Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье изучены особенности и способы формирования креативности детей младшего школьного возраста, представлены модель и программа формирования креативности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.
Ключевые слова: младший школьный возраст, креативность, воображение, мышление, арт-терапия.

Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к развитию креативности современного человека в связи с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, к постоянно лавинно увеличивающемуся объему информации, которым вынужден оперировать современный человек и процессом интеграции наук, диктующим изменение типа познавательного отношения к миру и требующим от индивида не только обширных знаний, но и более высокого уровня развития творческого мышления.

Креативность – это творческая одаренность, которая способствует порождению необычных идей и помогает быстро решать проблемные ситуации (Николаева Е.И. [1]).

В психолого-педагогической литературе понятие «творческая деятельность младших школьников» определяется как продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом (Богоявленская Д.Б. [2]).

Придерживаясь позиции исследователей, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которого является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.

В детском возрасте креативность проявляется более ярко, но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. Для вхождения в общество, для социализации ребенок должен пожертвовать своей уникальностью. Снижается оригинальность решения задач – в 4 года оригинальность ответов отмечается у 50% детей, в начале посещения школы число их падает в два раза, и лишь в подростковом периоде снова возрастает до 50% (Выготский Л.С. [3]).

 По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает деятельность ребенка: построение образа конечного результата его деятельности; создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность; создание образов описываемых объектов. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее [4].

Креативность в детском возрасте в различные возрастные периоды развивается и изменяется неравномерно. Сензитивным периодом для креативности являются дошкольный и младший школьный возраст, при этом на возраст 8 лет приходится пик ее развития.

Творчество и творческое воображение ребенка в младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется и развивается в игре и рисунке, конкретизируясь в целенаправленном игровом или художественном замысле.

Важным моментом в развитии творческих способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей, при этом «многоплановость и разнообразие» видов деятельности, в которые одновременно включается ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей.

Переход к обучению в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы. Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Здесь требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

У младших школьников, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения Необходимо пробудить к жизни ту устремленность к самореализации и самоактуализации, которая заложена в каждом и может стать источником гармонии личности.

Таким образом, одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности. В противном случае можно говорить о постепенном снижении этого высшего процесса мыслительной деятельности. Поэтому важно отметить, что если учитель в младших классах не уделяет развитию креативности достаточное количество времени, то даже самые творческие дети могут потерять нестандартность своего мышления в ходе объема выполнения домашних заданий и нехватки времени.

В период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. Именно поэтому в этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления, так как развитие креативности происходит непосредственно в творческой деятельности

Модель формирования креативности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии  изображена на рисунке 1

 Рис. 1 Модель формирования креативности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

Реализация модели отражена в программе формирования креативности у детей   младшего школьного возраста средствами арт-терапии.

В научной литературе последних лет появляется все больше убедительных доказательств того, что арт-терапия может использоваться не только в психотерапевтических целях, но и иметь психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря чему может стать ценным инструментом в деятельности образовательных и реабилитационных учреждений и в социальной работе.

Инновационные подходы к образованию могут и должны опираться на проявления творческого потенциала детей и подростков.

Педагоги и школьные психологи в ходе образовательного процесса могут использовать такие формы взаимодействия с учащимися, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной и драматически-ролевой экспрессии (Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А, Л.А. Регуш, А.В. Орлова [6, 7, 8]).

Программа формирования креативности у детей младшего школьного возраста

Цель – изучить эффективность метода арт-терапии как средства формирования креативности у детей младшего школьного возраста (на примере изотерапии).

Задачи исследования:

1.Разработать на основе метода изотерапии программу по формированию креативности детей младшего школьного возраста.

2.Апробировать на репрезентативной выборке младших школьников разработанную изотерапевтическую программу по формированию креативности детей младшего школьного возраста.

3.Определить эффективность изотерапевтической программы по формированию креативности у детей младшего школьного возраста с помощью методов математико-статистического анализа.

Психолого-педагогическое проектирование изотерапевтической программы по формированию креативности у младших школьников осуществлялось на основе следующих методологических принципов возрастной и общей психокоррекции:

-принцип развития: при наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию, которое в значительной степени зависит от особенностей организации коррекционно-развивающего процесса;

-принципединства коррекции и развития: решение о содержании коррекционно-развивающей ра­боты принимается только на основе психолого-педаго­гического анализа внутренних и внешних условий разви­тия индивида;

-принципединства диагностики и коррекции;

-этические принципы психологии и психотерапии (конфиденциальность, уважение и соблюдение прав клиента);

-принципы гуманизма и принципы культурно-исторического подхода к закономерностям развития психики (Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.Л. Морено, А.В. Петровский).

Разработанная нами программа основана на упражнениях и техниках изотерапии и направлена на формирование креативности у детей младшего школьного возраста.

Цель программы: создание условий для развития креативности у учащихся 2-х классов.

Реализация программы предполагает решение следующих задач:

1)Создание благоприятного психологического климата.

2)Стимулирование положительных эмоциональных переживаний, связанных с   процессом творчества, с целью повышения мотивации учащихся и их творческой активности участников.

3)Актуализировать переживания, чувства, фантазии участников, направить их деятельность на самопознание.

4)Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

5)Создание таких ситуаций общения на занятиях, которые позволяют каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащихся, направить внимание детей на освоение новых видов деятельности.

Разработанная нами изотерапевтической программы по формированию креативности у младших дошкольников рассчитана на 20 учебных часов и содержит 20 занятий-встреч, которые рекомендуется проводить с периодичностью 1 раза в неделю на протяжении 4 месяцев.

Требования к помещению, в котором предполагается проведение изотерапевтических занятий по формированию креативности у младших дошкольников: учебный класс, оборудованный партами и стульями.

Выводы: Изотерапия является одним из наиболее распространенных методов арт-терапии. Она основана на создании художественных образов, что предоставляет возможность для развития воображения, активности, оригинальности, гибкости и пластичности мышления, для выхода своим чувствам, желаниям, мечтам, для перестройки своих отношений к определенным ситуациям и к действительности в целом.

Изотерапия активно применяется в сфере образования и здравоохранения для коррекции эмоциональных и личностных расстройств у детей. Между тем, изотерапевтических программ, направленных на развитие творческих способностей детей и подростков и исследований эффективности данного метода для формирования креативности младших школьников в доступных нам источниках мы обнаружили крайне мало, что и определило цель экспериментального исследования – изучить эффективность метода арт-терапии (на примере изотерапии) как средства формирования креативности у детей младшего школьного возраста.

Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что метод изотерапии оказывает значимое развивающее воздействие на способность к созданию оригинальных образов, на общий уровень дивергентного мышления и такие его показатели как оригинальности и разработанности.

Таким образом, на основании полученных данных можно констатировать, что метод изотерапии является эффективным средством формирования креативности у детей младшего школьного возраста.

Ссылки на источники 

  1. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк : книга для учителя: 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Союз, 2001. – 400 с.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2002. – 416 с.
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
  6. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г.,Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  7. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  8. Педагогическая психология: практикум: / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 304 с.