Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы эффективного воздействия семейного воспитания на дошкольников. Главным условием выступает повышение педагогической культуры родителей, а также осуществление педагогического сопровождения семьи и получение высокой результативности в совместной работе специалистов ДОУ (воспитателей, психолога, логопеда, врача, социального педагога) и родителей, где каждый участник занимает активную, заинтересованную позицию.
Ключевые слова:педагогическое сопровождение, педагогические технологии, компетентности специалистов, педагогического образования родителей, проблемы семейного воспитания. 

Педагогическое сопровождение – тип педагогической деятельности, сущность которого состоит, как в процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта.В связи со спецификой дошкольного возраста, заключающейся в особой восприимчивости ребенка, нерефлексивной доверчивости к окружающим взрослым и одновременно зависимости от них, детям необходима помощь в осознании  и понимании ситуаций, оказывающих влияние на взаимоотношение и взаимодействие с окружающим социумом. Такую помощь обозначают термином «педагогическое сопровождение», которое сегодня исследуется и реализуется на всех ступенях системы образования (И.А. Липский, Н.Н. Михайлова, и др.).

Шпак Г.И. выделил следующие средства педагогического сопровождения: институализированные средства, позволяющие направлять деятельность личности за счет усилий со стороны социокультурной среды; нормативно – регулятивные средства адаптации;  нормы культуры, официально одобряемые ценности; традиции; обычаи; личностные средства, имеющие социально-психологическую окраску и использующиеся на межличностном уровне и уровне самоадаптации (индивидуализированный образ жизни, жизненные ценности, самопознание, самооценка).

Рассматривая педагогическое сопровождение семейного образования, т. е. взаимодействие семьи и педагогов определяется процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития семейного образования.  В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей через механизмы подражания.

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение.

Шипицына Л.М. утверждает, что необходимо выстроить системное сопровождение, которое должно строиться поэтапно, по определенному алгоритму. Она выделила несколько основных этапов: диагностический (цель – осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения), поисковый (цель – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим сопровождаемым), консультативно-проективный (обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы), деятельностный (достижение желаемого результата) и рефлексивный (этап осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы).

В систему педагогического сопровождения включаются все участники воспитательно-образовательного процесса, в том числе и родители. В качестве объекта педагогического сопровождения может выступать либо конкретный родитель, конкретная семья, либо группа семей. Педагогическое сопровождение семьи может выступать как комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых изменением ценностно – смысловых ориентаций и установок субъектов сопровождения (детей, родителей и педагогов), обеспечивающего полноценное развитие личности дошкольников в дошкольный период.

Педагогическое сопровождение семьи на этапе дошкольного образования ребенка решает множество задач, такие как: развитие интереса старших дошкольников к школьному обучению; повышение педагогической культуры родителей в период подготовки детей к школе; повышение профессиональной компетентности педагогов в системе педагогического сотрудничества ДОУ и семьи; оказание помощи родителям и детям в преодолении трудностей в общении в дошкольном периоде.

Эффективность педагогического сопровождения семьи зависит от следующих условий: создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ; повышение педагогической компетентности специалистов в сфере педагогического сопровождения и семейного воспитания (педагогического мастерства педагогов); осуществление диагностики, позволяющей определить и изучить сформированность всех компонентов готовности детей и родителей к школьному обучению и проблем взаимодействия ДОУ и семьи; педагогическое сопровождение дошкольников в процессе подготовки к школьному обучению; педагогическое образование родителей; оптимизация предметно-развивающей среды, способствующей подготовки ребенка к школе, раскрытию его творческих способностей, уверенности в собственных силах, умения адаптироваться в изменяющемся социуме; активность родителей; преемственность в системе детский сад – дошкольники – семья-школа; преемственность в педагогической деятельности специалистов при подготовке детей к обучению. Как одно из важнейших условий педагогического сопровождения семьи является создание системы педагогического образования родителей, которая должна строиться на основе проектирования и реализации педагогических технологий помощи семьям. В основу этих технологий могут быть положены следующие принципы: принцип приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка; принцип значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи; принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка; принцип целостного развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи на формирование личности ребенка. В ходе педагогического образования родителей должны решаться задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. Родители должны понимать ребенка, открывать сильные и слабые стороны  и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке. Для осуществления технологий педагогического образования родителей необходимо выбирать формы и методы работы с семьей, учитывая тот факт, что многие из родителей имеют некоторый педагогический опыт, знакомы с приемами воспитания и развития детей из литературных источников, но не часто используют полученные знания в практике семейного воспитания. Поэтому важно обеспечить активное участие родителей в деловых играх, дискуссии, практических заданиях, тренингах, и др. Педагогические технологии подготовки родителей должны предоставлять возможность выбрать те методы воспитания, которые наиболее подходят именно им. Наиболее распространенными формами педагогического образования во многих дошкольных учреждениях являются свои персональные сайты, на которых можно организовать виртуальный клуб для отцов и матерей в виде рубрики «Родительские вечера». В такую рубрику можно включить не только информацию для родителей, но форум, где они смогут обменяться личным опытом.

«Родительские вечера» – форма педагогического образования родителей, которая направлена на сплочение родительского коллектива. Данную форму работы рекомендуется проводить в группе детского сада 3–4 раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть различными: «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?», «Друзья моего ребенка», «Наказывать или нет», «Школа вчера, сегодня, завтра» и др.

«Родительские ринги» – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными, например: «Что делать, если ребенок не желает идти в школу?», «Можно ли наказывать ребенка лишением любимых удовольствий?» и другие.

Работа педагога с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в работе дошкольного учреждения по развитию и обучению детей дошкольного возраста. Образование родителей оптимизирует родительскую позицию, повышает их активность, актуализирует полученные ими психолого-педагогические знания.

Главным условием повышения педагогической культуры родителей, а так же  осуществления педагогического сопровождения семьи и получения высокой результативности является совместная работа специалистов ДОУ (воспитателей, психолога, логопеда, врача, социального педагога) и родителей, где каждый участник занимает активную, заинтересованную позицию. Процесс поэтапного педагогического сопровождения семьи поможет в создании условий успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, а также в преодолении причин, тормозящих это процесс.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, дошкольным учреждением, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной. Семья осуществляет социализацию личности; обеспечивает преемственность традиций. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей. С близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким – либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли адаптироваться в социальной среде. Возможности общения дошкольников со взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи. М.И. Лисина выделила две новые формы общения в дошкольном детстве, общим для которых является их внеситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения). Основное средство внеситуативного общения - речь. В трех – четырехлетнем возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма общения. Разворачивается внеситуативно – познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения – познание. Оно включено в процесс совместного со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретическою» сотрудничества. Ребенок задает множество вопросов – о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому – нуждается в уважении. Актуальность этой потребности проявляется в феномене повышенной обидчивости, свойственной детям этого возраста. В шести – семилетнем возрасте происходит переход к новой, высшей для дошкольного детства форме общения – внеситуативно – личностной.

Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, конечно, к ценностям близких людей. Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к семи годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

В трудах Д.Б. Эльконина отмечается, что полноценное общение ребенка со сверстниками  начинается в среднем дошкольном возрасте. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребенка, умения учитывать чужую точку зрения. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью. Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

Основными условиями успеха в воспитании старших дошкольников в семье можно считать наличие доброжелательной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Доброжелательная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех  ее членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семь. Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы.

Роль семьи в обществе не сравнится ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.

Ссылки на источники

  1. Гайсина Г. И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности // Учитель Башкортостана. 2010. № 6.
  2. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман // Не классическое воспитание. - М.: УВЦ Инноватор. 2009. 

Levinа Leila
Ph.D. Associate Professor, Department of preschool Pedagogy and Psychology Kuban State University
Pedagogical support of family education in the context of pre-school education.
Abstract. The article discusses various approaches of effective influence of family education for preschoolers. The main condition of increasing acts of pedagogical culture of their parents, as well as the implementation of pedagogical support of the family and to obtain high efficiency in working together specialists DOW (educators, psychologists, speech therapists, doctors and social workers) and parents, where each participant takes an active, interested position.
Key words: Pedagogical support, educational technology, competence of specialists, teacher education of parents, family education problems.

References

  1. Gysin GI Working with parents as the most important area of pedagogical activity // Teacher of Bashkortostan. 2010. № 6.
  2. Gazman, OS Education and educational support for children in education as an innovative problem / OS // Do not Gazman classical education. - M .: UinF Innovator. 2009.