34 (in Russian)
- Аndreev, V. I. (2013) “Pedagogicheskoe upravlenie samostoyatelnoi rabotoi studentov na sovremennom etape”. Metodicheskie rekomendacii dlya prepodavatelei, Kazan, pp 32-33 (in Russian)
- Belyaeva, A.A. (2003) “Upravlenie samostoyatelnoi rabotoi studentov”. Vischee obrazovanie v Rossii, №6, pp 22-23 (in Russian).
- Lukinova, N. G., Kharchenko N. L., Gorovaya N. I. (2002) “Samostoyatelnaya rabota studentov kak uslovie ih razvitiya”. Pedagogicheskaya nauka i praktika – region, Stavropol, pp 75-78 (in Russian).
- Coombe, C. (1992) “The Relationship Between Self-assessment Estimates of Functional Literacy Skills and Basic English Skills Test Results in Adult Refugee ESL Learners”, the Ohio State University, Р. 54 (in English).
- Oscarsson, M. (1998) “Learner Self-Assessment of Language Skills”, Cambridge, Р. 68.
- Bespalov, O.V. (2000) “Informacionnie tekhologii v professionalnoi podgotovke kursantov akademii protivopozharnoi sluzbi”, Chelyabinsk, 25 p.