Аннотация. В статье представлена характеристика коучинга как инновационной образовательной технологии, рассмотрены особенности использования коучинга в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей в условиях высших педагогических учебных заведений.
Ключевые слова: коучинг, преподаватель, будущие воспитатели, профессиональная подготовка.
Современное развитие общества требует постоянного совершенствования системы профессионального педагогического образования. Как никогда сегодня востребована способность специалиста не только творчески применять полученные в процессе обучения знания, но и их приобретать на протяжении всей профессиональной деятельности. Осознание этого требует от преподавателей высшей школы решения важной задачи: формирование у студентов умения получать новые знания, обеспечение возможности стать активными в самостоятельной деятельности, творчестве, самосовершенствовании и самоактуализации, стремления к непрерывному профессиональному росту. Это в свою очередь обуславливает необходимость поиска и внедрения инновационных форм организации образовательного процесса, одной из которых представляется коучинг как средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или продвижения в сложной ситуации.
Термин «сoaching» был введен в начале 90-х годов ХХ столетия Джоном Уитмором. В дословном переводе «to coach» значит тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзамену или состязанию [1, с. 398]. Встречается и более точный, на наш взгляд, вариант «co – achieving» – содостижение, содействие. Коуч – это специалист, проводящий «коучинг». Этимология слова дает возможность определить суть коучинга как особого вида наставничества и фасилитации, обеспечивающих актуализацию внутренних сил и возможностей человека, содействующих определению и достижению целей, ликвидации возможных психологических препятствий.
Истоками современного коучинга можно считать: сократовские методы диалога, психоаналитическую теорию З. Фрейда, гуманистический подход в психотерапии (А. Маслоу, К. Роджерс), работы Д. Гоулмена в сфере эмоционального интеллекта, методику Т. Голви. В частности, К. Роджерс разработал так называемый недирективный метод психотерапии, в основе которого активное участие клиента, способного изменяться и расти благодаря созданию терапевтического союза. Недирективная (клиенто-центрированная) терапия стала важным шагом к тому, что сегодня называется личностным коучингом [2].
В настоящее время технология коучинга постоянно совершенствуется и активно используется в бизнесе, психологии, менеджменте. Она включает в себя: проектный, ситуативный и транзитивный коучинг. Проектный коучинг охватывает стратегический менеджмент личности или команды с целью получения эффективного конечного результата. Ситуативный коучинг фокусируется на конкретном (тактическом) улучшении или оптимизации работы в четко заданном контексте. Транзитивный коучинг помогает людям переходить от одного вида деятельности (или роли) к другому. Как свидетельствуют западные ученые (Э. Парслоу), общая цель коучинга – «помочь людям учиться и поддержать их намерение самостоятельно проводить обучение, чтобы они могли максимизировать свой потенциал, развить навыки, улучшить выполнение своих непосредственных трудовых обязанностей и достичь желаемого идеала как в личностном, так и в профессиональном плане» [3, с. 28].
Учитывая вышесказанное, актуальным видится внедрение коучинга в систему высшего педагогического образования, в условиях которого он выступает как инновационная технология профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций, дающая возможность решать наиболее актуальные проблемы образовательного процесса: формирование мотивации и новых стратегий мышления студентов, раскрытие их внутреннего потенциала, обучение умению творчески решать профессиональные задачи.
Основополагающие принципы коучинга, выделенные В. Е. Максимовым, могут быть успешно реализованы в условиях высшего педагогического учебного заведения [4, с. 41-44].
Принцип осознанности и ответственности. Коучинг служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся самостоятельно (при содействии коуча). Осознанность предполагает ответственность за свои действия.
Принцип отсутствия экспертной позиции. Коуч никогда не занимает экспертную позицию, не высказывает своего мнения, не дает советов или готовых решений.
Принцип взаимосвязи. Позитивные результаты в одной сфере деятельности приводят к достижениям в других.
Принцип сопротивления. При попытке сделать что-то новое в жизни, изменить себя каждый человек испытывает затруднения. Для преодоления этих затруднений разрабатывается план поэтапного формирования новой стратегии и тактики.
Принцип равенства. Метод коучинга основан на коммуникативном сотрудничестве и направлен на формирование партнерских отношений.
Принцип поэтапного развития. Каждый шаг на пути движения к поставленной цели должен находиться, по определению Л. С. Выготского, в «зоне ближнего развития».
Принцип иерархичности развития. Развитие каждой личности происходит поэтапно. Первый этап – эгоцентрический. Основной смысл действий человека – это личная выгода. Другой человек воспринимается не как самоценность, а как объект для достижения целей. На втором этапе человек отождествляет себя с группой, и в его действиях проявляются интересы группы. Третий уровень личности – общечеловеческий. Здесь деятельность личности осознанно направлена на благо других людей, даже лично не знакомых.
Принцип мониторинга. Внимание коуча сосредоточено на конкретной цели в будущем, шагах по ее достижению в настоящем и уроках из прошлого, которые помогут эффективно двигаться к ней.
Рассматривая возможности коучинга в образовании, Н. М. Зырянова акцентирует внимание на его консультативной форме, которая «…помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков» [5, с. 46]. Подтверждение этому служат слова ведущего бизнес-коуча Великобритании М. Дауни: «Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека … (опирающиеся) не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, но в большей степени – на способность человека учиться самому и действовать творчески» [6, с. 177].
И. В. Рыбкин [7] отмечает, что основная направленность коучинга, как непрерывного процесса развития и совершенствования человека, – изменение мировоззрения в сторону достижения максимального как личного, так и профессионального успеха. Автор раскрывает общую основу коучинга несколькими словами: партнерство — раскрытие потенциала — результат.
Анализ технологии коучинга показывает, что он с одной стороны, основывается на общеизвестных методах: наблюдении, беседе, моделировании, с другой – имеет собственные стандартизированные и апробированные процедуры.
Для того, чтобы процесс коучинга был действенным, преподавателю необходимо владеть определенными способностями (эмпатия, фасилитация, конгруэнтность, активное и глубинное слушание, абсолютное принятие человека), жизненным и педагогическим опытом; уметь занять позицию, свободную от осуждений, предпочтений, советов; обладать глубокими профессиональными знаниями, эффективными техниками и приемами (стратегическое планирование, мозговой штурм, расстановка приоритетов, визуализация, шкалирование и т.д.).
Интерактивное общение, как основа инструментария коучинга, «включает» будущих воспитателей в самостоятельное открытие знания, способствует формированию их профессиональной позиции на основе рефлексивных действий. Преподаватель лишь создает ориентировочную основу для решения проблемы с опорой на осмысленное использование знаний.
Этап мотивации и постановки цели: Какого результата ты хочешь достичь? Почему эта цель важна для тебя? Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?
Этап поиска ресурсов, планирования необходимых для достижения цели действий: Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели? Какие возможны препятствия? Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь? Какая поддержка тебе нужна?
Этап реализации плана.
Этап рефлексии: Достиг ли ты цели? Как преодолел препятствия? Что для тебя было самым трудным? Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
Ответы на вопросы дают будущим воспитателям возможность глубже осознать свои профессиональные цели, личностные ресурсы и ограничения, помогают определить направление для саморазвития.
Как видим, суть коучинга как инновационной образовательной технологии не в передаче знаний и предоставлении готовых советов и рекомендаций, а в том, чтобы с помощью особым образом структурированной беседы мотивировать студента на самостоятельный творческий поиск решения проблемы, стимулировать интерес и желание учиться, сформировать ответственность за свои действия, нацеленность на результат.
Исследуя феномен коучинга и особенности его использования в образовательном процессе высшего учебного заведения, Е. А. Цыбина установила необходимую последовательность действий:
1) установление партнерских взаимоотношений между преподавателем и студентами;
2) совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3) исследование текущей ситуации (проблемы);
4) определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5) выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6) выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7) договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку [8, с. 13].
Кроме того, Е. А. Цыбина сформулировала основное кредо обучения посредством коучинга: студент осознает, что его обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами; он признает, что ему на этом пути необходима совместная работа с преподавателем, который будет оказывать ему действенную помощь, поддержку, делиться опытом; успешное достижение целей ведет к признанию успехов студента со стороны всей группы и преподавателя [8].
Важно, чтобы будущий воспитатель: понимал, что существует различие между тем, кто он есть и тем, кем он хочет быть; был готов думать новым, непривычным для себя способом; был готов выслушать и принять критику в свой адрес; был готов к совершению необходимых изменений и предпринимал для этого необходимые действия; был согласен с тем, что за полученный результат несет ответственность только он сам, а не преподаватель. Важно отметить, что основной критерий результативности коучинга – появление у студента в процессе обучения того, что важно именно ему.
Приведем пример программы «Коучинг для будущего воспитателя», реализуемой в процессе прохождения студентами педагогической практики в дошкольных образовательных организациях. Программа предполагает реализацию определенных направлений: организацию психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки студентов; проектирование технологии взаимодействия, использование интерактивных форм обучения. Последовательность действий в ходе коучинга следующая: самоидентификация студента в проблемной ситуации, преодоление ее границ, анализ и поиск ресурсов для решения проблемной ситуации, определение возможных перспектив, разработка стратегии, фасилитация выбора, система мотивационных мер, действия студента по воплощению разработанной стратегии, рефлексия. Использование технологии коучинга предполагает взаимодействие преподавателя (руководителя практики) и студента-практиканта на основе заинтересованности, сотрудничества, разделенной ответственности за результаты личностного и социального развития каждого ребенка.
Как показали практические исследования, результатом программы «Коучинг для будущего воспитателя» становится: гибкость и адаптивность будущих воспитателей к изменениям в образовательном процессе, способность быстро и эффективно реагировать в условиях возникновения проблемной ситуации.
Виктория П. (студентка 3 курс направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Дошкольное образование») излагает проблему, с которой она столкнулась во время прохождения педагогической практики: «В группе один мальчик все время обижает других детей, сам не играет, не занимается и другим мешает. Никак не могу найти к нему подход». Преподаватель (коуч) не предлагает студентке готового решения, а побуждает ее к анализу сложившейся ситуации: «Попробуйте точно определить причину поведения мальчика, как и почему происходят ссоры между ним и детьми, как вы на них реагируете». Через некоторое время (в течение которого студент анализирует ситуацию) руководитель возвращается к разговору: «Какие действия вы как воспитатель можете предпринять; как их можно осуществить на практике; к каким результатам это может привести». Результат беседы: рефлексия педагогической деятельности; самостоятельный поиск причин возникновения проблемной ситуации и прогнозирование ее возможных последствий; развитие самостоятельности, ответственности. Ситуация становится не препятствием, а стимулом для поиска педагогически целесообразного решения. От обвинения ребенка будущий воспитатель переходит к профессиональным действиям. Затем преподаватель и студент могут вместе выбрать необходимую стратегию действий, осуществить мониторинг ее эффективности. Ключевой элемент коучинга – это осознание студентом имеющейся информации, определение того, что является важным для преодоления проблемы, проектирование и реализация решения.
Таким образом, использование коучинга в профессиональной подготовке будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций создает условия для совершенствования и максимально эффективного использования их внутреннего потенциала, не реализуемого в полной мере в процессе обучения, развития личностных качеств через делегирование ответственности за собственные решения и действия, достижение высокого уровня мастерства в решении профессиональных педагогических задач. Коучинг обеспечивает самореализацию, саморазвитие и самовоспитание личности, дает возможность осваивать профессиональную этику на принципах гуманизма, что особенно важно, поскольку сфера деятельности воспитателя напрямую связана с общением, взаимодействием, сотрудничеством. Благодаря своим возможностям технология коучинга может стать одной из важных составляющих эффективного и качественного педагогического образования.
Ссылки на источники
- Новый большой англо-русский словарь. В 3-х томах / Под редакцией Ю. Д. Апресяна, Э. М. Медниковой. – М. : Русский язык, 1999. – 832 с.
- Роджерс, К. Клиенто-центрированная терапия / К. Роджерс. – М. : Издательство: Рефл-бук; Ваклер, 1997. – 320 с.
- Парслоу, Э. Коучинг в обучении. Практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рэй. – СПб. : Питер, 2003. – 204 с.
- Максимов, В. Е. Коучинг от А до Я. Возможно все / В. Е. Максимов. – СПб. : Издательство «Речь», 2004. – 272 с.
- Зырянова, Н. М. Коучинг в обучении подростков / Н. М. Зырянова // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
- Дауни, М. Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей / Пер. с англ. – М. : ООО «Издательство «Добрая книга», 2005. – 288 с.
- Рыбкин, И. В. Коучинг социального успеха / И. В. Рыбкин. – М. : Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2005 – 224 с.
- Цыбина, Е. А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку : учебное пособие / Е. А. Цыбина. – Ульянов : УлГТУ, 2007. – 75 с.
Kolosova Natalya,
Ph.D., Associate Professor of methods of primary and pre-school education Yevpatorian Institute of Social Sciences, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatorija
The possibilities of using the coaching in the professional preparation of future teachers of preschool educational institutions
Abstract. The article presents the characteristics of coaching as innovative educational technologies, the features of the use of coaching in the process of professional preparation of future teachers in higher educational institutions are described.
Keywords: coaching, teacher, future educators, vocational training.
References
- Novyj bol'shoj anglo-russkij slovar'. V 3-h tomah / Pod redakciej Ju. D. Apresjana, Je. M. Mednikovoj. – M. : Russkij jazyk, 1999. – 832 p.
- Parslou, Je. Kouching v obuchenii. Prakticheskie metody i tehniki / Je. Parslou, M. Rjej. – SPb. : Piter, 2003. – 204 p.
- Rodzhers, K. Kliento-centrirovannaja terapija / K. Rodzhers. – M. : Izdatel'stvo: Refl-buk; Vakler, 1997. – 320 p.
- Maksimov, V. E. Kouching ot A do Ja. Vozmozhno vse / V. E. Maksimov. – SPb. : Izdatel'stvo «Rech'», 2004. – 272 p.
- Zyrjanova, N. M. Kouching v obuchenii podrostkov / N. M. Zyrjanova // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. – 2004. – №1. – pp. 46–49.
- Dauni, M. Jeffektivnyj kouching. Uroki trenera kouchej / Per. s angl. – M. : OOO «Izdatel'stvo «Dobraja kniga», 2005. – 288 p.
- Rybkin, I. V. Kouching social'nogo uspeha / I. V. Rybkin. – M. : Izdatel'stvo «Institut obshhegumanitarnyh issledovanij», 2005 – 224 p.
- Cybina, E. A. Kouching v obuchenii studentov starshih kursov anglijskomu jazyku : uchebnoe posobie / E. A. Cybina. – Ul'janov : UlGTU, 2007. – 75 p.