Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье изложен опыт работы коллектива учителей начальной школы по формированию и развитию контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников. Предложены структурированные формы, методы, приёмы, описаны разработанные средства развития контрольно – оценочной самостоятельности учащихся.
Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность, средства оценивания, методы контроля и оценки. 

Основная цель современной общеобразовательной школы – формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личностной ответственности учащихся. Акцент в содержании современного образования перемещается с предметных знаний, умений и навыков учащихся на развитие у них самостоятельности учебных действий. Освоение оценочного звена деятельности учения может стать основой будущей учебной самостоятельности младших школьников.

В условиях традиционного обучения оценочная деятельность всецело возлагается на учителя.Педагог контролирует, проверяет, находит ошибки, указывает на них, высказывает свое суждение о результатах учебной деятельности, зачастую не вдаваясь в анализ самого ее хода. Следствием всех этих действий является отметкакак проявление авторитарности педагога. Происходит привыканиеучащихся к тому, что их оценивают другие. Учебная деятельность младших школьников, лишенная собственной оценочной активности, одновременно лишается мотивирующей основы. Такая деятельностьпорождает неверие ученика в свои собственные силы; держит его в постоянной тревожности в процессе учения; вызывает недоверие к объективности педагога;учащиеся учатся с неохотой, нежеланием, ими движут внешние, а не внутренние мотивы учения (меньшая часть учащихся учится на основе познавательных потребностей, например «учусь, чтобы больше знать, потому что интересно» – это внутренний мотив учения; большая часть учится для того, чтобы учитель не поставил двойку или не ругали родители – это внешние мотивы учения).

Перед коллективом учителей гимназии стояла задача изменения условий обучениятаким образом, чтобы большинство учащихся учились на основе познавательных потребностей, и лишь по отношению к меньшей части учащихся требовались бы, как исключение, особые меры побуждения.

Проблема исследования заключается в противоречиимежду востребованностью в современном педагогическом сообществе знаний об эффективных способах развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и  недостаточной разработанностью указанных способов как условия формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования чётко обозначил требования к новой системе оценки. Это - комплексная оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; оценка методом «сложения», а не «вычитания»; включение в оценочную деятельность самих учащихся; использование стандартизированных методов оценки (устных и письменных работ) и нестандартизированных методов (проекты, творческие работы, самоанализ, само- и взаимооценки, наблюдение); интерпретация результатов на основе информации об условиях реализации образовательных программ.

Опишем поэтапную реализацию обозначенных требований. На начальном этапе были созданы условия доверительных, открытых отношений между учителем и классом, между учащимися класса, иначе вся последующая работа по оцениванию носила бы имитационный характер. Такие условия реализации образовательных программ обеспечивает введение безотметочного обучения в начальной школе на протяжении первых трёх лет. Педагогическим коллективом было составлено «Положение о безотметочном обучении в гимназии № 25».

Следующим этапом стало включение в оценочную деятельность самих учащихся. На этом этапе ученики знакомятся с основами оценочной деятельности по алгоритму:

– осознание учащимися целей оценивания (зачем оценивать?);

– знакомство с предметом и критериями оценивания (что оценивать?);

– знакомство с видами оценивания (как оценивать?);

– формирование у учащихся умений самооценивания;

– формирование у учащихся отношения к другому человеку как ценности (желание помочь).

С помощью эвристической беседы по технологической карте О.И. Барановой [1] ученики приходят к выводу – оценивание нужно для того, чтобы:

– знать уровень знаний, умений, развития человека (ученика);

– знать, что делать дальше (как планировать дальнейшую учебно-познавательную деятельность).

Далее провели анкетирование по выявлению терминологических представлений учащихся по КОС.

На втором (организационно-практическом) этапе в рамках реализации курса «Школьный старт» применялись следующие средства развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся:

– «волшебные линеечки» (критериальные оценочные шкалы),

– «знаковая символика» (+ – всё понятно, + - – есть затруднения, - – не справлюсь);

– с помощью разных цветов: зеленый, желтый, красный – «оценочная лесенка» (ступеньки роста знаний от положения «Я ничего не знаю, ничего не умею» до положения «Я всё знаю, всё умею»);

– «словесная оценка» (развёрнутая положительная устная оценка учебных достижений);

– «зачтено – незачтено» (оценочные листы предметных умений);

–«оценка в баллах» (не связана с традиционными отметками – совокупность баллов характеризует «рейтинг» задания.

В рамках инновационной деятельности были разработаны и применялись следующие средстваразвития контрольно-оценочной самостоятельность учащихся:

– тетрадь достижений учащихся по всем учебным дисциплинам начальной школы;

– карточки для рефлексии и алгоритм работы с ними;

– алгоритмы пошагового контроля

– листы самоконтроля с учётом гендерных различий: «цветок» самоконтроля для девочек, «домик» самоконтроля для мальчиков).

Приведём пример карточки для рефлексии, составленной О.А. Медведевой  к уроку математики.

Карточка для рефлексии

Тема: «Час, минута. Перевод величин времени». «Математика». 2 класс. Авторы учебника: И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина.

Составитель О.А. Медведева.

Я знаюединицы измерения времени.

Я могуправильно записывать время.

Я умею определять времяпо часам с циферблатом.

Я умеюанализировать текст задачи.

Я умеюоформлять краткую запись задачи.

Я справился(лась)с решением простой задачи.

Я справился(лась)с решением составной задачи.

Я умеюсравнивать выражения.

Я умеюнаходить значение разности.

Я сегодня был(а) в учебной деятельности.

Я доволен(льна)своей работой на уроке [2].

Опишем алгоритм работы с карточками для рефлексии.

Шаг 1.Учащиеся заполняют карточки для рефлексии по уроку (составленные учителем). /Отмечают утверждения «Я знаю…. Я умею…. Я доволен своей работой на уроке» значками «+» или « – ».

Цель:формирование у учащихся умения осознанно определять собственное знание/незнание (умение/неумение) по теме урока (по ключевым понятиям, фактам, законам, правилам, решению задач, проверке орфограмм и т.п.)

В планируемых результатах начального общего образования [3] это умение отнесено к группе регулятивных и формулировки звучат следующим образом:

Выпускник научится:

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– адекватно воспринимать оценку учителя.

Шаг 2.Если учащийся поставил «–» (не знаю, не умею) или «+ –» (нетвёрдо знаю, умею), то, необходимо задать вопрос: что я должен сделать, чтобы узнать или научиться выполнять то, что не умею? (перечитать текст, потренироваться, выучить правило, обратиться за помощью к учителю или товарищу, или родителям, или к Интернет-источникам и т.п.). /Вопрос инициирует сначала учитель, затем ученик самостоятельно задаёт себе этот вопрос/.

Цель: формирование прогностических умений учащихся и умений планирования собственной деятельности.

Шаг 3. Учащиеся забирают карточку для рефлексии по уроку домой для самоконтроля и контроля родителями пройденного материала с помощью данной карточки (ещё раз по тем же пунктам повторяют, добиваются уверенного ответа «Я знаю… Я умею… .)  /Если не доволен своей работой на уроке, то почему?: что мне мешает? (неуверенность, нежелание, непонимание, как это преодолеть…?).

Шаг 4. Учащиеся приносят карточку, вложенную в тетрадь по предмету (или в дневник) и сдают учителю – «обратная связь». Учитель создаёт «Банк полученной от ученика информации по теме» (складывает в файлы и в тематическую папку, например «Окружающий мир» карточки для рефлексии по теме «   »).

Нами были также структурированы формы, методы и приёмы развития контрольно-оценочной самостоятельность учащихся.

Форма – это способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

На третьем (обобщающем) этапе формы контрольно-оценочной самостоятельности были дифференцированы по количеству участников, по месту проведения, по способу проведения, по времени проведения.

По количеству участников: самопроверка, самооценка;взаимопроверка, взаимооценка;комплексная самопроверка взаимопроверка, комплексная самооценка и взаимооценка.

По месту проведения: самоконтроль в классе, самоконтроль дома.

По способу проведения: устная самопроверка, взаимопроверка; письменная самопроверка, взаимопроверка.

По времени проведения (виды контроля): предварительный (входной) самоконтроль и взаимоконтроль; текущий самоконтроль и взаимоконтроль; рубежный (периодический) самоконтроль и взаимоконтроль; итоговый самоконтроль и взаимоконтроль.

Метод – это путь, способ достижения цели. Приём – составная часть метода.

На втором (организационно-практическом) этапе работы инновационной площадки применялись следующие методы и приёмы:

Критериальный метод (введение критериев для самооценивания и взаимооценивания работ учащихся).

Приёмы:

Введение критериальных шкал для оценивания – «волшебные линеечки»;

Введение перечня критериев для оценки «зачтено» в оценочных листах предметных умений.

Эталонный метод (сопоставление с эталоном).

Приёмы:

«Найди ошибку» (учащиеся сопоставляют свои действия с заданным образцом, учатся обнаруживать сходство и различие;

Эталонный ответ ученика по вопросу с последующим правом консультирования и экзаменования.

На третьем (обобщающем) этапеинтенсивно применялись следующие методы:

Алгоритмический метод (пошаговый контроль; контроль по предложенной схеме, алгоритму; контроль по предложенному или самостоятельно составленному плану).

Приёмы:

Применение алгоритмов пошагового контроля при выполнении заданий по различным учебным предметам .

Применение листов самоконтроля с учётом гендерных различий: «цветок» самоконтроля для девочек, «домик» самоконтроля для мальчиков (модифицированный приём «плашки В.Ф. Шаталова»).

Приём технологии развития критического мышления: «Инсерт».

Рефлексивный метод (ретроспективный самоанализ и самооценка).

Приёмы:

Заполнение карточек для рефлексии по уроку

Ведение тетради достижений учащихся по всем учебным дисциплинам начальной школы.

Приёмы рефлексии по технологии развития критического мышления: приёмы «Таблица «ПИМ», «Таблица «ЗХУ».

Инструментарием контроля достижений учащихся для  учителя являются:

– сводные таблицы по каждому предмету;

– листы индивидуальных достижений.

В конце 4 класса учитель каждому ученику для перехода на следующую ступень обучения заполняется индивидуальный оценочный лист.

Методические рекомендации по реализации предложенного комплекса форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий младших школьников.

1. Теоретическая готовность педагогов и учащихся к развитию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников:

1)  для учителей – посредством самообразования, изучения материалов федерального государственного образовательного стандарта в области оценивания достижений учащихся; материалов, представленных в сборнике научно-практических материалов по теме инновационного проекта;

2) для учащихся – освоение терминологического аппарата посредством методов анкетирования и эвристической беседы.

2. Поэтапность реализации комплекса форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся:

1) составление перечня формируемых универсальных учебных действий учащихся;

2)  диагностика исходного уровня сформированности личностных, предметных и метапредметных УУД;

3) применение критериального и эталонного методов;

4) применение алгоритмического и рефлексивного методов;

5) применение метода экспертных оценок, игрового метода, метода тестового взаимоконтроля, методов анкетирования, эвристической беседы (использование в рамках всех перечисленных выше методов соответствующих им приёмов, средств развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся при вариативном применении различных форм контрольно-оценочной самостоятельности: по количеству участников, по месту проведения, по способу проведения, по времени проведения).

3. Соблюдение условий формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся:

– Отказ от отметки как инструмента учительского одобрения или неодобрения действий ученика.

– Искреннее признание педагогом полномочий учащихся в оценивании.

– Совместная разработка оценочных критериев работы.

– Режим сотрудничества при корректировке самооценки ребенка.

– Признание педагогом права учащегося на ошибку.

Продуктом инновационной деятельности учителей начальной школы гимназии №25 г. Краснодара является:

– составленный перечень средств, форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся;

– разработанный и апробированный комплекс форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся.

сборникнаучно – практических материалов.

Развитие самооценки требует от учителя дополнительных усилий, но очень скоро начинающие ученики становятся другими! Они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется.

Ссылки на источники

  1. Баранова О.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников (технологическая карта): учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2010.
  2. Баранова О.И., Медведева О.А.Развитие контрольно-оценочной самостоятельностиучащихся начальных классов как условие успешногоформирования универсальных учебных действий младшихшкольников: учеб.-метод. пособие / под общ. ред.О.И. Барановой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014.
  3. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М., 2010.

Medvedevа Olga,
head teacher of primary school, high school №25 Krasnodar
BaranovаOlga,
рed. nauk candidate, associate professor of VPO "Kuban State University", Krasnodar
Formation control - estimated independence elementary school students
Abstract. The article describes the experience of the team of primary school teachers for the formation and development of control - estimated independence of younger students. Proposed structured forms, methods, techniques, described developed a tool for development control - estimated independence of pupils.
Key words: сontrol - estimated autonomy means of evaluating, monitoring and evaluation techniques.

References

  1. O.I. Baranova Formation of the estimated activity of younger students (routing): ucheb method. allowance. Krasnodar, 2010.
  2. Baranova O.I., Medvedev O.A. Development control and evaluation independence of pupils of primary school as a condition of successful formation of universal educational actions younger students: ucheb method. Manual / under total. Ed. O.I. Baranova. Krasnodar Kuban State. University Press, 2014.
  3. Expected results of the initial general education / ed. G.S. Kovalev O.B. Loginov. 2 nd ed. Moscow, 2010.