Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности понимания понятия «карьера», её влияние на профессиональное становление личности. Выделены виды карьерного роста педагогов. Проанализированы основные направления разработки «дорожной карты» профессиональной карьеры будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: карьера, профессиональная карьера, дорожная карта, образовательный маршрут, будущие учителя начальных классов.

На современном этапе развития общества актуальными для педагогической науки являются проблемы, связанные с построением и развитием карьеры учителей начальных классов, поскольку именно этот процесс даёт возможность студенту направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» реализовывать свои способности, возможности и потребности. Термин «карьера» в педагогике и психологии высшего образования используется как синоним понятий: профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение.

Карьера (от фр. Carriere – карьера) – жизненное поприще, успешное продвижение вперёд в области какой-либо деятельности. Этот термин был заимствован педагогической наукой из экономики. Видимо, это не столько продвижение по должностным ступеням, сколько процесс реализации себя, своих возможностей. (В.В. Кузнецов [1, с. 117])

Понятие «карьера» определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). (А.С. Роботова  [2, с. 185]).

Проблеме изучения карьерных ориентаций личности уделяется много внимания в работах отечественных и зарубежных авторов. Отечественные авторы (Л.А. Аухадеева, Н.М. Борытко, А.М. Байбаков, И.А. Соловцова, А.С. Роботова) рассматривали понятие «карьера» с точки зрения профессионально-личностного становления и развития педагога. Что касается сущности карьерных ориентаций личности и их функций, то данное направление поиска возникло в работе американской школы организационной психологии, основанной: Е. Штейнером, С. Сьюпером, Д. Холлом,

Представления о профессиональной карьере содержат знания будущих учителей начальных классов о личностных качествах, профессиональном опыте, связанном со спецификой их профессиональной деятельности и профессиональной подготовки, усложнением современных социально-экономических условий и требований к личности педагога.

Готовность к профессиональной карьере будущего учителя начальных классов содержит большое количество составляющих элементов, среди которых: физические, психофизиологические, практические, научно-методические и т.д. В научной литературе накоплено богатый материал о феномене готовности человека к разным видам деятельности: определено содержание, обоснована структура, определены способы её формирования, параметры готовности к деятельности и условиям, которые влияют на динамику, длительность и стойкость её проявления. В процессе становления карьеры происходит развитие профессиональной «Я-концепции», которая достигает зрелости только в результате достаточного профессионального опыта. Стремление к самосовершенствованию, самообразование являются важными факторами профессионального роста учителя, обеспечивающие расширение его творческих возможностей, познавательных интересов и формирования творческой индивидуальности.

Важное значение для профессионального роста учителя имеют:

- овладение передовым педагогическим опытом, поисковой исследовательской работой, знакомство с деятельностью педагогов, её анализ, осмысление закономерностей учебно-воспитательного процесса, обучение умению педагогически правильно воспринимать каждый поступок ребенка, находить причины конфликтов и способы их решения;

- систематическое изучение философской и психолого-педагогической литературы, законодательных актов государства об образовании, воспитании и обучении; встречи с учителями-новаторами; участие в работе методических объединений, семинаров, конференций, педагогических чтений и т.д.;

- ознакомление с педагогической прессой, радио, телевидением, Интернетом. Будущие учителя начальных классов систематически изучают периодические издания «Вестник образования России», «Управление современной школы. Завуч», «Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе», «Спутник классного руководителя», «Все для классного руководителя», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Здоровье детей», «Читаем, учимся, играем», «Начальная школа», методические газеты «Последний звонок», «Школьные игры и конкурсы», «Педсовет»;

- ознакомление с национальной системой образования, воплощающей воспитательную мудрость русского народа, его лучших ученых, прогрессивные традиции семейного воспитания в Российской Федерации, воспитательное значение народных обычаев, традиций, праздников, обрядов;

- проектирование «дорожной карты» и реализация индивидуального образовательного маршрута будущего педагога начального образования.

В процессе становления профессиональной карьеры студенты направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» должны почувствовать свободу самовыражения. Только при профессиональной свободе возможна эффективная организация процесса профессионального роста будущего учителя, является своеобразным поиском своего пути, обретения собственного «голоса», собственного «почерка», собственного педагогического мастерства. Педагог, обладающий свободой самовыражения, умеет управлять собственным развитием, может направить свои творческие силы на поиск новых путей обучения и воспитания учащихся и построения своей профессиональной карьеры.

Подводя итоги деятельности американского специалиста по управлению Драйвера, А.С. Роботова выделяет такие виды карьеры, как: линейная, стабильная, спиральная, кратковременная, платообразная, снижающаяся [2, с. 187].

Линейная карьера. Самый благоприятный вид карьерного роста. Человек с самого начала своей трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и целеустремлённо на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице. Например, учитель, участник методического объединения - руководитель методического объединения - завуч школы - директор школы - инспектор районного отдела народного образования - работник городского Комитета по образованию - работник Министерства  образования и науки и т. д. У людей, целенаправленно делающих карьеру, линейная конфигурация - одна из наиболее распространенных.

Стабильная карьера. Человек, который выбирает стабильную конфигурацию карьеры, ещё в институте, или даже в старших классах школы и до конца остается в ней. Этот человек постоянно повышает своё педагогическое мастерство, имеет более высокий доход, но не стремится подниматься по иерархической карьерной лестнице. Это довольно распространенный вид карьеры. Примером могут служить такие профессии, как учитель, врач, различного рода специалисты. Так, повседневная деятельность учителя начальных классов по своему содержанию изменяется незначительно. Учитель просто повышает квалификацию, духовно обогащается.

Спиральная карьера. Это вид карьеры для беспокойных людей. Спиральной карьерой не должен обладать учитель начальных классов, именно поэтому на работу в школу приходят люди, которые не совсем определились с выбором карьеры. Таким людям свойственно погружаться в работу, качественно выполнять своё дело, стремительно передвигаться по карьерной лестнице. Однако через 5-7 их интерес затухает, причем настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяется заново.

Кратковременная карьера. Как правило, человек выбирающий данный вид карьеры является неквалифицированный, неответственным. Он часто переходит с одного места работы на другое, особо не выбирая область деятельности.

Платообразная карьера. Человек достигший определённой ступени в развитии своего педагогического мастерства, своих способностей. Этот человек добивается успеха до определённого этапа, его выдвигают на новые должности. Однако, со временем он остаётся на том же месте до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали в «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения.

Снижающаяся карьера. Такой вид карьеры трагичен для учителя начальных классов. Человек хорошо начинает работать в школе, добивается повышения. Однако в жизни происходит что-то, что перманентно снижает качественный уровень его работоспособности (болезнь, алкоголизм и т.д.). Его считают некомпетентным, не соответствующим требованиям занимаемой должности В силу этого он постепенно опускается до самого низкого уровня.

Итак, профессиональное продвижение - это прежде всего движение. А движение не может быть без цели, иначе вы заблудитесь и неразумно распорядитесь теми ресурсами, которыми обладаете.

Студенты направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» Евпаторийского института социальных наук (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», обучаясь в магистратуре, имеют чёткое представление о своей профессиональной карьере, представляют какой тип карьеры наиболее вероятен для них. Магистры составляют образовательный маршрут профессиональной карьеры в начале обучения, постепенно добавляя необходимые пункты, чётко представляя результаты, которые хотели бы получить.

Для построения профессиональной карьеры студенту следует сформулировать проблему, адекватно оценить её актуальность и сложность, наметить пути, методы и средства её решения, т.е. разработать «дорожную карту» индивидуального образовательного маршрута. В основу индивидуального образовательного маршрута входит следующая схема: «цель - диагностика - планирование - реализация - совершенствование». Как отмечают Г.В. Цветкова и Г.Я. Ястребова, подобный структурированный подход позволяет коренным образом повысить эффективность планирования и контроля выполнения принятых решений [3, с. 12]. «Дорожные карты» представляют стратегический уровень видения проблемы и могут быть детализированы до операционного уровня в виде конкретных действий и шагов по достижению цели индивидуального образовательного маршрута.

Для построения профессиональной карьеры будущими учителями начальных классов целесообразно выделить основные направления данной деятельности: повышение квалификации в системе непрерывного образования, деятельность в профессиональном обществе, участие в методической работе, самообразование. Характеристики данных направлений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Направления разработки «дорожной карты» профессиональной карьеры 

Основное направление

Характеристика

Повышение квалификации в системе непрерывного образования

Обучение в магистратуре, аспирантуре по направлению подготовки, обучение на курсах повышения квалификации, профессиональная переподготовка

Деятельность педагога в профессиональном обществе

Участие или руководство в работе методических объединений города, региона, творческих экспериментальных групп, ассоциаций, работа в региональных и федеральных профессиональных сообществах

Участие педагога в методической работе

Традиционные формы и формы с использованием активных методов обучения. Проведение презентаций личного педагогического опыта, в том числе инновационного (открытые уроки, мастер-классы, презентации на заседаниях городских методических объединений и семинарах, проектная деятельность, создание блогов в Интернете)

Самообразование педагога

Изучение педагогической, методической литературы, самодиагностика, взаимопосещение уроков, выполнение исследований (научно-исследовательская работа в магистратуре, написание выпускной квалификационной работы, диссертационные и дипломные исследования)

Личностное самосовершенствование

Формирование профессионального самосознания, педагогической направленности, педагогического мышления, в развитии профессионально важных качеств

Рассмотренные направления помогают будущим педагогам начального образования добиться намеченных высот профессионального роста, научиться управлять собственным развитием. Прежде всего это означает умение взять на себя ответственность за жизнь и здоровье детей, за собственную жизнь и профессиональную деятельность, выстроить такую профессиональную образовательную стратегию, которая бы учитывала индивидуальные особенности, возможности, запросы, удовлетворяла потребность в образовании, повышении квалификации в выбранной сфере, интеллектуальном, физическом, духовном развитии. Таким образом, основными путями профессионального развития педагога является профессиональное обучение, развитие карьеры и самообразование. Профессиональное развитие ведет к принципиально новому способу жизнедеятельности учителя - творческой самореализации в профессии, которая дает возможность проявить свои индивидуальные и профессиональные возможности. Краткая формула профессиональной деятельности педагога - постоянная работа, творчество, гармония знаний, чувств и поведения.

Не стоит забывать, что первые шаги профессиональной карьеры - это определение интересов, наклонностей, возможностей личности. Познание своих внутренних потенциалов, создание условий для их самореализации в процессе освоения профессионально-педагогической деятельности молодым учителем выступает важным этапом жизнедеятельности. Возникает необходимость того, чтобы учитель сам формировал умение управлять собственной профессиональной карьерой, определял траекторию дальнейшего профессионального роста.

Таким образом, профессиональная карьера влияет на жизненный путь личности, её самореализацию, является важной и значимой для человека в её представлении о себе и удовлетворённостью жизнью в целом. Сказанное позволяет утверждать, что индивидуальный маршрут профессиональной карьеры является важным компонентом карьерной стратегии, которая должна соответствовать карьерным мотивам и целям профессиональной деятельности магистров.

Ссылки на источники

 

  1. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность / В.В. Кузнецов. – М.: Академия, 2007. – 176 с.
  2. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Академия, 2000. – 208 с.
  3. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями. Презентации / сост. Г.В. Цветкова, Г.А. Ячтребова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 39 с. 

 

Nejenskaya Tatiana,
junior lecturer of the department Primary and Preschool Education Methods Yevpatoriya Institute of Social Sciences, branch of Crimean Federal University named after V.I. Vernadksy, Yevpatorija
The training of future primary school teachers to build a professional career
Abstract. This article discusses a particular understanding of the concept of "career", its impact on professional formation of the personality. The types of the career growth of teachers are described. The main directions of the development of primary school teachers’ career “road map” are analyzed.
Key words: career, career development, roadmap, educational route, future primary school teachers.

References

  1. Kuznecov, V.V. Vvedenie v professional'no-pedagogicheskuju special'nost' / V.V. Kuznecov. – M.: Akademija, 2007. – 176 p.
  2. Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost' / A.S. Robotova, T.V. Leont'eva, I.G. Shaposhnikova i dr. – M.: Akademija, 2000. – 208 p.
  3. Professional'nyj standart pedagoga. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut pedagoga kak instrument ovladenija novymi professional'nymi kompetencijami. Prezentacii / sost. G.V. Cvetkova, G.A. Jachtrebova. – Volgograd: Uchitel', 2015. – 39 p.