Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Особенности проектной деятельности в образовательной сфере с учащимися достаточно хорошо изучены, но все большей популярностью пользуются в современном обществе сетевые проекты. В статье приведены их основные отличия и особенности проведения с учащимися начальных классов.
Ключевые слова: самообразование и развитие, сетевое пространство, проект,младший школьный возраст, мотивация и рефлексия. 

            ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности.

            Именно проектная деятельность позволяет перенести внимание с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими  разными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и работать в нестандартных условиях.

            Как отмечал родоначальник проектов Джон Дьюи, «истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества» [1]. В разные годы идеи «метода проектов» находили свое отражение в педагогической практике А.С. Макаренко, В.Н. Шульгина, М.В. Крупениной и др. [2]. После длительного перерыва метод учебных проектов снова становится популярным в нашей стране в конце ХХ века, когда вновь обращается внимание на позицию учащегося, не как пассивного объекта образования, а как субъекта образовательного процесса, который должен уметь находить нужную ему информацию, усваивать её в виде новых знаний.

            Современное определение метода учебного проекта даёт Н.Ю. Пахомова, отмечая, что это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики [1].

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени [3].

            Главным признаком проектной деятельности Н.Ю. Пахомова выделяет – самостоятельность учащегося, который через свою деятельность может проявить себя, пытаться решить поставленную проблему, публично показать достигнутые результаты. Работает взаимосвязанная цепочка: проблема – цель – задачи – методы – ожидаемый результат.

            Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования [1].

            По мнению И.С. Сергеева, проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации - продукт – презентация. Шестое «П» проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [4].

            Существует следующая классификация видов проектов:

  • по доминирующей деятельности ученика (практико-ориентированный проект, исследовательский, информационный, творческий, ролевой)
  • по предметно-содержательной области (моно-проекты, межпредметные )
  • Классификация проектов по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные)
  • Классификация проектов по самостоятельной деятельности участников(индивидуальные, парные, групповые)

Таким образом,  учебная проектная деятельность достаточно хорошо разработана, изучена  и давно реализуется в образовательном процессе.

            Но, уже прочно вошло в современное общество и понятие – сетевой проект, чему послужило развитие телекоммуникационных средств. Такие проекты во многих странах мира стали неотъемлемой частью учебного процесса. Именно глобальность, независимость от местонахождения участников, является одной из существенных характеристик телекоммуникации, ярко иллюстрирующей открытость любого образовательного проекта, реализуемого в рамках этой технологии.

            Рассмотрим понятие «Сетевой проект».

            Под сетевым  проектом  понимается - совместная  учебно-познавательная, исследовательская, творческая  или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности, но главное - организованная на основе компьютерной телекоммуникации, предполагающая удалённое взаимодействие учителей и учащихся (Полат Е.С.) [5].

            Е.Н. Ястребцева обращает внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект: обсуждение проблемы осуществляется учащимися в реальных условиях; работа проводится в основном в сети Интернет,  организация взаимодействия школьников отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы [7].

            Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)

            Средства организации совместной деятельности в сетевом проекте включают:

  • электронную почту,
  • списки рассылок,
  • электронные доски объявлений,
  • дискуссионные группы,
  • средства поиска информации в Интернете,
  • средства общения в реальном и отложенном времени,
  • аудио- и видеоконференции,
  • социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

            (Сетевые сервисы Веб 2.0. Веб 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию) [8].

            В зависимости от степени пребывания в сети Интернет выделяют:

            On-line проекты (все участники проекта одновременно находятся в сети и выполняют задание основанное на взаимодействии всех участников проекта)

            Off-line проекты (участники работают над одним заданием, но временные рамки раздвинуты, и одновременного нахождения в сети не требуется; некоторые проекты могут проходить только с использованием электронной почты)

            В сети Интернет есть достаточное количество известных организаций, реализующих сетевые проекты для школьников. Многие организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты.

            Так как сферой моей деятельности являются учащиеся начальных классов, то и интерес мой сводился к сетевым проектам для детей соответствующего возраста.

Представим описание собственного опыта проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися:

  1. В условиях сетевого ресурса «Телешкола».
  2. Участие в сетевых проектах Центра дистанционного обучения.
  3. Участие в совместной проектно-исследовательской деятельности детей дистанционного обучения с учащимися класса.
  4. Участие в совместной проектно-исследовательской деятельности детей дистанционного обучения с учащимися начальных классов школы.
  5. Участие в сетевых проектах, представленных в сети Интернет.

            Так, полностью выстроенная в сети Интернет система дистанционного обучения «Телешкола» (Интернет-школа Просвещение.ru) обеспечивала полноценный учебный процесс на всех ступенях образования (с 1 по 11 классы), предусматривала систему коммуникации между учащимися и учителями. Для учащихся начальной школы были включены лишь элементы проектной деятельности, которые носили в основном творческий характер. Задания  размещались  на странице урока и обозначались специальной кнопкой «Мой проект». Результаты работы над проектом высылались учеником через системы личных сообщений путём прикрепления файла или по электронной почте [9].

            В нашем крае Центром дистанционного образования  были проведены сетевые проекты: «Кубань – моя Родина!», «Осенний калейдоскоп». «Зимняя сказка», «Умники и умницы» и, к 70-летию празднования Победы в Великой Отечественной войне, стартовал краевой сетевой проект -  «Победа деда – моя Победа!» [10, 12]         В сети Интернет для детей младшего школьного возраста самым популярным в настоящий момент является сетевое сообщество «Началка», которое предлагает участие в разнообразных сетевых проектах. При поддержке специальной Программы Intel. Обучение для будущего" проводятся мастер-классы для  желающих разработать и провести сетевой учебный проект. Таким образом, сетевые проекты предлагаются разными учителями на различные образовательные темы [11].

            Анализируя представленные выше сетевые проекты, были сделаны следующие выводы о критериях их эффективности.

            Во-первых, необходима тщательная организационная работа до начала и во время проведения сетевого проекта. Важны все этапы, во многом сходные с основными этапами любого проекта, не только сетевого:

- определение темы,

- выделение проблемы внутри темы,

- определение целей и задач проекта,

- определение типа проекта,

- создание структуры проекта,

- определение сроков проведения проекта,

- определение вида итогового продукта,

- техническое сопровождение проекта,

- материальное обеспечение проекта,

- объявление конкурса в сети,

- проведение проекта,

- подведение итогов и объявление их в сети,

- рассылка призов,

- анализ проведения проекта [10].

            При организации сетевого проекта важно чётко определить количество людей, от которых будет зависеть качество работы. Так, кроме авторов идеи проекта, необходимы научные и технические консультанты, сетевой организатор. Должен быть определён предполагаемый круг участников. Организаторы должны четко представлять себе конечный результат, и какие задачи нужно будет решить на всех этапах проекта. В основном сетевые проекты или образовательные, или развивающие. Качественно организованная техническая поддержка специалистов заключается в том, что они помогают грамотно расположить информацию и задания на сайте, создать листы рассылок, шаблоны электронных писем и т.п. Объявление о планируемом сетевом проекте должно быть заблаговременным, подробным, т.е. должны быть указаны авторы, цели и сроки проведения, дана аннотация, указан возраст предполагаемых участников, планируемые результаты и этапы проведения. Итоговый продукт должен быть представлен общественности, его вид зависит от поставленных целей. И, конечно, все, и, особенно дети, хотят признания своей успешности, поэтому как итог – рассылка призов и рефлексия обязательны.

            К особенностям, касающимся сетевой проектной деятельности, предлагаемой в сети Интернет с учащимися младшего школьного возраста, на этапе до начала проекта, относится следующее. Обязательно проводится опрос о правилах безопасной работы в Интернете, с учётом возрастных особенностей, представленный в виде анимационной викторины «Как мы знаем правила безопасного Интернета», берутся  разрешения родителей на обработку данных, представляемых учащимися. В ходе проекта,задания предлагаются в занимательной форме, например, составление кроссворда или викторина, участие в экологической акции, создание плаката, видеоролика. При подведении итогов проекта заполняется специальная рефлексивная форма. На протяжении всех этапов выставляются отметки об успешном прохождении командами этапов проекта в таблице «Шаги к успеху». Рекомендуется презентация  итогов проекта на родительском собрании, перед всеми учащимися начальной школы, а также включить вопросы, поясняющие и расширяющие основополагающий вопрос проекта, в учебную деятельность, в будущие проекты.

            Рассмотрим особенности проведения каждого этапа на примере сетевого проекта «Мир как дом», представленного на сайте «Началка.com» [11]. Участие в проекте предполагается командное, под руководством учителя, в количестве 3-5 учащихся на одну команду. Учитель должен заранее зарегистрировать команду и собрать разрешения на участие у родителей учащихся.

            Основные этапы сетевого проекта «Мир как дом».

1 этап. Так всё и началось!

2 этап. В путь!

3 этап. Просим к столу

4 этап. Были, да сплыли

5 этап. Невидимые нити

6 этап. Вот и сказочке конец! [11].

            Заметно, что заголовки этапов даны в образной художественной форме, привлекающей внимание детей.

            1 этап. Так всё и началось!

            Анонс проекта ведётся от лица выдуманного анимированного героя (муравья). Представлен яркий иллюстрированный маршрутный лист, на котором указаны сроки проведения и названия этапов проекта.  Проводится стартовый урок-презентация, на котором выявляется понимание учащимися темы проекта, первоначальные представления. Для уточнения главных понятий, учащиеся вынуждены обращаться по ссылкам к толковым словарям. Учащимся предлагается основополагающий вопрос проекта (Почему мы называем природу одним целым?)

            Свои размышления и ответы дети записывают в специальном документе в форме эссе и проводят самооценку по представленным критериям, которые даются в виде таблицы «З-И-У». Заполняют первые два столбика таблицы «З-И-У» ( «Что я знаю?», «Что меня интересует?») В ходе проекта рекомендуется заполнять второй столбик. А третий столбик («Что я узнал?») заполняется после проекта. Знакомятся с критериями оценивания работы в проекте.

            2 этап. В путь!

            Предлагается интерактивная игра «Что куда?» (дети распределяют объекты природы по сообществам). По выбранному сообществу создаётся кроссворд. По заданным критериям оценивается кроссворд другой команды.

            3 этап. Просим к столу.

            Участие в игре «Найди ошибку в цепочках питания». Конкурс «Чья цепочка длиннее». Проводится взаимооценивание работы соседней команды. В таблице "Шаги к успеху" записывается комментарий. Предлагаются задания необязательные к выполнению, выбор задания и решение о его выполнении принимает команда.

            4 этап. Были, да сплыли.

            Ребятам предлагается поработать экологами и попытаться разгадать «Секреты экологии» и, выбрав одну экологическую задачу, её решение записать в Решебнике экологических задач. Взаимооценивание страницы «Экологического решебника» проводится в специальной таблице, и проверяется работа по листу самоконтроля.

            5 этап. Невидимые нити.

            Проверка знаний в викторине «Невидимые нити». Итог этого этапа – создание видеоролика или плаката на тему сохранения природного сообщества. Работа снова проверяется по предложенным критериям оценивания.

            6 этап. Вот и сказочке конец!

            Результаты своих исследований рекомендуется представить в классе. Также можно поделиться своими открытиями с ребятами начальной школы. Отчет о проведенном мероприятии записывается в дневнике «Путевые заметки». Ребятам предлагается обсудить вопрос “Что связывает всё живое в природе?”  на форуме для детей.

            После проведения сетевого проекта необходимо заполнить индивидуальную рефлексивную анкету, в которой предлагается поделиться своими впечатлениями. В анкете есть такие вопросы, как: оцени свою активность работы над проектом в баллах от 1 до 5 и работу всей команды, что было интереснее всего, чему научился, работая над проектом,  что хотелось бы изучить и исследовать самостоятельно по вопросам проекта.

            Что же можно считать критериями  эффективного сетевого проекта для учащихся начальной школы?

1. Хорошо организовать подготовительную работу.

            Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта.

            Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым. При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

            Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом мотивацию.

            Мотивация – источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проект мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

            Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. В этом значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать мини-группу не более 5 человек.

            При участии в сетевом проекте создаются мини-группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».

 6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

            Реализация проектной деятельности по таким  дисциплинам, как родной язык, литературное чтение, математика, лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (краеведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7.    Учитывать возможные ошибки.

Не подменять  деятельность выполнением задания. Учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. На заключительном этапе необходимо оценить не только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе. При выполнении исследовательского проекта не превращать проект в написание отчётов и рефератов. Не  переоценивать  результат  проекта и недооценивать его процесс [11].

При выборе темы сетевого проекта важно, чтобы тема проекта была: актуальной (современно востребованной); связанной с личным миром ученика; социально значимой; связанной хотя бы с одним школьным предметом или интегрированной (объединяла несколько предметов); имела исследовательский характер; учитывала различные возможности и потребности учащихся (чтобы каждый из группы учеников смог осуществить свою деятельность в проекте); обеспечивала мотивацию и положительный эмоциональный настрой учеников; была ориентированной на практическую применимость получаемых знаний, умений навыков.

            Подведём итоги

  • Предлагаемая информация для младших школьников должна быть наглядной, яркой, эмоциональной, вызывающей интерес.
  • Задания должны представляться в разнообразных увлекательных формах (кроссворды, викторины, игры, задачи и т.п.)
  • Хорошо, когда используются образы анимированных героев.
  • Систематический самоконтроль и взаимооценка на всех этапах проведения проекта.
  • Возможность осуществлять самостоятельный выбор при выполнении некоторых заданий.
  • Возможность обсуждения заданий и высказывания своего мнения в форумах.
  • Обязательная рефлексия по итогам работы.
  • Презентация своей работы перед учащимися школы, родителями.

            Сетевые проекты развивают у детей личностные компетентности, самостоятельную познавательную деятельность, развивают творческие способности. Дети учатся поиску и отбору необходимой информации, высказывают и аргументируют свою точку зрения, исследуют окружающий мир, приобретая практические навыки.

Ссылки на источники:

  1. Пахомова Н.Ю.  Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с
  2. Бесплатная библиотека научно-практических конференций. Учебное пособие по курсу «история социальной педагогики» www.libed.ru.
  3. Сетевые проекты в начальной школе.http://set-proekt.ucoz.ru
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие сост. Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат.   М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  6. http://letopisi.org/index.php/Сетевые_проекты
  7. Ястребцева Е.Н. Особенности образовательного Интернета в зарубежных странах и России // Педагогика. – 2000. – № 9. – С. 87. Педагогическая периодика http://periodika.websib.ru/taxonomy/term/3873
  8. http://wiki.iteach.ru/index.php/Учебный_проект
  9. Телешкола http://internet-school.ru
  10. Центр дистанционного образования Краснодарского края http://cdo.kkidppo.ru/
  11. «Началка» http://www.nachalka.com/
  12. Краевой интернет-проект «Победа» http://pobeda.kkidppo.ru/

Galina Storozhenko
elementary school teacher of MBOU of a gymnasium No. 25 Krasnodar
Criteria of efficiency of network design activity with pupils of initial classes
Abstract.features of design activity in the educational sphere with studying rather well are studied, but network projects enjoy the increasing popularity in modern society. What their main differences and features of carrying out with pupils of initial classes also we will try to understand.
Keywords: self-education and development, network space, younger school age, motivation and reflection.

References

  1. Pakhomova N. Yu. Metod of the educational project in educational institution: A grant for teachers and students of pedagogical higher education institutions. – 3rd prod., испр. and additional – M.: ARKTI, 2005. – 112 with
  2. Free library of scientific and practical conferences. Manual at the rate www.libed.ru "history of social pedagogics".
  3. Network projects in initial shkole.http://set-proekt.ucoz.ru
  4. Sergeyev I.S. How to organize design activity of pupils: A practical grant for employees of educational institutions. - M.: Arkti, 2004, page 4.
  5. New pedagogical and information technologies in an education system: Studies. grant сост. E.S.Polat, M. Yu. Bukharina, M. V. Moiseyeva, A. E. Petrov; under the editorship of E.S.Polat. – M.: Publishing center "Akademiya", 2002.
  6. http://letopisi .org/index.php/Setevye_proyekty
  7. Yastrebtseva E.N. Features of the educational Internet in foreign countries and Russia//Pedagogics. – 2000. – No. 9. – Page 87. Pedagogical periodical press http://periodika .websib.ru/taxonomy/term/3873
  8. http://wiki .iteach.ru/index.php/Uchebnyy_proyekt
  9. http://internet-school .ru teleschool
  10. Center of remote formation of Krasnodar Krai http://cdo.kkidppo.ru/
  11. "Nachalka" of http://www .nachalka.com/
  12. Regional Victory Internet project of http://pobeda .kkidppo.ru/