Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы влияния самооценки на проявление агрессивности у подростков; проанализированы понятия агрессия, агрессивное поведение, агрессивность и самооценка; представлены результаты исследования влияния неадекватности я самооценки на уровень агрессивности у подростков.
Ключевые слова: самооценка, агрессия, агрессивное поведение, влияние, подростки.
 

Агрессия является актуальной проблемой на протяжении всего существования человечества. Люди свойственны к проявлению агрессии в различный ситуациях, которые в дальнейшем приносят вред себе и окружающим. Можно предположить, что агрессия – это результат заниженной или завышенной неадекватной самооценки.

Актуальность темы несомненна, поскольку число подростков с агрессивным поведением стремительно растет. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни, ошибками семейного воспитания, невниманием школы к нервно- психическому состоянию детей. Свою долю вносят и средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего подросткового возраста. Характерными чертами его поведения является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним оценкам и суждениям. Исследователи агрессивного поведения имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли его расценивать как положительное или отрицательное явление. Р. Берон и Д. Ричардсон рассматривают агрессию следующим образом, агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1]. Другой представитель психодинамического подхода А. Адлер понимал под агрессией стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности [2].Отечественные исследователи агрессии, также имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет. А.А. Реан понимает под агрессивностью такое свойство личности, которое выражается в готовности к агрессии [3]. Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительная черта личности – агрессивность. Наряду с понятием «агрессия» также употребляется понятие «агрессивность», которое психолог С.Н. Еникополов [4] определяет как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на раздражители различного рода.

Классификации видов агрессивного поведения подростков (как проявления агресии А.Басса) придерживаются многие исследователи (Пономарева М.А., Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В., Капитанец Е.Г., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З., [5, 6, 7, 8, 9]).

-физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

-косвенная агрессия - действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);

-вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);

-склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

-негативизм - оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

-обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

-подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

-чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Агрессивность как качество личности может иметь множество причин. Некоторые ученые в качестве одной из причин агрессивности называют неадекватную самооценку.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной, относительно завышенной или заниженной.

 Она определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность,требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Она тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человекуправильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает мотивационную и эмоционально волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию [10].

Исследование было проведено на подростках 8 класса, в количестве 16 человек, возраст от 13 до 14 лет.

В ходе исследования нами использовались следующие методики:

Опросник А. Басса и А. Дарки. Данный опросник содержит 8 различных шкал, характеризующих агрессивность с различных ее аспектов, что позволяет нам увидеть детальные результаты каждого испытуемого [11].

Опросник Л.Г. Почебут. Данный опросник похож на предыдущий, но в отличие от него содержит 4 шкалы, которые являются важным дополнением, а частичная пересекаемость вопросов опросников позволяет оценить степень честности ответов испытуемых.[7]

Методика Дембо-Рубинштейна. Данная методика легка в обработке и проведении, что исключает искажение результатов из-за усталости испытуемых.

Методика Будасси. Данная методика позволяет точно определить самооценку испытуемого при правильном ее выполнении. Точный количественный уровень самооценки, получаемый в результате этой методики можно эффективно использовать в методах математической статистики.

Результаты по всем методикам представлены в таблице 

Фамилия Имя

Басса-Дарка

Почебут

Дембо-Рубинштейн

Будасси

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

 К. Т.

15

средний

12

средний

67

Адекватная

0,67

Завышеная

М. Ю.

11

средний

12

средний

80

Завышеная

0,72

Завышеная

Л. Е.

17

средний

18

средний

56

Адекватная

0,23

Адекватная

К. Е.

9

низкий

9

низкий

65

Адекватная

0,35

Завышеная

Ю. А.

29

высокий

25

высокий

24

Заниженая

-0,84

Заниженая

З. Т.

12

средний

10

низкий

44

Адекватная

0,4

Адекватная

С. А.

19

средний

20

средний

82

Завышеная

0,68

Завышеная

В. А.

16

средний

13

средний

42

Адекватная

0,33

Адекватная

Д. А.

23

высокий

25

высокий

34

Заниженая

-0,61

Заниженая

Д. Т.

10

средний

12

средний

47

Адекватная

0,48

Адекватная

Г. У.

8

низкий

9

низкий

52

Адекватная

0,22

Адекватная

Д. А.

26

высокий

24

высокий

89

Завышеная

0,81

Завышеная

П.Д.

13

средний

15

средний

70

Адекватная

0,54

Завышеная

К. Д.

23

высокий

21

высокий

79

Завышеная

0,87

Завышеная

А. М.

13

средний

15

средний

70

Адекватная

0,54

Завышеная

Б.М.

23

высокий

21

высокий

79

Завышеная

0,87

Завышеная

По результатам диагностик были получены следующие результаты:

С высоким уровнем агрессии – 42,85% (6 человек). С низким либо средним уровнем агрессии – 57,15% (10 человек). С адекватным уровнем самооценки – 70% (9 человек). С неадекватным (завышенным либо заниженным) уровнем самооценки – 30% (7 человек).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что взаимосвязь между самооценкой и агрессивностью есть. Более того, уровень неадекватности самооценки напрямую влияет на уровень агрессивности.

Любая неадекватная оценка себя - завышенная или заниженная - затрудняют жизнь человека и могут послужить одной из причин агрессивного поведения.

Ссылки на источники 

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2014. - 416 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 87 с.
  3. Реан А.А Психология изучения личности. - СПб.: Питер, 2011 – 288 с.
  4. Еникополов С.Н., Агрессия в обыденной жизни. – М.: Издательство: Российская политическая энциклопедия, 2014 - 496 с.
  5. Пономарева М.А. Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков Вестник Поморского университета. серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №3. – С. 125-130.
  6. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого – педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с.
  7. Долгова В.И., Р.Д.Дорофеева, В.Л. Юлдашев, Р.М. Масагутов, Э.З. Кадырова. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во « Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
  8. Долгова В. И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшихся без попечения родителей (монография). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 124с.
  9. Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
  10. Степанов С.С Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо,2012 – 212 с.
  11. Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.