Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлено исследование взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков; эмпирически доказана взаимосвязь самооценки и агрессивного поведения подростков.
Ключевые слова: самооценка, агрессивное поведение, корреляция, подростки. 

Признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Б.Г. Ананьев, [1]).

В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется самооценка, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека (А.А. Реан [2, с. 168]).

В этот период перед подростком актуализируется задача интегрировать имеющиеся представления о себе в единое целое, осознать и принять результат этого процесса, что и позволяет обрести чувство идентичности, или психосоциального благополучия. При неблагоприятном исходе – возникает «спутанная идентичность», характеризующаяся, с одной стороны, сомнениями, внутренними противоречиями, неустойчивостью «Я», неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование, с другой стороны, высоким потенциалом для роста (В.И. Долгова, И.П. Ордина, [3, с. 7]).

Но в подростковом возрасте, наряду с осознанием своей особенности и неповторимости, происходят частые вспышки агрессивного поведения.

В исследованиях Н. Б.Трофимовой и А. А. Реана в 1999 году обнаруживается тенденция, которая состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки (А.А. Реан, [4, с. 147]).

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности.

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая (Е.В. Гребенкин, [5]).

Специальные исследования, проведенные Ж.К. Дандаровой в 1999 году, показали, что подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида (Ю.Б. Можгинский, [6, с. 14]).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу (Т.П. Авдулова, [7]).

Агрессивное поведение - это, прежде всего, целенаправленное и преднамеренное поведение, т.е. это сознательное поведение человека. И если это так, то ведущая роль в организации такого поведения, принадлежит таким личностным образованиям, которые характеризуют систему установок и ценностей личности, уровень сформированности ее самосознания. Иными словами, человека, демонстрирующего устойчивое агрессивное поведение должны отличать специфический набор установок и ценностных ориентации, специфическая структура его самосознания (В.Г. Казанская, [8, с. 75]).

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта; сниженная самооценка; низкий уровень самоконтроля; неразвитость коммуникативных навыков; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.) (Л.М. Семенюк, [9, с. 34 ]).

Представленное исследование связано с тем, что подросток должен обладать определенной степенью агрессивности, так как полное ее отсутствие приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию.

Определение причин агрессивного поведения, позволит своевременно выявить и провести работу по коррекции агрессивного поведения.

В представленном исследовании было рассмотрено, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом проявление агрессивного поведения. Существует ли взаимосвязь между агрессивным поведением и самооценкой подростков.

Целью проведенного исследования было изучение взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков.

Гипотеза исследования состояла в том, что самооценка и агрессивное поведение подростков взаимосвязаны.

Для подтверждения гипотезы были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.

Для осуществления экспериментального исследования были использованы следующие методики: измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (адаптация А.М. Прихожан), тест «Самооценка», диагностика агрессии при помощи опросника Басса-Дарки [10, 11, 12].

База исследования: МБОУ СОШ №137 г. Челябинска, учащиеся 5Б класса.

Проведя вышеуказанные методики, были получены следующие результаты:

Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейн.

 

Рисунок 1 – Распределение результатов уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейн 

Из результатов проведенной методики (Рисунок 1) видно, что 39% подростков (далее учеников) имеет очень высокий уровень самооценки (неадекватно завышенная самооценка), что на 61 % меньше, чем количество подростков с высоким и средним уровнем самооценки – это означает, что такие подростки переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества.

У 39% подростков – норма, высокий уровень самооценки (адекватно высокая самооценка), что на 61 % меньше, чем количество подростков с неадекватно завышенной и адекватной самооценкой. Такие подростки отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность.

22% подростков с норма, средним уровнем самооценки (адекватная самооценка), что на 78% меньше, чем подростков с неадекватно завышенной и адекватно высокой самооценкой. Такие подростки активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. В проведенном исследовании подростки с низкой и неадекватно заниженной самооценкой не выявлены, что может говорить и о низком уровне проявления у них агрессивного поведения (Долгова В.И., Ордина И.П., [13]).

Результаты исследования по методике тест «Самооценка».

Исходя из полученных результатов (Рисунок 2) видно, что большая часть - 34% учеников имеют неадекватно высокую самооценку, что на 66% больше, чем подростков с адекватно высокой, средней и ниже средней самооценкой, такие подростки переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества, выбирают задачи, которые им не по силам.

  

Рисунок 2 – Распределение результатов уровня самооценки по методике тест «Самооценка» 

5% - высокую, адекватно высокую самооценку, что на 95% меньше, чем подростков с неадекватно высокой самооценкой, неадекватно низкой, низкой и средней. Такие подростки отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность.

22% - среднюю и выше средней, что на 78% меньше, чем подростков с неадекватно высокой самооценкой, высокой, неадекватно низкой и низкой самооценкой. Подростки с такой самооценкой активны, самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.

26% - низкую и ниже средней и 13% - неадекватно низкую, что на 61% меньше, чем подростков с неадекватно высокой, адекватно высокой и средней самооценкой. При заниженной самооценке могут возникать конфликты из-за чрезмерной критичности этих подростков. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. У таких подростков зачастую возникают напряженные отношения с одноклассниками и друзьями.

Результаты исследования по методике диагностика уровня агрессии по методике Басса-Дарка – индекс агрессии.

Исходя из полученных данных, только у 26% подростков нормальный уровень агрессии, что на 74% меньше, чем у подростков с уровнем агрессии выше нормы. Такая агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. 

 Рисунок 3 – Распределение результатов уровня агрессии по методике опросник Басса-Дарки. 

У остальных 74% уровень агрессии выше нормы, что на 26% больше, чем подростков с нормальным уровнем агрессии. Подростки с таким уровнем агрессии склонны к ее проявлению и возможно даже физическому. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т. д. (Долгова В.И., Долгов П.Т., Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. [14, 15]).

 Результаты исследования по методике диагностика уровня агрессии по методике Басса-Дарки – индекс враждебности.

 

 Рисунок 4 – Распределение результатов уровня враждебности по методике опросник Басса-Дарки 

Исходя из полученных данных, видно, что весь исследуемый класс детей подросткового возраста имеет коэффициент враждебности ниже нормы. Это говорит о том, что реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий (враждебность) у подростков не была выявлена.

Исходя из результатов проведенных исследований, хочется отметить, что в классе присутствуют дети с разным уровнем самооценки и разным уровнем агрессии. И все-таки больше учеников как с завышенным уровнем самооценки, так и с завышенным уровнем агрессии.

Далее был проведен математический расчет взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков. Для того, чтоб определить взаимосвязь самооценки и агрессивного поведения подростков, был использован расчёт коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Расчёт выявил положительную корреляцию между самооценкой и агрессивным поведением подростков.

Выводы:

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями формирования самосознания и самооценки. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям и специфики формирования самооценки нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.

Из проведенного исследования следует, что самооценка и агрессивное поведение подростков взаимосвязаны. Агрессивное поведение напрямую зависит от уровня самооценки, чем более неадекватен уровень самооценки (неадекватно занижен или неадекватно завышен), тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих.

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка, но агрессивное поведение для детского и подросткового возраста является обычным явлением. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

 Ссылки на источники

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. (Серия «Мастера психологии»). – СПб.: Питер, 2007. – 288 с.
  2. Психология человека от рождения до смерти/под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм - Еврознак. 2002. – 656 с.
  3. Долгова В.И., Ордина И.П. Я-концепция одаренных старшеклассников (монография). – Бишкек: Изд-во "ДЭЦ", 2012. – 155 с.
  4. Реан А.А. Психология подростка. – СПб: Прайм-Еврознак. 2007. – 480 с.
  5. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – М.: Феникс. 2005. – 157 с.
  6. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. – М.: Когито. 2006. – 181 с.
  7. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. – М.: Академия. 2008. – 128 с.
  8. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб: Питер. 2006. – 240 с.
  9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Флинта. 2001. – 96 с.
  10. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб: Питер. 2007. – 192 с.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д.: Феникс. 2003. – 704 c.
  12. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2005. - С. 80-84.
  13. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 4 (24). - С. 63-65.
  14. Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
  15. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.