Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В обучении детей-инвалидов важную роль имеет социально-психологическая адаптация. В статье представлены возможные формы включения детей-инвалидов в образовательное пространство традиционного урока и внеурочной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: инвалиды, социально-психологическая адаптация, формы дистанционного образования, внеурочная деятельность, младший школьный возраст. 

Одним из приоритетных направлений развития образования является создание системы общеобразовательных организаций, реализующих инклюзивную практику. Изменение подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья способствуют развитию личности ребенка, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.

Общая черта детей-инвалидов заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья могут приводить к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная.

Для организации процесса обучения детей-инвалидов в условиях общеобразовательной организации целесообразным является использование дистанционных технологий. Дистанционное образование за счет создания индивидуальной траектории обучения позволяет каждому ребенку заниматься  по расписанию и в  темпе, соответствующим состоянию здоровья. При этом, дистанционное обучение решает и специфические задачи реабилитационного характера.

Привлечение детей-инвалидов к совместной учебной деятельности посредством включения их в образовательное пространство традиционного урока возможно на внеурочной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.

Внеурочная деятельность играет большую роль в формировании у ученика (особенно ребенка с ОВЗ) способностей ориентироваться в сложной социальной реальности и находить для себя возможность реализации своих творческих способностей.

Это не только решение вопроса о хорошем эмоциональном состоянии детей; от этого зависит, станут ли в дальнейшем накопленные знания активными для социализации каждого ребенка. Всем известно, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Поэтому большое значение имеет умение учителя активизировать, побуждать, стимулировать, направлять своих учеников.  

Главная цель активизации познавательного интереса во внеурочной деятельности – формирование активности учащихся, повышение качества воспитательного процесса, с использованием дистанционных технологий.

Существует несколько способов активизации познавательного интереса детей-

инвалидов во внеурочной деятельности с использованием дистанционных технологий:

• опора на интересы учащихся и одновременно формирование мотивов участия во внеурочной деятельности, среди которых на первом месте  выступают познавательные интересы, творческое мышление;

• включение учеников в решение проблемных ситуаций; поиски решений проблемных ситуаций;

• использование дистанционных игр-викторин, олимпиад, проектов и конкурсов-чтецов;

• стимулирование коллективных форм работы, взаимодействия учеников с педагогами и родителями.

Активация познавательного интереса внеурочной деятельности учащихся должна рассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Для этого используются различные пути активизации познавательного интереса во внеурочной деятельности, основные среди них – разнообразие форм и методов. Выбор их сочетаний стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Формы дистанционных уроков многообразны.

1. Анонсирующие занятия. Цель – привлечение внимания учащегося и обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Материал к теме может быть записан на внешнем носителе и использоваться для свободного доступа и пересылки ребёнку.

2. Вводное занятие. Цель – введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы или с опорой на личный опыт учащегося. Материал может записываться  как видеолекция или презентация.

3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Проводится в программе Skype.

4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний. Здесь используются различные виды тренажёров и тестов, встроенных в обучающую среду. Также можно использовать различные интернет-тренажеры по заданной теме.

5. Выполнение виртуальных лабораторных работ по кейс-технологии. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся.

6. Веб-квест (webquest). Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации. Такие виды занятий проходят всегда с большим интересом и развивают познавательную активность ребят.

7. Видеоконференцсвязь. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья включается в традиционный урок, который проходит в реальном режиме времени. Учащиеся получают возможность общаться с ребенком-инвалидом, задавая ему и отвечая на его вопросы, что значительно повышает интерес к обучению.

8. Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.

9. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Отличается наличием чёткой структуры и регламента. Синхронные занятия могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом аспекте проведение группового занятия в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом синхронных групповых занятий, семинаров является текстовый форум, с одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов.

10. Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.

11. Вебинар (происходит от двух слов: web — «сеть» и «семинар») – это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).

Ребёнок-инвалид, обучающийся на дому с использованием дистанционных технологий одновременно с программными занятиями по учебным предметам, может привлекаться к занятиям внеурочной деятельности совместно с младшими школьниками. Такие занятия помогают ему в дальнейшей социально-психологической адаптации. Почувствовать свою значимость, причастность к проведению занятий для младших школьников стало задачей ребенка и педагогов. С другой стороны, эта работа важна и ученикам класса. Немалую долю времени в проведении таких занятий занимает подготовительная работа всех участников образовательного процесса. На этих занятиях ребёнок-инвалид выступает в роли учителя, поэтому  предварительно вместе с ним педагог определяет тему занятия, определяет цели урока и способы их достижения. Совместно проходит отбор наиболее интересных заданий и упражнений. Самостоятельно ребенку нужно было подобрать какой-то дополнительный материал, соответствующий теме урока. С учениками общеобразовательной школы также проводится предварительная работа: классный час, на котором можно обсудить, как должны вести себя сами дети по отношению к инвалидам. Как и чем мы можем им помочь. Чему можем научить, а чему можем поучиться у них. Целесообразно вспомнить об инвалидах-спортсменах и о том, как важно верить в себя и свои силы.

Такая предварительная работа настраивает учеников на продуктивную работу, мотивирует и активизирует внимание.

  Занятие проводится в форме видеоконференции посредством программы Skype. Форма общения может быть свободной. Итогом такого занятия могут быть работы, поделки, проекты, сборники.

  Такие внеклассные занятия с детьми-инвалидами могут быть приурочены знаменательным датам. К примеру в преддверии дня победы в Великой Отечественной войне. С помощью таких занятий у детей можно воспитывать патриотические чувства, формировать правильное отношение к победе наших соотечественников.

  Форма занятий с включением в образовательное пространство  традиционного урока ребёнка-инвалида посредством дистанционных технологий создает условия толерантного отношения школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приходит понимание и осознание того, что инвалиды - это полноправные члены общества, имеющие свои интересы, обладающие своим неповторимым опытом, способные к общению.

Ссылки на источники:

  1. Методические рекомендации для специалистов центров дистанционного образования в субъектах Российской Федерации «Особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям». – М.: Московский институт открытого образования, 2010
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», http://festival.1september.ru/
  3. Клочкова Е.В. Факторы, влияющие на включение ребёнка-инвалида в жизнь общества.
  4. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2007.

Lidiya Sogomonyan
elementary school teacher of MBOU of a gymnasium No. 25 Krasnodar
The inclusion of a disabled child in the educational space of the traditional lesson using distance education technologies
Abstract: in the education of children with disabilities is an important part of social and psychological adaptation. The article presents the possible forms of inclusion of children with disabilities in the educational space of the traditional lesson using distance education technologies.
Keywords: disabilities, socio-psychological adaptation, forms of distance education, primary school age.

References

  1. Guidelines for specialists distance education centers in the Russian Federation "Specifics of learning disabled children on remote technology." – M .: Moscow Institute of Open Education, 2010
  2. Festival pedagogical ideas "Open Lesson», http://festival.1september.ru/
  3. Klochkova E.V. Factors influencing the inclusion of a disabled child into society.
  4. Seligman M., R. Darling Ordinary families, special children. M .: Terevinf 2007.