Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлено исследование взаимосвязи агрессивного поведения и гендерной принадлежности у подростков 12-13 лет. В агрессивном поведении подростков проявляются гендерные различия, которые обуславливаются половозрастными и социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, агрессивность, гендер, гендерная идентичность.

Рост aгрессивных тeнденций в подрoстковой средe отрaжает одну из острейших сoциальных прoблем нашего общества, где за пoследние гoды резко возрoсла молoдежная преступнoсть, осoбенно преступнoсть подрoстков.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного мира, а культ насилия, пропагандируемый киноиндустрией и средствами массовой информации, лишь усугубляет ситуацию.

В этих услoвиях особенно актуaлизируется анализ прoблемы агрeссивного поведeния дeтей подрoсткового возрaста.

Эта прoблема не нoва и являeтся предмeтом бoльшого числа психолoгических работ. Классические и сoврeменные предстaвления о прирoде и мехaнизмах агрессии предстaвлены в рабoтах К. Лoренца [1], Л. М Семенюк [2], И. А. Фурманова [3], Н.Д Левитов [4].

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, также разводятся понятия «агрессии» как формы поведения и «агрессивности» как психического свойства личности. Термином «агрессивность» в общем смысле обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению [5, 6].

А. Басс, давая определение агрессии, стремился сделать это на основе изучения актов поведения, и определил ее как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы [7]. Но он так же ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерениями причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т. е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения.

Е.В. Змановская называет агрессией любую тенденцию (стремление), проявляющеюся в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминировать над ними. Подобное определение агрессии исключает ряд достаточно часто встречающихся агрессивных проявлений, в частности, таких как аутоагрессия, агрессия, направленная на неодушевленные предметы и т.д. [8].

В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат З. Фрейду, который предположил существование не только инстинкта жизни, эроса, но и инстинкта смерти, танатоса. Агрессивные действия по отношению к другому человеку рассматриваются как механизм высвобождения разрушительной энергии, путем, защиты внутрипсихической стабильности субъекта. По его мнению, агрессия – неизбежное свойство человеческого поведения, которое находится вне контроля индивида [9].

Эрих Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. Злокачественную Э. Фромм определяет как деструктивность, не связанную с сохранением жизни [10].

В настоящее время психологи выделяют два вида агрессии и вкладывают в них приблизительно тот же смысл, что и Э. Фромм:

— конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);

— деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального повеления с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем).

А. Басс и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

1. физическая агрессия;

2. раздражение;

3. вербальная агрессия;                                                 

4. косвенная агрессия, направленная и ненаправленная;

5. негативизм.

И. А. Фурманов в соответствии со способом выражения выделяет произвольный и непроизвольный виды агрессии. Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту.

Н. Д. Левитов предлагает рассматривать следующую структуру проявления агрессии [11]:
1. По направленности:

  • агрессия, направленная вовне;
  • аутоагрессия – направленная на себя.
2. По цели:
  • интеллектуальная агрессия;
  • враждебная агрессия.
3. По методу выражения:
  • физическая агрессия;
  • вербальная агрессия.
4. По степени выраженности:
  • прямая агрессия;
  • косвенная агрессия.
5. По наличию инициативы:
  • инициативная агрессия;
  • оборонительная агрессия.

В. И. Долгова и Е. Г. Капитанец определяют понятие агрессивного поведения – как одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации [12, 13].

Гендер в психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Иными словами, быть женщиной или мужчиной — значит следовать определенным социокультурным образцам, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых правил пола.

Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и личностных особенностей и даже всего образа жизни.

Гендерная идентичность подростков формируется в процессе социализации и во многом определяется взаимодействием с главными агентами социализации — родителями, учителями, сверстниками.

Гендерная идентичность — идентификация индивида с конкретным полом в социально-ролевом поведении под влиянием культуры и социального окружения, самоощущение себя как носителя культурно определенных мужских, женских или смешанных качеств [14].

Общество через различные институты предоставляет разнообразные возможности для женской идентификации и почти не дает средств построения идентификации мужской.

Для того чтобы понять, как проявляется агрессивность у обоих полов, необходимо представлять, о какой ее разновидности идет речь. Выделяют прямую (открытую) и скрытую агрессивность. Различия заключаются в намерениях «агрессора»: в первом случае он не скрывает своих намерений, во втором же случае он старается нанести удар таким образом, чтобы это не выглядело, как желание обидеть партнера по общению.

В целом ряде зарубежных обзоров обобщены результаты многочисленных исследований по агрессии. Была установлена большая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами как одно из наиболее устойчивых гендерных различий. Однако, как правило, здесь имеется в виду такой яркий вид агрессии, как открытая физическая агрессия, причем гендерные различия в этом плане не уменьшаются, а увеличиваются с возрастом испытуемых.

Если же выделить другие формы и виды агрессии: скрытую - вербальную и невербальную, то картина становится иной. Поскольку прямое проявление агрессии может угрожать сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, что традиционно считается более важным для женщин, они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины. Представители мужского пола начинают использовать скрытую агрессию только во взрослости, но продолжают уступать женщинам по частоте ее использования.

Агрессивность женщин и мужчин имеет разный характер, разные формы и интенсивность проявления, т. е. имеет гендерные различия.

Данные различия обусловливаются совокупностью как биологических, так и социальных причин. К социальным факторам мы можем отнести гендерные стереотипы, которые играют важную роль в развитии идентичности у подростков.

В свою очередь мы можем столкнуться с несоответствием «Я» подростка и некого, зачастую ложного, идеала, либо со слиянием своего образа с образом противоположного пола, впоследствии чего возможно ощущение утраты целостности внутреннего мира, что может привести к внутренней фрустрации и способствовать проявлению агрессивных действий.

Также нельзя упускать из вида и особенности подросткового возраста, которые могут повлиять на поведение. «Чувство взрослости», потребность в самоутверждении приводят к демонстративному поведению, что часто происходит с применением агрессивных действий.

Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска [15].

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.

Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества.

В-третьих, противоречия, обусловленные престройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли

В агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются половозрастными и социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.

С целью более подробного изучения взаимосвязи агрессивного поведения и гендерной принадлежности у подростков 12-13 лет, было проведено исследование, в котором приняли участие 20 школьников, учащиеся 7-го класса общеобразовательной школы № 21, г. Челябинска. Из них 10 мальчиков и 10 девочек. В процессе взаимодействия с психологами школы, с педагогами и с самими детьми, нами была составлена групповая характеристика участников исследования.

В 7 «А» классе всего 22 учащихся. Большинство ребят учатся вместе с 1-го класса, некоторые вместе ходили в детский сад. Успеваемость в классе хорошая, больше половины класса не имеют троек в журнале. Все обязанности в классе распределены. Большинство детей живут активной как школьной, так и внешкольной жизнью, участвуют в различных соревнованиях, олимпиадах, концертах, благотворительных вечерах, посещают различные кружки, секции и развивающие центры. В среднем ребята ведут себя на уроках хорошо. На переменах, в играх и общении проявляют не значительную агрессию. Но общая сплоченность в классе так, же присутствует. Эмоциональный климат в классе не всегда бывает положительный. Ученики не всегда терпимы к чужому мнению, иногда бывают, агрессивны по отношению друг к другу и к педагогам. Иногда дисциплина в классе вызывает беспокойство или озабоченность со стороны учителей.

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: опросник А. Басса – А. Дарки для диагностики состояния агрессии, тест Т. Лири, и проективная методика – несуществующее животное.

На первом этапе исследовался общий уровень агрессивности, а так же выявлялись конкретные виды агрессивных тенденций по методике А. Басса – А. Дарки. Результаты представлены на Рисунке 1.

 

Рис. 1 Виды агрессивных тенденций по методики А. Басса – А. Дарки

По результатам исследования выявлено, что у подростков среди выявляемых реакций сильнее всего выражена вербальная агрессия (7,6 балла). Вербальная агрессия–выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Дети, вступая в конфликт, выражают свою агрессию через слова.

Следующей по выраженности тенденцией у подростков является раздражительность (5,8 баллов). Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, и вследствие этого раздражительностью.

Однако следует отметить, что подростковый возраст сензитивен для развития эмпатии–способности сопереживать, сочувствовать, и рефлексии–способности понимать и осознавать собственное состояние, чувства, эмоции. Поэтому проявление агрессии не может не вызывать чувство вины(6 баллов), которое является одной из выраженных особенностей подростков.

Менее выражены, у подростков, по сравнению с уже описанными видами реакций, физическая агрессия (5,5 балла) и подозрительность (5,5 балла). Поиски друга, неуверенность в себе и окружающих, неустойчивость характера приводят к развитию подозрительности – недоверии и осторожности по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Наименее представлены у подростков косвенная агрессия (4,1 балла), негативизм (2,6 балла) и обида (3,4 балла). Можно сделать вывод, что дети позитивно относятся к окружающим и у них практически отсутствует оппозиционная манера в поведении, зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, агрессия окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Методика позволяет определить общий уровень агрессивности и враждебности, путем подсчета соответствующих индексов. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21+4, а враждебности 6,5+3. Общий индекс агрессивности составляет 20,7 балла. Общий индекс враждебности–8,8 балла. По данным исследования видно, что у подростков индекс враждебности и агрессивности находятся в пределах нормы.

Но все, же у мальчиков индекс враждебности, как и индекс агрессивности, выражены ярче, чем у девочек. Индекс враждебности у мальчиков–9,3 балла , у девочек–8,2 балла. Индекс агрессивности у мальчиков–26,2 балла, у девочек–15,4 балла.

 

Рисунок 2 – Индекс враждебности и индекс агрессивности подростков по методике А. Баса – А. Дарки 

У 60% мальчиков наблюдается высокий уровень индекса агрессивности; у 40%-средний уровень индекса агрессивности. У 50% девочек выявлен средний индекс агрессивности, у 50%-низкий уровень индекса агрессивности. Данные представлены на Рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Процентное соотношение уровней индекса агрессивности у мальчиков и девочек по методике А. Баса – А. Дарки 

Показатель индекса враждебности распределился следующим образом:

у мальчиков: 30%–высокий уровень, 70%–средний уровень;

у девочек показатели идентичны: 30%–высокий уровень, 70%–средний уровень.

Анализ результатов исследования по методике А. Басса – А. Дарки, показал, что у подростков средний уровень индекса враждебности и агрессивности, и у мальчиков выраженность этих индексов выше, чем у девочек.

Далее исследовались преобладающие типы отношения к окружающим и уровни их выраженности по методике Т. Лири. Все типы отношения к окружающим имеют умеренную выраженность. (Рис.4)

 

Рисунок 4 – Типы отношения к окружающим и уровни их выраженности по методики Т. Лири 

Ярче всего в классе выражены дружелюбный (8 баллов–ср. ур.), авторитарный (7,9 балла–ср. ур.) и альтруистический (7,6 балла–ср. ур.) типы отношения к окружающим.

Не на много отличаются показатели выраженности зависимого (7,2 балла–ср. ур.), эгоистичного (7,1 балла–ср. ур.) и агрессивного (7 баллов–ср. ур.), типов отношения к окружающим.

Менее представлены подозрительный (5 баллов–ср. ур.) и подчиняемый (6 баллов–ср. ур.) типы.

Показатель агрессивного типа отношения к окружающим у мальчиков–9,4 балла; у девочек–4,6 балла. Показатель авторитарного типа отношения к окружающим у мальчиков–8,1 балла; у девочек–7,6 балла.

Из них 80% мальчиков имеют высокий уровень агрессивного типа отношения к окружающим, и 20%–средний уровень. Среди девочек, 10% имеют высокий уровень, 40%-средний уровень и 50%-низкий уровень агрессивного типа отношения к окружающим. 60% мальчиков имеют высокий уровень авторитарного типа отношения к окружающим, 20% средний уровень, 20% низкий уровень.

Высокий уровень авторитарного типа отношения к окружающим имеют 30% девочек , 60%–средний уровень, 10%–низкий уровень.

Проективная методика «Несуществующее животное», лишь подтвердила полученные раннее данные по предыдущим двум методикам, о более яркой выраженности агрессивного поведения среди мальчиков, и менее яркого поведения среди девочек, и усилила нашу уверенность в правильности выбранной гипотезы исследования, и наших действиях. На ней останавливаться более подробно, мы не будем.

Итак, мы видим, что по методике А. Баса – А. Дарки в среднем у мальчиков (26,2) уровень индекса агрессивности выше, чем у девочек (15,4), и 60% мальчиков имеют высокий уровень индекса агрессивности. Среди девочек высокий уровень индекса агрессивности отсутствует.

Уровень индекса враждебности у мальчиков (9,3 балла) так же выше, чем у девочек (8,2 балла), хоть и незначительно, но в процентном соотношении различия по гендерному признаку не наблюдается. Среди мальчиков 30% имеют высокий уровень индекса враждебности и среди девочек так же 30% имеют высокий уровень индекса враждебности.

Далее нами рассматривались авторитарный и агрессивный типы отношения к окружающим по методике Т. Лири.

Показатель агрессивного типа отношения к окружающим у мальчиков (9,4 балла) выше, чем девочек (4,6 балла). Из них 80% мальчиков имеют высокий уровень агрессивного типа отношения к окружающим, среди девочек высокий уровень агрессивного типа отношения к окружающим не наблюдался.

Показатель авторитарного типа отношения к окружающим у мальчиков (8,1 балла) незначительно выше, чем у девочек (7,6 балла). Из них высокий уровень авторитарного типа отношения к окружающим имеют 60% мальчиков и 30% девочек.

Исходя из наших результатов, можно сделать вывод, что уровень агрессивного поведения, в целом, среди мальчиков-подростков выше и ярче выражен, чем среди девочек-подростков.

Данные проверены имперически.

Для этого мы использовали U–критерий Манна-Уитни. Так как именно этот критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака [16].

Н0: Уровень индекса агрессивности у девочек не ниже уровня индекса агрессивности у мальчиков.

Н1: Уровень индекса агрессивности у девочек ниже уровня индекса агрессивности у мальчиков

  1. Мы проранжировали все значения по двум выборкам, присвоив меньшему значению меньший ранг (см. Таблица 1). 

Таблица 1

Ранжирование выборок по U–критерию Манна-Уитни

Выборка 1 (мальчики)

Ранг 1

Выборка 2 (девочки)

Ранг 2

1

30

19

21

13

2

35

20

19

10

3

20

12

16

5

4

29

18

19

10

5

19

10

17

6

6

18

7.5

18

7.5

7

28

16

14

4

8

28

16

10

2

9

27

14

13

3

10

28

16

7

1

Суммы:

 

148.5

 

61.5

2.Подсчитали сумму рангов отдельно по 1 и 2 выборкам. Проверили совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.
3. Определили большую из двух ранговых сумм.
4. Определили значение U по формуле: 

Где n1 – количество испытуемых в выборке 1;

n2 – количество испытуемых в выборке;

Tx – большая из двух ранговых сумм;

nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Результат: UЭмп = 6.5

5. Определили критические значения U.

Критические значения (UКр).

p≤0.01 = 19;

p≤0.05 = 27.

Ось значимости:

 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(6.5) находится в зоне значимости.

Ответ: Н0 отклоняется.

Следовательно, нашим исследованием мы подтвердили гипотезу взаимодействие агрессивного поведения и гендерной принадлежности в подростковом возрасте. И выяснили, что у мальчиков уровень индекса агрессивности выше, чем у девочек.

На основе полученных данных нами были разработаны Рекомендации педагогам по снижению уровня агрессивного поведения и его профилактики у подростков 12-13 лет.

В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, уровень агрессивности и враждебности и их процентные соотношения, а так же типы отношения к окружающим и уровни их выраженности среди мальчиков и среди девочек в подростковом возрасте.

Изучение взаимосвязи агрессивного поведения и гендерной принадлежности в подростковом возрасте показало, что уровень индекса агрессивности у мальчиков(26,2 балла) выше, чем у девочек (15,4 балла), и 60% мальчиков имеют высокий уровень индекса агрессивности. Среди девочек высокий уровень индекса агрессивности отсутствует.

Показатель агрессивного типа отношения к окружающим у мальчиков (9,4 балла) выше, чем девочек (4,6 балла). Из них 80% мальчиков имеют высокий уровень агрессивного типа отношения к окружающим, среди девочек высокий уровень агрессивного типа отношения к окружающим не наблюдался.

Вывод: Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная - физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек - косвенной вербальной.

Данные проверенны математически. Гипотеза исследования, о том, что уровень агрессивного поведения, в подростковом возрасте, у мальчиков выше, чем у девочек, подтвердилась.

Результаты исследования позволили разработать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у подростков 12-13 лет.

Ссылки на источники 

  1. Лоренц К. Агрессия. – М.: Изд-ая гр-па «ПРОГРЕСС», «УНИВЕРС», 1994. - 272 с.
  2. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Изд-во «Олма-Пресс», 1996. – 96 с.
  3. Фурманов И. А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Изд-во «Речь», 2007. – 313 с.
  4. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии. – М.: Наука, 1999. – 286 с.
  5. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой – СПб.: Изд-во «Речь», 2004. – 347 с.
  6. Долгова В. И., Р. Д. Дорофеева, В. Л. Юлдашев, Р. М. Масагутов, Э.З. Кадыров. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
  7. Басс А.Г. Психология агрессии. – М.: Наука, 1997. – 398 с.
  8. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. – СПб.: Изд-во «Питер», 2010. – 352 с.
  9. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика - пресс, 1993 – 207 с.
  10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Изд-во АСТ Москва,2006. – 640 с.
  11. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии М.: Наука, 1999. – 286 с.
  12. Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 109 с.
  13. Долгова В. И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшихся без попечения родителей (монография). – Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 124 с.
  14. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 240 с.
  15. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112 с.
  16. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 350с.