Аннотация.Целью статьи является рассмотрение компонентов готовности будущего педагога к развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, вопросов по структуре разнообразных форм и методов развития эмоционально-личностной сферы детей, даются практические рекомендации.
Ключевые слова: когнитивный компонент, компетентность, семья, метод проекта.
Формирование эмоционально-личностной готовности ребенка к процессу обучения в начальной школе – одна из наиболее важных и сложных задач профессиональной деятельности специалистов дошкольного образования, поскольку благополучное эмоциональное развитие во многом обеспечивает полноценное развитие социальной, интеллектуальной, коммуникативной и других сфер жизни ребенка. Кроме того, развитие эмоциональной сферы старшего дошкольника определяется целым рядом взаимообусловленных факторов: особенностями индивидуального развития (включая психофизиологическое, физическое) ребенка, созданием воспитательных условий, организацией воспитательной среды в первую очередь в рамках семьи, а затем и в дошкольном образовательном учреждении (или другом, в котором ребенок целенаправленно готовится к школе). Компоненты готовности будущего педагога к развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, могут быть в полной мере реализованы в процессе обучения студентов в вузе посредством таких разнообразных форм, как теоретические учебные занятия, практические занятия, выполнение заданий в ходе педагогической практики, самостоятельная творческая исследовательская (поисковая), в том числе проектировочная деятельность. В настоящее время, существует много проблем в подготовке специалистов в разных школах, и в первую очередь из-за не совершенства терминологического аппарата. В этой связи задача развития эмоционально-личностной сферы детей представляется как одна из первостепенных, поскольку уровень эмоционально-личностной компетентности ребенка 6-7 лет во многом обуславливает успешность его адаптации к кардинально изменяющимся условиям жизни, к обновлению содержания разнообразных видов деятельности, основной из которых становится учебная. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Имеются данные Е.И. Ликиной (1999 г.), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже - с преобладанием отрицательных. Е.И. Ликина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. В этой связи особая ответственность лежит на тех специалистах, которые организуют и реализуют эту деятельность, в компетенции которых находится также задача повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей, массовая просветительская деятельность в условиях взаимодействия с семьей. Накоплены определенные данные об усугублении дефектов психического развития под влиянием негативных микросоциальных и микропедагогических условий, которые отражаются на эмоционально-личностной сфере детей. Можно предположить, что дефицит эмоциональных контактов дошкольников со взрослыми, сверстниками, не могут не затруднять или не искажать его личностное становление.
В исследовании Е.Н. Васильевой (1994) оказалось, что в одних семьях преобладает формально-требовательный тип оценочных отношений взрослых к детям (40 %), а у родителей детей, развивающихся нормально, преобладает восторженно-опекающий тип отношений (50 %), что указывает на менее комфортные условия эмоциональных контактов с близкими взрослыми, в которых находятся дети Родители не всегда адекватно оценивают поступки ребенка, что ведет к нравственной дезорганизации его поведения, одобрения чаще всего однотипны и упрощены («Ты молодец!», «Так всегда и делай!»), порицания чаще несут осуждение личности ребенка в целом, а не его поступка («Ты плохой мальчик!»), сопровождаются угрозами и наказаниями («Встанешь дома в угол!»). Отсутствие мотивации требований дезориентирует ребенка, он лишается возможности прогнозировать последствия своих действий для окружающих, общение в целом носит отрицательный эмоциональный характер. Важное значение для понимания особенностей эмоциональной сферы дошкольников с имеет характеристика их ведущей деятельности. Развитие сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста тесно связано не только с интеллектуальным развитием, но и с развитием личности. А.Н. Леонтьев (1972) указывает, что в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития. Присутствующие в игре правила организуют эмоции и волю ребенка, развивают его как личность. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Полученные знания и эмоциональный опыт дети должны уметь перевести на язык игры. Они должны овладеть средствами и способами отображения интересующей их действительности в игре - деятельности, протекающей в воображаемом, условном плане. Целенаправленная, грамотным образом осуществляемая деятельность подобного характера помогает формированию у родителей более глубоких, научно обоснованных и точных представлений о специфике личностного и психического развития их ребенка, вооружает их необходимыми знаниями, методическими приемами, обеспечивающими целесообразность и высокое качество воспитательного взаимодействия.
Необходимо отметить, что осуществление деятельности по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста требует определенной готовности от педагога. В частности, особое внимание следует уделять профессиональной подготовке будущих педагогов-специалистов дошкольного воспитания, в нашем примере студентов высшего учебного заведения. Мы полагаем, что в структуре профессиональной готовности будущего специалиста дошкольного воспитания к развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника должны иметь место следующие компоненты: когнитивный, коммуникативный, организационный, мотивационный. Формирование вышеуказанной готовности студентов проходит посредством их теоретической и практической подготовки (на занятиях и в период педагогической практики) в рамках таких дисциплин, как «Семейная педагогика и домашнее воспитание», «Психологическое консультирование» и «Педагогическая психология». В процессе изучения перечисленных дисциплин особое внимание уделяется изучению отдельных актуальных тематических блоков, посвященных обозначенной в рамках статьи проблеме. Кроме того, в рамках формирования готовности студентов к развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста студенты под руководством преподавателя ведут самостоятельную исследовательскую деятельность, включающую теоретическую, диагностическую и рекомендательную составляющие (исследовательские проекты), посвященные наиболее актуальной тематике в контексте обозначенной нами выше проблемы. Такого рода исследовательская деятельность, представленная теоретическим и практическим компонентами, обеспечивает будущим педагогам овладение основными компонентами профессиональной готовности к развитию эмоциональной сферы дошкольников. В свою очередь, когнитивный компонент вооружает будущего педагога необходимым комплексом знаний о проблеме развития эмоциональной сферы старшего дошкольника, связывает эти знания с профессиональным и жизненным опытом, расширяет понимание значимости деятельности педагога для развития эмоциональной сферы дошкольника.
В ходе исследовательской деятельности студенты вуза овладевают соответствующими практическими умениями. Коммуникативный компонент направлен на осознание педагогом необходимости овладения профессиональной педагогической этики и общения, понимание того, что отсутствие у педагога коммуникативных способностей затрудняет процессы коммуникации, что в свою очередь, сказывается на полноценности его деятельности. Организационный компонент направлен на организацию детского коллектива для достижения поставленных воспитательных целей и задач. Мотивационный компонент направлен на осознание предметов актуальных потребностей личности (саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством успешного выполнения профессиональной деятельности. Кроме того, формирование мотивационной готовности реализуется через формирование привлекательности, значимости педагогической профессии, ее незаменимости и глобального характера. Следует отметить, что готовность педагога дошкольного образования к осуществлению деятельности по развитию эмоциональной сферы детей является непременным условием его успешной самореализации в предстоящей деятельности. Готовность к осуществлению профессиональной деятельности указывает на профессиональную компетентность педагога. Структура профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного воспитания может быть представлена двумя группами педагогических знаний и умений, характеризующих теоретическую и практическую готовность педагога к профессиональной деятельности. Теоретическая готовность педагога дошкольного образования определяется совокупностью знаний, полученных в процессе обучения в вузе, а также через самообразование. Практическая готовность взаимосвязана и взаимообусловлена теоретической готовностью, т. е. теоретическая готовность, является базовой для успешного развития практической готовности. Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях – умениях педагогически грамотно действовать. Можно отметить, что готовность будущего педагога дошкольного образования к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольника, понимается нами как наличие осознанной потребности в помощи детям в плане развития эмоций и чувств, которые в дальнейшем определят успешное развитие интеллектуальной, социальной и других сфер жизни ребенка.
Кроме этого, готовность педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы ребенка определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих эффективно реализовывать цели образования, а также знанием теорий, объясняющих особенности эмоционального развития, умением применять известные и находить новые формы и средства работы с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы. Формирование готовности будущего специалиста дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы детей, формированию их эмоционального благополучия – задача, несомненно, важная, отличающаяся актуальностью и своевременностью, поскольку именно эмоциональная сфера является значимой содержательной составляющей в процессе личностной самореализации. Проблема формирования обозначенной готовности должна решаться только с позиций уравновешенного, сбалансированного соотношения теоретической и практической компетентности выпускников педагогических вузов.
Ссылки на источники
- Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации.- М.: Аспект Пресс, 2006.-236 с.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995.
- Белкин А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. – М., 1991.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.,1985.- 204с.
- Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности-М.:ИПО «Профиздат», 2002.-288
- Котырло В.К. Об особенностях формирования эмоционально-волевой сферы дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 2. - С. 41–44.
Halushko Irina
KubSU teacher, professor of the baby, Krasnodar, Russia
Formation of emotionally-personal readiness of the child in the process of primary school
Abstract. purpose of the article is to examine the components of the readiness of the future teacher to development of emotional sphere of preschool children, questions on the structure of the various forms and methods of emotional-personal sphere children are given practical advice.
Key words: cognitive component, competence, family, method of project.
References
- Avanesov G.A. Recreational Activities: Theory and Practice organizatsii.- M.: Aspect Press, 2006.-236 with.
- Amonashvili Sh. Reflections on humane pedagogy. - M., 1995.
- Belkin A.S. The situation of success: How to create one. - M., 1991.
- Bogdanov O.S., Kalinin O.D. Contents and methods of ethical conversations with younger students. - M., 1985.- 204c.
- Zharkov A.D. Technology of cultural and leisure activities-M.: IPO "Profizdat" 2002.-288
- Kotyrlo V.K. On peculiarities of formation of emotional and volitional preschooler // Pre-school education. - 1968. - № 2. - S. 41-44.