Полный текст статьи
Печать
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы тревожности в младшем школьном возрасте; показано, что тревожность как свойство личности обусловливает поведение младшего школьника; представлены результаты исследования уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: беспокойство, тревога, тревожность, страх, младшие школьники.

Среди наиболее актуальных проблем, исследующих практическую деятельность человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому на английском языке термином «anxiety», что переводится на русский язык как «беспокойство», «тревога».

Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги, как проблему собственно психологическую – и в научном, и в клиническом плане был З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности.

Тревожность – одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки.

В настоящее время изучению тревоги посвящено большое количество работ (Долгова В.И., Капитанец Е.Г. [1]; Прихожан А.М. [2]; Микляева А.В., Румянцева П.В. [3]). Для достаточно полного их анализа необходимо уточнить некоторые теоретические и методологические положения. Прежде всего – важно чёткое концептуальное различение понятий тревоги, как состояния, и тревожности, как черты личности. Чаще всего термин «тревога» используется для описания негативного психического состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Это состояние возникает, когда индивид воспринимает определённые раздражители или ситуацию как несущую в себе непосредственно или потенциально элементы угрозы, опасности, вреда (Прихожан А.М. [4]).

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется в различных значениях. Сложность достижения согласия в определении данного понятия видится в том, что исследователи тревоги часто используют в своих работах различную терминологию. Основной причиной неоднозначности и неопределённости в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но всё же различных понятий. Упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности.

Некоторые авторы описывают немотивированную тревожность, характеризующуюся беспричинными ожиданиями неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат, немотивированная тревожность может быть признаком психического расстройства.

Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. В данном случае тревожность означает черту личности. Постоянное переживание тревоги фиксируется и становится свойством личности – тревожностью.

Тревожность как свойство личности во многом обусловливает поведение ребенка. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Тревожность как черта личности означает поведенческую диспозицию, которая предполагает готовность индивида к восприятию круга явлений и объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу. Вообще тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и оказывает на него отрицательное влияние (Долгова В.И., Латюшин Я.В., Напримеров А.А. [5]).

Исследователи данной проблемы ставят вопрос и о времени становления тревожности. Ряд авторов считает, что тревожность зарождается уже в раннем детском возрасте. до года, когда беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. Тревоги и страхи взрослых окружающих ребёнка, травмирующий жизненный опыт, отражаются на ребёнке. Тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивую черту характера, но происходит это не ранее старшего дошкольного возраста. А к 7 годам можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не то, или не так.

А.В. Микляева, П.В. Румянцева называют подростковый возраст временем становления тревожности, как устойчивого личностного образования.

Дошкольное детство – один из важнейших этапов психического развития ребёнка – возраст первоначального складывания личности. Нарушение механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всём дальнейшем ходе его развития. В первую очередь на следующем этапе жизни ребёнка – в младшем школьном возрасте. Достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности, что во многом является определяющим для последующих лет обучения.

Таким образом, тревожность младших школьников начинает формироваться ещё в дошкольном возрасте. А к подростковому возрасту тревожность может уже являться сложившейся личностной особенностью (Мартьянова Г.Ю. [6]).

Начало систематического обучения в школе, то есть младший школьный возраст, является одним из периодов, на которые приходится значительное увеличение числа тревожных детей (Костина Л.М. [7, с. 139]).

Школа в систематическом виде приобщает ребенка к знаниям, формирует трудолюбие. Главная опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувстве неадекватности и неполноценности. Ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность. В данный момент при появлении у ребенка чувства несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для него (Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. [8]).

В конце 80-х начале 90-х годов XX века исследователи проблемы тревожности школьников, отмечали, что учащихся проявляющих устойчивую школьную тревожность менее 50% (Сорокина В.В. [9, с. 43]). В конце первого десятилетия XXI века выявлено, что уже более 50% учащихся младших классов имеют повышенный и высокий уровень школьной тревожности (Мекешкин Е.А. [10]).

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, являются родительские отношения. В ряде работ на первое место в определении причин тревожности у детей авторы ставят неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребёнка с родителями, особенно с матерью.

Неприятие матерью своего ребёнка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворить потребность в любви, ласке и защите. Воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одёргивание) так же имеет высокую вероятность возникновения тревожности у ребёнка.

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребёнок не в силах справится или справляется с трудом, так же является одной из причин тревожности.

Нередко родители культивируют «правильное» поведение – строгую систему норм и правил, отступление от которой влечёт за собой наказание. В данном случае тревожность ребёнка порождается страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.

Жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.

Проблема обеспечения эмоционального благополучия актуальна в работе с детьми любого возрастного периода и, особенно с учащимися младшего школьного возраста, эмоциональная сфера которых наиболее восприимчива и уязвима. Это связано с необходимостью адаптации ребенка к изменениям социально – общественных условий жизнедеятельности.

К сожалению, несмотря на отмеченное нами большое количество работ по рассматриваемой проблеме, исследованию тревожности в младшем школьном возрасте уделяется недостаточно внимания.

Итак, поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности детей, отмечая увеличение числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной нестабильностью, то проблема детской тревожности, на современном этапе, является особо актуальной.

Исследование было проведено в 4 «В» классе МБОУ ООШ №110 города Челябинска. В классе 12 человек.

В ходе проведения методики «Тест школьной тревожности Филлипса» были получены результаты, представленные на рисунке 1. 

Рис. 1. Результаты по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» 

Как видно из таблицы 1 и рисунка 1, преобладающая часть испытуемых экспериментальной группы обладает высоким 17 % – 2 человека и в три раза больше повышенным уровнем тревожности – 6 человек.

В ходе проведения методики «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич было выявлено, что для 50 % испытуемых экспериментальной группы характерно расположение большого рисунка в центре, с большими глазами, 30% рисунков имеют маленький размер. У 60 % рисунков испытуемых экспериментальной группы большое количество углов, в том числе прямых символов агрессии – когтей, зубов. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). В комплексе с другими чертами это говорит о защите от окружающих, агрессивной либо со страхом и тревогой. Данные характеристики рисунка говорят о наличии тревожности у испытуемых.

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в экспериментальной группе большинство испытуемых обладают повышенным уровнем тревожности и лишь 33 % – низким уровнем тревожности.

Результаты эмпирического исследования тревожности младших школьников указывают на высокую потребность проведения коррекционной работы с детьми и с родителями по предупреждению развития тревожности школьников (Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. [11]).

Выводы: тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).

Тревожность проявляется в психологической, психофизиологической сфере. Причины тревожности могут находиться на психологическом и психофизиологическом уровне.

Ссылки на источники 

  1. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117 с.
  2. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: МОДЭК, 2000. – 303 с.
  5. Долгова В.И., Латюшин Я.В., Напримеров А.А. Формирование эмоциональной устойчивости личности: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с 1.    
  6. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте – М.: Классикс Стиль, 2007. – 160 с.
  7. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 133 - 140
  8. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  9. Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С.40 - 48.
  10. Мекешкин Е.А. Особенности адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов с различным уровнем школьной тревожности: Дис. канд. биол. наук. – Челябинск. – 2010. – 132 c.
  11. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.